Методика и обмен опытом

От химизма жизни к формуле любви

Авторы:

Амонашвили Ш. А.. Адрес: Москва. Место работы: Академия педагогического искусства и социализации.

Аннотация

Известный педагог размышляет о проблемах воспитания и образования.

Ключевые слова:

Гуманная педагогика, процесс воспитания, образование, образ учителя.


Наука и промышленность

«Норильский никель»: стратегия современного производства

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Филиппов В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены современные технологии переработки медно-никелевых руд, экологические программы и перспективы развития производства ГМК «Норильский никель».

Ключевые слова:

Медно-никелевые руды, обогащение, металлургические процессы, утилизация оксида серы(IV).

Список литературы
  • 1. Норильск. От лагеря к заполярной столице. 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://diletant.media/articles/40433649/

  • 2. Салоп М. Норов Норильска // Химия и жизнь. — 1990. — № 4,5.

  • 3. Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (влияние на окружающую среду и здоровье человека). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://network.bellona.org/content/uploads/sites/4/fil_nikel-report-bellona-2010-ru.pdf

  • 4. Новый Норникель: стратегия в действии. Отчёт об устойчивом развитии 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nornickel. ru/files/ru/CSOpdf/NN_SR2018.pdf

  • 5. Основы металлургии никеля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// https://metallurgist.pro/sposoby-polucheniya-nikelya/

  • 6. В. Потанин дал старт реализации «Серного проекта» на Медном заводе в Норильске. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/vladimir-potanin-dal-start-realizatsii-sernogo-proekta-na-mednom-zavode-v-norilske/

  • 7. История изучения никеленосности в нашем регионе: кто, как и когда нашёл залежи руды в Воронежской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://novostivoronezha.ru/2017/03/22/78138


Методика и обмен опытом

Методологический аппарат школьного учебного исследования

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье охарактеризованы содержание и структура методологического аппарата школьного учебного исследования естественно-научной направленности. Раскрыты требования и рекомендации к формулировке темы, обоснованию актуальности исследования, определению его объекта и предмета, обозначению целей и задач, выдвижению гипотезы. Изложение подкрепляется конкретными примерами.

Ключевые слова:

Учебное исследование, естественно-научные предметы, методологический аппарат.

Список литературы
  • 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

  • 2. Дробышев Е. Ю., Чернышёв Д. А. Об организации учебно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2019. – № 1. – С. 33-37.

  • 3. Румянцев Б. В., Пояркова О. Ю., Мирюгина Т. А., Телешов С. В. Об организации метапредметных практикумов // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 49-53.

  • 4. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Как организовать самостоятельное исследование // Химия в школе. – 2018. – № 6. – С. 46-49.

  • 5. Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. – 2015. – № 10 (129). – С. 4-19.

  • 6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 53-58.

  • 7. Шаталов М. А. Об оценивании образовательных результатов // Химия в школе. – 2017. – № 1. – С. 13-21.

  • 8. Меретукова З. К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – С. 47-52.


Методика и обмен опытом

Технология развития критического мышления на уроке-исследовании

Авторы:

Халикова Ф. Д.. Адрес: Казань. Место работы: Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ.

Аннотация

Разработка урока по теме «Растворение. Растворимость веществ в воде. Растворы» для учащихся 8 класса составлена на основе технологии развития критического мышления. Учебный процесс в целом и каждый урок в частности создаётся взаимодействием учащихся и информации по теме урока, преподаватель должен быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени. Обучение строится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования урока и осмысленности на каждом этапе урока. Благодаря рефлексии, важному элементу технологии развития критического мышления, формируется самостоятельность мышления у обучающихся, они вооружаются способами и методами самостоятельной работы по теме урока, появляется возможность влиять на них и на результаты учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:

Технология развития критического мышления, лицеист, самостоятельность мышления, сотрудничество, интерактивная лекция, синквейн.

Список литературы
  • 1. Пичугина Г. В. Ситуационные задания по химии: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2014.

  • 2. Леенсон И. А. Химия в технологиях индустриального общества: Обзорное введение в специальность: учебное пособие. – М.: Интеллект, 2011. – С. 280.

  • 3. Халикова Ф. Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии //Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 22-24.


Методика и обмен опытом

Адаптивный подход как средство повышения эффективности обучения

Авторы:

Конышева. Д. А.. Адрес: Выкса, Нижегородская обл.. Место работы: Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный».

Аннотация

Предложены рабочие карты, представляющие собой программу деятельности обучающегося по изучению определённой темы. Они разработаны с учётом разнообразных методических приёмов. Применение обучающимися рабочих карт улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса.

Ключевые слова:

Современные педагогические технологии, адаптивный подход, рабочие карты, органическая химия.


Методика и обмен опытом

Галогенирование алканов: формирование понятия о фотохимических реакциях

Авторы:

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Школа № 197.

Аннотация

В статье обоснована актуальность изучения фотохимических реакций в школьном курсе химии на основе межпредметной интеграции. Автором предложена методика формирования понятия о фотохимических реакциях на примере свободнорадикального галогенирования алканов, направленная на приобретение учащимися опыта творческой деятельности по химии.

Ключевые слова:

Фотохимические реакции, галогенирование алканов, свободнорадикальный механизм реакции, закон сохранения массы и энергии, углублённое изучение химии, межпредметная интеграция, проблемный эксперимент, опыт творческой деятельности.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 2. Wöhrle D., Tausch M., Stohrer W.-D. Photochemie: Konzepte, Methoden, Experimente. – Weinheim: Wiley-VCH, 1998.

  • 3. Tausch M., Wachtendonk M. v. Chemie 2000+: Sekundarstufe II. – Bamberg: C. C. Buchners Verlag, 2007.

  • 4. Толетова М. К., Григорьев А. Г., Лямин А. Н., Фролова Т. Н. Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 41–43.

  • 5. Турро Н. Молекулярная фотохимия / Пер. с англ. В. А. Белякова и А. Л. Бучаченко под ред. Р. Ф. Васильева. – М.: Мир, 1967.

  • 6. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

  • 7. https://youtu.be/IFqRkOZWa90

  • 8. Травень В. Ф. Органическая химия: учебник для вузов: в 2 т. – М.: Академкнига. – Т. 1. – 2008.

  • 9. Леенсон И. А. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической термодинамики и кинетики: учебное пособие. – Долгопрудный: Интеллект, 2010.

  • 10. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2018.

  • 11. Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 69–71.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Состояние электронов в атоме»

Авторы:

Мусина Ф. Б.. Адрес: г. Учалы, Республика Башкортостан. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В статье показывается возможность сравнения состояния электронов в атоме с привычными явлениями жизни, что является отражением философских законов: закона единства и борьбы противоположностей, а также закона перехода количества в качество.

Ключевые слова:

Атом, ядро, электрон, s-электрон, p-электрон, орбиталь, электронное облако.


Методика и обмен опытом

Из опыта текущего контроля знаний

Авторы:

Айдина И. Г.. Адрес: г. Павлодар, Казахстан. Место работы: Назарбаев Интеллектуальная школа.

Аннотация

В статье представлены тесты для текущего контроля по теме «Периодическая система с точки зрения строения атома». В части А представлены закрытые тесты, в части В – тесты на соответствие, в части С – задания с открытым ответом.

Ключевые слова:

Периодическая система, строение атома, электронная конфигурация, энергетические уровни, s-, р-, d-элементы.


Методика и обмен опытом

Необычные средства наглядности в процессе обучения

Авторы:

Лупаков В. Э.. Адрес: Брест, Белоруссия. Место работы: СОШ № 10.

Аннотация

В статье рассмотрены разнообразные предметы и материалы, которые могут быть успешно использованы на уроках химии в качестве средств наглядности, а также приводятся краткие комментарии.

Ключевые слова:

Наглядность, средства наглядности, применение средств наглядности.


Методика и обмен опытом

Кроссенс-технология: развитие познавательной активности

Авторы:

Андреюшкина Д. Д.. Адрес: Ульяновск. Место работы: СОШ № 27.

Аннотация

Статья посвящена применению технологии «Кроссенс» на уроках химии как способа развития познавательной активности учащихся. Метод «Кроссенс» способствует формированию креативности, критического и абстрактного мышления. Учащиеся также учатся выстраивать ассоциативный ряд.

Ключевые слова:

Кроссенс, метод, критическое мышление, познавательная активность, творчество, картинки.

Список литературы
  • 1. Бусленко В., Федин С. Семейный кроссворд, или Новая интеллектуальная игра «Кроссенс» // Наука и жизнь. – 2002. - № 12. - С. 12.

  • 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 61-65.

  • 3. Никоарэ М. Пересечение смыслов…, или Творим с историей // Учительская газета, февраль 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/214


Методика и обмен опытом

Приёмы формирования УУД на билингвальных занятиях

Авторы:

Желябовская А. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Исаев Д. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

Cтатья посвящена вопросам обучения естествознанию на английском языке. Описаны некоторые приёмы формирования следующих познавательных универсальных учебных действий: формулирование проблемы, извлечение необходимой информации из текстов.

Ключевые слова:

Познавательные универсальные учебные действия, билингвальное образование, естествознание, приёмы обучения.

Список литературы
  • 1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественно-научные предметы. 5-6 классы. Метод. пособие. — М., Дрофа, 2015.

  • 2. Carbon Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sciencekids.co.nz./sciencefacts/chemistry/carbon.html

  • 3. Why Is Carbon Important? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://climatekids.nasa.gov/carbon/.

  • 4. Hydrogen facts for kids [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kids.kiddle.co/Hydrogen

  • 5. Oxygen Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coolkidfacts.com/oxygen-facts/

  • 6. Nitrogen Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coolkidfacts.com/nitrogen-facts/


Консультация

Опыты с иодом: анализируем и объясняем

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье описаны простейшие опыты, иллюстрирующие химические свойства иода и его соединений. После описания каждого опыта дано его теоретическое объяснение.

Ключевые слова:

Химические свойства иода, восстановительные свойства иода и иодид-иона, иодоформ.


Химический эксперимент

Демонстрационные опыты при изучении кислорода и водорода

Авторы:

Шабля И. Н.. Адрес: Уссурийск. Место работы: СОШ № 14.

Аннотация

В статье рассматриваются методика и техника проведения демонстрационных опытов при изучении разделов «Кислород» и «Водород». Раскрывается авторский подход при подготовке, организации и проведении ключевых опытов, отражающих свойства кислорода и водорода как простых веществ. Особое внимание обращено на соблюдение правил техники безопасности при проведении демонстрационных опытов.

Ключевые слова:

Демонстрационный опыт, наглядность, техника безопасности.

Список литературы
  • 1. Химический демонстрационный эксперимент / Под ред. С. А. Щукарева. — М.: Высшая школа, 1969.

  • 2. Стёпин Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.

  • 3. Демонстрационные опыты по неорганической химии / Под ред. Ю. Д. Третьякова. — М.: Академия, 2008.

  • 4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2015.

  • 5. Ерейская Г. П., Храменкова А. В., Таланов В. М. Эффектные демонстрационные опыты по химии: готовимся к ЕГЭ. — Ростов н/Д: Феникс, 2016.


Химический эксперимент

Строение и свойства витамина C

Авторы:

Бирюкова Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

Рассмотрены строение и свойства витамина С. Предложены простые, показательные и легко воспроизводимые опыты с аскорбиновой кислотой (витамином С).

Ключевые слова:

Строение молекул, свойства веществ, витамины, витамин С, аскорбиновая кислота.


Внеурочная деятельность

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Авторы:

Ахромушкина И. М.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Валуева Т. Н.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Аннотация

Одним из направлений реализации интегративных процессов в образовании выступает усиление внутри- и межпредметных связей в содержании учебного материала, в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Данный подход реализован в разработанных авторами заданиях для районных химических олимпиад.

Ключевые слова:

Олимпиада по химии, предметные и метапредметные образовательные результаты.

Список литературы
  • 1. Фармацевтическая химия: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Раменской. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  • 2. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. — Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2008.


Из истории химии

Что такое температура

Авторы:

Бобринёв Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1514.

Аннотация

Автор прослеживает историю измерения температуры и исследования физического смысла этой физической величины.

Ключевые слова:

Температура, температурные шкалы, термометр, абсолютный нуль, средняя кинетическая энергия движения молекул.

Список литературы
  • 1. Бобринёв Ю. В. Что такое температура? // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 74-78.

  • 2. Кричевский И. Р. Понятия и основы термодинамики. – М.: Химия, 1970.

  • 3. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.

  • 4. Спасский Б. И. История физики: ч. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1956.

  • 5. Черноусов П. И., Коротченко Н. А., Голубев О. В. История науки и техники в системе современных знаний: материалы научной конференции, посвящённой 10-летию кафедры истории науки и техники УГТУ – УПИ. - Екатеринбург, 14 декабря 2009 г.

  • 6. https://dic.academic.ru

  • 7. https://himya.ru