Методика и обмен опытом

Химия в привычных вещах

Авторы:

Миронова И. И.. Адрес: г. Казань. Место работы: СШ № 89.

Аннотация

В статье представлены размышления автора о роли химического эксперимента в обучении, а также о необходимости раскрытия ученикам возможностей применения полученных на уроках химии знаний и умений в практической жизни.

Ключевые слова:

Связь теории с практикой, химический эксперимент, химия в жизни, химия в привычных вещах.


Наука и промышленность

Углехимия России: состояние и перспективы

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены методы химической переработки углей: пиролиз, газификация, гидрогенизация, а также новые углеродные материалы.

Ключевые слова:

Уголь, коксование, газификация, гидрогенизация, каменноугольный пек, сорбенты, термококс.

Список литературы
  • 1. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/ 2014/06/27/ ugol-site-dok.html

  • 2. Анализ перспектив конверсии угля в нетопливные продукты в условиях российского рынка. — Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2016.

  • 3. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 2. — М.: Владос, 2000.

  • 4. Кузнецов П. Н. и др. Методы получения угольных пеков // Химия твердого топлива. — 2015. — № 4. — С. 16-29.

  • 5. ООО «Сорбенты Кузбасса». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

  • https://yandex.ru/search/?text=Компания%20лСорбенты%20КузбассаПрезентация%2026.01.2017PDF%3Fsha%3D6c5202993d423642&lr=25

  • 6. Жуков Е. М. и др. Перспективы применения подземной газификации в старопромышленных районах Кузбасса // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 146-148.

  • 7. OOO «Термококс». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: termokoks.ru

  • 8. Переработка углей в синтетические жидкие топлива: учебное пособие. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011.

  • 9. Мини-заводы, производящие дешевую синтетическую нефть из углей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/ 104218/#cut

  • 10. Малолетнев А. С. Разработка в России процесса гидрогенизации углей под невысоким давлением водорода // Химия твёрдого тела. — 2011. — № 1. — С. 27-35.

  • 11. Разработка физико-химических основ технологии и основных технологических решений по извлечению тонкого золота и металлов платиновой группы из техногенных отходов предприятий энергетики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4science.ru/conference2015/theses/14.578.21.0015


Методика и обмен опытом

Сообщества педагогов: проблемы и их решения

Авторы:

Липатова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ИМЦ Центрального р-на Санкт-Петербурга.

Аннотация

Профессиональная самореализация возможна в процессе деятельности сообществ учителей. Необходимо отработать механизм привлечения в них педагогов, что предполагает определение субъектов привлечения, принципов, основных направлений, уровней привлечения педагогов в сообщество. При оказании социально-психологической, информационно-коммуникационной, организационно-методической, нормативно-правовой поддержки общественные сетевые сообщества могут стать решающим звеном государственно-общественного управления.

Ключевые слова:

Общественно-профессиональные сообщества педагогов, механизм привлечения педагогов к деятельности общественно-профессиональных сообществ, основные принципы привлечения педагогов к деятельности общественно-профессиональных сообществ, организационные формы поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ.

Список литературы
  • Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Профессиональные сообщества в соцсетях как средство повышения компетентности учителя химии // Химия в школе. – 2016. - № 3. – С. 21-26.

  • Днепров Э. Д., Каспржак А. Г., Пинский А. М. Инновационное движение в российском школьном образовании. - М.: Парсифаль, 1997.

  • Карлюкова О. С. Сообщества практики как вид неформального профессионального коллектива в конкурентной среде экономики знаний: автореферат дис. … канд. соц. наук: 22.00.03.

  • Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 5. - С. 40–66.

  • Липатова И. А., Котова С. В. Организация контроля и организация деятельности сетевых методических сообществ. Инновации в образовании. – С.-Пб., 2013. - С. 45-50.

  • Мерсиянова И. В., Краснопольская И. И., Чешкова А. Ф. Учительские сообщества: самоорганизация и влияние // Журнал исследований социальной политики. - 2013. - Т. 11. - № 3. - С. 321-338.

  • Мерсиянова И. В., Чешкова А. Ф., Краснопольская И. И. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

  • Cultivating communities of practice: a guide to managing knowledge. By Etienne Wenger, Richard McDermott, and William Snyder, Harvard Business School Press, 2002.

  • http://www.hse.ru/monitoring/mcs/proforg


Методика и обмен опытом

Мемы в обучении химии

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1259.

Степаньянц С.. Адрес: Москва. Место работы: РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Атоян Э.. Адрес: Москва. Место работы: РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

Мемы, ставшие важной частью коммуникативной культуры в сетевой среде, обладают значительным дидактическим потенциалом. Они содействуют развитию познавательной мотивации, выступают в качестве инструмента самодиагностики уровня сформированности знаний и средства обобщения и систематизации учебного материала, развивают творческую активность учащихся.

Ключевые слова:

Мем, мотивация учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, диагностика уровня сформированности знаний, творческая самостоятельная работа учащихся.

Список литературы
  • 1. Голубева А. М., Семилет Т. А. Мемы как феномен культуры [Электронный ресурс] // Культура и текст. – 2017. - № 3. – С.193-203. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mem-kak-fenomen-kultury. – (Дата обращения: 20.09.2018).

  • 2. Скрыпникова Ю. О. Мемы в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. трудов науч.-практич. конф. (№ 2). - Омск, 2017. – URL: http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-08/memy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku. – (Дата обращения: 13.09.2018).

  • 3. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омск. науч. вест. – 2014. - № 4 (131). – С. 198-200.

  • 4. Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 114 (10). – С. 2-9.

  • 5. Калугин А. М. Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. – 2017. - № 12 (36). – Т.1. – С. 88-91. – URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-36/internet-memy.pdf. – (Дата обращения: 14.09.2018).

  • 6. Xiao Dong, Artem R. Oganov. A stable compound of helium and sodium at high pressure // Nature Chemistry. – 2017. – Vol. 9. - P. 440–445.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок «Отравленная душа»

Авторы:

Макаров Ю. Б.. Адрес: Московская обл., Клинский р-н. Место работы: Малеевская средняя школа.

Аннотация

Предложена разработка интегрированного урока-исследования «Отравленная душа» (по рассказу М. А. Булгакова «Морфий»). Данный урок автор проводит в 10 классе при изучении темы «Лекарства» 1 марта – в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Цели урока: формировать умение решать проблемы, с которыми учащиеся могут встретиться в повседневной жизни; развивать потребность заботиться о собственном здоровье.

Ключевые слова:

Интегрированный урок, наркомания, наркотическая зависимость, наркотические вещества, здоровый образ жизни.

Список литературы
  • Ахметов М. А. Возможности УМК в организации современного урока // Химия в школе. – 2015. – № 8. – С. 32-38.

  • Балагурова М. И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. - М.: Просвещение, 2006.

  • Габриелян О. С. Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения // Химия в школе. – 2018. – № 4. – С. 10-13.

  • Каримгулова З. Р. Сценарий интегрированного урока «Отравленная душа» // Практика административной работы в школе. – 2005. – № 7. – С. 68-73.

  • Михайлова О. С. Интеграция как методическое явление. – Р./Д., 2009.

  • Нефёдова М. П., Бычкова Н. А. Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия // Химия в школе. – 2015. – № 8. – С. 5-9.

  • Чадов И. Ф. Формы учебной работы в школе. – М.: Просвещение, 2001.


Методика и обмен опытом

Повышение квалификации учителей: сотворчество преподавателя и слушателей

Авторы:

Шумилин А. С.. Адрес: Тула. Место работы: ИПК и ППРО Тульской области.

Аннотация

Выполнение заданий, основанное на сотворческой деятельности учителей химии и преподавателя курсов повышения квалификации, позволяет развивать творческую активность учителей.

Ключевые слова:

Повышение квалификации учителей, сотворческая деятельность учителей химии и преподавателя курсов повышения квалификации.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Мансурова С. Е., Степанов С. Ю. Повышение квалификации педагогов и выявление его эффективности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 93-101.

  • 2. Шумилин А. С. Обучение моделированию как методу познания // Химия в школе. – 2018. – № 4. - С. 40-41.


Методика и обмен опытом

Слагаемые успеха

Авторы:

Трушина Н. Р.. Адрес: Пермь. Место работы: СОШ № 100.

Аннотация

Представлен опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по химии на примере изучения курса органической химии (10 класс).

Ключевые слова:

Итоговая аттестация, мотивация учащихся, методические приёмы.


Методика и обмен опытом

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: Академия дополнительного профессионального образования «Перспектива».

Аннотация

Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.

Ключевые слова:

Тестовые задания, стандартизированные тесты, установление обратной связи.


Методика и обмен опытом

О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов

Авторы:

Астафьев С. В.. Адрес: Кузнецк. Место работы: СОШ № 17.

Аннотация

В статье предложен пример авторского кейса-рассказа, составленного по материалам о первом применении химического оружия, и различные виды заданий к данному тексту.

Ключевые слова:

Кейс, рассказ, галогены, хлор, иод, химическое оружие, учёные, Габер.

Список литературы
  • 1. Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. — 2013. — № 2. — С. 13-23.

  • 2. Медведев Ю. Н., Борунова Е. Б. Газовая атака под Ипром: бесславный юбилей // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 56-63.


Методика и обмен опытом

Здоровьесбережение при обучении школьников в медицинском стационаре

Авторы:

Дзенис А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 109.

Аннотация

В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий при обучении химии школьников, находящихся на длительном лечении в медицинском стационаре.

Ключевые слова:

Обучение химии, длительно болеющие дети, здоровьесберегающие технологии.

Список литературы
  • 1. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х кн. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.

  • 2. Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017.

  • 3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010.

  • 4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002.

  • 5. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/05/05/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-khimii

  • 6. https://multiurok.ru/files/zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-u-23.html

  • 7. Дзенис А. В. Формирующее оценивание при обучении в стационаре // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 8-11.

  • 8. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. - С. 11-16.

  • 9. Дзенис А. В. Обучение в условиях стационара: дидактические материалы на магнитной основе // Химия в школе. – 2017. - № 10. - С. 31-34.


Методика и обмен опытом

К вопросу об изучении теории электролитической диссоциации

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКПРО.

Аннотация

В статье дан критический анализ изложения темы «Теория электролитической диссоциации» в школьных учебниках химии. Отмечается несогласованность точек зрения авторов на отдельные вопросы изучения теории электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Делается вывод о необходимости совершенствования методов обучения химии. Предлагается новый подход к классификации реакций ионного обмена, основанный на наблюдаемых признаках реакций.

Ключевые слова:

Теория электролитической диссоциации, реакции ионного обмена, методика обучения, общеобразовательная школа.

Список литературы
  • 1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1995.

  • 2. Головко М. Ф. Электролиты // Химическая энциклопедия. – 1998. – Т. 5. – С. 433-434.

  • 3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Дрофа, 2015.

  • 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Дрофа, 2015.

  • 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  • 6. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016.

  • 7. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г., Стаханова С. В. Я сдам ЕГЭ! Химия. Курс самоподготовки. Технология решения заданий. - М.: Просвещение, 2018.

  • 8. Ахметов М. А., Зорова Е. Ю. Методика изучения реакций ионного обмена: системно-деятельностный подход //Химия в школе. – 2015. - № 10. – С. 3-7.


Методика и обмен опытом

О социальной обусловленности изучения предметов естественно-научного цикла

Авторы:

Суртаева Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Институт педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В современных условиях при организации процесса обучения на первое место выходит воспитательный, социально обусловленный аспект предметов естественно-научного цикла.

Ключевые слова:

Воспитательный аспект предметов естественно-научного цикла, социальная обусловленность, интерактивные методы обучения.

Список литературы
  • 1. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 1999.

  • 2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. - М.: ТетраСистемс, 2013.

  • 3. Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 21-23.


Внеурочная деятельность

О подготовке и оценивании итогового проекта

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности внеурочной деятельности школьников при подготовке индивидуального (парного или группового) итогового проекта по химии, что позволяет формировать познавательный интерес воспитанников и осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации. Приведена возможная типология проектов по химии, описаны этапы работы над проектом, критерии оценки уровня сформированности навыков проектной деятельности.

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность школьников, допуск к государственной итоговой аттестации, познавательный интерес, творчество, диалог, проектный продукт, итоговый проект школьника.

Список литературы
  • 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 55-63.

  • 2. Пак М. С., Исаев Д. С. Инновационный подход в системе внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: Сб. научн. ст. под ред. проф. Е. Я. Аршанского. — Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. — С. 111-112.

  • 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018.

  • 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Возможности внеурочной деятельности школьников для подготовки итогового проекта по химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Москва, 20-21 апреля 2018 г.) / Под ред. П. А. Оржековского. — М.: МГПУ, 2018. — С. 135-138.

  • 5. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост.: М. Н. Колмакова, В.С. Суров; под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1988. — С. 311.

  • 6. Немчинова А. Л. Творчество как диалог: Автореф. дис. … канд. филос. Наук. — Волгоград, 2007.

  • 7. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-51.

  • 8. Материалы I Открытого регионального конкурса творческих работ «Химическая лаборатория — 2017». Тверское региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chem-teacher.ru/?page_id=101).

  • 9. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — №3. — С. 50-55.


Внеурочная деятельность

Учебное исследование «Синергизм и антагонизм витаминов и минеральных веществ»

Авторы:

Проскурина И. К.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Преснухина С. С.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Савко П. С.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

В статье приводится информация о витаминно-минеральных комплексах, о синергизме и антагонизме витаминов и минеральных веществ. Предложено задание для анализа витаминно-минеральных комплексов. Данное исследование может быть использовано при проведении факультативов и элективных курсов.

Ключевые слова:

Мультивитамины, антагонизм, синергизм, минеральные вещества.

Список литературы
  • 1. Горбачёв В. В., Горбачёва В. Н. Витамины. Макро- и микроэлементы. – М.: Медицинская книга, 2011.

  • 2. Кукес В. Г., Тутельянц В. А. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии. – М.: Палея, 2001.

  • 3. Проскурина И. К. Биохимия – М.: Издательский центр «Академия», 2012.


Внеурочная деятельность

Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Авторы:

Макарова Д. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Панина У. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье предложено описание командной интеллектуально-познавательной игры для 10 классов на тему «Химия вокруг нас». Игра направлена на расширение кругозора учащихся и повышение их мотивации к обучению.

Ключевые слова:

Игра, соревнование, универсальные учебные действия, эрудиция, интеллект.

Список литературы
  • Боброва О. В. Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота» // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 55-57.

  • Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. —2017. — № 1. — С. 68-71.

  • Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: «Методическая библиотека», 2006.

  • Минина С. Н. Химический турнир по теме «Металлы» // Химия в школе. —2015. — № 3. — С. 51-54.

  • Михеева О. С., Анацко О. Э., Абакумова Т. С. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 39-42.

  • Степин Б.Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Просвещение, 1994.


Внеурочная деятельность

О формировании культуры обращения со средствами бытовой химии

Авторы:

Нестерова О. О.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье описана организация проектной деятельности учащихся с привлечением родителей, направленной на повышение культуры обращения с бытовыми химическими средствами.

Ключевые слова:

Бытовая химия, проектная деятельность, совместная работа учащегося и родителей.

Список литературы
  • 1. Казановская Е. Б. Урок-конференция по теме «Средства бытовой химии и здоровье человека». // Химия в школе. — 2017. — № 6. — С. 36-39.

  • 2. Макаров А. С., Васильева Е. Г. «Домашняя химия»: как снизить опасность её использования. // Химия в школе. — 2016. — № 2. — С. 47-49.

  • 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Средство «Белизна» в школьном химическом эксперименте. // Химия в школе. — 2013. — № 6. — С. 58-62.

  • 4. Беркалиева Л. Т., Файзулина А. Р. Мини-исследование: необычные опыты с обычными веществами. // Химия в школе. — 2013. — № 5. — С. 65-69.

  • 5. Департамент по ресурсам, их переработке и восстановлению штата Калифорния. США 1995-2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.calrecycle.ca.gov/AboutUs/


Химический эксперимент

Нанохимия: школьный лабораторный эксперимент

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Симонова М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены методики выполнения лабораторных экспериментов, демонстрирующих свойства наноразмерных систем, получаемых на основе веществ и их смесей, используемых в быту: желатин, молоко, жидкие кристаллы. Представленные эксперименты демонстрируют изменение свойств систем, связанных с размерами коллоидных частиц, при влиянии внешних факторов.

Ключевые слова:

Наночастицы, коллоидные растворы, эффект Тиндаля, термохромизм.

Список литературы
  • 1. Дроздов А. А. Преподавание нанохимии и нанотехнологии в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nanometer.ru

  • 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнологии. 10-11 классы. Профильное обучение. — М.: Дрофа, 2009.

  • 3. Ерёмин В. В. Материалы курса «Нанохимия и нанотехнология»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

  • 4. Жабрев В. А., Марголин В. И., Павельев В. С. Введение в нанотехнологию (общие сведения, понятия и определения).— Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007.

  • 5. Бурдина А. С. и др. Экспериментальное изучение эффекта Тиндаля: постановка проблемы // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 12-1. — С. 10-14.

  • 6. Озерянский В. А. и др. Познаём наномир: простые эксперименты. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.

  • 7. Абрамович Б. Г., Картавцев В. Ф. Цветовые индикаторы температуры. — М.: Энергия, 1978.

  • 8. Белиловский В. Д. Эти удивительные жидкие кристаллы: кн. для внекл. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1987.

  • 9. Liquid crystals. Solid State Physics. Supplement 14. Guest editor L. Liebert. – Academic Press – New York, San Francisco, London, 1978.


Из истории химии

Практико-ориентированное обучение истории химии на Химическом факультете МГУ

Авторы:

Баум Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Лунин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье рассмотрен новый образовательный подход, реализованный на Химическом факультете МГУ в курсе преподавания истории химии в 2018 г. Целью проекта, осуществленного совместно с Политехническим музеем, являлось стимулирование у учащихся исследовательского мышления при решении историко-химических задач экспериментальной направленности. Обсуждается методика и практика данной «обучающей схемы».

Ключевые слова:

Образовательный проект, история химии, химический инструментарий, артефакт, Политехнический музей.

Список литературы
  • Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ им. М. В. Ломоносова для реализации образовательных программ высшего профессионального образования по специальности «Фундаментальная и прикладная химия». — М., МГУ, 2011.


Из истории химии

Из истории pH-метрии

Авторы:

Панкратова Я. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье представлены результаты студенческой исследовательской работы, посвящённой атрибуции и изучению истории одного из артефактов Политехнического музея – прибора лабораторного ЛЭ-рН-6. Также приведён краткий обзор истории возникновения и развития рН-метрии. Материалы статьи были апробированы на студенческой научно-практической конференции «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов», проведенной при сотрудничестве химического факультета МГУ и Политехнического музея в декабре 2018 г.

Ключевые слова:

Рн-метр, прибор лабораторный ЛЭ-рН-6, история рН-метрии, артефакты Политехнического музея.

Список литературы
  • 1. Cremer’s electrode. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chemistryworld.com/opinion/cremers-electrode/3008550. article

  • 2. History of the glass electrode. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://derangedphysiology.com/main/core-topics-intensive-care/arterial-blood-gas-interpretation/Chapter%20112/history-glass-electrode

  • 3. MacInnes D. A., Longsworth L. G. The Measurement and Regulation of pH with the Glass Electrode // Transactions of The Electrochemical Society. — 1937. — Vol. 71. — № 1. — С. 73-91.

  • 4. Søren Sørensen. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencehistory.org/historical-profile/soren-sorensen

  • 5. Stock J. T. Early industrial pH measurement and control // Bulletin for the History of Chemistry. — 1991. — № 10. — P. 31-34.

  • 6. Moore C. E., Jaselskis B. The pH Meter: A Product of Technological Crossovers // Bulletin for the History of Chemistry. — 1998. — V. 21. — P. 32-37.

  • 7. Development of the Beckman pH Meter. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acs.org/content/acs/en/education/whatischemistry/landmarks/beckman.html

  • 8. Evolution of the pH Meter [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.labmanager.com/lab-product/2010/10/evolution-of-the-ph-meter

  • 9. pH meter history [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ph-meter.info/pH-meter-history

  • 10. Техническая документация к прибору ЛЭ-рН-6. Министерство нефтяной промышленности СССР. — Москва, 1955.

  • 11. ЦГАНТД СПБ. Фонд Р-88 Специальное Конструкторское Бюро по автоматике и нефтепереработке в производстве жидкого топлива Всесоюзного научно-производственного проектно-конструкторского объединения «Нефтехим» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Ленинградский филиал. Ленинград. 1945-1972. Справочная информация. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgantd/R-88

  • 12. Белянин Б. В., Эрих В. Н. Технический анализ нефтепродуктов и газа: Учебное пособие для техникумов. — Л.: Химия, 1979.