От реформы содержания образования к УМК по химии

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва. Место работы: Редакция журнала «Химия в школе».

Аннотация

Главный редактор журнала представляет новый проект, в рамках которого будут представлены методические материалы различных издательств, выпускающих УМК по химии.

Ключевые слова:

Содержание образования, УМК по химии.


Методика и обмен опытом

Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин

Авторы:

Аксёнова И. В.. Адрес: Липецк. Место работы: Институт развития образования Липецкой области.

Аннотация

Статья посвящена взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности обучающихся и активных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, организуемых учителем при обучении химии в условиях интеграции естественно-научных дисциплин. Предложенная образовательная модель аудиторных и внеаудиторных занятий с целью формирования и развития познавательной деятельности учащихся включает комбинацию уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов и других разнообразных занятий, необходимых для создания условий сохранения здоровья и достижения высоких результатов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова:

Виды познавательной деятельности, активные формы аудиторных и внеаудиторных занятий, развитие профессиональных компетентностей педагогов.

Список литературы
  • 1. Аксёнова И. В. Виды познавательной деятельности учащихся при проведении различных форм занятий элективных курсов // Вопросы естествознания: межвузовский сборник научных работ. Выпуск 13. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – С. 215-216.

  • 2. Аксёнова И. В., Ковешникова О. С., Хвостова Е. И. Инновационная модель аудиторных и внеаудиторных занятий для успешной организации учебно-познавательной деятельности в условиях интеграции естественно-математического образования // Приоритетные направления развития естественно-математического образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: Материалы 18-й ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования». - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015. – С. 8-11.

  • 3. Аксёнова И. В. Формирование и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе». - Республика Беларусь: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2016. – С. 3-6.


Методика и обмен опытом

Дидактические задания для формирования и развития познавательных УУД

Авторы:

Клинова М. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Институт развития образования Пермского края.

Аннотация

В статье приведены примеры продуктивных заданий, направленных на формирование и развитие при изучении химии таких важных интеллектуальных операций и обобщённых (универсальных) способов деятельности, как умение сравнивать, классифицировать, устанавливать серии объектов. Дидактические задания охватывают разные темы курса химии средней общеобразовательной школы (8-11 классы) и предлагаются для использования в двух направлениях: как готовый материал или как определённый образец для составления авторских заданий педагогами-предметниками.

Ключевые слова:

Универсальные учебные действия, продуктивные задания, сравнение, сериация, классификация.

Список литературы
  • 1. http://www.centeroko.ru/index.html

  • 2. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Педагогическая диагностика. – М., 2008. - №


Методика и обмен опытом

Формирование и оценивание логических УУД

Авторы:

Непеина Т. А.. Адрес: с. Вилегодск, Архангельская обл.. Место работы: Вилегодская СОШ.

Аннотация

С целью формирования, развития и оценивания логических УУД разработаны индивидуальные критериальные продуктивные задания. Они нацелены на достижение личностных и метапредметных результатов обучения. Для каждого задания разработаны и описаны критерии оценки сформированности логических познавательных действий учащихся.

Ключевые слова:

Логические ууд, задания, критерии оценки.

Список литературы
  • Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014.

  • Ковель М. И. Как мы формируем и оцениваем логические УУД // Химия в школе. - 2015. - № 5. - С. 24-28.

  • Шаталов М. А. Методическая программа формирования УУД и её реализация в процессе обучения // Химия в школе. - 2014. - № 6. – С. 13-22.


Методика и обмен опытом

Учим учиться самостоятельно

Авторы:

Новошинский И. И.. Адрес: Москва.

Новошинская Н. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Авторы УМК рассказывают об особенностях своих учебников и результатах их использования в школьной практике.

Ключевые слова:

Учебно-методический комплект, основная школа, средняя школа, преподавание химии.

Список литературы
  • 1. https://pedsovet.org/beta/article/rosobrnadzor-vyavil-nevysokij-uroven-znania-skolnikov-po-himii-i-biologii или http://tass.ru/obschestvo/4831615 Что лучше?

  • 2. Голодникова Н. В.; Лукинова И. Ю. Об учебниках, которые мы выбрали // Химия в школе. – 2005. – № 7.

  • 3. Голодникова Н. В. Систематизация знаний в процессе изучения нового материала // Химия в школе. – 2011. – № 7.

  • 4. Масленникова Л. В. К методике изучения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2013. – № 9.

  • 5. Масленникова Л. В. Из опыта работы с УМК Новошинских // Учитель Башкортостана. – 2013. – № 12.

  • 6. Шмелёва Л. Г. О месте курса органической химии в средней школе // Химия в школе. – 2008. – № 5.

  • 7. Усачёва В. Г. О целесообразности изучения курса органической химии в 11-м классе // Химия в школе. – 2010. – № 1.

  • 8. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии // Химия в школе. – 2011. - № 8.

  • 9. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Особенности построения курса химии в современных условиях // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: Материалы международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2008 г. – Липецк: Липецкий госпедуниверситет, 2008. – С. 178-186.


Методика и обмен опытом

Когда учиться легко

Авторы:

Голодникова Н. В.. Адрес: г. Климовск, Московская обл.. Место работы: Гимназия.

Аннотация

Автор обосновывает важность проведения пропедевтического курса химии, делится опытом проведения занятий в 7-м классе.

Ключевые слова:

Пропедевтический курс химии, химический эксперимент, растворы, смеси, оксиды.

Список литературы
  • 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. Пропедевтический курс: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.

  • 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С., Костенчук И. А. Тетрадь для практических работ и опытов к учебному пособию И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия. Пропедевтический курс» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.


Методика и обмен опытом

О развитии интереса к предмету у семиклассников

Авторы:

Масленникова Л. В.. Адрес: с. Авдон, Уфимский р-н, Республика Башкортостан. Место работы: СОШ с. Авдон.

Аннотация

Изучение первоначальных химических понятий в 7-м классе даёт возможность разгрузить программу 8-го класса, пробудить у школьников интерес и выявить склонности к этой науке.

Ключевые слова:

Пропедевтический курс химии, простые и сложные вещества, металлы, неметаллы.

Список литературы
  • 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса: Химия. Пропедевтический курс // http://русское-слово.рф/methodical/methodicalteachers/khimiya/Chem_Pr_Propedevtika.pdf

  • 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: пропедевтический курс: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.

  • 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С., Костенчук И. А. Тетрадь для практических работ и опытов к учебному пособию И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия. Пропедевтический курс» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.


Методика и обмен опытом

Об учебно-дидактическом обеспечении курса органической химии

Авторы:

Асланукова М. М.. Адрес: Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Место работы: РИПКРО.

Этлухова И. У.. Адрес: Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Место работы: Гимназия № 5.

Аннотация

Для учащихся, желающих изучать химию на углублённом уровне, мы уже более десяти лет выбираем УМК И. И. Новошинского и Н. С. Новошинской. И учителя, и школьники отмечают их несомненные достоинства. Кроме того, к учебникам прилагается исчерпывающий учебно-вспомогательный материал.

Ключевые слова:

Углублённое изучение органической химии, свойства и получение алкинов.

Список литературы
  • 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебник для 11 (10) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – М.: Русское слово, 2015.

  • 2. Рабочая программа к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Органическая химия» 11 (10) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2015.

  • 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Органическая химия». 11 (10) класс. Углублённый уровень. – М.: Русское слово, 2015.

  • 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: пособие для учащихся: теория, упражнения, задачи, тесты. – М.: Русское слово, 2018.

  • 5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: типы химических задач и способы их решения: 8-11 классы: пособие для учащихся. – М.: Русское слово, 2014.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения металлов

Авторы:

Шмелёва Л. Г.. Адрес: г. Раменское, Московская обл.. Место работы: Гимназия № 2.

Аннотация

Предложена разработка урока по теме «Общая характеристика и способы получения металлов» (10 или 11 класс, углублённый уровень). Цели урока: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об особенностях строения атомов элементов, которым соответствуют простые вещества - металлы, о нахождении металлов в природе и способах их получения; сравнить строение атомов элементов, образующих металлы и неметаллы.

Ключевые слова:

Углублённое изучение химии, общая характеристика металлов, самостоятельная работа учащихся.

Список литературы
  • 1. Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 (11) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

  • 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

  • 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 10 (11) класс. Углублённый уровень». - М.: Русское слово, 2015.

  • 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. - М.: Русское слово, 2013. (Серия «Подготовка к ЕГЭ»).


Методика и обмен опытом

Обзорный урок по теме «Переходные элементы»

Авторы:

Садайло Э. В.. Адрес: г. Абинск, Краснодарский край. Место работы: СОШ № 4.

Аннотация

Предложена разработка урока, на котором рассматриваются образцы заданий из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, проверяющих знание химии d-элементов (меди, железа, цинка, хрома и марганца).

Ключевые слова:

Переходные элементы, d-элементы, свойства переходных металлов и их соединений.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.


Консультация

Химико-технологические принципы в решении проблем экологии

Авторы:

Грачёв М. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье описаны принципы промышленной экологии, которые учитываются при организации современных химических производств.

Ключевые слова:

Принципы химической технологии, экологические проблемы, зелёная химия, вторичное использование сырья.

Список литературы
  • 1. Зайцев В. А. Промышленная экология: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  • 2. Голубина Е. В. Зеленая химия в вопросах и ответах. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.greenchemistry.ru

  • 3. Зелёная химия в России. Сборник статей. Под ред. В. В. Лунина, П. Тундо, Е. С. Локтевой. – М.: Издательство Московского университета, 2004.


Химический эксперимент

Исследовательские опыты с соединениями железа(III)

Авторы:

Бирюкова Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

Авторами предложены учебно-исследовательские опыты с соединениями железа(III). Описаны реакции как с неорганическими, так и с органическими реагентами. Работа рекомендована для занятий факультативов, элективных курсов, химических кружков.

Ключевые слова:

Профильное обучение, химический эксперимент, соединения железа(III), качественные реакции.


Химический эксперимент

Химические опыты с панкреатическими ферментами

Авторы:

Яковишин Л. А.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский государственный университет.

Аннотация

В статье описаны методики проведения химических опытов с панкреатическими ферментами, выделенными из лекарственных препаратов (мезим форте и др.): расщепление гликозидных, пептидных и сложноэфирных связей, а также инактивация. Рассмотрены особенности специфичности панкреатических ферментов.

Ключевые слова:

Химические опыты, панкреатические ферменты, амилаза, липаза, протеаза, мезим форте.

Список литературы
  • 1. Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В., Силаева С. А. Биологическая химия. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.

  • 2. Яковишин Л. А. Химические опыты с ферментами и чаем каркаде // Химия в школе. — 2011. — № 6. — С. 67–68.

  • 3. Мезим®. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://mezimforte.ru/


Химический эксперимент

Определение качества продуктов классическими аналитическими методами

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СОШ № 109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Изучение естественных наук, в том числе химии – основа подготовки специалистов в области ветеринарии и зоотехнии. Одной из задач подготовки будущих специалистов является овладение методиками экспертизы качества продуктов питания, но в новых «ФГОС 3+» сокращены часы, отведённые на изучение химии, что затрудняет подготовки компетентных специалистов. Авторы предлагают химический эксперимент для повышения мотивации и интереса к изучению химии и развития практических умений учащихся.

Ключевые слова:

Белки, жиры, углеводы, экспресс-методы.

Список литературы
  • Бурштейн А. И. Методы исследований пищевых продуктов. — Киев: Госмедиздат, 1963.

  • Евдокимова В. С. Определение кофеина в напитках // Химия в школе. — 1995. — No 5. — С. 32-33.

  • Нахмедов Ф. Т. Технология кофепродуктов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984.

  • Николаев М. А. Теоретические основы товароведения. — М.: Норма, 2007.

  • Ольгин О. М. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.

  • Трапезникова Н. Н. Демонстрационные опыты по органической химии: учебно-методическое пособие / Н. Н. Трапезникова, Н. Н. Яганова; ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. — Пермь: Пермская ГСХА, 2012.

  • Практикум по органической химии: практикум / Н. Н. Яганова, Я. В. Быков, Н. Н. Трапезникова. ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. — Пермь: Пермская ГСХА, 2016/


Внеурочная деятельность

Программа «Химия для любознательных»

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В данной статье представлена программа внеурочной деятельности, направленная на формирование познавательного интереса школьников к химии и достижение ценностных, метапредметных и предметных результатов. Данная программа позволит учителю выстроить образовательный процесс в логике «от урока к внеурочной деятельности» в соответствии с ведущей идеей «от познания к интересу». Программа построена по модульному принципу. Структура полностью соответствует требованиям к программам подобного вида.

Ключевые слова:

Программа внеурочной деятельности, внеурочная деятельность школьников по химии, познавательный интерес к химии, ценностные, метапредметные и предметные результаты, ведущая идея «от познания к интересу».

Список литературы
  • 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014.

  • 2. Внимание, конкурс! // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 18–19.

  • 3. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2017.

  • 4. Химическая игротека: Сборник дидактических игр по химии — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2014.

  • 5. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2013.

  • 6. Химическая лаборатория: сборник творческих работ по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2017.


Внеурочная деятельность

Исследование качества творога

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Волкова Л.А.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В работе приводятся методики и результаты определения эффективности пастеризации и содержания кальция и фосфора в твороге. Объектом исследования стал творог «Простоквашино» жирностью 2% и 9%, произведённый в АО «Данон Россия».

Ключевые слова:

Творог, пастеризация, кальций, фосфор, объёмные и спектрофотометрические методы анализа.

Список литературы
  • 1. Химический состав пищевых продуктов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.

  • 2. ГОСТ 3623-73 Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации.

  • 3. Ширяева М. Ю. Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога» // Химия в школе. — 2015. — № 4. — С. 52–54.

  • 4. ГОСТ Р 51458 — 99 Сыр и сыр плавленый. Метод определения массовой доли общего фосфора.


Внеурочная деятельность

Практико-ориентированный проект «Пигменты растений»

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Краснова А. О.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Пурина Е. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В статье предлагается методика определения флавоноидов и антоцианов в лепестках роз с использованием качественных реакций на пигменты и метода бумажной хроматографии.

Ключевые слова:

Флавоноиды, антоцианы, хроматография, пигменты.

Список литературы
  • 1. Грищенко А., Кадацкая С. В. Игра цветов, или Пигменты в нашей жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bio.1september.ru

  • 2. Никитюк В. Г. Каротиноиды и их значение в живой природе и для человека. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.provisor.com.ua

  • 3. Кретович В. Л. Биохимия растений. — М.: Высшая школа, 2000.

  • 4. Растения для нас: Справочное издание / Под ред. Г. П. Яковлева и К. Ф. Блинова. — СПб.: Учебная книга, 1996.

  • 5. Антоцианы — красящие вещества в клетках растений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.valleyflora.ru

  • 6. Лебедев С. И. Физиология растений. — М.: Колос, 2008.