Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа?

Авторы:

Журин А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения РАО.

Аннотация

Сегодня мы являемся не просто свидетелями, а активными участниками очередного кризиса содержания образования, инициированного социальным кризисом конца 80-х гг. Каким будет исход: катастрофой или обновлением — во многом зависит и от нас. Чтобы составить прогноз его разрешения, автор выявляет непосредственные причины, сформулировав их в виде проблем, требующих первоочередного решения.

Ключевые слова:

содержание обучения химии, базовый уровень образования, учебник химии.

Список литературы
  • 1. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001. — С. 288.

  • 2. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России. — М.: Дрофа, 2012.

  • 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — С. 2.

  • 4. Онищенко Е. «…Осёл, козёл да косолапый мишка затеяли» … писать стандарт // ТрВ № 73. — 01 марта 2011. [Электронный ресурс]. — URL: http://trv-science.ru/2011/03/01/osyol-kozyol-da-kosolapyj-mishka-zateyali-pisat-standart/#more-10687


Консультация

Об использовании понятия «степень окисления» в курсе химии средней школы

Авторы:

Раткевич Е. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Базаева М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Голубева Р. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Мансуров Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

Понятие «степень окисления» широко используют при изучении окислительно-восстановительных реакций. Однако нередко в учебниках по химии высказываются предположения о невозможности использования этого понятия в курсе органической химии, о дробных значениях степени окисления, что ведёт к проблемам с расстановкой стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений.

Ключевые слова:

валентность, степень окисления, электронный баланс, окислительно-восстановительные реакции, структурная формула.

Список литературы
  • 1. Угай Я. А. Валентность, химическая связь и степень окисления –важнейшие понятия химии // Соровский образовательный журнал. - 1997. - № 3.

  • 2. Базаева М. Г., Раткевич Е. Ю., Голубева Р. М. Валентность атомов элементов и химическая связь. Степень окисления, окислительно-восстановительные реакции. - М.: Экомир, 2006.

  • 3. Ахметов Н. С., Кузнецова М. Н. Химическая связь и строение неорганических веществ // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. - 1975. - Т. ХХ. - № 5.

  • 4. Развитие учения о валентности / Под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Химия, 1977.

  • 5. Становление химии как науки. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю. И. Соловьёв. - М.: Наука, 1983.

  • 6. Химическая энциклопедия. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1988.

  • 7. Кузнецова Л. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозин, 2003.

  • 8. Химия. Пособие-репетитор / Под ред. В. Н. Чернышова и А. С. Егорова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  • 9. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2007.

  • 10. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. - М.: Сиринь, 1996.

  • 11. Цветков Л. А. Органическая химия. 10-11 классы. - М.: Владос, Московский учебник, 2003.

  • 12. Хомченко И. Г. Общая химия. - М.: Новая волна, 1997.

  • 13. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2010. Химия. Типовые тестовые задания: -М.: Экзамен, 2010.

  • 14. Единый государственный экзамен. 2010. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. –М.: Интелект-Центр, 2010.

  • 15. Диагностические работы по химии (2009, 2010). РОНО, Зеленоград.


Методика и обмен опытом

В поисках приемов здоровьесберегающей технологии обучения

Авторы:

Байкина Л. В.. Адрес: Волгоградская обл., с. Усть-Грязнуха. Место работы: Усть-Грязнухинская СШ.

Аннотация

Материал статьи представляет интерес для учителей-предметников, поможет при подготовке и проведении учебной работы. Рассчитано на творческое использование.

Ключевые слова:

здоровьесберегающая технология.

Список литературы
  • Булычова В.Р., Ахметов М.А. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках // Приложение к газете «1 сентября. Химия». – 1999. - № 40, 41.

  • Супоницкая И.И., Гоголевская Н.Н. Комплект обобщающих схем-конспектов по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» // Химия в школе. – 1994. – № 5. – с. 52.

  • Титова И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения // Химия в школе. – 1996. - № 6. – с. 9-17.

  • Титова И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе. – 1996. - № 5. – с. 8-11.

  • Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии / Под ред. Э.Г.Злотникова – М.: Просвещение, 1992.


Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей №1.

Аннотация

Основная цель статьи в том, чтобы показать, как расширяются возможности обучения химии на основе медиаобразования в современных условиях информатизации. В статье показаны возможности использования Интернета как средства обучения для развития критического мышления школьников в рамках классно-урочной системы. В статье представлена разработанная автором схема медиа-урока на основе технологии развития критического мышления. Также приведен пример медиа-урока, составленного по данной схеме.

Ключевые слова:

критическое мышление, медиаобразование, обучение химии, медиа-урок, Интернет.

Список литературы
  • 1. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественно-научного цикла): Монография. — М.: Саров: СГТ, 2009.

  • 2. Михалёва Г. В. Современная система медиаобразования в Великобритании // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 99–108.

  • 3. Нечитайлова Е. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. — 2011. — № 6. — C. 12–18.

  • 4. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. — М.: Дрофа, 2008.

  • 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000.

  • 6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

  • 7. Чайков С. Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2004.

  • 8. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.

  • 9. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1990.


Из опыта организации проектной деятельности

Авторы:

Модина А. Г.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1350.

Зайцева С. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1350.

Аннотация

В процессе обучения необходимо создавать условия для развития познавательной активности учащихся и их самореализации, накопления ими собственного опыта. С этой целью авторы организуют проектную деятельность учащихся.

Ключевые слова:

проектная деятельность, Д И Менделеев.


Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся

Авторы:

Гончарук О.Ю.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Иванова О.А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В статье приведена разработка урока химии для 9 класса общеобразовательной школы по теме «Общая характеристика элементов VA группы». Урок сконструирован на основе идей антиципационного (прогнозирующего) обучения и реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения. Особое внимание уделяется развитию одного из важнейших метапредметных умений учащихся – информационным умениям. В качестве механизма, реализующего методику развития информационных умений учащихся на уроках химии, использована таксономия учебных задач. В статье также раскрыто содержание и сущность понятий «антиципация», «информационные умения», «таксономия».

Ключевые слова:

подгруппа азота, общая характеристика элементов VA группы, антиципация, прогнозирующее обучение, развитие, универсальные учебные умения, информационные умения, метапредметные результаты обучения, таксономия.


Обобщающий урок-игра по теме «Металлы»

Авторы:

Амирова А. Х.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Cуворовское военное училище.

Аннотация

Дидактическая игра – это средство для расширения, углубления и закрепления умений и навыков. Она позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Предложен обобщающий урок по теме «Металлы» в форме игры.

Ключевые слова:

активизация познавательной деятельности, металлы, металлы в военном деле, урок-игра.


Есть для того, чтобы жить

Авторы:

Чинаева В.М.. Адрес: Республика Татарстан. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Аннотация

Для учащихся химико-биологических классов мы проводим теоретический семинар, на котором с химической точки зрения рассматриваем состав пищи, калорийность пищевых продуктов, их переваривание (расщепление) в организме и роль ферментов в этих процессах.

Ключевые слова:

пища, белки, жиры, углеводы.


Из опыта разработки блока занятий по нанотехнологиям

Авторы:

Хальзова С. А.. Адрес: Воронежская обл.. Место работы: Борисоглебский технолого-экономический техникум.

Аннотация

В основной курс химии для обучающихся по специальности “повар-кондитер” необходимо включить блок по изучению нанотехнологий в пищевой промышленности. Знания в области нанотехнологий помогут будущим специалистам стать конкурентоспособными на рынке труда.

Ключевые слова:

нанотехнологии в пищевой промышленности, пищевые добавки, генмодифицированные продукты, нанопища, молекулярная кухня.

Список литературы
  • Головин Ю. И. Введение в нанотехнологию. - М., 2003.

  • Гусаревич Н. В., Кедрова И. И. Гигиенические проблемы обогащения продуктов питания витаминами и минеральными веществами // Современные проблемы гигиенической науки и практики. - Минск, 2003.

  • Информационная записка ИНФОСАН № 1/2008 – Нанотехнология.

  • Малинецкий Г. Г. Нанотехнологии. От алхимии к химии и дальше // Интеграл. - 20077 - № 57. - С. 4-5.

  • Нанотехнология в ближайшем десятилетии / Под ред. М. К.Роко, Р. С. Уильямса, П. Аливисатоса. - М., 2002.

  • Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища. - М.: Наука, 1986.

  • http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического сообщества «Нанометр».

  • http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров.

  • http://www.industryweek.com/…Article.aspx?…

  • http://www.lebensmittelbrief.de

  • http://www.kaiorya.ru

  • http://www.nano-info.ru/tag/pisheprom


Итоговая контрольная работа (9-й класс)

Авторы:

Губчук Д. П.. Адрес: Р. п. Шипуново, Алтайский край.

Аннотация

Автор предлагает вариант итоговой контрольной работы для учащихся 9-го класса, составленной в соответствии с технологией уровневой дифференциации. Работа включает 19 заданий двух уровней. Задания каждого варианта разделены на две части: обязательную и дополнительную.

Ключевые слова:

контрольная работа, 9-й класс.


Как составлять уравнения реакций в соответствии с цепочками превращений

Авторы:

Барышова И. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1980.

Аннотация

Опыт проведения ЕГЭ по химии показывает, что у выпускников возникают трудности при выполнении заданий С3, в которых требуется составить уравнения реакций в соответствии с цепочкой превращений веществ. Для успешного выполнения таких заданий необходимо хорошо знать способы получения и химические свойства органических веществ основных классов. Автор предлагает таблицу, в которой эти сведения систематизированы.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, цепочки превращений веществ.


Урок по теме «Моль. Молярная масса. Молярный объём»

Авторы:

Чернова Л. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 238.

Аннотация

Автор делится опытом проведения урока, на котором знакомит учащихся с новыми понятиями «моль», «молярная масса», «молярный объём».

Ключевые слова:

моль, молярная масса, молярный объем.


Химический эксперимент

Виртуальный эксперимент на уроках химии

Авторы:

Белохвостов А. А.. Адрес: Витебск, Беларусь. Место работы: Университет им. П. М. Машерова.

Аршанский Е. Я.. Адрес: Витебск, Беларусь. Место работы: Университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию виртуальных лабораторий и видео-опытов на уроках химии. Приводится авторская классификация виртуального химического эксперимента. Затрагиваются общие вопросы методики использования виртуального эксперимента в обучении химии.

Ключевые слова:

виртуальный эксперимент, виртуальная демонстрация, виртуальная лаборатория, электронные средства обучения химии, видео-опыты.

Список литературы
  • 1. Аршанский Е. Я. Настольная книга учителя химии: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Сэр-Вит, 2010.

  • 2. Белохвостов А. А. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии // Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов. Сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 8–9 ноября 2011 г. / Под ред. Э. Ф. Матвеевой. – Астрахань: Издатель: Р. В. Сорокин, 2011. – С. 24-26.

  • 3. Бондаренко Е. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. – М.: ЮНВЕС, 2004.


Аппарат для проведения химических реакций при изучении свойств веществ

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Предложена методика изучения свойств токсичных и неприятно пахнущих веществ в аппарате для проведения химических реакций. Особенность данной методики - безопасность, наглядность, удобство и быстрое протекание химических процессов.

Ключевые слова:

аппарат для проведения химических реакций, хлор, аммиак, хлороводород, сероводород, сернистый газ, озон, этилен, ацетилен.


Практико-ориентированный проект «Лихеноиндикация как метод контроля чистоты воздуха»

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Гатиятова Г. Ф.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Лыгина Р. И.. Адрес: Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Аннотация

В статье предлагается методика оценки чистоты приземного воздуха методом лехиноиндикации с помощью живых организмов, биоиндикаторов. В качестве живых индикаторов использовались лишайники.

Ключевые слова:

тяжелые металлы, экосистема, атмосфера, биосфера, биоиндикация, лехиноиндикация, лишайники.

Список литературы
  • Алексеенко Ю. В., Алексеенко Л. П. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.

  • Гусакова Н. В. Химия окружающей среды. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

  • Кашапов Р. Ш., Курамшина Н. Г., Коновалов В. Ф. Западный Башкортостан: экология и безопасность жизнедеятельности. - Уфа, 2003.

  • Рябкова К. А. Изучение лишайников. - СПб, 2003.


Количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках

Авторы:

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Опанасенко Г. В.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Весной организм человека испытывает недостаток в витаминах. Для борьбы с авитаминозом можно заменить чай и газированную воду витаминным соком. Студенты, испытывающие стресс во время сессии, должны употреблять витамин С, ведь он участвует в образовании гормона надпочечников ацетилхолина, успокаивающем организм. Целью нашего исследования стало количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках иодометрическим методом титрования.

Ключевые слова:

яблочный сок, витамин С, иодометрический метод титрование.

Список литературы
  • 1. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов. Кн. I. Титриметрические методы анализа. - М.: Колос, 2005.

  • 2. Федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» от 27.10.2008 г.

  • 3. Скурихина И. М. Химический состав пищевых продуктов. - М.: Агропромиздат, 1987.

  • 4. Березов Т. Т. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1982.

  • 5. Девис М. Витамин С: Химия и биохимия: Пер с англ. – М.: Мир, 1999.

  • 6. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – С. 32-34.

  • 7. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1998.


Внеклассная работа

Компетентностный подход при подготовке и проведении комплексных экскурсий

Авторы:

Лунькина В. А.. Адрес: р. п. Колышлей, Пензенская обл.. Место работы: СШ № 1 им. А. С. Пушкина.

Сидорова Е. В.. Адрес: р. п. Колышлей, Пензенская обл.. Место работы: СШ № 1 им. А. С. Пушкина.

Аннотация

Проведение комплексных экскурсий позволяет формировать ключевые компетенции, раскрывать межпредметные связи. Это способствует более прочному усвоению знаний, формированию научных понятий, научного мировоззрения, увеличивает эффективность политехнической и практической направленности обучения. При проведении экскурсии можно успешно решать и вопросы профориентации. Гуманистическому воспитанию способствует ознакомление школьников с проблемами экологии, которые рассматриваются на каждой экскурсии.

Ключевые слова:

экскурсии, формирование компетенций, компетентностный подход.

Список литературы
  • 1. Ильичёва Е. В. Образное мышление в развитии творческой личности // Химия в школе. — 2011. — № 5.

  • 2. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции // Химия в школе. — 2009. — № 6.

  • 3. Полевые практики по географическим дисциплинам. — М.: Просвещение, 1990.

  • 4. Румынина Н. С., Сапроненкова Н. С. Практические работы по географии. 6–10 классы / Под ред. И. И. Бариновой. — М.: Школа-Пресс, 2001. (Библиотека журнала «География в школе». Вып. 4.)


Ярмарка знаний

Авторы:

Сараева Н. М.. Адрес: г. Лобня, Московская обл.. Место работы: Лицей.

Аннотация

Оним из видов работы при организации предметной недели - «Ярмарка знаний». Каждый учитель составляет вопросы, указывая число баллов, которые можно получить за ответ. Приведены вопросы по химии.

Ключевые слова:

ярмарка знаний, вопросы по химии.


Из истории химии

История электрохимии в России: изучение процессов электролиза

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье приводится краткий очерк истории развития электрохимии в России. Рассмотрены исследования отечественных ученых в области создания технологий электрохимических производств.

Ключевые слова:

история химии, история науки, электрохимия, гальванопластика, гальваностегия.