Международный год химии: события и возможности
Пак М.С.. Адрес: C.-Петербург. Место работы: РГПУ им. А.И.Герцена.
Лямин А.Н.. Адрес: Киров. Место работы: ИПКиПРО.
Статья посвящена Международному году химии и актуальным вопросам современного химического образования.
Международный год химии, новое понимание общего химического образования, химическая безопасность.
А как по закону?..
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Наука и промышленность
Химия полиэдрических углеводородов
Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.
Поиск и получение напряжённых кольцевых систем или систем, содержащих несколько циклов в разных нестабильных конформациях, вызвали огромный интерес к химии напряжённых каркасных соединений. За последние десятилетия в этой области достигнут огромный прогресс, увенчавшийся синтезом целого ряда полиэдранов с крайне необычной структурой. Помимо поиска соединений с высокой энергией напряжения, синтез подобных соединений отражает всё более изящную фантазию химиков-органиков и совершенство методов и приёмов современного органического синтеза.
полиэдрические углеводороды, напряжённые каркасные соединения, энергия напряжения, реакции переключения связей, реакции циклоприсоединения, перициклические реакции, соолигомеризация.
-
Багрий Е. И., Сагинаев А. Т. Непредельные производные адамантана // Успехи химии. – 1983. – Т. LII. – Вып. 9. – С. 1538–1567.
-
Белов Д. В. Эти необыкновенные углеводороды // Химия в школе. – 2005. – № 6. – С. 5–9.
-
Джемилев У. М., Хуснутдинов Р. И., Толстиков Г. А. Норборнадиены в синтезе полициклических напряженных углеводородов с участием металлокомплексных катализаторов // Успехи химии. – 1987. – Т. LVI. – Вып. 1. – С. 65–94.
-
Джилкрист Т., Сторр Р. Органические реакции и орбитальная симметрия: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.
-
Илиел Э. Основы органической стереохимии / Э. Илиел, С. Вайлен, М. Дойл; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Кендлин Дж., Тейлор К., Томпсон Д. Реакции координационных соединений переходных металлов: Пер. с англ. – М.: Мир, 1970.
-
Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. В. М. Потапова. – М.: Химия, 1981.
-
Лер Р., Марчанд А. Орбитальная симметрия в вопросах и ответах: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.
-
Реутов О. А. Органическая химия. В 4 ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Хоффман Р. В. Механизмы химических реакций: Пер. с нем. – М.: Химия, 1979.
Методика и обмен опытом
Требования к результатам реализации основных образовательных программ
Журин А.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.
В статье рассматривается место требований к результатам освоения основных образовательных программ в ФГОС-2, виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. Проанализированы требования к результатам обучения химии с точки зрения их согласованности с контрольно-измерительными материалами ГИА и ЕГЭ, возможность практической реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, требования к результатам реализации основных образовательных программ, результаты обучения химии в основной и в средней (полной) школе.
-
1. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 168 с. — С. 23 – 24.
-
2. Единый государственный экзамен по химии : Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. Химия, 11 класс / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www1.ege.edu.ru/files/demo/demo_2011/khi_demo_2011.pdf.
-
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — 266 с. — С. 214.
-
4. Там же, с. 216 – 218.
-
5. Смолин О. Н. О новом проекте федерального образовательного стандарта для старшей школы : Выступление в Государственной Думе пятого созыва 26.01.2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/duma/duma05/2011-01-26.htm.
-
6. ЕГЭ в современной форме как системная ошибка : Особое мнение членов Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена И. Мельникова, О. Смолина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/individual%20opinion.pdf.
-
7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — С. 23.
О метапредметных результатах изучения школьного курса химии
Заграничная Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автор выделяет блоки планируемых метапредметных результатов обучения и входящие в их состав универсальные умения. Для развития этих умений и их диагностики автором предложены ситуативные задания.
планируемые результаты обучения, метапредметные результаты.
-
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
-
2. Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 144–153.
Об использовании контекстных заданий в процессе обучения
Ахметов М.А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКРО.
Как показывают результаты международных исследований, Современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения учащимися современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. В статье приводятся примеры таких заданий.
обучение химии, контекстные задания.
Формирование профильной направленности выпускника основной школы в условиях промышленного региона
Спиридонова Е. Г.. Адрес: г. Новокузнецк Кемеровской обл.. Место работы: Лицей №111.
Автором разработан инновационный образовательный проект, который может повлиять на выбор профильной направленности выпускниками основной школы, а в будущем на выбор специальности производственно-технической сферы и на желание учиться и работать в Кузбассе.
инновационный образовательный проект, профиль обучения.
Предпрофильная подготовка учащихся с использованием метода проектов
Ефимкина А.И.. Адрес: г.Бородино, Красноярский край. Место работы: СШ №3.
Предложен опыт реализации проектного обучения в рамках предпрофильной подготовки обучающихся на основе , опубликованного в научно-методическом сборнике «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала» за 2007 г.
элективный, проектная деятельность.
-
1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001. – С.10-14.
-
2. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов-н/Д: Учитель, 2003. – С.11-13.
-
3. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.3-4.
-
4. Белоногова Г.У. Химия в твоей будущей профессии // курсы по выбору: выбор за вами. Ч. 2 («химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала»). - М.: Центрхимпресс, 2007. - С. 148-158.
-
5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методология, методика, практика. – М.: Глобус, 2007. – С.20-22.
-
6. Эффективные модели профильного обучения / Сост. Г.Н.Масич. – Красноярск, 2007. – С.43-45.
Из опыта изучения курса по выбору «Её величество – массовая доля»
Агеева Л. В.. Адрес: Юрьянский р-н, Кировская обл.. Место работы: Гирсовская СШ.
Разработан курс по выбору «Её величество - массовая доля» в соответствии с концепцией профильного обучения, направленный на реализацию основной цели по развитию мотивации ориентации учащихся основной школы на получение естественно-научного образования в рамках профильной (средней) школы. Изучение данного курса способствует систематизации знаний учащихся, совершенствованию их умений решать задачи с использованием понятия «массовая доля», развитию их познавательных интересов, мыслительных процессов, самостоятельности при решении задач.
массовая доля вещества, количество вещества, моль, выход продукта реакции, доля примесей.
Открытый урок в малокомплектной школе
Малиновская Е.В.. Адрес: c. Серогозы, Херсонская обл., Украина. Место работы: Серогозская общеобразовательная школа.
Предложена разработка урока изучения нового материала по теме «Спирты» для 9-го класса малокомплектной сельской школы. Цели урока: сформировать общее представление о классе спиртов и функциональной группе, расширить представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека.
спирты, свойства спиртов, малокомплектная школа.
Как выполнять задания части С
Барышова И.В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ №1980.
В статье представлены алгоритмы, которые помогут учащимся с успехом справиться с решением заданий и примеры решения заданий части С единого государственного экзамена по химии.
Единый государственный экзамен, задания части С.
Наш подход к решению задач с избыточными данными
Хрусталев А. Ф.. Адрес: г. Севастополь. Место работы: Технический университет.
В различных пособиях для поступающих в вузы нередко встречаются задачи на вывод формул соединений, в условиях которых данных оказывается больше, чем это необходимо для получения ответа. В таких случаях избыточные сведения можно не использовать, и таким образом выбирать рациональные, и даже оптимальные решения.
расчётные задачи.
-
1. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: Издат – школа 2000, - 80 с.
-
2. Егоров А. С. Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Изд. 2 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
-
3. Ерыгин Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием/ Д.П.Ерыгин, А.К. Грабовый. – М.: Высш. шк., 1989. – 176 с.
-
4. Смирнова В.В., Крюкова Л.Ю. Методы математики при изучении углеводородов // Химия в школе. - 2001. - №3.
-
5. Любимова Н. Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высш. шк. 1990. – 351 с.
Учим анализировать условия расчётных задач
Пенькова Г. А.. Адрес: Зеленоград, Москва. Место работы: СШ № 618.
Автор делится опытом работы по важной проблеме обучения школьников решению расчетных задач. Она предлагает построить обучение этому умению на основе подробного анализа условий каждой задачи.
решение задач, анализ условия задачи, физические величины, алгоритм решения.
Об использовании электронной таблицы в химических вычислениях
Кучкаров М. А.. Адрес: Узбекистан, Ташкент. Место работы: Ташкентский областной государственный педагогический институт.
В процесс организации химического эксперимента приходится проводить множество математических вычислений на основании формул и пропорций. В целях сокращения времени, необходимого на этот процесс, и получения точных результатов разработана программа, основанная на электронной таблице Excel и которая состоит из двух столбцов: в первый столбец вводится данные по количеству, а во второй уже запрограммированы необходимые формулы, на основании которых компьютер в короткое время вычисляет результаты.
эксперимент, вычислить, формула, электронная таблицаthe experiment, compute, formula, spreadsheet.
Консультация
Химическая номенклатура в цифровую эпоху
Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.
Рассмотрены методы идентификации веществ с целью поиска информации о них в компьютерных базах данных (в том числе в Интернете). Показано, что систематическая номенклатура в большинстве случаев для данной задачи неэффективна. Описаны системы регистрационных номеров, текстовых отображений химических формул и базы данных, позволяющие вести поиск непосредственно по структурной формуле. Показано, как ими пользоваться для поиска необходимой информации. Указаны знания, умения и навыки, которыми должен обладать современный учащийся, чтобы уметь искать информацию о веществах.
номенклатура, химическая информация, химические базы данных.
Химический эксперимент
Доступный метод получения наночастиц металлов
Половняк В. К.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.
Павлова И. В.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.
Хайбрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.
В условиях химических лабораторий профильных школ и лицеев вполне доступны химические методы получения наночастиц и изучение их свойств. Один из простых и наглядных методов получения наночастиц металлов - термическое разложение их оксалатов. Оксалаты некоторых металлов (железа, кобальта, меди, цинка) выпускаются промышленностью в качестве реактивов.
наночастицы, нанопорошки металлов, термическое разложение, наноматериалы.
-
Бальшин М. Ю. Научные основы порошковой металлургии и металлургии волокна. - М.: Научная книга, 1990.
-
Гусев А. И., Ремпель А. А. Нанокристаллические материалы. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000.
-
Ключников Н. Г. Неорганический синтез. - М.: Наука, 1993.
-
Михайленко Я. И. Курс общей и неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1966.
-
Новые материалы / Под ред. Ю. С. Карабасова. - М.: МИСИС, 2002.
-
Соколовская Е. М. Общая химия. - М.: Высшая школа, 1999.
-
Угай Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1989.
Как распознать подлинность молока и молочнокислых продуктов
Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.
Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова.
Замена одного вида молока другим - один из видов фальсификации молока и молочнокислых продуктов, составляющих главный компонент рационального питания человека. Фальсификация молока может осуществляться добавлением воды, обезжиренного молока, нейтрализующих веществ, подснятием сливок, прибавлением в молоко соды (с целью понижения кислотности) и др. Самая обыкновенная и «невинная» подделка заключается в продаже снятого (обезжиренного) молока как цельного. Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания. Некачественные продукты питания не только несут ущерб с экономической стороны потребителю, но и представляют угрозу здоровью человека. Поэтому важная задача - научить учащихся с помощью простых и доступных методов определять подлинность молока и молочнокислых продуктов.
молоко, молочнокислые продукты, фальсификация, идентификация, биуретовая реакция, ксантопротеиновая реакция, молочный сахар, высаливание, жир.
-
http ://www.milk.tj
-
Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений; метод.указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.
-
Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2005.
-
Тюкавкин Н. А. Органическая химия. - М.: Дрофа, 2002.
-
Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. - 2-е изд., доп. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2008.
-
Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Из опыта организации исследовательской деятельности
Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СШ № 43.
Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т. п.
исследовательская деятельность учащихся, приёмы, умения, химический эксперимент, этапы научно-исследовательской работы.
-
Батаева Е. В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. – № 8. – С. 13-20; 2004. – № 1. – С. 22-27.
-
Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 35-45.
-
Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. – СПб., 2003. – С. 51-57.
-
Вивюрский В. Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. – 1984. - № 2. – С. 52.
-
Иванова Р. Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. – М., 1988.
-
Исаев Д. С. Формирование экспериментальных умений учащихся при использовании практикумов исследовательского характера (2007-2008 учебный год) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500007/
-
Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 22-28.
Внеклассная работа
Система довузовской подготовки: малый химический факультет
Васильев В. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.
Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.
Толетова М. К.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.
С целью организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов вузов в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) помимо подготовительного отделения и подготовительных курсов создан малый химический факультет. В статье рассказано об опыте организации занятий на малом химическом факультете.
дополнительное образование, малый химический факультет, подготовка к Единому государственному экзамену, профориентационная деятельность, учебно-исследовательская деятельность школьников.
-
1. Бойцова Т.Б., Ардашева Л.П., Борисов А.Н., Остроглядов Е.С. Химия: Учебно-методическое пособие для абитуриентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 227 с.
-
2. Злотников Э.Г. Краткий справочник по химии. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 192 с.
-
3. Злотников Э.Г., Толетова М.К. ЕГЭ-2010. Химия: Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
Из опыта интеграции ресурсов основного и дополнительного образования
Муллагалеева О. И.. Адрес: д. Средние Шуни, Вятскополянский р-н, Кировская обл..
Автор предлагает программу кружка «Юный эколог» для учащихся 6–9-х классов. Она рассчитана на 96 ч (из них 59 ч – практические занятия).
программа кружка, дополнительное образование.
Из истории химии
Каменная соль в истории человечества
Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Толкачёва Т. К.. Адрес: Калуга.
В статье приводится краткий очерк истории развития добычи каменной соли в России. Рассмотрены важнейшие области использования этого минерала человеком.
история химии, история науки, каменная соль, минерал галит, рассолы хлорида натрия, соляные копи.
-
Ахметов Т. Г. и др. Химическая технология неорганических веществ: Учебное пособие. В 2 кн. – М.: Высшая школа, 2002.
-
Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 1 / Под ред. С. И. Вольфковича. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
-
Энциклопедический словарь. Т. ХХХА. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Петербург: Типография Акц. Общ. «Издательское Дело», 1900. – С. 823-844.