О формировании толерантных отношений в образовательной среде

Авторы:

Дружинина А. Е.. Адрес: Москва. Место работы: АПК и ПРО.

Аннотация

Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях. Толерантная культура многоаспектна и строить образовательное пространство необходимо с учётом, как минимум, трёх составляющих: готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям по внедрению в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней и восприятия учащимися образовательной среды как толерантной.

Ключевые слова:

толерантные отношения, толерантность, образовательная среда школы.

Список литературы
  • Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1995.

  • Асмолов А. Г. Аннотация «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности» // Вопросы психологии. – 2003. – № 4.

  • Асмолов А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Мы – сограждане (СМИ и общество) / Под ред. Л. И. Сёминой. – М.: Бонфи, 2002. – Т. 2. – С. 270–278.

  • Декларация принципов толерантности // Век толерантности. – 2001. – № 1. – С. 62–68.

  • Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., 2004.

  • Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. – М., 2008.

  • Солдатова Г. У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 132–135.

  • Синягина Н. Ю. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция // Директор школы. – 2001. – № 9. – С. 49–56.

  • Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно ориентированного образования // Воспитать человека. – М.: Вентана-Граф, 2002. – С. 147–150.

  • Синягина Н. Ю. Роль педагога в развитии одарённости младшего школьника // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 4. – С. 26–36.

  • Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

  • Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Химия сладкого вкуса

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Технический университет.

Аннотация

В последнее время часто подчёркивается опасность чрезмерного содержания сахара в рационе человека. В настоящее время активно ведётся поиск природных растительных сладких веществ неуглеродной природы, и ряд таких соединений найден и предложен для промышленного производства. В статье приведены эти соединения и описаны их свойства.

Ключевые слова:

сладкий вкус, глюкоза, фруктоза, сахароза, синтетические подсластители.


Методика и обмен опытом

Учебно-познавательная деятельность как источник знаний школьников

Авторы:

Кузнецова Л. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

Учебный процесс необходимо вести через организацию собственной познавательной деятельности школьников. Для того чтобы правильно организовать ее, необходимо в каждом учебном предмете выделить специфические формы деятельности, которые являются генетическими для данной отрасли человеческого знания. В статье приведены примеры уроков, на которых организована учебно-познавательная деятельность школьников.

Ключевые слова:

учебно-познавательная деятельность, генетический исток знаний.

Список литературы
  • Кузнецова Л. М. Химия-8. – М.: Мнемозина, 2009.

  • Кузнецова Л. М. Химия-9. – М.: Мнемозина, 2009.

  • Кузнецова Л. М. Химия-10. – М.: Мнемозина, 2009.

  • Нифантьев Э. Е. Органическая химия. – М.: Мнемозина, 2007.

  • Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – М.: Мнемозина, 2006.

  • Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 9 классе. – М.: Мнемозина, 2006.


Деятельностный подход при изучении реакций ионного обмена

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Описана методика обучения учащихся умению составлять уравнения реакций ионного обмена в растворах электролитов на основе теории поэтапного (планомерного) усвоения умственных действий и понятий, реализующей деятельностный подход к процессу обучения. Определены компоненты данного умения, составлен учебно-методический комплект, включающий схемы ООД и систему упражнений для формирования умения с требуемыми характеристиками. Предложен модифицированный ряд активности кислот, позволяющий определять продукты реакций с участием многоосновных кислот и их солей, а также органических веществ с кислотными свойствами.

Ключевые слова:

деятельностный подход, реакции ионного обмена, ряд активности кислот.


Урок на основе межпредметных и внутрипредметных связей

Авторы:

Магеррамов А.М.. Адрес: Баку. Место работы: Бакинский государственный университет.

Ахвердиев К.Н.. Адрес: Баку. Место работы: Бакинский государственный университет.

Тагиев И.Б.. Адрес: Баку. Место работы: Бакинский техникум пищевой промышленности.

Аннотация

В статье рассматривается открытый урок применения межпредметных и внутрипредметных связей при объяснении учебного материала. Автор показывает связь между дисциплинами на примере свойств плодов граната. Рассматривается важность межпредметной и внутрипредметной связи как восприятия учебной информации, а также понимание физико-химических и биохимических процессов в производстве продуктов питания.

Ключевые слова:

химия, биохимия, межпредметные связи, интеграция, внутрипредметные связи, методология, пищевая ценность.

Список литературы
  • 1. Бурая И. В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности // Химия в школе. – 2001. – № 10. – С. 23–32.

  • 2. Магеррамов М. А. Свойства плодов гранта и их хранение в модифицированной атмосфере. – Баку, 2004.

  • 3. Карашарлы А. С. Гранат и его использование. – Баку: Азернешр, 1981.


Использование элементов бизнес-проектирования на уроках химии

Авторы:

Сиушева Г. Г.. Адрес: Кострома. Место работы: Областной институт развития образования.

Шадрунова М. А.. Адрес: г. Нея, Костромская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

С целями подготовки учащихся 9-го класса к изучению экономических дисциплин, развития у них социальных компетентностей авторы предлагают им ознакомиться с методикой простейшего бизнес-проектирования на уроках химии. Рассмотрена методика проведения урока в 9-м классе по теме «Силикатная промышленность» с использованием технологии «Перспектива», созданной на основе метода «Шесть шляп мышления» Э. де Боно.

Ключевые слова:

бизнес-проектирование, силикатная промышленность, «Шесть шляп мышления».


Урок-путешествие для восьмиклассников

Авторы:

Беляева Л. П.. Адрес: г. Верхний Уфалей, Челябинская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Предложен урок в 8-м классе по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» в форме путешествия по материку Неорганическая химия, на котором находятся четыре государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли.

Ключевые слова:

урок-путешествие, классы неорганических соединений.


Первый урок химии в 8-м классе

Авторы:

Абрамова С.И.. Адрес: г. Лихославль, Тверская область. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

Предложена разработка первого урока химии в 8 классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьёзного отношения, большого трудолюбия. На уроке используются различные формы работы с учащимися: беседа, викторина, игра, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видеофрагментов. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками.

Ключевые слова:

химия, первый урок химии.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М., Просвещение, 1995.

  • Смирнова Л. М., Жуков П. А. Я знаю, какой элемент вы задумали… // Химия в школе. – 1998. – № 3. – С. 86.

  • Вольеров Г. Б. Улыбка для учителя // Химия в школе. – 1991. – № 1. – С. 60; № 2. – С. 47; № 4. – С. 62; № 5. – С. 59.

  • Кожанова Э. А. Как я провожу урок-игру // Химия в школе. – 1995. – № 6. – С. 21.


Ролевая игра, или Снова незаменимые

Авторы:

Юмашева Д. В.. Адрес: г. Когалым ХМАО-Югра. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье раскрываются аспекты формирования здоровьесберегающих знаний, умений через исследовательскую деятельность учащихся при изучении химии в школе.

Ключевые слова:

Здоровьесбережение, исследовательская деятельность, аминокислоты.


Примеры заданий части С

Авторы:

Малин А. Г.. Адрес: г. Рассказово, Рассказовский р-н, Тамбовская обл..

Аннотация

Предложены пять заданий части С, составленных по аналогии с заданиями демоверсии ЕГЭ 2010 г. Их можно использовать при подготовке выпускников школ к Единому государственному экзамену по химии.

Ключевые слова:

задания ЕГЭ.


Химия глазами математика

Авторы:

Сыромятникова Л. Ю.. Адрес: Чита. Место работы: СШ № 9.

Аннотация

Предложена подборка задач к одному из разделов элективного курса «Химия глазами математика», которые позволяют школьникам увидеть, что многие химические задачи знакомы им из курса математики и нужно лишь умело применять полученные на других уроках знания.

Ключевые слова:

элективный курс, задачи.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. – М.: Просвещение, 2007.

  • 2. Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 7 класс. – М.: Дрофа, 2001.

  • 3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2008.

  • 4. Алгебра. 9 класс / Под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2001.

  • 5. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы / Под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2003.


Консультация

Учение о химической связи в школьном курсе

Авторы:

Никольский А. Б.. Адрес: С.-Петербург. Место работы: Университет.

Телешов С. В.. Адрес: С.-Петербург. Место работы: СШ № 17.

Аннотация

Авторы обращают внимание читателей на противоречия в материалах, предлагаемых школьнику, и изложить свою точку зрения на то, что действительно важно знать учащемуся о химической связи. Он должен не только характеризовать различные виды химической связи, но и определять вид связи (ковалентная или ионная) в конкретных соединениях.

Ключевые слова:

виды химической связи, степень окисления, валентность, водородная связь, электроотрицательность.

Список литературы
  • 1. Щеглов Н. П. Начальные основания химии // Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии. — СПб., 1830. — Т. 7. — Ч. 2.

  • 2. Гесс Г. И. Основания чистой химии, сокращённые в пользу учебных заведений. — СПб., 1834.

  • 3. Щеглов Н. Т. Краткая химия. — СПб., 1841.

  • 4. Сиджвик Н. В. Природа связей в химических соединениях. — Л., 1936.

  • 5. Полинг Л. Природа химической связи. — М.;Л., 1947.

  • 6. Верховский В. Н. Неорганическая химия: Учебник для 8–10 классов средней школы. — М.;Л., 1947. — С. 149–152.

  • 7. Левченко В. В., Иванцова М. А., Соловьев Н. Г., Фельдт В. В. Химия: Учебник для 8–10 классов средней школы. — М., 1949. — C. 309–310.

  • 8. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия: Учебник для 7–8 классов. — М., 1975. — С. 164, 169.

  • 9. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 7–11. — М., 1981. — С. 119.

  • 10. Бердоносов С. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 41–43, 98–100.

  • 11. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. 8 класс. — М., 2003. — С. 162, 157, 174.

  • 12. Новошинский И. Н., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 52, 53, 61, 63.

  • 13. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 37, 43–45.

  • 14. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Контроль знаний учащихся по химии. 8–9 классы. — М., 2003.

  • 15. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г., Логинова Г. П. Химия: Учебное пособие для школьников старших классов и абитуриентов. — М., 2003.

  • 16. Семёнов И. Н., Петрова Г. А. Химия: Учебное пособие для поступающих в вузы. — СПб., 1995.

  • 17. Семёнов И. Н., Перфилова И. Л. Химия. — СПб., 2000.


Химический эксперимент

Интегративный лабораторный практикум

Авторы:

Окольников Ф. Б.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 126.

Аннотация

Автор рассматривает интеграцию экспериментальных химических умений учащихся на уроках химии и биологии. Средством осуществления интеграции выступает интегративный лабораторный практикум, основанный на идее интеграции сходных методов познания на уроках химии и биологии. Практикум содержит 27 работ и состоит из трёх частей.

Ключевые слова:

химия, биология, интеграция, лабораторный практикум.


Как организовать учебное исследование

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Институт открытого образования.

Аннотация

Предложена методика организации учебного исследования, предметом которого является взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой. Показано, что хорошо известная реакция, описанная во многих учебниках, имеет ряд особенностей и может быть предметом интересного экспериментального изучения, которое вполне по силам школьникам, изучающим химию на базовом уровне. Серия представленных опытов нацелена на преодоление формализма в химических знаниях учеников, развитие их умения наблюдать и объяснять сущность явлений на основе имеющихся знаний, развитие их критического мышления. Результаты, полученные учениками в ходе экспериментального исследования, удачно согласуются с литературными данными и убедительно доказывают необходимость комплексного подхода к изучаемым процессам.

Ключевые слова:

химический эксперимент, учебное исследование, предмет исследования, проблемное обучение, критическое мышление, формализм знаний, серная кислота, медь, побочные реакции.

Список литературы
  • 1. Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — С. 172.

  • 2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразоват. учрежд. — М.: Вентана-Граф, 2002. — С. 93.

  • 3. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия: 11 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учрежд. (профильный уровень). Ч. 2. — М.: Вентана-Граф, 2008. — С. 43, 125.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1997. — С. 197, 204, 259.

  • 5. Chambers C., Holliday A.K. Modern Inorganic Chemistry. — Great Britain, Chichester, Sussex: Butterworth & Co (Publishers) Ltd, 1975. — P. 409.

  • 6. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. — М: Химия, 2000. — С. 286.

  • 7. Реми Г. Курс неорганической химии. Т. 2. — М.: Мир, 1966. — С. 400.


Из истории химии

Цепные реакции Семёнова

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

Статья посвящена работам академика Н. Н. Семёнова в области цепных реакций и их значению для современного естествознания.

Ключевые слова:

Николай Николаевич Семёнов, цепные реакции.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 2. К 110-летию со дня рождения. «Тринадцать плюс…» Академик Николай Семёнов. 15. 04. 06. Семёнов Николай. Цепная реакция познания. – http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=35415.

  • 3. Шилов А. Е. Николай Семенов и его роль в науке. — http://www.chph.ras.ru/semenov.html.

  • 4. Пурмаль А. П. Цепные реакции. // СОЖ. — 1998. — № 6. — С. 35–41.

  • 5. Семёнов Н. Н. Цепные реакции. Л.: Госхимтехиздат, 1934.

  • 6. Новосад Е. Большая революция «малых доз». — http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg232001/society/art9.htm.

  • 7. Гранин Д. А. Зубр // Роман-газета. — 1988. — № 21.

  • 8. Энциклопедия для детей. — Т. 18. Человек. — Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2002.

  • 9. Рост Ю. Визит к нобелевскому лауреату. — http://www.novayagazeta.ru/data/2004/34/06.html.


Внеклассная работа

Дайте планете шанс!

Авторы:

Гиндина А. Г.. Адрес: г. Апатиты, Мурманская обл.. Место работы: СШ № 15.

Аннотация

Автор предлагает сценарий интегрированной (география, экология, химия) деловой игры, позволяющей установить причинно-следственные связи между деятельностью человека и ее последствиями, обобщить и расширить знания старшеклассников об антропогенном загрязнении окружающей среды, заставить их задуматься о путях выхода из кризисной ситуации. Игра проходит в форме выездного заседания суда.

Ключевые слова:

интеграция знаний, деловая игра, антропогенное загрязнение окружающей среды.


Командная игра «Экологические маркировки»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Предложена игра для учащихся 3–7 классов. Она не только знакомит школьников с экологическими маркировками, но и будет способствует развитию их умения работать с информацией, представленной в виде символов.

Ключевые слова:

игра, экологические маркировки.

Список литературы
  • Экологическая маркировка // Деловой экологический журнал. – 2003. – №3.

  • Некоторые знаки экологической маркировки // Наука и жизнь. – 2007. – №3. – С. 46-47.