Международный год химии: события и возможности

Авторы:

Пак М.С.. Адрес: C.-Петербург. Место работы: РГПУ им. А.И.Герцена.

Лямин А.Н.. Адрес: Киров. Место работы: ИПКиПРО.

Аннотация

Статья посвящена Международному году химии и актуальным вопросам современного химического образования.

Ключевые слова:

Международный год химии, новое понимание общего химического образования, химическая безопасность.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Химия полиэдрических углеводородов

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Поиск и получение напряжённых кольцевых систем или систем, содержащих несколько циклов в разных нестабильных конформациях, вызвали огромный интерес к химии напряжённых каркасных соединений. За последние десятилетия в этой области достигнут огромный прогресс, увенчавшийся синтезом целого ряда полиэдранов с крайне необычной структурой. Помимо поиска соединений с высокой энергией напряжения, синтез подобных соединений отражает всё более изящную фантазию химиков-органиков и совершенство методов и приёмов современного органического синтеза.

Ключевые слова:

полиэдрические углеводороды, напряжённые каркасные соединения, энергия напряжения, реакции переключения связей, реакции циклоприсоединения, перициклические реакции, соолигомеризация.

Список литературы
  • Багрий Е. И., Сагинаев А. Т. Непредельные производные адамантана // Успехи химии. – 1983. – Т. LII. – Вып. 9. – С. 1538–1567.

  • Белов Д. В. Эти необыкновенные углеводороды // Химия в школе. – 2005. – № 6. – С. 5–9.

  • Джемилев У. М., Хуснутдинов Р. И., Толстиков Г. А. Норборнадиены в синтезе полициклических напряженных углеводородов с участием металлокомплексных катализаторов // Успехи химии. – 1987. – Т. LVI. – Вып. 1. – С. 65–94.

  • Джилкрист Т., Сторр Р. Органические реакции и орбитальная симметрия: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.

  • Илиел Э. Основы органической стереохимии / Э. Илиел, С. Вайлен, М. Дойл; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Кендлин Дж., Тейлор К., Томпсон Д. Реакции координационных соединений переходных металлов: Пер. с англ. – М.: Мир, 1970.

  • Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. В. М. Потапова. – М.: Химия, 1981.

  • Лер Р., Марчанд А. Орбитальная симметрия в вопросах и ответах: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.

  • Реутов О. А. Органическая химия. В 4 ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Хоффман Р. В. Механизмы химических реакций: Пер. с нем. – М.: Химия, 1979.


Методика и обмен опытом

Требования к результатам реализации основных образовательных программ

Авторы:

Журин А.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматривается место требований к результатам освоения основных образовательных программ в ФГОС-2, виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. Проанализированы требования к результатам обучения химии с точки зрения их согласованности с контрольно-измерительными материалами ГИА и ЕГЭ, возможность практической реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, требования к результатам реализации основных образовательных программ, результаты обучения химии в основной и в средней (полной) школе.

Список литературы
  • 1. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 168 с. — С. 23 – 24.

  • 2. Единый государственный экзамен по химии : Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. Химия, 11 класс / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www1.ege.edu.ru/files/demo/demo_2011/khi_demo_2011.pdf.

  • 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — 266 с. — С. 214.

  • 4. Там же, с. 216 – 218.

  • 5. Смолин О. Н. О новом проекте федерального образовательного стандарта для старшей школы : Выступление в Государственной Думе пятого созыва 26.01.2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/duma/duma05/2011-01-26.htm.

  • 6. ЕГЭ в современной форме как системная ошибка : Особое мнение членов Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена И. Мельникова, О. Смолина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/individual%20opinion.pdf.

  • 7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — С. 23.


О метапредметных результатах изучения школьного курса химии

Авторы:

Заграничная Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автор выделяет блоки планируемых метапредметных результатов обучения и входящие в их состав универсальные умения. Для развития этих умений и их диагностики автором предложены ситуативные задания.

Ключевые слова:

планируемые результаты обучения, метапредметные результаты.

Список литературы
  • 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  • 2. Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 144–153.


Об использовании контекстных заданий в процессе обучения

Авторы:

Ахметов М.А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКРО.

Аннотация

Как показывают результаты международных исследований, Современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения учащимися современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. В статье приводятся примеры таких заданий.

Ключевые слова:

обучение химии, контекстные задания.


Формирование профильной направленности выпускника основной школы в условиях промышленного региона

Авторы:

Спиридонова Е. Г.. Адрес: г. Новокузнецк Кемеровской обл.. Место работы: Лицей №111.

Аннотация

Автором разработан инновационный образовательный проект, который может повлиять на выбор профильной направленности выпускниками основной школы, а в будущем на выбор специальности производственно-технической сферы и на желание учиться и работать в Кузбассе.

Ключевые слова:

инновационный образовательный проект, профиль обучения.


Предпрофильная подготовка учащихся с использованием метода проектов

Авторы:

Ефимкина А.И.. Адрес: г.Бородино, Красноярский край. Место работы: СШ №3.

Аннотация

Предложен опыт реализации проектного обучения в рамках предпрофильной подготовки обучающихся на основе , опубликованного в научно-методическом сборнике «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала» за 2007 г.

Ключевые слова:

элективный, проектная деятельность.

Список литературы
  • 1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001. – С.10-14.

  • 2. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов-н/Д: Учитель, 2003. – С.11-13.

  • 3. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.3-4.

  • 4. Белоногова Г.У. Химия в твоей будущей профессии // курсы по выбору: выбор за вами. Ч. 2 («химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала»). - М.: Центрхимпресс, 2007. - С. 148-158.

  • 5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методология, методика, практика. – М.: Глобус, 2007. – С.20-22.

  • 6. Эффективные модели профильного обучения / Сост. Г.Н.Масич. – Красноярск, 2007. – С.43-45.


Из опыта изучения курса по выбору «Её величество – массовая доля»

Авторы:

Агеева Л. В.. Адрес: Юрьянский р-н, Кировская обл.. Место работы: Гирсовская СШ.

Аннотация

Разработан курс по выбору «Её величество - массовая доля» в соответствии с концепцией профильного обучения, направленный на реализацию основной цели по развитию мотивации ориентации учащихся основной школы на получение естественно-научного образования в рамках профильной (средней) школы. Изучение данного курса способствует систематизации знаний учащихся, совершенствованию их умений решать задачи с использованием понятия «массовая доля», развитию их познавательных интересов, мыслительных процессов, самостоятельности при решении задач.

Ключевые слова:

массовая доля вещества, количество вещества, моль, выход продукта реакции, доля примесей.


Открытый урок в малокомплектной школе

Авторы:

Малиновская Е.В.. Адрес: c. Серогозы, Херсонская обл., Украина. Место работы: Серогозская общеобразовательная школа.

Аннотация

Предложена разработка урока изучения нового материала по теме «Спирты» для 9-го класса малокомплектной сельской школы. Цели урока: сформировать общее представление о классе спиртов и функциональной группе, расширить представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека.

Ключевые слова:

спирты, свойства спиртов, малокомплектная школа.


Как выполнять задания части С

Авторы:

Барышова И.В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ №1980.

Аннотация

В статье представлены алгоритмы, которые помогут учащимся с успехом справиться с решением заданий и примеры решения заданий части С единого государственного экзамена по химии.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, задания части С.


Наш подход к решению задач с избыточными данными

Авторы:

Хрусталев А. Ф.. Адрес: г. Севастополь. Место работы: Технический университет.

Аннотация

В различных пособиях для поступающих в вузы нередко встречаются задачи на вывод формул соединений, в условиях которых данных оказывается больше, чем это необходимо для получения ответа. В таких случаях избыточные сведения можно не использовать, и таким образом выбирать рациональные, и даже оптимальные решения.

Ключевые слова:

расчётные задачи.

Список литературы
  • 1. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: Издат – школа 2000, - 80 с.

  • 2. Егоров А. С. Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Изд. 2 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

  • 3. Ерыгин Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием/ Д.П.Ерыгин, А.К. Грабовый. – М.: Высш. шк., 1989. – 176 с.

  • 4. Смирнова В.В., Крюкова Л.Ю. Методы математики при изучении углеводородов // Химия в школе. - 2001. - №3.

  • 5. Любимова Н. Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высш. шк. 1990. – 351 с.


Учим анализировать условия расчётных задач

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: Зеленоград, Москва. Место работы: СШ № 618.

Аннотация

Автор делится опытом работы по важной проблеме обучения школьников решению расчетных задач. Она предлагает построить обучение этому умению на основе подробного анализа условий каждой задачи.

Ключевые слова:

решение задач, анализ условия задачи, физические величины, алгоритм решения.


Об использовании электронной таблицы в химических вычислениях

Авторы:

Кучкаров М. А.. Адрес: Узбекистан, Ташкент. Место работы: Ташкентский областной государственный педагогический институт.

Аннотация

В процесс организации химического эксперимента приходится проводить множество математических вычислений на основании формул и пропорций. В целях сокращения времени, необходимого на этот процесс, и получения точных результатов разработана программа, основанная на электронной таблице Excel и которая состоит из двух столбцов: в первый столбец вводится данные по количеству, а во второй уже запрограммированы необходимые формулы, на основании которых компьютер в короткое время вычисляет результаты.

Ключевые слова:

эксперимент, вычислить, формула, электронная таблицаthe experiment, compute, formula, spreadsheet.


Консультация

Химическая номенклатура в цифровую эпоху

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Рассмотрены методы идентификации веществ с целью поиска информации о них в компьютерных базах данных (в том числе в Интернете). Показано, что систематическая номенклатура в большинстве случаев для данной задачи неэффективна. Описаны системы регистрационных номеров, текстовых отображений химических формул и базы данных, позволяющие вести поиск непосредственно по структурной формуле. Показано, как ими пользоваться для поиска необходимой информации. Указаны знания, умения и навыки, которыми должен обладать современный учащийся, чтобы уметь искать информацию о веществах.

Ключевые слова:

номенклатура, химическая информация, химические базы данных.


Химический эксперимент

Доступный метод получения наночастиц металлов

Авторы:

Половняк В. К.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Павлова И. В.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Хайбрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Аннотация

В условиях химических лабораторий профильных школ и лицеев вполне доступны химические методы получения наночастиц и изучение их свойств. Один из простых и наглядных методов получения наночастиц металлов - термическое разложение их оксалатов. Оксалаты некоторых металлов (железа, кобальта, меди, цинка) выпускаются промышленностью в качестве реактивов.

Ключевые слова:

наночастицы, нанопорошки металлов, термическое разложение, наноматериалы.

Список литературы
  • Бальшин М. Ю. Научные основы порошковой металлургии и металлургии волокна. - М.: Научная книга, 1990.

  • Гусев А. И., Ремпель А. А. Нанокристаллические материалы. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000.

  • Ключников Н. Г. Неорганический синтез. - М.: Наука, 1993.

  • Михайленко Я. И. Курс общей и неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1966.

  • Новые материалы / Под ред. Ю. С. Карабасова. - М.: МИСИС, 2002.

  • Соколовская Е. М. Общая химия. - М.: Высшая школа, 1999.

  • Угай Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1989.


Как распознать подлинность молока и молочнокислых продуктов

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Замена одного вида молока другим - один из видов фальсификации молока и молочнокислых продуктов, составляющих главный компонент рационального питания человека. Фальсификация молока может осуществляться добавлением воды, обезжиренного молока, нейтрализующих веществ, подснятием сливок, прибавлением в молоко соды (с целью понижения кислотности) и др. Самая обыкновенная и «невинная» подделка заключается в продаже снятого (обезжиренного) молока как цельного. Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания. Некачественные продукты питания не только несут ущерб с экономической стороны потребителю, но и представляют угрозу здоровью человека. Поэтому важная задача - научить учащихся с помощью простых и доступных методов определять подлинность молока и молочнокислых продуктов.

Ключевые слова:

молоко, молочнокислые продукты, фальсификация, идентификация, биуретовая реакция, ксантопротеиновая реакция, молочный сахар, высаливание, жир.

Список литературы
  • http ://www.milk.tj

  • Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений; метод.указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.

  • Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2005.

  • Тюкавкин Н. А. Органическая химия. - М.: Дрофа, 2002.

  • Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. - 2-е изд., доп. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2008.

  • Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.


Из опыта организации исследовательской деятельности

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СШ № 43.

Аннотация

Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т. п.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность учащихся, приёмы, умения, химический эксперимент, этапы научно-исследовательской работы.

Список литературы
  • Батаева Е. В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. – № 8. – С. 13-20; 2004. – № 1. – С. 22-27.

  • Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 35-45.

  • Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. – СПб., 2003. – С. 51-57.

  • Вивюрский В. Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. – 1984. - № 2. – С. 52.

  • Иванова Р. Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. – М., 1988.

  • Исаев Д. С. Формирование экспериментальных умений учащихся при использовании практикумов исследовательского характера (2007-2008 учебный год) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500007/

  • Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 22-28.


Внеклассная работа

Система довузовской подготовки: малый химический факультет

Авторы:

Васильев В. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Толетова М. К.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

С целью организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов вузов в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) помимо подготовительного отделения и подготовительных курсов создан малый химический факультет. В статье рассказано об опыте организации занятий на малом химическом факультете.

Ключевые слова:

дополнительное образование, малый химический факультет, подготовка к Единому государственному экзамену, профориентационная деятельность, учебно-исследовательская деятельность школьников.

Список литературы
  • 1. Бойцова Т.Б., Ардашева Л.П., Борисов А.Н., Остроглядов Е.С. Химия: Учебно-методическое пособие для абитуриентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 227 с.

  • 2. Злотников Э.Г. Краткий справочник по химии. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 192 с.

  • 3. Злотников Э.Г., Толетова М.К. ЕГЭ-2010. Химия: Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.


Из опыта интеграции ресурсов основного и дополнительного образования

Авторы:

Муллагалеева О. И.. Адрес: д. Средние Шуни, Вятскополянский р-н, Кировская обл..

Аннотация

Автор предлагает программу кружка «Юный эколог» для учащихся 6–9-х классов. Она рассчитана на 96 ч (из них 59 ч – практические занятия).

Ключевые слова:

программа кружка, дополнительное образование.


Из истории химии

Каменная соль в истории человечества

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Толкачёва Т. К.. Адрес: Калуга.

Аннотация

В статье приводится краткий очерк истории развития добычи каменной соли в России. Рассмотрены важнейшие области использования этого минерала человеком.

Ключевые слова:

история химии, история науки, каменная соль, минерал галит, рассолы хлорида натрия, соляные копи.

Список литературы
  • Ахметов Т. Г. и др. Химическая технология неорганических веществ: Учебное пособие. В 2 кн. – М.: Высшая школа, 2002.

  • Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 1 / Под ред. С. И. Вольфковича. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

  • Энциклопедический словарь. Т. ХХХА. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Петербург: Типография Акц. Общ. «Издательское Дело», 1900. – С. 823-844.