О профессиональном стандарте педагога.

Авторы:

Левина Л.С.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Е. А. Ямбург, директор центра обазования № 109 г. Москвы, возлавляющий рабочую группу по подготовке проекта Профессиональный стандарт педагога, даёт интервью главному редактору журнала «Химия в школе» Л. С. Левиной.

Ключевые слова:

профессиональный стандарт педагога, региональный, школьный компоненты, аттестация.


Методика и обмен опытом

Новые средства достижения требований ФГОС

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Изменение требований, предъявляемых к результатам обучения химии, ставит задачу разработки новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования не только предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных достижений учащихся особое место занимают контекстные, ситуационные, творческие задания и задачи.

Ключевые слова:

средства обучения, требования ФГОС, ситуационные задания, контекстные, творческие задачи и задания.

Список литературы
  • 1. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ. – С. 20.

  • 2. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.

  • 3. Семёнов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 27 61.

  • 4. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. Книга для учащихся 8 11 классов. М.: Аркти, 1999.

  • 5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А, Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. М.: Аркти, 1999.


Методика и обмен опытом

Из опыта развития универсальных учебных действий

Авторы:

Третьякова С. С.. Адрес: г. Петропавловск-Камчатский. Место работы: СШ № 28.

Аннотация

Предложена разработка урока по общей химии для учащихся 11-го профильного класса, который направлен на развитие универсальных учебных действий посредством реализации принципов проблемно-поискового подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий и организации исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала.

Ключевые слова:

окислительно-восстановительные реакции, условия проведения химической реакции, среда химической реакции, исследовательская лабораторная работа.


Методика и обмен опытом

Как мы формируем познавательные умения учащихся

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Кутина О. Е.. Адрес: Смоленск. Место работы: СШ № 11.

Аннотация

В статье изложен опыт формирования познавательных умений школьников путем организации самостоятельной работы. Представлена подробная разработка урока, посвященная изучению аллотропных модификаций углерода, их свойств и областей применения. Специфика урока заключается в реализации регионального компонента, включении в его содержание ситуационной задачи, элементов современных образовательных технологий.

Ключевые слова:

самостоятельная работа, аллотропные модификации углерода, региональный компонент, ситуационная задача.

Список литературы
  • 1. alhimik.ru / Запоминалки.

  • 2. http://www.kristallsmolensk.ru

  • 3. Чикалов В. И. Зажигая свет в алмазах. Смоленск: Кристалл, 2003. С. 10.

  • 4. Данилов Б. Ф. Алмазы и люди. М.: Московский рабочий, 1982.


Методика и обмен опытом

Знакомый незнакомец

Авторы:

Ларина С. В.. Адрес: г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 26.

Аннотация

Весь мир охвачен беспрецедентной инновационной революцией. Нанонаука и нанотехнология по праву являются локомотивом этого феномена. Наноматериалы имеют ряд свойств, которые ставят их вне конкуренции по сравнению с другими материалами. Ознакомить учащихся с ними можно при изучении темы «Подгруппа углерода». Предлагаю разработку урока для 9 класса.

Ключевые слова:

углерод, кристаллические решётки, аллотропия, нанотехнологии.

Список литературы
  • Шалдин А. В. Нанотехнологии: назад в будущее // Химия и жизнь. 2010. № 1.

  • Основы нанотехнологий: Учебное пособие / Под ред. д. х. н. А. Ф. Дресвянникова. Казань, 2011.

  • Интернет- ресурсы

  • http://vukoz.info/publ/interesnye_fakty/9-1-0-511

  • http://www.chipnews.ru/html.cgi/arhiv/01_06/stat-8.htm.

  • http://prostonauka.com/nanotehnologii-proshlogo

  • http://gazetangn.com/archive/ngn0221/space.html

  • http://linzik.com/nauka-i-tehnika/1433-silicen-sostavit-konkurenciyu-grafenu.html


Методика и обмен опытом

О проблемах неформального обучения педагогов.

Авторы:

Ройтблат О. В.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Аннотация

В статье обращается внимание на процесс непрерывного образования педагога в условиях системных социокультурных изменений, приводящих к открытости профессиональной компетентности в любой профессии, включая педагогическую, через различные формы неформальное, формальное, информальное.

Ключевые слова:

формальное образование, неформальное образование, информальное образование, образование в течение всей жизни.

Список литературы
  • 1. Growth, employment and competitiveness in a knowledge society – the European case. http://cordis.Europa.eu/fp7/dc/index.cfm

  • 2. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад общественной палаты РФ // Вопросы образования. – 2007. № 4.

  • 3. Змеев С. И. Основы андрагогики. М., 1999.

  • 4. Березина Т. И., Ткач М. Ф. Непрерывное образование взрослых как условие развития личности // Управление развития образованием. – 2003. № 1.

  • 5. Ройтблат О. В., Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Образование и человек. – 2011. № 4. С. 59 64.

  • 6. Онушкин В. Г., Огарёв Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.-Воронеж, 1995.


Методика и обмен опытом

Научно-практическая конференция как форма непрерывного повышения квалификации.

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет,Институт развития образования Ивановской обл..

Румянцев Е. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Вашурин А. С.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье представлен опыт Ивановского государственного химико-технологического университета и Института развития образования Ивановской области в создании эффективной системы повышения квалификации учителей и преподавателей химии на примере организации и проведения Региональной научно-практической конференции со всероссийским участием «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии». Показано, что предложенные подходы создают основу для непрерывного повышения квалификации учителей и преподавателей химии в региональных условиях.

Ключевые слова:

непрерывное повышение квалификации учителей химии, инновации в химическом образовании.


Методика и обмен опытом

Переход на 12-летнее обучение: обновление содержания, методов и технологий обучения

Авторы:

Матаев М. М.. Адрес: г. Алматы, Республика Казахстан. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Куанышева Ж. К.. Адрес: г. Алматы, Республика Казахстан. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Мырзахметова М. О.. Адрес: г. Алматы, Республика Казахстан. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрен опыт введения в Казахстане модели профильного 12-летнего образования для обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся. Авторы предлагают обновленное содержание, методы и технологии процесса обучения химии в условиях перехода, намечают основные направления развития химического образования в средней школе.

Ключевые слова:

12-летнее образование, инновационные информационные и коммуникационные технологии обучения, новая система оценки учебных достижений учащихся, профильное обучение, допрофессиональная подготовка учащихся.

Список литературы
  • 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/npa/Gosprogramma_na_2011-2020_gody

  • 2. Из материалов лекции Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилёва «К экономике знаний через инновации и образование». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zakon.kz/141562-lekcija-prezidenta-respubliki.html


Консультация

Химия без логических разрывов.

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одарённости детей, Российская академия образования. Специализированный учебно-научный центр НГУ..

Аннотация

В статье рассмотрены составные части волнового уравнения и некоторые особенности квантово-механической модели строения атома. Даются ответы на вопросы, возникающие у школьников при рассмотрении понятия «атомные орбитали».

Ключевые слова:

строение атома, уравнение Шредингера, атомные орбитали.


Химический эксперимент

Химический эксперимент нового поколения на основе цифровых лабораторий.

Авторы:

Волкова С. А.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральное государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения Российской академии образования».

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.

Аннотация

В статье речь идёт о применении цифровой лаборатории в процессе обучения химии. Авторы раскрывают особенности техники и методики химического эксперимента нового поколения.

Ключевые слова:

цифровые образовательные ресурсы, цифровая лаборатория, химический эксперимент нового поколения, натурный и компьютерный опыт.

Список литературы
  • Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide

  • Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2012. - № 6. – С. 64-67.

  • Воронин Ю. Н. Информационные технологии на уроках химии / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival@1september

  • Грибанова К. Е. Создание сайта – виртуальной экскурсии по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_37

  • Дорофеев М. В., Нагин Н. А., Лущай М. Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории // Химия в школе. – 2008. - № 9. – С. 60–65.

  • Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. – М.: МГИУ, 2006.


Химический эксперимент

Школа и вуз: из опыта организации образовательного туризма.

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский педагогический государственный университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский педагогический государственный университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский педагогический государственный университет.

Аннотация

На кафедре химии Челябинского государственного педагогического университета разработана серия познавательных экскурсий в рамках развития общевузовской программы образовательного туризма: «Химия и криминалистика», «Химия в быту», «Химия на кухне», «Парфюмерия и косметика». В течение учебного года эти занятия посещают учащиеся школ Челябинска и Челябинской области. Особую актуальность эта форма развития познавательной активности учащихся получила в условиях подготовки перехода на ФГОС второго поколения.

Ключевые слова:

образовательный туризм, познавательные экскурсии, методы криминалистики.

Список литературы
  • Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике: пер. с венг. – М.: Мир, 1990.


Химический эксперимент

Об использовании технологических карт при проведении исследования.

Авторы:

Шишина В. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ 1250.

Аннотация

При подготовке старшеклассников к ЕГЭ автор предлагает им на практических занятиях выполнить некоторые нестандартные опыты, упоминающиеся в условиях заданий С2. Учащиеся работают индивидуально или в группе с использованием технологических карт исследования.

Ключевые слова:

химический эксперимент, инструкционная карта, окислительно-восстановительные реакции, личностные качества.


Химический эксперимент

Качественное определение водорода, углерода и хлора в составе органических соединений.

Авторы:

Мызникова Г. А.. Адрес: г. Лесной, Свердловская обл..

Аннотация

Автор проводит в 10-м классе практическую работу на тему «Качественное определение углерода водорода и хлора в составе органических соединений». В рамках этой работы учащиеся продолжают знакомство с аналитической химией, вспоминают качественные реакции на углекислый газ и водород, а также знакомятся с новой качественной реакцией на хлор.

Ключевые слова:

качественные реакции, органические соединения, углерод, водород, хлор.


Химический эксперимент

Тяжёлое пламя.

Авторы:

Иванова И. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

Статья знакомит учителей с опытом использования прибора «Тяжелое пламя» Штефано Марино и Матиаса Кремера, подтверждающим закон сохранения массы веществ.

Ключевые слова:

закон сохранения массы веществ, опыты со свечой.

Список литературы
  • 1. Abberger S. et al.: Ein Versuch auf dem Prüfstand, PdN-ChiS 3/50. Jg 2001.

  • 2. Kremer M., Marino S.: Auf den Spuren von Georg Ernst Stahl, PdN-ChiS 1/51. Jg 2002.


Внеклассная работа

Заседание научного общества «Взгляд».

Авторы:

Кравцова Е. С.. Адрес: Корочанский р-н, Белгородская обл.. Место работы: Ломовская СШ.

Аннотация

Описано внеклассное занятие по теме «Химия в быту», проведённое в форме заседания научного общества. Оно имеет практическую направленность. В его содержание включён эксперимент, который учащиеся легко могут провести в домашних условиях на других природных объектах.

Ключевые слова:

химия в быту, красящие вещества растений, аспирин, фенол.

Список литературы
  • 1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  • 2. Аршанский Е. Я. О химическом эксперименте в гуманитарных классах // Химия в школе. – 2002. – № 2.


Из истории химии

Под знаком Северной Пальмиры

Авторы:

Веретенникова Н. Н.. Адрес: г . Санкт-Петербург. Место работы: школа 550.

Аннотация

Данная статья представляет собой хронологическую последовательность учёных, которые родились, жили и работали в Санкт-Петербурге, и внесли огромный вклад в развитие как отечественной химии, так и мировой. Материал может быть использован как учителем-предметником, работающим по любым учебным программам, так и учащимися, а также студентами химических специальностей.

Ключевые слова:

учёные-химики Санкт-Петербурга, вклад в мировую химическую науку.