Учебник: вчера, сегодня, завтра

Авторы:

Соловейчик А.С.. Адрес: Москва. Место работы: Корпорация «Российский учебник».

Аннотация

Учебник всегда реализовал основные дидактические задачи образования. Учебник — наработанная десятилетиями конструкция комплексного обеспечения всех участников сложного процесса учения, дидактически, методически выверенный инструмент учителя для работы с учащимися. Вариативность и авторский подход к созданию учебников позволяют педагогам найти свой вариант УМК.

Ключевые слова:

Учебник, УМК, новые тенденции в образовании.


Химия XXI века в школьных учебниках

Авторы:

Лунин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ерёмин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Аннотация

Обсуждается вопрос о влиянии достижений науки на школьную программу и содержание школьных учебников по химии. Рассмотрены особенности современной химии и её роль в обществе, затронуты нравственные аспекты применения химии. На примере учебно-методического комплекса (УМК) по химии, созданного в Московском университете, показана возможность сочетания в школьных учебниках современной химии и классических принципов химического образования. Изложены основные идеи и задачи УМК, обсуждены его методические особенности и дидактические принципы.

Ключевые слова:

Химическое образование, школьные учебники, УМК, междисциплинарные связи, «зелёная» химия, дидактические принципы.


Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения

Авторы:

Габриелян О. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Автор УМК по химии обсуждает важнейшие проблемы химического образования.

Ключевые слова:

Обучение химии в школе, проблемы школьного химического образования.


Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Аннотация

Основное отличие представляемого УМК заключается в его ориентации на продуктивную модель обучения, направленную на формирование у обучающихся опыта познания реальных объектов. Важно не только то, что каждый ученик знает и умеет, но и то, как он получил эти знания и умения.

Ключевые слова:

Умк по химии, продуктивная модель обучения, опыт познания.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.

  • 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.

  • 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Обучение химии в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М.Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия» 8-9 классы. М.: АСТ: Астрель, 2014.

  • 4. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1.

  • 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Содержание опыта познания обучающихся при реализации продуктивной модели обучения химии // Химия в школе. – 2018. - № 2.


УМК по химии как средство достижения личностных и метапредметных результатов

Авторы:

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

В статье представлен анализ предметного содержания и методического обеспечения УМК «Химия» В. В. Ерёмина, В. В. Лунина и др. на предмет возможности формирования личностных и метапредметных образовательных результатов.

Ключевые слова:

Фгос, личностные результаты, метапредметные результаты, УМК по химии.

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

  • 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.

  • 3. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 8. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

  • 9. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 10 класс. – М.: Дрофа, 2014.


О формировании естественно-научной грамотности

Авторы:

Долгих Е. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Центр дополнительного образования Корпорации «Российский учебник».

Гаджидадаев М. З.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт развития образования.

Борзова З. В.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт развития образования.

Расулов А. И.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт развития образования.

Аннотация

В статье показаны роль и место учебных заданий компетентностного типа при формировании естественно-научной картины мира, в рамках преподавания естественно-научных предметов. Даётся характеристика естественно-научной компетенции и грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире.

Ключевые слова:

Общепредметная естественно-научная компетенция, естественно-научная грамотность, естественно-научная картина мира, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • 1. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. — Волгоград: Перемена, 2000.

  • 2. Зорина Л. Я. Ценности естественнонаучного образования // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 29–33.

  • 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.

  • 4. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2018.7

  • 5. Физика 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. — М.: Дрофа, 2017.

  • 6. Физика 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т.А. Ханнанова. — М.: Дрофа, 2017.

  • 7. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2017.

  • 8. Шахматова В. В., Шефер О. Р. Физика. Диагностические работы к учебнику А. В. Пёрышкина. 9 класс. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Диагностические работы. — М.: Дрофа, 2017.


Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции

Авторы:

Мещерякова Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1329.

Аннотация

Автор показывает, как на отдельных уроках можно создать эффективную образовательную среду, т. е. создать условия для формирования сложных химических модельных представлений путём их построения и перестроения самими учащимися.

Ключевые слова:

Вещество, химическая реакция, моделирование, осознанные знания.

Список литературы
  • 1. Сиборг Г. Химия. Лабораторный практикум для средней школы. - М.: Мир, 1973.

  • 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013/

  • 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c435309-4e2a-480c-a037-886bd1dda542/069.wmv


Обучение моделированию как методу познания

Авторы:

Шумилин А. С.. Адрес: Тула. Место работы: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

Аннотация

В статье рассматривается моделирование как метод познания при обучении химии. На конкретных примерах рассмотрено построение и перестроение теоретических моделей в курсе химии.

Ключевые слова:

Моделирование, обучение химии.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 1. – С. 16-17.

  • 2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.

  • 3. Оржековский П. А. Обучение в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия». 8-9 классы / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

  • 4. Оржековский П. А. Химия: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.

  • 5. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии / автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (химия в общеобразовательной и высшей школе). – М.: Изд-во МИОО, 2008.

  • 6. Оржековский П. А. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.

  • 7. Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. – 2017. – №5. – С. 8-13.


К методике изучения классов неорганических веществ

Авторы:

Васюкова Е. Ю.. Адрес: Московская обл.. Место работы: Павловская гимназия.

Аннотация

Автор раскрывает методику изучения классификации неорганических веществ как общенаучного метода познания в соответствии с продуктивной моделью обучения химии.

Ключевые слова:

Классификация, классы неорганических соединений, развивающее обучение.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 5-9.

  • 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.


Методические рекомендации к уроку «Сероорганические соединения»

Авторы:

Волкова Н. В.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Вернигора А. Н.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Кузнецова А. В.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Керимов Э. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье предложена методика обучения теме «Сероорганические соединения» по УМК В. В. Лунина и соавторов. На уроке обсуждаются строение и реакционная способность, сопоставляются химические свойства сероорганических соединений с областями их применения.

Ключевые слова:

Тиоспирты, сульфокислоты, алкилсерные кислоты, поверхностно-активные вещества, урок химии.

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Ерёмина И. В., Керимов Э. Ю. Химия. Углублённый уровень. 10–11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2017.

  • 2. Ерёмин В. В. и др. Методическое пособие к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина и др. «Химия. Базовый уровень». 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.

  • 3. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренин, А. А. Дроздов, В. В. Лунин. – М.: Дрофа, 2014.

  • 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. Т.2. – М.: Бином, 2004.

  • 5. Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. Т. 2. Изд. 2-е, доп. – М.: Мир, 1978.

  • 6. Волкова Н. В., Фирстова Н. В. Об изучении темы «Бытовая химия» по учебнику «Химия. 11 класс. Учебник. Углублённый уровень» В. В. Ерёмина и соавторов / Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: сб. ст. научн. конф., посвящ. 77-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ (Пенза, 20 декабря, 2016). – Пенза: ПГУ, 2016. – С. 32 – 35.


Использование дифференцированных заданий на уроках в 9-м классе

Авторы:

Севостьянова Л. Н.. Адрес: р.п. Ильиногорск, Нижегородская область. Место работы: СШ №3.

Аннотация

В статье приведены методические рекомендации по применению дифференцированных заданий и рассмотрены критерии их оценивания на примере задания по теме «Азот. Круговорот азота в природе».

Ключевые слова:

Дифференцированные задания, азот, круговорот азота в природе.

Список литературы
  • Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx

  • Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.

  • Валединская О. Р. Знакомьтесь: азот и его круговорот. – Химия. «Первое сентября». – 2002. – № 43. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200204302

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  • Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.

  • Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2011.

  • Габриелян О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2007.

  • Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. - М.: Вентана-Граф, 2012.


Из опыта проведения контекстных уроков

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: г. Ульяновск. Место работы: УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Аннотация

Контекстное обучение наиболее ярко можно реализовать на контекстных уроках, которые представляют собой игровую форму учебного занятия, предполагающую групповую деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова:

Контекстный урок, дидактическая игра.

Список литературы
  • 1. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: дис. … доктора пед. наук. - Ульяновск, 2012.

  • 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.

  • 3. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. – № 4. – С. 24-27.

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2017.

  • 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 6. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2016.

  • 7. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018.

  • 8. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. – М.: Дрофа, 2014.


Методические подходы к изучению ОВР в основной школе

Авторы:

Махонина В. И.. Адрес: Пенза. Место работы: СОШ № 66.

Симонова О. Ю.. Адрес: Пенза. Место работы: Гимназия № 42.

Аннотация

Рассмотрены этапы развития представлений об окислительно-восстановительных реакциях в учебниках, написанных авторским коллективом МГУ имени М. В. Ломоносова.

Ключевые слова:

Окислительно-восстановительные реакции, степень окисления.

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  • 2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  • 3. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова, В. В. Лунина «Химия». 9 класс. - М.: Дрофа, 2013.


Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС

Авторы:

Аксёнова И.В.. Адрес: Липецк. Место работы: Институт развития образования Липецкой обл..

Аннотация

В статье рассматриваются возможности формирования естественно-научного мировоззрения обучающихся и продуктивной деятельности школьников на раннем этапе обучения химии в 7 классе с целью достижения высокого качества обучения школьного химического образования. Раскрывается отношение к пропедевтике химического образования в школьном курсе как одного из обозначенных направлений в содержании проекта «Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в Российской Федерации». Описывается значение, структура и содержание учебно-методического комплекса по химии (7 класс), изданного в Корпорации «Российский учебник» для использования в работе семиклассников и учителя.

Ключевые слова:

Пропедевтика химического образования, мотивация к обучению химии, обновление содержания форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии.

Список литературы
  • 1. Проект «Концепция преподавания учебного предмета “Химия” в Российской Федерации». – М.: ФГБУ РАО, 2017.

  • 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.

  • 3. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.

  • 4. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Методическое пособие. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.

  • 5. Габриелян О. С., Аксёнова И. В. Химия. Вводный курс. Практикум. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.

  • 6. Аксёнова И. В. Роль пропедевтического курса химии в 7 классе для формирования основных предметных понятий и достижении метапредметных результатов // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 64 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Санкт – Петербург, 13-15 апреля 2017. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.


Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественного стеклоделия

Авторы:

Дроздов А. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Андреев М. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье изложены наиболее значимые факты о роли М. В. Ломоносова в развитии учения о стекле. Первые экспериментальные варки стёкол учёный провел в 1748 г., в дальнейшем он не оставлял экспериментальную работу в этом направлении вплоть до своей кончины. Учёный разработал составы смальтовых стекол различной окраски, вызванной как ионами переходных металлов, так и наночастами золота (стекло «золотой рубин»). Изучение состава и микроструктуры стекол, полученных в лаборатории Ломоносова и на Усть-Рудицкой фабрике, позволило разработать методику их воссоздания в современных условиях.

Ключевые слова:

История стеклоделия, цветные стекла.

Список литературы
  • Ломоносов М. В. Сочинения. Том II. Труды по физике и химии. 1747–1752. – Ленинград, Издательство АН СССР, 1951.

  • Сидоров Н. И. Усть-Рудицкая фабрика М. В. Ломоносова. // Известия АН СССР. – 1937. – № 1. – С. 149–174.

  • Безбородов М. А. Работы М. В. Ломоносова в области химии и технологии силикатов. – М.: Наука, 1948.

  • Безбородов М. А. «Золотой рубин» М. В. Ломоносова. // Доклады АН СССР. – 1946. – Т. LI. – № 7. – С. 525–527.

  • Осипов Д. В. Усадьба Ломоносова Усть-Рудица – фабрика цветного стекла. – СПб.: Серебряный век, 2011.