Методика и обмен опытом

Наставничество как средство развития профессионализма педагога

Авторы:

Марголина Ж. Б.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В связи с проводимой пенсионной реформой актуализируется проблема непрерывного образования, в том числе и в педагогической среде. В настоящее время в системе педагогического образования осуществляется поиск форм, методов, технологий непрерывного педагогического образования. Наставничество можно рассматривать как способ реализации непрерывного образования взрослых.

Ключевые слова:

Наставничество, непрерывное образование, образование взрослых.

Список литературы
  • 1. Данилова Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец ХIХ – начало ХХ века) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2017.

  • 2. Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых // Непрерывное образование №3(25), 2018. С. -14-18.

  • 3. Панфилова А. П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов // Современные технологии управления. - 2016. - № 12 (72).

  • 4. Зиннатова Н. Р. Наставничество. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/librare/2017/05/10 nastavnichestvo (дата обращения 22.08.2018).

  • 5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013.


Методика и обмен опытом

Научное познание и обучение как основа изучения теорий

Авторы:

Емельянова Е. О.. Адрес: Липецк. Место работы: ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Тушева Г. Г.. Адрес: Липецк. Место работы: СОШ № 60.

Аннотация

В статье раскрыты особенности и возможности использования научного познания в процессе изучения теорий в школьном курсе химии. Предложены типы заданий, позволяющие реализовать субъект-объектные и субъект-субъектные отношения учителя и учащихся, освоить методы эмпирического и теоретического познания, понять логику построения химических теорий.

Ключевые слова:

Научное познание, преподавание, обучение, изучение, организационное обеспечение, методическое обеспечение.

Список литературы
  • 1. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981.

  • 2. Емельянова Е. ., Тушева Г. Г. К вопросу организационно-методического обеспечения изучения химии: отбор учебного материала для создания содержательно-предметной среды // Успехи современной науки. - 2016. – Т. 1. - № 10. - С. 133-137.

  • 3. Кедров Б. М. Общий ход познания вещества // Вопросы философии. – 1965. - № 4. – С. 92-103.

  • 4. Кун Т. С. Научные революции как изменение взгляда на мир // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. – С. 369-372.

  • 5. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

  • 6. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: опорные конспекты, практические задания, тесты: в 2-х ч. Ч. I. – М.: Школьная Пресса, 2002.

  • 7. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: опорные конспекты, практические задания, тесты: в 2-х ч. Ч. II. – М.: Школьная Пресса, 2002.


Методика и обмен опытом

Проблемные задания с использованием метода аналогий

Авторы:

Сафина Л. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В статье представлены разработки проблемных заданий по химии для учащихся восьмого класса с использованием метода прямой аналогии, которые можно использовать при изучении нового материала в процессе постановки проблемы.

Ключевые слова:

Аналогия, синектика, прямая аналогия, обучение химии.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.

  • Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 36-38.


Методика и обмен опытом

Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности

Авторы:

Новикова А. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 181.

Аннотация

Предложена разработка урока в 9 классе, на котором осуществляется изучение нового материала, его первичное закрепление. На уроке используются элементы проблемного обучения, устанавливаются межпредметные связи с физикой, историей, МХК.

Ключевые слова:

Коррозия металла, Медный всадник, групповая работа.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014.


Методика и обмен опытом

Урок обобщения знаний для слабослышащих учащихся

Авторы:

Клеменова Е. В.. Адрес: Петропавловск, Республика Казахстан. Место работы: Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха.

Аннотация

Предложена разработка урока по теме «Вода» (9 класс) с использованием интерактивной игры-путешествия. Цели урока: обобщение и углубление знаний о физических и химических свойствах воды, её значении, применении, очистке.

Ключевые слова:

Дети с овз, урок-игра, свойства воды.


Методика и обмен опытом

Неорганическая химия в ЕГЭ: задание № 8

Авторы:

Морозова Н. И.. Адрес: Москва. Место работы: СУНЦ МГУ.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности задания № 8 ЕГЭ по химии и некоторые аспекты подготовки школьников к его эффективному выполнению.

Ключевые слова:

Егэ по химии, задания по неорганической химии, стратегия решения задач.

Список литературы
  • Подготовка к ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://internat.msu.ru/structure/chairs/kafedra-himii/nashi-spetskursy/podgotovka-k-ege-po-himii/


Методика и обмен опытом

Из опыта организации работы при подготовке к экзамену

Авторы:

Тогидний М. Л.. Адрес: Томск. Место работы: СОШ № 2.

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые направления подготовки к экзамену в форме ЕГЭ. Более подробно проанализирована предметная готовность с учётом недостаточного количества урочного времени. Затронуты возможные проблемы, возникающие при выполнении заданий части 2 экзамена по химии в формате ЕГЭ, и пути их решения.

Ключевые слова:

Организация работы, подготовка к экзамену, химия, проблемы подготовки, решение задач, Единый государственный экзамен.


Методика и обмен опытом

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: Академия дополнительного профессионального образования «Перспектива».

Аннотация

Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.

Ключевые слова:

Тестовые задания, стандартизированные тесты, установление обратной связи.


Методика и обмен опытом

Информационно-образовательная среда района: принципы и задачи

Авторы:

Липатова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ИМЦ Центрального р-на.

Аннотация

Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и создания районной информационно-методической среды.

Ключевые слова:

Методическая компетентность, информационно-образовательное пространство, сетевое сообщество.

Список литературы
  • Алексеев М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии. - 2006. - № 3. - С. 3-19.

  • Владимирова Л. П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - С. 56-61.

  • Владимирова Л. П. Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков // Английский язык в школе. - 2006. - № 2. - С. 53-55.

  • Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 21-26.

  • Патаракин Е. Д. Пространство, коллекции и сервисы региональных сетевых сообществ // Интернет в профессиональной деятельности: Научно-методический сборник / Под ред. Д. Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 11-16.

  • Румизен М. К. Управление знаниями: Пер. с англ. - М.: АСТ: Астрель, 2004.

  • Фролов И. Н. Вопросы формирования ЕИМП образовательной системы региона // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - М., 2008. - № 4.


Методика и обмен опытом

Компьютерное моделирование строения химических соединений

Авторы:

Пономаренко О. А.. Адрес: г. Егорьевск, Московская обл.. Место работы: СОШ №13.

Аннотация

Статья посвящена использованию компьютерного моделирования строения химических соединений при изучении курса химии в средней школе. В данной работе используется программный комплекс HyperChem 8.0, позволяющий визуализировать строение молекул веществ, а также провести квантово-химический расчёт отдельных молекул.

Ключевые слова:

Квантовая химия, молекулярное моделирование, уравнение Шрёдингера, HyperChem, квантово-химический расчёт.

Список литературы
  • 1. Учебник по основам квантовой химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/index.htm.

  • 2. Приближение МО ЛКАО. Уравнения Рутаана. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/soder/5_3.htm.

  • 3. Метод самосогласованного поля. Метод Хартри. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/soder/3_3.htm.

  • 4. Рештаненко Н. В. Программные системы для решения прикладных задач предметной области «Химия» (Обзор литературы). - Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2006.

  • 5. Юдин А. Л. Лабораторный практикум «Квантово-химическое моделирование соединений в пакете HyperChem»: учебно-методическое пособие. – Кемерово: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2013. – 175 с.

  • 6. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – 4-е издание, исправленное. - М.: Высшая школа. Издательский центр «Академия», 2001. – 743 с.

  • 7. Некрасов Б. В. Основы общей химии. Т. 1. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Химия, 1973. – 656 с.


Химический эксперимент

О переосмыслении стереотипов при выполнении химического эксперимента

Авторы:

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.

Чернышева Л. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

В статье показано как учитель создаёт условия для глубокого осмысления учащимися результатов химического эксперимента. Приведены методики проведения серии лабораторных и демонстрационных опытов. Учащиеся должны переосмыслить имеющиеся у них стереотипы и предложить объяснение результатов химических экспериментов.

Ключевые слова:

Стереотип, познавательная деятельность, лабораторный опыт, демонстрационный эксперимент.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. // Химия в школе. — 2015. — №6. — С. 6-12.

  • 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Издательство «Астрель», 2013. — С. 234.


Химический эксперимент

Эксперимент по нанохимии на основе коллоидных растворов металлов

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Симонова М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены методики выполнения лабораторных экспериментов, демонстрирующих свойства наноразмерных систем – коллоидов на основе металлов. Представленные эксперименты демонстрируют изменение свойств систем, связанных с размерами коллоидных частиц, а также некоторые возможности использования наноразмерных структур в качестве колориметрического датчика.

Ключевые слова:

Наночастицы, коллоидные растворы, эффект Тиндаля, термохромизм, колориметрический датчик.

Список литературы
  • 1. Волкова С.А., Федоткина З. А. Нанотехнологическое содержание курса химии как фактор интеграции естественнонаучных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 4 — С. 64-66.

  • 2. Ахметов М. А. Введение в нанотехнологии. Химия. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений. — СПб: Образовательный центр «Участие», образовательные проекты, 2012.

  • 3. Коршунов А. В. и др. Кинетика формирования частиц дисперсной фазы золей золота // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. — 2011. — Т. 318. — № 3. — С. 12-18.

  • 4. Поджарая К. С. Анализ методов получения наноразмерных частиц серебра // Успехи в химии и химической технологии. — 2012. — Т. XXVI. — № 7 (136). — С. 85-87.

  • 5. Вишнякова Е. А. и др. Определение условий образования наночастиц серебра при восстановлении глюкозой в водных растворах // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Химия. — 2009. — Т. 2. — № 1. — С. 48-55.

  • 6. Макаров В. В. и др. «Зелёные» нанотехнологии: синтез металлических наночастиц с использованием растений // Acta naturae. — 2014. — Т. 6. — № 1(20). — С. 37-47.

  • 7. Орлик Ю. Г. Золотые маски // Химия и жизнь. — 1986. — № 2. — С. 75-77.

  • 8. Орлик Ю. Г. Химический калейдоскоп: книга для учащихся. — Минск: Народная асвета, 1988.

  • 9. Леенсон И. Золото в бутылке // Химия и жизнь. — 1981. — № 1. — С. 37.

  • 10. Писаржевский М. В. Золото из радиодеталей? Это просто! — Запорожье: Дикое Поле, 2006.

  • 11. Орозматова Г. Т., Сатывалдиев А. С., Насирдинова Г. К. Получение устойчивых растворов наночастиц меди в присутствии додецилсульфата натрия // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — №6 (48). — С. 28-33.

  • 12. Озерянский В. А., Клецкий М. Е., Буров О. Н. Познаём наномир: простые эксперименты. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.


Внеурочная деятельность

Учебный проект «Современный фармакопейный анализ аспирина»

Авторы:

Фирстова Н. В.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Волкова Н. В.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Вернигора А. Н.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Кузнецова А. В.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Керимов Э. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье предложен учебный проект «Современный фармакопейный анализ аспирина» как метод проблемного изучения основ органической химии. Показатели качества аспирина – описание, растворимость, доказательство подлинности и родственные (специфические) примеси рассматриваются на основе современных стандартов качества лекарственных средств (Российская и Британская Фармакопеи). Выделены этапы выполнения проекта, дидактические цели, методические задачи, проблемные вопросы. Приводится протокол практической исследовательской работы, осуществимой в условиях школьной химической лаборатории. Работа над проектом будет способствовать знакомству школьников с постановкой и решением научных задач, формированию навыков совместной работы в составе творческого коллектива сверстников.

Ключевые слова:

Аспирин, фармакопейный анализ, реакции идентификации аспирина, практическая работа, метод проектов.

Список литературы
  • 1. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. 9-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

  • 2. Государственная Фармакопея Российской Федерации, 14-е изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.femb.ru/femb/pharmacopea.php

  • 3. Schror K. Acetylsalicylic Acid. — Wiley-VCH Verlag GmbH&Co RGaA, Weinheim, 2009.

  • 4. Арзамасцев А. П. Фармацевтическая химия. — М.: изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2008.

  • 5. British Pharmacopoeia 2012. — System Simulation Ltd., 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pharmacopoeia.co.uk

  • 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  • 7. Кузнецова А. В., Пищаева Е. А., Фирстова Н. В. Аспирин фармакопейного качества: готовим будущих провизоров на уроках химии. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов «Актуальные проблемы химического образования» (Пенза, 8 ноября 2017). Пенза. — ПГУ, 2017. — С. 96-102.

  • 8. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: практикум. Под ред. Г. В. Раменской. — М.: Лаборатория знаний, 2016.

  • 9. Фирстова Н. В. Проектно-исследовательский метод при изучении химии. Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы естествознания» (Пенза, ПГУАС, 19-21 ноября, 2011). — Пенза 2011. — С. 51-54.

  • 10. Фирстова Н. В., Кузнецова А. В., Мещерякова О. А. Метод проектов: от студентов к школьникам. Сборник статей XIII Международной методической конференции «Университетское образование» (Пенза, 23-24 апреля, 2009). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. — С. 134-136.

  • 11. Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970432921.html


Внеурочная деятельность

Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики

Авторы:

Опарина С. А.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского.

Железнова Т. А.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования тематических образовательных Web-квестов по химии как средства установления межпредметной интеграции с математикой. Приведён пример Web-квеста «Задачи на смеси, сплавы и растворы», который может быть включён отдельно в конкретные уроки по изучаемым дисциплинам или в план интригованного урока химии в 9 классе, а также использован при проведении внеурочных мероприятий профильной направленности.

Ключевые слова:

Тематический образовательный web-квест, межпредметная интеграция, химия, математика, задачи.

Список литературы
  • 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.

  • 2. Васильева П. Д. Методика преподавания химии. Учебное пособие. — Элиста: Калм. ун-т, 2012.

  • 3. Арюткина С. В., Напалков С. В. Практикум решения задач школьной математики: применение Web-квест технологии. Учебно-методическое пособие. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015.

  • 4. Шепелев М. В. Quest-технология в организации олимпиады для групп учащихся // Химия в школе. — 2016. — №5. — С. 21-25.

  • 5. Никулина Н. В. Химический квест: увлекательно и полезно // Химия в школе. — 2016. — №10. — С. 58-60.

  • 6. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. — М.: Центрхимпресс, 2004.

  • 7. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. — 2017. — № 4 — С.29-31.

  • 8. Хрусталёв А. Ф., Печерий А. А. Расчётные задачи как объект ученического исследования // Химия в школе. — 2018. — №2. — С. 24-26.


Внеурочная деятельность

Квест-игра «Химическая лаборатория»

Авторы:

Золотавина Е. А.. Адрес: Заводоуковск. Место работы: Заводоуковская СОШ № 1.

Аннотация

Предлагается описание окружной квест-игры для учащихся 10 классов, посвящённой 190-летию со дня рождения А. М. Бутлерова.

Ключевые слова:

Квест-игра, А М Бутлеров, химическая лаборатория, техника безопасности.

Список литературы
  • Болгова И. В., Шапошникова И. А., Фандо Р. А. Таблица Менделеева в живых организмах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800606

  • Боброва О. В. Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота» // Химия в школе. — 2018. — №5. — С. 55-57.

  • Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. — 2017. — № 1. — С. 68-71.

  • Злотников Э. Г. и др. Урок окончен — занятия продолжаются. — М.: Просвещение, 1992.

  • Марина Н. В. Интеллектуальный турнир, посвященный 180-летию со дня рождения Александра Михайловича Бутлерова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/urok-viktorina-am-butlerov-2475397.html

  • Петрякова О. Б. Экологический серпантин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/olga-borisovna-petrjakova/-yekologicheskii-serpantin-scenarii-po-stancionoi-igry-dlja-shkolnikov-starshih-klasov.html

  • Пичугина Г. В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. — М.: ВАКО, 2014. — C. 8-16.

  • Федоренко И. Г. Обобщающий урок в форме интеллектуальной игры // Химия в школе. — 2016. — №1. — С. 23-25.

  • Хабибуллина З. Ш. Устный журнал «Прикольный химик». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/600992/


Внеурочная деятельность

Игра для девятиклассников «Вперёд, химики!»

Авторы:

Рутина О. П.. Адрес: с. Родники Соликамского района Пермского края. Место работы: Родниковская СОШ.

Аннотация

В статье дано описание игры-викторины для учащихся 9 класса. Игра направлена на формирование познавательного интереса к изучению химии через расширение и обобщение знаний о химическом элементе, веществе и химической реакции.

Ключевые слова:

Игра, свойства элементов и их соединений, мотивация, познавательный интерес.

Список литературы
  • Гапоненко О. К. Игра «Химическая лихорадка» // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 78-80.

  • Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. — 2017. — № 1. — С. 68-71.

  • Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-49.


Из истории химии

Из истории калориметрии

Авторы:

Шикуть Н. Л.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Баум Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В музейных фондах Политехнического музея долгое время находился неатрибутированный прибор, предположительно калориметр Реньо с нагревателем. Он был исследован в рамках совместного образовательного проекта, осуществляемого Химическим факультетом МГУ и музеем. В статье дано описание этой конструкции и принцип ее действия, приводится краткая история развития калориметрии вплоть до второй половины XIX века, времени создания данного прибора.

Ключевые слова:

История химии, калориметрия, ледяные и жидкостные калориметры, А В Реньо.

Список литературы
  • 1. Баум Е. А., Лунин В. В. Практико-ориетированное обучение химии на химическом факультете МГУ // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 73-75.

  • 2. Хеммингер В., Хёне Г. Калориметрия. Теория и практика. / Пер. с англ. — М: Химия, 1990.

  • 3. Joseph Black // ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Joseph-Black.

  • 4. Buchholz A. C., Schoeller D. A. Is a calorie a calorie? // The American journal of clinical nutrition. — 2004. — V. 79. — №. 5. — Pp. 899S-906S.

  • 5. Руководство к калориметрии на основании методов, выработанных или испытанных в термической лаборатории при Физическом институте Московского университета / Сост. Лугинин В. Ф., Щукарев А. Н. — М.: Типо-литогр. т-ва «Кушнерев и Ко», 1905.

  • 6. Sarge S. M., Höhne G. W. H., Hemminger W. Calorimetry: fundamentals, instrumentation and applications. — Weinheim: Wiley-VCH Verlag, 2014.

  • 7. Poncet S., Dahlberg L. The legacy of Henri Victor Regnault in the arts and sciences // International Journal of Arts and Sciences. — 2011. — V. 4. — №. 13. — Pp. 377-400.

  • 8. Зайцева (Баум) Е. А., Любина Г. И. Владимир Федорович Лугинин. 1834-1911. — М: Изд-во Московского университета, 2012.

  • 9. Попов М. М. Термометрия и калориметрия. — М.-Л.: ГОСХИМТЕХИЗДАТ, 1934.

  • 10. Скуратов С. М., Колесов В. П., Воробьев А.Ф. Термохимия: ч.1. — М: Издательство Московского университета, 1964.