Методика и обмен опытом

Учение о периодичности и познание мира

Авторы:

Н. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольский индустриальный институт (филиал).

Аннотация

В статье раскрывается роль феномена периодичности в природе, а также значение учения о периодичности для различных естественных наук и философии.

Ключевые слова:

Периодичность, периодический закон, Д И Менделеев.

Список литературы
  • 1. Гиенко Г. Е. Астрометрия и геодезическая астрономия. — Новосибирск: СГГА, 2010.

  • 2. Корнеев А. А. Алгоритмизация таблицы Д. И. Менделеева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.numbernautics.ru/artefact-real/747-2011-09-25-07-26-02.html

  • 4. Мустафин Д. И., Сиванова О. В., Орлов С. Б. Периодические процессы — всеобщая закономерность природы. // Успехи современного естествознания. — 2002. — № 5. — С. 70-73.

  • 4. Спиридонова О. А. Мировоззренческая концепция Д. И. Менделеева. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: Моск. гос. академия тонкой хим. технологии им. М. В. Ломоносова, 2002.


Методика и обмен опытом

Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды

Авторы:

Е. А.. Адрес: Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: СОШ № 1.

Аннотация

На уроке рассматривается проблема загрязнения окружающей среды и пути её решения с точки зрения химии, физики, биологии, математики, информатики, истории, права, литературы и искусства, ОБЖ.

Ключевые слова:

Загрязнение среды, загрязнение воды, мусор.

Список литературы
  • 1. Грачёв М. К., Оржековский П. А. Химико-технологические принципы в решении проблем экологии // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 37-40.

  • 2. Панфилова Л. В., Нелюбина Е. Г. Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 47-50.

  • 3. Зверева О. В. Экологические задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_6_39_7684.pdf

  • 4. Золотавина Е. А. Развитие экологической культуры методом проектов // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 29-34.

  • 5. Кадохова А. Г. Практико-ориентированные задания по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/02/21/praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii

  • 6. Пупшева А. А. Экология воды: математический расчёт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/ekologija/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-220034/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-1.html

  • 7. Строгонова Н. И. Химия и экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-himiya-i-valeologiya-523377.html

  • 8. Цитаты, афоризмы о воде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grayreason.ru/tsitaty-aforizmy-o-vode/

  • 6. https://www.mindmeister.com/#all

  • 7. http://freemind.ru.uptodown.com/windows

  • 8. https://www.metod-kopilka.ru/ekologicheskie_zadachi_s_otvetami-53378.htm

  • 9. https://otvet.mail.ru/question/75332625


Методика и обмен опытом

Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности

Авторы:

О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Представлен опыт пропедевтики химических знаний. В нашей гимназии систематически проводятся пропедевтические занятия и уроки химии в начальных классах, деловые игры в 5-6 классах, учащиеся 5-7 классов выполняют пропедевтические исследовательские работы.

Ключевые слова:

Пропедевтика изучения химии, деловые игры, исследовательские работы.

Список литературы
  • 1. Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 25-28.

  • 2. Голодникова Н. В. Когда учиться легко // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 22-24.

  • 3. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 2-12.

  • 4. Бухарова А. В. О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 53-56.


Методика и обмен опытом

О систематизации учебного материала при изучении органических соединений

Авторы:

В. В.. Адрес: Саранск. Место работы: МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Н. В.. Адрес: Саранск. Место работы: МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

О. А.. Адрес: Саранск. Место работы: МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Аннотация

В статье рассматриваются основные виды систематизации учебного материала как логического действия, необходимого для успешного обучения химии. На примере обобщения материала об углеводородах раскрывается использование различных видов систематизации в школьном курсе органической химии.

Ключевые слова:

Систематизация, виды систематизация, органическая химия, углеводороды.

Список литературы
  • 1. Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. – С. 24-27.

  • 2. Борода Л. Я. Некоторые формы систематизации знаний на уроке // Математика в школе. – 2005. – № 4. – С. 8-9.

  • 3. Анацко О. Э. Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. – 2018. – № 10. – С. 40-43.

  • 4. Бяулова Е. Н., Мухаметшина Т. Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. – 2019. – № 6. - С. 32-34.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование при изучении моносахаридов

Авторы:

С. Ю.. Адрес: Волгоград. Место работы: Гимназия № 6.

Аннотация

Урок по теме «Установление строения органического вещества на основе его состава, физических и химических свойств» включает в себя все этапы учебного исследования. На каждом этапе происходит решение проблемной ситуации. При рассмотрении вопросов строения моносахаридов происходит обобщение всех вопросов органической химии, изученных учащимися в 10 классе: структурные формулы, функциональные группы, физические и химические свойства кислородсодержащих органических веществ, качественные реакции. При нахождении путей решения используются теоретические материалы (учебник, интернет-ресурсы, учебники для химических вузов), результаты химических экспериментов, проводимых на уроке учащимися.

Ключевые слова:

Глюкоза, фруктоза, структурная формула, качественные реакции, исследование, проблемная ситуация.

Список литературы
  • 1. Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. – 2018. - № 7. - С. 23-28.

  • 2. Габриелян. О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия: учебник: 10 класс. Углублённый уровень. — М.: Дрофа, 2017.

  • 3. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: учебник для вузов. – СПб.: Иван Федоров, 2002.


Методика и обмен опытом

Новое задание в контрольных измерительных материалах

Авторы:

О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СОШ № 8.

Аннотация

Приведены вопросы для отработки задания № 1 Основного государственного экзамена по химии в 2020 г.

Ключевые слова:

Простое вещество, химический элемент, текстовая информация, Основной государственный экзамен по химии.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Химия. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

  • 2. Доронькин В. Н., Февралёва В. А., Бережная А. Г. ОГЭ-2020. Химия. 9 класс. Тематический тренинг. Все типы заданий. – Ростов н/Д: Легион, 2019.

  • 3. http://fipi.ru


Методика и обмен опытом

Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции

Авторы:

В. И.. Адрес: Геленджик, Краснодарский край.

Аннотация

Предлагается вначале преобразовать формулу расчёта, а данные задачи без изменения вносить в преобразованную формулу.

Ключевые слова:

Количество вещества, тождество, система уравнений.

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Дроздов А. А., Теренин В. И. Химия: 10 кл.: профильный уровень. – М.: Дрофа, 2008. - С. 33, 40, 42.

  • 2. Новошинский Н. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: профильный уровень: 11(10) кл. – М.: Русское слово, 2012. - С. 37.


Методика и обмен опытом

Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной активности

Авторы:

А. М.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье обсуждается квазихимическая контекстная задача с метафорическим содержанием. На примере конкретной задачи показаны пути достижения важных (a иногда неожиданных) метапредметных результатов обучения химии.

Ключевые слова:

Метафора, аналогия, контекстная задача, познавательная активность.

Список литературы
  • 1. Ахметов М. А. Метафоры в обучении химии: за и против // Химия в школе. – 2011. − № 6. – С. 18-21.

  • 2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём: пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2008.

  • 3. Банару А. М. Из зарубежного опыта использования аналогий в процессе обучения // Химия в школе. – 2019. − № 10. – С. 34-39.

  • 4. Банару А. М., Бердоносов С. С., Григорьев А. Н. Образные сравнения в общей химии как метапредметный концепт // Химия в школе. – 2018. − № 5. – С. 4-8.

  • 5. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.

  • 6. Reingold I. D. A Concrete Analogy for Combustion Analysis Problems // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1995. – Vol. 72, № 3. – P. 222-223.

  • 7. Hefferlin R. An allegory on molecular periodicity // Foundations of Chemistry. – 2018. – Vol. 20. – P. 43-49.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Химические свойства оксидов»

Авторы:

А. Н.. Адрес: п. Междуреченский, Кондинский р-н, ХМАО-Югра. Место работы: Междуреченская СОШ.

Аннотация

Представлен методический приём, с помощью которого можно за короткое время сформировать учебные навыки в составлении уравнений химических реакций. Алгоритмизация этого процесса позволяет ученикам усвоить логику действий, запомнить универсальную схему, что приводит к несомненному успеху.

Ключевые слова:

Уравнение химической реакции, свойства оксидов, алгоритмизация.


Методика и обмен опытом

К методике изучения водорода

Авторы:

Е. В.. Адрес: г. Холмск, Сахалинская обл.. Место работы: Лицей «Надежда»,.

Аннотация

Предлагаю разработку урока изучения нового материала по теме «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства». Цель этого урока - формирование у обучающихся представлений о водороде как о химическом элементе и простом веществе.

Ключевые слова:

Водород, самооценка, работа в группе.


Консультация

Опыты с иодом: анализируем и объясняем

Авторы:

Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье описаны простейшие опыты, иллюстрирующие физические свойства иода. После описания каждого опыта дано его теоретическое объяснение.

Ключевые слова:

Иод, физические свойства иода, сублимация иода, плавление иода, растворимость иода, экстракция.

Список литературы
  • 1. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз., 1999.

  • 2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.– СПб.: Норинт, 1998.

  • 3. Большой энциклопедический словарь. — СПб.: Норин, 2004.

  • 4. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. — М.: Изд-во Славянский Дом Книги, 2012.

  • 5. Алабугина Ю. В. Новый толковый словарь русского языка с приложением. — М.: АСТ, 2016.

  • 6. Леенсон И. А. Язык химии. Этимология химических названий. — М.: Corpus, 2016.

  • 7. Binnewies M., Jäckel M. et al. Allgemeine und Anorganische Chemie. — Spektrum Akademischer Verlag, 2010.


Химический эксперимент

Из опыта изучения темы «Электролиз растворов»

Авторы:

Л. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Т. Г.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Т. Е.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена технике и методике проведения лабораторных опытов при проблемном изучении электролиза растворов с использованием установки для проведения испытаний растворов электролитов на электрическую проводимость.

Ключевые слова:

Электролиз, электролит, постоянный электрический ток, анод, катод, эксперимент.


Внеурочная деятельность

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Авторы:

И. М.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Т. Н.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Аннотация

Важную роль в овладении методами исследования, как общими, так и специфическими для химической науки, играет обращение к истории химии, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие регулятивных учебных действий, что находит отражение в представленных олимпиадных заданиях.

Ключевые слова:

Олимпиада по химии, предметные и метапредметные образовательные результаты, методология химического исследования, регулятивные УУД.

Список литературы
  • 1. Основы аналитической химии. Практическое руководство: Учебник для высшей школы / Под ред. Ю. А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2001.

  • 2. Альтшулер С. В., Кривомазов А. Н. и др. Открытие химических элементов. — М.: Просвещение, 1980.


Внеурочная деятельность

О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности

Авторы:

Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы концепции инновационной внеурочной деятельности школьников по химии, представляющей собой целостную систему научно обоснованных и подтверждённых образовательной практикой компонентов, обеспечивающих формирование у учащихся познавательного интереса к изучению химии и достижение личностно-значимых ценностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Ключевые слова:

Инновационная внеурочная деятельность школьников по химии, методологические подходы, дидактические принципы, познавательный интерес, качество личностно ценностных, метапредметных и предметных результатов.

Список литературы
  • 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.

  • 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 46-51.

  • 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.

  • 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.

  • 6. Пак М. С., Исаев Д. С. Инновации в современной системе внеурочной деятельности школьников // Problemy Współczesnej Pedagogiki. – Tarnów: Izd. Małopolska Wyższa Szkoła Ekonomiczna, 2018. — № 4(1). — Str. 103-108.

  • 7. Мезинов В. Н. Конкурентный подход в современном инновационном образовательном процессе // Инновационные подходы в современном образовательном процессе: материалы Региональной научно-практической конференции (1 ноября 2012 г.). — г. Старый Оскол, МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ». — 2012. — С. 16-19.

  • 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа внеурочной деятельности «Химия для любознательных» как научно-методическое средство формирования и развития познавательного интереса школьников к химии // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла: сб. научных трудов. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2019. — С. 118-122.


Внеурочная деятельность

Организация профориентационнной работы с использованием предметных знаний

Авторы:

А. В.. Адрес: Калуга. Место работы: СОШ № 22.

С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Содержание учебного предмета «химия» рассматривается как одна из основ для осуществления профориентационной работы в 10-11 классах. На примере внеклассного мероприятия раскрываются возможности конкретного предметного материала в формировании личностной позиции обучающегося к выбору будущей профессии.

Ключевые слова:

Предметные знания и умения, профориентация, собеседование на работу, профессиональные навыки, кейс-задания, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Как пройти собеседование при приеме на работу — 7 главных правил успешного трудоустройства (интервью с практиком) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hiterbober.ru/work/kak-projti-sobesedovanie-pri-prieme-na-rabotu.html

  • 2. Как сделать и чем заменить раствор для линз. Всё про восстановление зрения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zrenie1.com/uluchshenie/linzi/hranenie/chem-zamenit-rastvor.html


Внеурочная деятельность

Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра

Авторы:

Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 2033.

Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье описана методика выполнения межпредметного учебного-исследовательского проекта по синтезу и изучению физико-химических свойств и биологической активности коллоидного раствора наночастиц серебра. Экспериментальная часть проекта проста в исполнении, такую работу можно рекомендовать учащимся 8 класса или старшеклассникам, не имевшим ранее опыта проектной деятельности в области предметов естественно-научного цикла.

Ключевые слова:

Учебный проект, наночастицы серебра, коллоидный раствор, окислительно-восстановительные реакции, эффект Тиндаля, биологическая активность серебра.

Список литературы
  • 1. Маркин А. В. Как получить наночастицы серебра // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 43-46.

  • 2. Мосин О. В., Игнатов И. Коллоидное серебро в бионанотехнологии // Биотехносфера. — 2012. — № 5-6. — С. 49-54.

  • 3. Iravani S., Korbekandi H. et al. Synthesis of silver nanoparticles: chemical, physical and biological methods // Res Pharm Sci. — 2014. — № 9(6). — Pp. 385–406.


Внеурочная деятельность

Интеллектуально-познавательная игра «Галогены и их соединения»

Авторы:

Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1246.

Аннотация

Предлагается сценарий интеллектуально-познавательной игры, направленной на закрепление и расширение у обучающихся предметных знаний о галогенах и их соединениях, а также на актуализацию межпредметных связей. Игра может быть проведена как на уроке, так и в форме внеурочного мероприятия.

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность, интеллектуально-познавательная игра, галогены и их соединения.

Список литературы
  • 1. Барков С. А. Галогены и подгруппа марганца. — М.: Просвещение, 1976.

  • 2. Леенсон И. А. Химические элементы. — М.: Издательство АСТ, 2017.

  • 3. Лунькина В. А. К методике изучения галогенов // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 29-32.

  • 4. Шадрина Е. А. Урок по теме «Соединения галогенов» // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 30-33.