Образное мышление в развитии творческой личности

Авторы:

Ильичева Е. В.. Адрес: Р.п. Воротынец, Нижегородская обл.. Место работы: Средняя школа.

Аннотация

Целенаправленное и систематическое использование в процессе обучения химии образного мышления, наряду с логическим, способствует активизации познавательной деятельности и мышления учащихся, позволяет интенсифицировать учебный процесс.

Ключевые слова:

образное мышление, развитие личности.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Пищевые добавки: за и против

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Аннотация

В статье приведены данные по интенсификаторам вкуса – глютамату натрия и др. Рассмотрены вопросы биологического воздействия интенсификаторов вкуса и приведена оценка безопасности их применения для человека.

Ключевые слова:

пищевые добавки, биологическое действие, усилитель вкуса.


Методика и обмен опытом

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Авторы:

Журин А.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассмотрены статус и функции Фундаментального ядра содержания общего образования, показаны достоинства и вскрыты недостатки Фундаментального ядра общего химического образования, предложены конкретные изменения, направленные на совершенствование его структуры и содержания.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Содержание обучения химии.

Список литературы
  • 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект. — М.: Просвещение, 2008.

  • 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования [электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821

  • 3. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981.

  • 4. Иванова Т. В. Теория и практика развития фундаментальных общеобиологических понятий. — М.: ИОСО РАО, 1998.

  • 5. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. — М.: Политиздат, 1968.


От анализа к синтезу, от классификации к систематизации

Авторы:

Кузнецова Л. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

В процессе обучения нельзя останавливаться на классификации, как на высшей точке познания. От классификации следует переходить к систематизации. Автор рассматривает чрезвычайно важные для обучения химии классификации: классификацию неорганических веществ и классификацию неорганических реакций, прослеживает, насколько они системны.

Ключевые слова:

анализ, синтез, классификация, систематизация, классы неорганических веществ, классификация реакций.


Модульный урок по теме «Озон»

Авторы:

Тануркова Е. И.. Адрес: Тирасполь, Приднестровская Молдавская республика. Место работы: Приднестровский институт развития образования.

Аннотация

Автор рассматривает особенности модульного обучения и в качестве примера его организации предлагает модульный урок в 8 классе по теме «Озон».

Ключевые слова:

модульное обучение, модульная программа, учебный элемент, озон.

Список литературы
  • 1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.

  • 2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Педагогика, 1997.

  • 3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. М.: Академия, 2002.


Модульная технология при разработке учебной темы

Авторы:

Алиев А. Г.. Адрес: Баку. Место работы: Институт проблем образования.

Аннотация

В статье описана модульная технология обучения и ее применение в средней школе. Рекомендованы десять тем школьной программы по химии для использования этой технологии. Они апробированы учителями некоторых школ Азербайджана. Также рассмотрена методика проведения уроков по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома» для 8 класса. Даны рекомендации по проведению каждого урока.

Ключевые слова:

модульное обучение, периодический закон, Периодическая система химических элементов.

Список литературы
  • Алиев А. Г. Обучение химии в VIII классе: методическое пособие для учителей (на азербайджанском языке). Баку: Гамма Сервис, 2004.

  • Новые педагогические технологии в обучении химии. http:/www.uq.ru/96-38/t. 101.htm.

  • Педагогические технологии: что это такое и как их можно использовать в школе: Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.

  • Селевко Г. К. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003, № 5, с. 56-66.

  • Третьяков П. Н., Сенковский И. Б. технология модульного обучения в школе. М.: Народное образование, 1997.


Учебник, который мы выбираем

Авторы:

Литвинова Т.Н..

Аннотация

Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.

Ключевые слова:

учебник химии, учебно-методический комплект.


Интеграция знаний: химические сюжеты в художественной литературе

Авторы:

Остапенко Л. А.. Адрес: г. Невинномысск, Ставропольский край. Место работы: СШ № 18.

Аннотация

В условиях дифференциации обучения проблемы преподавания непрофильных предметов приобретают особую актуальность, поскольку от их решения во многом зависит обеспечение полноценного образования школьников. Предлагается разработка интегрированного урока в 11-м классе гуманитарного профиля по теме «Химические сюжеты в произведениях художественной литературы».

Ключевые слова:

интегрированный урок, художественная литература, химический сюжет, фрагменты литературных произведений.


Об использовании задач с гуманитарным содержанием

Авторы:

Антонов А. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Дроздов А. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования задач с гуманитарной компонентой в современной школе. Рассмотрены несколько вариантов задач с решениями, которые могут быть использованы для работы на уроке, в химическом кружке и в качестве домашних заданий.

Ключевые слова:

гуманитарная компонента, задачи по химии.

Список литературы
  • 1. Попков В. А., Кузьменко Н. Е. и др. Школа будущего сегодня. Концепция образовательной школы благотворительного фонда «Дар». – М.: Изд-во МГУ, 2006.

  • 2. Ерёмин В. В., Плутенко А. Д. Нанотехнологическое образование: проблемы и перспективы // Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. – М., 2009.


Из опыта использования документ-камеры

Авторы:

Нечитайлова Е.В.. Адрес: г.Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: СШ №1.

Аннотация

Автор показывает, как можно использовать документ-камеру на уроках химии.

Ключевые слова:

документ-камера.


Бинарный урок химии и алгебры в 8-м классе «Большие и малые числа в химии»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Ханукович Е. М.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Урок посвящён применению понятия стандартный вид числа. Учащиеся, выполняя различные действия с числами в стандартном виде, учатся не только проводить химические расчёты, но и совершенствуются в математике.

Ключевые слова:

бинарный урок, количество вещества, число частиц, масса молекулы, стандартный вид числа.


Деятельностный подход к обучению: составление уравнений ОВР с участием органических соединений

Авторы:

Дерябина Н.Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аннотация

Описана методика формирования умения составлять уравнения некоторых окислительно-восстановительных реакций с участием кислородсодержащих органических веществ, разработанная на основе деятельностного подхода. Приведенные результаты экспериментальной апробации этой методики позволяют рекомендовать ее использование для профильного (углубленного) обучения учащихся и для обучения педагогов в системе дополнительного образования.

Ключевые слова:

деятельностный подход, методика обучения химии, окислительно-восстановительные реакции.

Список литературы
  • 1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1984

  • 2. Дерябина Н.Е. Прием макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе.-2007.-№9.-С. 40-44.

  • 3. Дерябина Н.Е. Методика формирования умения определять степень окисления атома // Химия в школе.-2007.-№7.-С. 24-27.


Из опыта применения сдвоенных тестовых заданий

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГАТХТ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Cдвоенные и строенные тестовые задания представляют собой весьма эффективный инструмент оценивания знаний и дают учащемуся уникальную возможность саморазвития. При выполнении сдвоенного или строенного задания он воочию видит логическую связь между разделами курса, различными темами. Автор приводит примеры таких заданий.

Ключевые слова:

тестовое задание, сдвоенное тестовое задание.


Консультация

Реакции радикального замещения водорода в алканах

Авторы:

Алёхина Е. А.. Адрес: г. Омск. Место работы: Педагогический университет.

Шалыгин С. П.. Адрес: г. Омск. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Лишь незначительное число химических реакций относятся к элементарным, в которых исходные вещества взаимодействуют в одну стадию с образованием конечных продуктов. Большинство же реакций представляют собой сложный процесс, состоящий из двух и более стадий, в ходе которых образуются промежуточные продукты (интермедиаты). В статье рассматриваются реакции, в которых в качестве интермедиата образуется радикал, т. е. радикальные реакции.

Ключевые слова:

радикальные реакции, радикалы, зарождение цепи, развитие цепи, обрыв цепи.

Список литературы
  • 1. Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

  • 2. Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. - Кн. 1: Основной курс.

  • 3. Перекалин В. В. и др. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1982.

  • 4. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

  • 5. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - Т. 1.

  • 6. Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. — 2009. - № 8. - С. 51-54.

  • 7. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.

  • 8. Шалыгин С. П., Алёхина Е. А., Романенко Н. В. Реакции окисления в органической химии // Химия в школе. - 2006. - № 1. - С. 54-59.


Химический эксперимент

Реализация практико-ориентированного проекта «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм»

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Имаева Т. В.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Лыгина Р. И.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Аннотация

Авторы предлагают разработку из опыта изучения влияния солей тяжёлых металлов на живой организм. Исследование проводилось в несколько этапов. 1. Теоретическая часть. Изучение теоретических основ рассматриваемого вопроса (тяжёлые металлы, их свойства и значение, влияние металлов на жизненные процессы, токсичность). 2. Экспериментальная часть. Влияние тяжёлых металлов на томаты. 3. Анализ проделанного эксперимента.

Ключевые слова:

тяжёлые металлы, токсичность, биогенные элементы, макроэлементы, микроэлементы, каталитическое действие.

Список литературы
  • Добролюбский О. К. Микроэлементы и жизнь. - М., 1956.

  • Дробков А. А. Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных. - М., 1958.

  • Пейве Я. В. Микроэлементы в сельском хозяйстве нечерноземной полосы СССР. - М., 1954.

  • Пейве Я. В. Микроэлементы и ферменты. - М., 1960.

  • Соколов Э. М. Антропогенное загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами // Экология и промышленность России. - 2008. - № 11. - С. 41-45.

  • Стайлс В. Микроэлементы в жизни растений и животных. - М., 1949.

  • Школьник М. Я., Макарова Н. А. Микроэлементы в сельском хозяйстве. - М., 1957.

  • Школьник М. Я. Значение микроэлементов в жизни растении и в земледелии. - М., 1950.

  • Ягодин Б. А. Тяжёлые металлы и здоровье человека // Химия в сельском хозяйстве. - 1995. - № 4. - С. 33-37.

  • www.microelements.ru

  • www.rifpark.ru

  • http://tele-conf.ru


Лабораторный эксперимент по теме «Водородный показатель»

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас. Место работы: Технологический университет.

Аннотация

Химический эксперимент - один из важнейших методов активного обучения. Однако в школах ему отводится мало внимания и времени. Сами учащиеся признают, что эксперименты очень помагают понять и выучить изучаемый материал, формировать и развивать навыки практической деятельности, возбуждать интерес наукой и желание участвовать в научных исследованиях. Чем большая часть теоритического материала основывается экспериментальными работами, тем лучше усваивается изучаемый материал и выше уровень знаний.

Ключевые слова:

эксперимент, рН, ионизация воды.

Список литературы
  • 1. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение осознанности знаний // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 18-22.

  • 2. Kurita handbook of water treatment. – Second edition, 1999.

  • 3. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. - М.: Мир, 1980. - С. 365.

  • 4. McCarty C. G., Vitz E. pH paradoxes: demonstrating that it is not true that pH = log[H+] // Journal of chemical education. - 2006. - V. 83. - № 5. - Р. 752757.


Из истории химии

Видна птица по полёту, или Об одной лекции гения

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье рассказывается об одной из лекций К. А. Тимирязева, в которой он излагал свои идеи, касающиеся питания растений. Приведены воспоминания его современников.

Ключевые слова:

гений, К А Тимирязев, фотосинтез, хлорофилл, питание растений, закон сохранения энергии.

Список литературы
  • 1. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.

  • 2. Комаров В. Л. Жизнь и творчество Климента Аркадьевича Тимирязева. - http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTMhttp://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTM.

  • 3. Тимирязев К. А. Наука и демократия. – М.: Соцэкгиз, 1963.


Внеклассная работа

Организация и проведение игры «Что? Где? Когда?»

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: Зеленоград, Москва. Место работы: СШ № 618.

Аннотация

Интеллектуальные игры повышают интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета, развивают химическую интуицию, внимание и логическое мышление, учат сопоставлять факты. Кроме того учащиеся получают много новой информации, что расширяет их кругозор. Автор приводит вопросы для проведения игры в разных классах.

Ключевые слова:

игра, внеклассная работа.