Школьная химия в памяти студентов-гуманитариев

Авторы:

Орлова С. И.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Лисичкин Г. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В современном мире понимание элементарных основ химии необходимо для плодотворной работы практически во всех сферах профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек активно владел минимумом химических знаний, которые он должен получить в школьном курсе химии. В статье предпринята попытка определить основные характеристики остаточных знаний (объём, полнота, прочность) и уровень остаточных знаний у студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова:

остаточные знания по химии, школьное химическое образование, тесты, объём и структура знаний.

Список литературы
  • 1. Орлова С. И., Лисичкин Г. В. Химические знания студентов-гуманитариев // Естественно-научное образование: время перемен. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 63-71.

  • 2. Нагорных Л. Г. О понятии «остаточные знания», их моделировании, оценке и прогнозе // Измерения в педагогике: Сб. науч. тр. - Ижевск: Изд-во ИУУ, 1997. - С. 110-115.

  • 3. Кислякова Ю. Г., Любимова О. В. Остаточные и пороговые знания: концептуально-нормативный подход. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. - С. 137.

  • 4. Лагутина Н. Н. Тест как инструмент измерения знаний // Химия в школе. – 1998. - № 3. - С. 41-45.

  • 5. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.

  • 6. Кислякова Ю. Г. Квалиметрическая технология диагностики «остаточных знаний» студентов: Дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2002.

  • 7. Лисичкин Г. В. Остаточные химические знания выпускников школы и содержание учебника химии // Современные тенденции развития химического образования: от школы к вузу. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - С. 30-40.


Консультация

Химия без логических разрывов. Превращения энергии в химических реакциях

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одаренности детей, Российская академия образования. Специализированный учебно-научный центр Новосибирского Государственного университета.

Аннотация

В статье рассмотрены основные концепции термохимии и её место в химической термодинамике. Предлагается понятное для школьников описание экзо- и эндотермических процессов на языке термодинамики. Рассматриваются причины самопроизвольного протекания эндотермических процессов на основе таких понятий, как энтальпия, энтропия и энергия Гиббса.

Ключевые слова:

термохимия, тепловой эффект, экзо- и эндотермические реакции, термохимическое уравнение, энтальпия, стандартная энтальпия, энтальпия образования, энтропия, энергия Гиббса.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А.В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49; Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58; Современная Периодическая система // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 54-60.

  • 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия, 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., испр. – М: Оникс; Мир и Образование, 2006.

  • 3. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 563.

  • 4. Химия: Метод. рекомендации: 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева, М. Н. Коробкова; Под ред. С. С. Бердоносова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 52-53.

  • 5. Lange’s Handbook of Chemistry, 15th Edition / Ed. J. A. Dean. – McGraw-Hill, Inc., 1999. – Table. 6.1.

  • 6. CRC Handbook of Chemistry and Physics, 87th Edition / Ed. D.R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 5: Thermochemistry.

  • 7. Мануйлов А. В. Загадка происхождения нефти // Химия для школьников. – 2012. – № 2. – С. 29-39.

  • 8. Габриелян О. С., Попкова Т. Н., Сивкова Г. А., Сладков С. А. Вода в нашей жизни. Учеб.-метод. пособие к элект. курсу для 9 кл. осн. школы или 10–11 кл. базового уровня средней школы. § 4. Вода – растворитель. Тепловые явления при растворении веществ в воде // Химия. Изд. дом Первое сентября. – 2009. – № 7. Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200900702.

  • 9. Гордон А., Форд Р. Спутник химика. – М.: Мир, 1976. – С. 465, табл. 239.


Методика и обмен опытом

О создании условий для достижения требований ФГОС

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт дополнительного образования Московского городского педагогического университета.

Аннотация

Переход на государственные образовательные стандарты нового поколения ставит перед учителем химии задачу переосмысления сложившейся практики работы, поиска новых подходов и инструментария достижения поставленных задач. В данной статье автор предлагает возможные пути решений.

Ключевые слова:

требования ФГОС, универсальные учебные действия, кодификатор, инструментарий достижения планируемых результатов.

Список литературы
  • 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система зада¬ний: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

  • 2. Браславски С. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта. ЮНЕСКО. - 2004. - P. 8-9. – Режим доступа: http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/IBE_Competences.pdf

  • 3. Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 4. - С. 51-62.

  • 4. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. - 2014. - № 7. - C. 10-16.


Методика и обмен опытом

Прогностические задания

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье дано определение прогностических заданий. Констатируется, что предвидение тесно связано с объяснением. В качестве важнейших оснований объяснения и прогнозирования выделены законы и причинно-следственные отношения. Приведены разнообразные примеры заданий прогностического характера в рамках школьного курса химии.

Ключевые слова:

предвидение и объяснение, прогностические задания.

Список литературы
  • 1. Пак М. С. Дидактика химии. – Санкт-Петербург: ООО «ТРИО», 2012.

  • 2. standart.edu.ru

  • 3. Большая советская энциклопедия, изд. 3-е, т. 20. – М, 1975.

  • 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», И. Т. Касавин, 2009.

  • 5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов, 1983.

  • 6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л., Химия, 1985.

  • 7. Сэлмон У. Научное объяснение и причинная структура мира, 1984

  • 8. Новейший философский словарь //сост. Грицанов А. А., Минск, 1999.

  • 9. Гончарук О. Ю., Иванова О. А. Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся // Химия в школе. – 2012. – № 4. – С. 23-28.

  • 10. Беспалов П. И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 55-60.

  • 11. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения непредельных углеводородов

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Представлена разработка урока химии для учащихся 9-го класса в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова:

урок химии, непредельные углеводороды, этилен.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

  • Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе: Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1954.


Методика и обмен опытом

Применение компьютерных программ в обучении органической химии

Авторы:

Магеррамов A. М.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Бакинский государственный университет.

Азизов А. Т.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Бакинский государственный университет.

Абышов Н. А.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный комплекс им. Г. Алиева.

Масмалыйева Л. Э.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Лицей им. академика Зарифа Алиева.

Аннотация

В статье рассматриваются общие принципы применение некоторых компьютерных программ, как Power Point, ChemDraw Ultra, Chem3D Std в обучении органической химии в средних общеобразовательных школах. Были отмечены что, использование таких компьютерных технологий в обучении органической химии имеется ряд преимуществ.

Ключевые слова:

применение компьютерных программ в обучении органической химии, Power Point, ChemDraw Ultra, Chem3D Std, преимущества компьютерных технологий в обучении химии.

Список литературы
  • Абышов Н. А. Новые информационные технологии в образовательном учреждении // Новые технологии в образовании. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - № 1. - С. 3-6.

  • Абышов Н. А. Применение информационных технологий для создания и управления новой учебной инфраструктуры // Системы управления и информационные технологии. – 2011. - № 2.1 (44). - С. 108-112.


Методика и обмен опытом

Из опыта обучения химии в медико-биологических классах

Авторы:

Головина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Гарнова Н. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

Задачами создания специализированных программ для классов медико-биологического профиля являются: переход от общеобразовательного курса химии к профильному, формирование фундаментальной базы знаний для успешной сдачи ЕГЭ, достойного участия в олимпиадах и поступления в престижные ВУЗы страны. Обсуждаются аспекты методов обучения для выполнения поставленных задач. Приводится тематический план лекций и семинарских занятий для 10 и 11 классов. Имея многолетний опыт преподавательской и научно-исследовательской деятельности, авторы способны познакомить школьников с современными методами исследований, расширить их понимание роли химии в жизни, выйти за рамки школьных учебников.

Ключевые слова:

специализированный класс, медико-биологический класс, ЕГЭ, базовый уровень, учебный процесс, знания, лекционно-семинарская система, подготовка выпускников, контрольная работа, обучение, проблемы химии, тематический план, химические знания, базовый минимум.

Список литературы
  • Лисичкин Г. В. Актуальные научно-методические задачи школьного химического образования // Современные тенденции химического образования. - Душанбе, 2006.

  • Бердоносов С. С. Союз химического вуза и школы // Современные тенденции химического образования. - Душанбе, 2006.

  • Попков В. А., Макарова О. Г. Познавательные барьеры в школьном и вузовском обучении как психолого-педагогический феномен // Современные тенденции химического образования. - Москва, 2006.


Методика и обмен опытом

Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных заданиях

Авторы:

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Рыжова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Белевцова Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Работа посвящена определению места задач, требующих решения квадратных уравнений, среди расчётных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с квадратными уравнениями и их решение. Показано, что большую их часть составляют задачи, связанные с равновесием, а именно задачи на химическое равновесие, электролитическую диссоциацию и произведение растворимости, которые традиционно вызывают затруднения у школьников и абитуриентов. Показано, что решение квадратных уравнений – один из необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.

Ключевые слова:

письменный конкурсный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач.

Список литературы
  • 1. Белевцова Е. А., Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е. О математической составляющей химических задач // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - С. 192-195.

  • 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.

  • 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен. 2001.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2006.

  • 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.

  • 6. Программа вступительного испытания по химии для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.msu.ru/entrance/program/chem.html

  • 7. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2007.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Простые вещества – неметаллы»

Авторы:

Дёмина В. Ф.. Адрес: г. Новошахтинск, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 31.

Аннотация

Автор предлагает разработку урока приобретения новых знаний (8-й класс), основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.

Ключевые слова:

простые вещества, неметаллы, самостоятельная работа, работа в группах.


Методика и обмен опытом

К методике изучения галогенов

Авторы:

Щукина Т. В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Обучающая структура урока включает парную работу, взаимоконтроль в группе, «друзья по часам», работу в команде, создание проектов и их защиту.

Ключевые слова:

галогены, структура урока, работа в группе, парная работа, проектная деятельность.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2011.

  • Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. ‑ М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2011.

  • Энциклопедический словарь юного химика. ‑ М.: Педагогика, 1990.


Химический эксперимент

Проектирование образовательной технологии

Авторы:

Андрианычева Т. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Институт пищевых технологий и дизайна, филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического института.

Аннотация

Статья посвящена проектированию образовательной технологии к проведению занятия по теме «Соли, их анализ и биологическая роль». Её реализация в учебном процессе стимулирует познавательную деятельность учащихся, включающую совершенствование техники выполнения эксперимента, формирование умений идентифицировать катионы и анионы в предлагаемых растворах солей и осознание биологической роли химических элементов в жизни человека, важности проблемы питания в сохранении здоровья.

Ключевые слова:

образовательная технология, катион, анион, соль, минеральные элементы и микроэлементы, групповой и индивидуальный реактивы.

Список литературы
  • Алферова Е. А., Ахметов Н. С. и др. Большой справочник для школьников. - 3-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000.

  • Золотов Ю. А. Основы аналитической химии. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  • Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1984.

  • Махмутов М. И. Современный урок. - 2-е изд. - М., 1985.


Химический эксперимент

Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога»

Авторы:

Ширяева М. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1413.

Аннотация

Несколько лет назад в нашей школе появилось новое оборудование - «Цифровая лаборатория «Архимед». Это оборудование расширило возможности ученического эксперимента и открыло новые горизонты для внеклассной работы. Но наибольшие перспективы в использовании лаборатории мы видим в организации проектно-исследовательской деятельности. В проектно-исследовательской работе «Определение качества творога» цифровая лаборатория «Архимед» применяется для определения изменения рН при титровании.

Ключевые слова:

цифровая лаборатория «Архимед», проектно-исследовательская деятельность, ученический эксперимент, титрование.

Список литературы
  • ГОСТ Р 520962003 «Творог. Технические условия».

  • Касторных М. С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - М., 2003.

  • Крусь Г. Н., Храмцов А. Г. Технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2002.

  • Кунижев С. М., Шуваев В. А. Новые технологии в производстве молочных продуктов. - М.: ДеЛи принт, 2004.

  • Пучкова Ю. С., Криштафович В. И. Методические указания к лабораторным занятиям (раздел: Молоко и молочные товары). - М., 1999.

  • СанПиН 2.3.2.1078-01.

  • Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов. - Ростов, 2001.


Химический эксперимент

Лакмус – близкий и недоступный

Авторы:

Радецкий А. М.. Адрес: Симферополь. Место работы: СШ № 18.

Шульская Г. П.. Адрес: Симферополь. Место работы: СШ № 18.

Аннотация

Лакмус – один из первых и наиболее широко известных кислотно-основных индикаторов. На практике используют несколько препаративных форм лакмуса: водный раствор и полоски фильтровальной бумаги, пропитанные лакмусом, так называемую лакмусовую бумагу.

Ключевые слова:

лакмус, лакмусовая бумага, индикатор.


Химический эксперимент

Применение лакмуса в школьной практике

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Отсутствие лакмуса в школе связано с тем, что производство лакмуса из натурального сырья (лишайников) достаточно дорогое, поэтому в широких промышленных масштабах его не производят. Кроме того, приготовление качественного раствора лакмуса представляет долгий процесс.

Ключевые слова:

химические реактивы и препараты, лакмус, лакмоид.

Список литературы
  • 1. Химические реактивы и препараты. Справочник. - М.; Л.: ГОНТИ, 1953.

  • 2. Каталог химических реактивов и высокочистых химических веществ. - М.: Химия, 1971.

  • 3. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе: Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. - Т. 1. - М.: Госучпедгиз, 1959.


Из истории химии

Великая Отечественная война глазами очевидцев

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье рассказывается о работе выдающихся представителей химической науки и промышленности СССР в период Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные направления их деятельности в этот период. Приводятся воспоминания участников и очевидцев тех событий.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, химическая промышленность, Государственный Комитет Обороны.

Список литературы
  • 1. Володин Б. Рассказ профессора Балезина // Химия и жизнь. - 1985. - № 6. - С. 16-20.

  • 2. Степанов В. По тревоге. Рассказ уполномоченного Государственным комитетом обороны С. В. Кафтанова // Химия и жизнь. - 1985. - № 3. - С. 6-10.

  • 3. Левшин Б. В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – М.: Наука, 1966. – C. 39.

  • 4. Любутина Л. Г., Ермакова О. И. Розенфельд Иосиф Львович. 1914-1981. К 100-летию со дня рождения. – М.: Изд-во РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2014.

  • 5. Рохлин М. Почти о каждом // Химия и жизнь. - 1967. - № 10. - С. 69-71.

  • 6. Каплан Е. П. ИОХ в эвакуации // Химия и жизнь. - 2006. - №5. - С. 49-5


Внеклассная работа

Исследование экологического состояния водоёма

Авторы:

Шальнев Н. А.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Училище олимпийского резерва, СШ № 95.

Аннотация

В статье автор рассказывает об экологическом проекте, посвящённом Верх-Исетскому пруду. Автор описывает, как ученики под его руководством исследовали экологическое состояние пруда и каких результатов они добились.

Ключевые слова:

пруд, экология, вода, индикаторы, образец воды, запах, цвет.