Год культуры в России: некоторые аспекты обучения химии

Авторы:

Лямин А. Н.. Адрес: г. Киров. Место работы: Институт развития образования Кировской обл..

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

2014 г. в жизни россиян наряду с другими знаменательными датами характеризуется важнейшим мировым культурным событием ― проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи и 180-летием со дня рождения русского учёного-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Эти знаковые события непременно должны найти отражение в процессе обучения школьников химии. В качестве примера приведём возможности использования данного материала в форме познавательных интегральных заданий, используемых на уроках химии.

Ключевые слова:

культура, культуротворческие аспекты, приоритет, паритет, акцент, универсальные учебные действия, интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний при обучении химии в современной школе.

Список литературы
  • Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» //  http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3565945

  • Пак М. С. Культуротворческая методология в образовании // Тенденции формирования науки нового времени: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 27‑28 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч. 2 — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 163‑166.


Консультация

Особенности окисления углеводородов: алкинов, алкадиенов, аренов и циклоалканов.

Авторы:

Кузнецова Л. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Пашкова Л. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Власенко К. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Статья продолжает серию методических рекомендаций, посвященных одной из сложных тем курса органической химии – окислительно-восстановительные реакции (ОВР) органических соединений. В данной статье приведены примеры уравнений ОВР алкинов, алкадиенов, циклоалканов и ароматических углеводородов различного строения и в различных условиях.

Ключевые слова:

степень окисления атома углерода в органических соединениях, каталитическое окисление, «мягкое» окисление, «жёсткое» окисление, или окислительная деструкция, озонолиз, окисление алкинов, алкадиенов, циклоалканов и аренов.

Список литературы
  • Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.

  • Кузнецова Л. В., Пашкова Л. И., Власенко К. К. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. Алканы. Алкены // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 26.

  • Марч Дж. Органическая химия: в 4 т. – М.: Мир, 1987.

  • Миллер С. Ацетилен, его свойства, получение и применение / Пер. с англ. – М.: Наука, 1969.

  • Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: в 4 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • Темкин О. Н., Шестаков Г. К., Трегер Ю. А. Ацетилен: Химия. Механизмы реакций. Технология. – М.: Химия, 1991.

  • Тюкавкина Н. А. Органическая химия. Книга 1. Основной курс. – М.: Дрофа, 2003.

  • Хейнс А. Методы окисления органических соединений: Алканы, алкены, алкины и арены = Methods for the oxidation of organic compounds: Alkanes, Alkenes, Alkynes and Arenes / Пер. с англ., под редакцией И. П. Белецкой. – М.: Мир, 1988.

  • Юровская М. А., Куркин А. В. Основы органической химии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.


Методика и обмен опытом

Умение осуществлять обобщения как метапредметный результат образовательного процесса

Авторы:

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Миренкова Е. В.. Адрес: г. Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

качестве метапредметных результатов освоения основных образовательных программ. В статье сделан анализ различных типологических характеристик обобщений и утверждается, что при создании обобщений в учебном процессе возможно использование приемов индукции, дедукции, их совокупности; построения цепей обобщений; осуществление обобщений на эмпирическом и теоретическом уровнях. Показаны примеры обобщающих процедур на конкретном предметном материале.

Ключевые слова:

стандарты нового поколения, метапредметные результаты, познавательное умение обобщать знания.

Список литературы
  • 1. http://www.philosophydic.ru/obobshhenie

  • 2. Горский Д. П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991.

  • 3. Новосёлов М. М. Абстракция в лабиринтах познания. – Идея-Пресс, 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL: http://www.labirint.ru/books/251203/

  • 4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  • 5. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.

  • 6. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова, 1993.

  • 7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: АСТ, Харвест, 1998.

  • 8. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 3–16.

  • 9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. ‑ М., 1986.

  • 10. Миренкова Е. В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. – 2012. – № 3. – С. 25‑29.

  • 11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС,1998.

  • 12. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012.


Методика и обмен опытом

От контекстных заданий к контекстным урокам

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Аннотация

Одним из способов достижения образовательных результатов, запланированных ФГОС, являются контекстные уроки. Статья содержит описание такого урока, проведенного в одном из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Высокий эмоциональный уровень урока способствовал достижению учебных целей, воспитанию у учащихся любви к Родине, содействовал развитию понимания значения химических знаний в условиях боевых действий. На уроке воспитывалось чувство коллективизма, тренировалось умение учащихся извлекать информацию из различных источников, переводить её из одной формы в другую.

Ключевые слова:

ФГОС, контекстные уроки, патриотическое воспитание, развитие, обучение химии.

Список литературы
  • 1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения //Химия в школе. – 2011. ‑ № 4. – С. 23‑27.

  • 2. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: программы: 8‑11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 4. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Методика и обмен опытом

Как мы изучаем оксиды азота.

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Урок посвящён изучению оксидов азота в 9 классе в рамках проектной деятельности. Время на изучение данного материала в 9 классе весьма ограничено, поэтому на уроке необходимо дать максимально возможную информацию об оксидах азота. Наиболее целесообразным в этой ситуации является применение метода проектов. В соответствии с этим, за неделю до урока учащимся предлагается домашнее задание составить сообщение об оксидах азота. Сообщение может выполнять либо один учащийся индивидуально, либо в паре. Для того что бы сообщения учащихся были в одном стиле учащимся предлагается план сообщения и электронной презентации.

Ключевые слова:

оксиды азота, проектный метод, солеобразующий оксид, несолеобразующий оксид.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Железо и его свойства».

Авторы:

Минина С. Н.. Адрес: г. Азов. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор стремится представить опыт проведения урока химии, разработав его в соответствии с требованиями ФГОС. Вместо готовых решений учитель подходит к обучающимся с вопросами и заданиями, в которых прослеживается причинно-следственная связь строения вещества, свойств и применения. Желание найти ответы побуждает к активной деятельности.

Ключевые слова:

развивающий урок, работа с информацией, методы репродуктивно-исследовательского и проблемного характера, индивидуальная и групповая работа учащихся.

Список литературы
  • Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Денедебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М., 2007.

  • Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008.

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23572/?interface=themcol

  • http://chemistry-chemists.com/Video.html


Методика и обмен опытом

Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности.

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Толетова М. К.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В период освоения в школах Федеральных государственных образовательных стандартов актуальной становится организация исследовательской деятельности школьников. Авторы предлагают примеры различных исследовательских заданий по химии, которые позволят привлечь школьников к исследовательской деятельности.

Ключевые слова:

исследовательские задания, исследовательская деятельность школьников.

Список литературы
  • 1. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. О содержании базового химического образования в современном социуме//Химия в школе.– 2010.– № 1.– С. 20.

  • 2. Пильникова Н. Н., Толетова М. К. Реализация элективных курсов по химии в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 59 ВНПК химиков с международных участием, г. Санкт-Петербург, 18-21 апреля 2012 г. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 438 с.

  • 3. Пильникова Н. Н., Толетова М. К. О вариативной части содержания образования в условиях введения ФГОС в основной школе // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной НПК 28 февраля 2013 г.: в 10 частях. Часть 5; МОиН РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с.

  • 4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  • 5. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408


Методика и обмен опытом

Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации

Авторы:

Анкушева Н. П.. Адрес: Аромашевский р-н, Тюменская обл.. Место работы: Русаковская СШ.

Аннотация

Проблемное обучение позволяет повысить учебную мотивацию, что напрямую влияет на результаты обучения. Автор предлагает использовать различные способы организации проблемного обучения, например проблемное изложение, поисковые (эвристические) беседы, проблемные практико-ориентированные задания.

Ключевые слова:

проблемное обучение, учебная мотивация, проблемные практико-ориентированные задания.

Список литературы
  • Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 19‑25.

  • Макареня А. А. Повторяем химию: Пособие для поступающих в вузы. ‑ М.: Высшая школа, 1989.

  • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. ‑ М., 1977.

  • Мельникова Е. Л. Проблемное обучение // Первое сентября. – 2002. ‑ № 2. ‑ С. 2.

  • Мельникова Е. Л. Проблемно-диалоговое обучение. – М., 2006.

  • Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения гидролиза солей

Авторы:

Дубова Л. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Машиностроительный колледж Ивановского государственного энергетического университета им. В. И. Ленина.

Аннотация

Автор делится опытом объяснения темы «Гидролиз солей». Приведены задания для закрепления этого материала.

Ключевые слова:

гидролиз солей, уравнения гидролиза, смещение равновесия гидролиза.


Методика и обмен опытом

Как мы проводим уроки-семинары

Авторы:

Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

В статье идет речь об использовании в процессе обучения такой активной формы контроля как семинар, позволяющей одновременно вовлечь весь класс в обсуждение важнейших вопросов темы. Учитель на основе своего опыта показывает, что семинарские занятия способствуют развитию речи, критического мышления, формируют навыки совместного участия в обсуждении теоретических и практических проблем. Приводится план одного из семинаров по теме «Алкены» в курсе органической химии.

Ключевые слова:

гибридизация, изомер, семинар, химическое строение.

Список литературы
  • Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. ‑ 2012. ‑ № 2. ‑ С. 4‑10.

  • Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. ‑ 2012. ‑ № 6. – С. 4‑9.


Методика и обмен опытом

Конференция «Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека»

Авторы:

Ижогина Е. Ю.. Адрес: г. Воронеж. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

В рамках темы «Азотная кислота и её соли» предлагаю урок-конференцию для 9х классов. Учащиеся заранее готовят выступления, а во время практической работы определяют концентрацию нитритов в продуктах питания.

Ключевые слова:

нитраты, нитриты, здоровое питание, урок-конференция.

Список литературы
  • Гайлите М., Гайлитис М. Ещё раз о нитратах // Наука и мы.— 1990. — № 6. — С. 2.

  • Глунцев Н. М., Дмитриева Л. В., Макарова С. О. Как снизить содержание нитратов в продукции // Картофель и овощи. — 1990.— № 1. — С. 24-28.

  • Дерягина В. П. Ах, нитраты! И кто же вас выдумал? // Здоровье. — 1989. — № 9.

  • Мугниев А. Ф., Посмитная И. В. Содержание нитратов в овощах можно регулировать // Картофель и овощи. — 1989. — № 1.

  • Покровская С. Ф. Пути снижения содержания нитратов в овощах.

  • — М., 1988. — С. 42‒46.

  • Рычков А. Л. Нитратная кухня // Химия и жизнь. —1989. — № 7.

  • Соколов О. А. Нитраты под строгий контроль // Наука и жизнь. —

  • 1988. — № 3.

  • Соколов О.А. Особенности распределения нитратов и нитритов в

  • овощах // Картофель и овощи. — 1987. — № 6.

  • Соколов О., Семёнов В., Агаев В. Нитраты в окружающей среде.

  • — Пущино. — 1990. — С. 216-238.

  • Сопильняк Н.Т., Федотова Л.С. Удобрения и качество продукции // Картофель и овощи. — 1987. — № 5. — С. 18-19.

  • Чапкявиченс Э. С. Как уменьшить содержание нитратов и нитритов в овощах // Здоровье. — 1988. — № 3.

  • Черпяева И. И. Экологические проблемы использования азотных удобрений // Химизация сельского хозяйства. 1990. — № 4 — с. 20-21.

  • Эвенштейн 3. Нитраты, нитриты, нитрозамины // Общественное питание. — 1989. — № 3.


Методика и обмен опытом

Об ошибках при трактовке и использовании физических величин и их единиц СИ

Авторы:

Мансуров Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Раткевич Е. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Базаева М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Голубева Р. М.. Адрес: Москва.

Алфёрова Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский центр качества образования.

Аннотация

В работе выявлены ошибки, касающиеся трактовки и использования физи-ческих величин и их единиц в учебниках по химии 7 – 11 классов средней школы, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и включенным в федеральный перечень. Особенно много ошибок встречается при объяснении и применении физических величин – «количество вещества» и её единица «моль», «молярная масса» и «молярный объём». Отождествляются размерность физической величины и единицы измерения. Неправильно используются кратные и дольные единицы. Вызывает затруднения трактовка таких физических величин, как «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «постоянная Авогадро», «постоянная Фарадея», «массовая доля элемента в веществе». Используются устаревшие, не соответствующие СИ наименования: «атомная масса химического элемента» и «молекулярная масса вещества».

Ключевые слова:

количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента в веществе.

Список литературы
  • 1. Википедия (свободная энциклопедия), 2013.

  • 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  • 3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  • 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Соловьёв С. Н., Маскаев Ф. Н. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.

  • 5. ГОСТ 8.417.81, Единицы физических величин. ‑ М.: Издательство стандартов, 1982.

  • 6. Единицы физических величин. Сборник нормативно-технических документов СИ. – М.: Издательство стандартов, 1987.

  • 7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс / Под ред. проф. Н. Е. Кузьменко и акад. РАН В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.

  • 8. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  • 9. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В., Теренин В. И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2012.

  • 10. Камке Д., Кремер К. Физические основы единиц измерения. – М.: Мир, 1980.

  • 11. Кузнецова Л. М. Химия. 8 класс. – М.: Мнемозина, 2011.

  • 12. Международный стандарт ИСО 31/8. Величины и единицы физических величин в химии и молекулярной физике Per № ИСО 31/8-80. – М.: Издательство стандартов, 1984.

  • 13. Михалёва Л. В., Михалёва В. Н., Михалёв В. Н. Основные химические понятия на основе СИ и метрологии. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.

  • 14. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. – М.: Русское слово, 2013.

  • 15. Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. – М.: ВИНИТИ. – Т. 1, 1979, т. 4., 1985, т. 5., 1985, т. 6, 1988.

  • 16. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 8 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  • 17. Раткевич Е. Ю., Базаева М. Г., Юнусов Х. Б., Голубева Р. М. Физические величины, единицы и символы в химии. – М.: Экомир, 2006.

  • 18. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. ‑ М.: Просвещение, 2011.

  • 19. Стёпин Б. Д. Применение международной системы физических величин в химии. – М.: Высшая школа, 1990.

  • 20. Стёпин Б. Д., Цветков Л. А. Неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1994.

  • 21. Стоцкий Л. Р. Методические указания по правильному применению физических величин и их единиц в школьном курсе химии // Химия в школе. – 1980. – № 6.

  • 22. Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы. – М.: Просвещение, 1984.

  • 23. Физическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

  • 24. Химическая номенклатура, символы и терминология. Справочное руководство. – Ассоциация научного образования, 1985.

  • 25. Химическая энциклопедия, т 1-5. – М.: Советская энциклопедия. – Т. 1, 1988, т. 2, 1990, т. 3, 1992, т. 4, 1995, т. 5, 1998.

  • 26. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы / Под ред. Е. Е. Минченкова. – М.: Мнемозина, 2013.


Методика и обмен опытом

К вопросу о качестве дидактических материалов

Авторы:

Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.

Аннотация

Проведён анализ контрольно-измерительных материалов по химии, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ. Отмечено, что КИМ, предлагаемые для самостоятельной работы учащихся должны быть тщательно проверены, неточности и опечатки недопустимы.

Ключевые слова:

контрольно-измерительные материалы, компетенция, дидактические материалы, итоговый контроль знаний.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Мишина В. Ю., Пашкова Л. И. и др. ЕГЭ-2012, Химия: тренировочные задания. ‑ М: Эксмо, 2011.

  • 2. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2013.

  • 3. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М., Владимир: Астрель, 2011.

  • 4. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: подготовка к ЕГЭ-2013. ‑ Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

  • 5. Соколова И. А. Химия. Тематические тренировочные задания. ‑ М: Эскимо, 2012.

  • 6. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии // Химия в школе – 2010 ‑ № 8. ‑ C. 43‑45.


Методика и обмен опытом

Научно-методические основы внешнего независимого оценивания в Украине.

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Предлагаются научно-методический анализ тестовых заданий по химии, используемых во Внешнем независимом оценивании (ВНО) в Украине.

Ключевые слова:

тестирование, тест по химии, тестовое задание, Внешнее независимое оценивание.

Список литературы
  • 1. http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/36240/

  • 2. http://ru.osvita.ua/test/training/5147/

  • 3. Ганина Н. В. Применение тестовых технологий при оценке знаний учащихся по химии в России и Украине (сравнительный анализ): Сборник научных трудов SWorld. // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2013».

  • 4. http://ru.osvita.ua/test/answers/36075/


Химический эксперимент

Информационные технологии в организации учебного эксперимента.

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Показано, как современные информационные технологии можно применять для решения основных задач обучения и развития экспериментальных умений учащихся и оформления отчетов о проведенных опытах. Каждый этап экспериментальной работы фиксируется школьниками с помощью фото или видеосъемки. Полученные материалы являются основой для составления отчета о проделанной работе, который выставляется в сети, в учебном форуме, в открытом доступе. Школьники комментируют фотографии, сделанные во время выполнения опытов, объясняют наблюдаемые изменения. Данный подход позволяет снизить уровень беспокойства учащихся на уроке, разнообразить химический эксперимент, включить в работу задания проблемного, творческого, исследовательского характера.

Ключевые слова:

химический эксперимент, информационные технологии обучения, деятельностный подход, блог, учебный форум, образовательное пространство.

Список литературы
  • 6. Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления. // Химия в школе. 2011, № 6. — С. 32-36.

  • 7. Дорофеев М.В., Беспалов П.И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе. 2012, № 9. — С. 51 – 59.

  • 8. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1958. — С. 131.

  • 9. Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1970. — С. 163 – 164.

  • 10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. — С. 112 – 133.

  • 11. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А, Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Кн. для учителя. — М.: Аркти, 1999. — 152 с.

  • 12. Парменов К.Я. Химический эксперимент в средней школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 332 – 333.


Химический эксперимент

О получении кислорода в лабораторных условиях.

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: Политехнический музей.

Аннотация

Описаны и обсуждены лабораторные способы кислорода взамен разложения перманганата калия: разложение при нагревании гидроперита, хлората калия и бромата калия, а также каталитическое разложение гидроперита. Показано, что каталитическое разложение 3%-ного пероксида водорода и разложение перхлората калия в качестве лабораторных способов получения кислород не годятся.

Ключевые слова:

кислород, получение, пероксид водорода, гидроперит, хлорат калия, бромат калия.

Список литературы
  • Жилин Д.М. Сжигание железной булавки в кислороде. Видеозапись. http://my.mail.ru/community/chem-textbook/4FE935ABA7FA2DB8.html

  • Жилин Д.М. Разложение хлората калия. Видеозапись. http://my.mail.ru/community/chem-textbook/704E8ED49DD112D8.html


Внеклассная работа

Углерод в руках художника

Авторы:

Иванова И. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 292.

Кунаева А. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

Статья знакомит учителей с опытом проведения внеклассного мероприятия по химии «Углерод в руках художника». Это внеклассное мероприятие поможет расширить и углубить знания учащихся об углероде, познакомит учащихся со значением углерода в искусстве, о разрушительном воздействии сажи на памятники архитектуры, расскажет об истории графитового карандаша, научит изготавливать черную акварельную краску и позволит попробовать свои силы в творчестве.

Ключевые слова:

внеклассная работа по химии, химия и искусство, углерод.

Список литературы
  • Иванова И. С., Кунаева А. П. Соединения металлов в живописи // Химия в школе. – 2013. ‑ № 8. – С. 69‑73.

  • Иванова И. С. Использование филателистического материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2012. ‑ № 3. – С. 22‑25.

  • Титова И. М. Химия и искусство: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ‑ М.: Вентана-Граф, 2007.


Из истории химии

О «русском прототипе»

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

Юбилейная статья, посвященная 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева.

Ключевые слова:

Д И Менделеев.

Список литературы
  • 1. Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2010.

  • 2. Беленький М. Д. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 2010.


Из истории химии

Об открытии реакции переаминирования

Авторы:

Храмов В. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Технический университет.

Храмова О. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Сельскохозяйственная академия.

Аннотация

А. Е. Браунштейну удалось показать, что в человеческом организме происходит перенос аммиака на кетокислоты. Это реакция распада ненужных аминокислот и синтез заменимых аминокислот.

Ключевые слова:

реакция переаминирования, распад белков, аммиак, аминотрансферазы.