Педагогическое образование: от высшего к низшему

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье сравниваются системы образования США и России, анализируются первые результаты реформы образования в России. Особое внимание уделено критике «универсального бакалавриата» как основы высшего педагогического образования. Уменьшение числа базовых учебных дисциплин и сокращение учебного времени на их освоение неминуемо приведёт к катастрофическому падению уровня подготовки учителя, и, как следствие – к краху образовательной системы России.

Ключевые слова:

реформа образования, система образования, падение уровня образования, изучение естественнонаучных дисциплин, реформа высшей школы, высшее педагогическое образование, бакалавриат.

Список литературы
  • 1. Кулагина Е. В., Елисеева М. А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. ‑ 2014. ‑ № 4. ‑С. 111-121.

  • 2. XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества». – http://edumsko.ru/advised_read/uchitelskoe_prizvanie_otmenyaetsya/

  • 3. Реформа педагогического образования: подготовка учителя в бакалавриате // ОТР, эфир от 13.11.14. – http://www.otr-online.ru/programmi/shkola-vek-17103/reforma-pedagogicheskogo-obrazovaniya-31184.html

  • 4. Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from around the World // Edited by Schleicher А. // OECD Publishing, 2012.


Наука и промышленность

Новые элементы Периодической системы Д. И. Менделеева

Авторы:

Мустафин Д. И.. Адрес: Москва. Место работы: РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Джанинотто Д.. Адрес: Италия.

Аннотация

Официально утверждено открытие четырёх новых химических элементов с атомными номерами 113, 115, 117 и 118. Эти новые элементы ещё не имеют собственных имён, поэтому пока их называют в соответствии с атомными номерами в Периодической системе, а точнее, - с зарядами ядер их атомов.

Ключевые слова:

Периодическая система, четыре новых химических элемента, экарадон, экаастат, экависмут, экаталлий.


Методика и обмен опытом

Практические занятия на этапе формирования новых знаний

Авторы:

Никитина Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 2000.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В настоящее время роль практических занятий всесторонне изменилась. Данная статья посвящена рассмотрению традиционных практических занятий, отношению учителей к ним, а так же их переосмыслению. Для этого приведена новая типология практических занятий по нескольким признакам, выявлены основные принципы для современного построения практических занятий, которые целесообразно преобразовать в уроки – исследования.

Ключевые слова:

методы обучения, типология, практические занятия, роль практических занятий, цели опыта, выводы по результатам опыта, актуальность, полилог.

Список литературы
  • 1. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. ‑ М.: Просвещение, 1970.

  • 2. Верховский В. Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Органическая химия: Учебник для 9-го класса. – М.: Государственное учебно-педагогическое издание, 1935.

  • 3. Вайнштейн Б. М., Глориозов П. А. и др. Практические занятия по химии. – М.: Учпедгиз, 1949.

  • 4. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.


Методика и обмен опытом

Об организации работы школьников с учебником

Авторы:

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой происходит достижение планируемых результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. В статье показана роль учебника химии в этом процессе, приведены примеры заданий для школьников по работе с текстовым и иллюстративным материалом, направленные на достижение требований стандартов нового поколения.

Ключевые слова:

ФГОС, познавательные задания, учебник химии.

Список литературы
  • 1. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012.

  • 2. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.

  • 3. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.

  • 4. Миренкова Е. В. Система познавательных учебных действий на первоначальных этапах изучения химических реакций // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2013. ‑ С. 77-80.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения спиртов

Авторы:

Порошина Л. А.. Адрес: Москва. Место работы: Лицей № 1451.

Аннотация

Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности. Поэтому в образовательном процессе важно создавать условия для развития такой личности. Профессиональная деятельность учителя приобретает новые функции. Учитель становится не хранителем и передатчиком информации, а фасилитатором, организующим и мотивирующим звеном в образовательном процессе. Применение новых педагогических технологий способствует индивидуализации и дифференциации обучения, повышению активности и самостоятельности школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова:

спирты, строение молекул, водородная связь, физические свойства, гомология, изомерия, номенклатура.


Методика и обмен опытом

Профессиональные сообщества в соцсетях как средство повышения компетентности учителя химии

Авторы:

Белохвостов А. А.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: ВГУ им. П. М. Машерова.

Аршанский Е. Я.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: ВГУ им. П. М. Машерова.

Аннотация

Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию сетевых сообществ учителями химии. Приводится авторская классификация cетевых сообществ по химическому контенту. Затрагиваются общие вопросы методики использования социальных сетей в обучении химии.

Ключевые слова:

сетевые сообщества, обучение в социальных сетях, интернет-сообщества учителей химии, электронные средства обучения химии.

Список литературы
  • 1. Белохвостов А. А. Теория и практика методической подготовки будущего учителя химии к работе в условиях информатизации образования / Под ред. Е. Я. Аршанского: Монография. – Витебск: ВГУ, 2014.

  • 2. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. – 2014. –Том. 17. – № 1. – C. 650-675.

  • 3. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 3 (10). – С. 192–194.


Методика и обмен опытом

Взаимообучение в группах: усвоение нового материала

Авторы:

Вивюрская А. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье представлен сценарий урока по теме «Сера и ее свойства» с указанием типа урока, методов и форм работы, планируемых результатов, деятельности учителя и учащихся. В ходе урока учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы поискового характера с помощью групповой работы.

Ключевые слова:

урок химии, групповая работа, активная познавательная деятельность, окислитель, восстановитель.

Список литературы
  • Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.

  • Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 1975.

  • Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.


Методика и обмен опытом

О систематизации знаний учащихся

Авторы:

Семенкова Т. Е.. Адрес: г. Кричев, Республика Беларусь. Место работы: Гимназия.

Аннотация

Данный урок проводится как обобщающий после изучения тем «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Химическая связь», перед написанием контрольной работы по данным темам. В данной работе автор показывает возможности современного курса химии для формирования активных знаний, умений, развития мышления и самостоятельности учащихся.

Ключевые слова:

периодический закон, Периодическая система химических элементов Д И Менделеева, строение атома, электронное строение атома, периодичность свойств атомов химических элементов и их соединений, типы химической связи, типы кристаллических решёток.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Состав и переработка нефти»

Авторы:

Дёмина В. Ф.. Адрес: г. Новошахтинск, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 31.

Аннотация

На данном уроке использована технология развития критического мышления. Целью урока является расширение знаний учащихся о нефти.

Ключевые слова:

нефть, переработка, крекинг, риформинг, синквейн.

Список литературы
  • Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Теренин В. И. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2005.

  • Цветков Л. А.Органическая химия. ‑ М.: Владос, 2013.


Методика и обмен опытом

Раннее изучение химии: от теории к практике или наоборот?

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье рассмотрено содержание обучения в рамках образовательного проекта «Семейная химия» для учащихся младшего школьного возраста и их родителей с точки зрения последовательности раскрытия теории и практики для формирования познавательной активности детей. Показано, что основу раннего изучения химии составляет практико-ориентированное преподавание, гармонично сочетающее в себе теоретическое и практическое. В работе приведены задания, которые способствуют развитию творческих способностей школьников к изучению химии.

Ключевые слова:

раннее изучение химии, содержание обучения, практико-ориентированное преподавание, проект «Семейная химия».

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 2. Шепелев М. В. Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214.

  • 3. Шепелев М. В. Из опыта реализации проекта «Семейная химия». // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 17.

  • 4. Шепелев М. В. Пропедевтика химии как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного химического образования в средней школе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 2 (31). – С. 111–114.

  • 5. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. – 2009. – № 6 – С. 39–42.

  • 6. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.

  • 7. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 2000.

  • 8. Шепелев М. В., Вашурин А. С. Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 38–42.

  • 9. Марфин Ю. С., Шепелев М. В. Практико-ориентированное преподавание химии, или «Химия на кухне» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 11–15.

  • 10. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. – М.: Яуза-пресс, 2011..

  • 11. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 23–27.

  • 12. Кендиван О. Д.-С., Саая А. Н. Почему нельзя? Проблемно-творческие задачи // Химия. 1 сентября. – 2015. – № 3 – С. 44–49.


Консультация

О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу“Углеводороды”

Авторы:

Четверин В. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Центр образования № 548 «Царицыно».

Аннотация

В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием отдельных типовых заданий ЕГЭ. Анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые ещё встречаются в заданиях по органической химии, в частности, по теме «Углеводороды». Рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования этих заданий.

Ключевые слова:

типовые задания ЕГЭ, ошибки и совершенствование, органическая химия, углеводороды.

Список литературы
  • 1. Каверина А. А., Снастина М. Г., Свириденкова Н. В. ЕГЭ-2014. Химия: 30 типовых вариантов экзаменационных работ. ФИПИ. – М.: Астрель, 2013.

  • 2. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Снастина М. Г., Стаханова С. В. ЕГЭ-2015. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Новая демоверсия. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2015.

  • 3. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2013. Химия: типовые тестовые задания. 10 вариантов. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2013.

  • 4. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2015. Химия: типовые тестовые задания. 10 вариантов. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2015.

  • 5. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.

  • 6. Оржековский П. А., Мишина В. Ю., Пашкова Л. И. ЕГЭ-2012. Химия: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2012.

  • 7. Открытый банк заданий ЕГЭ (ГИА). Химия: органическая химия. – ФИПИ, 2014.

  • 8. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. ЕГЭ-2014. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2014.

  • 9. Ерёмин В. В. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2013. Диагностические работы. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.

  • 10. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Диагностические работы в формате ЕГЭ-2013. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.

  • 11. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2014. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2014.

  • 12. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (13.05.15 г.) – СтатГрад, 2015.

  • 13. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии // Химия в школе. - 2010. - № 8. – С. 43-45.

  • 14. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (19.05.14 г.) – СтатГрад, 2014.

  • 15. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1. – М.: Академкнига, 2004.

  • 16. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1, 2, 3. – М.: Бином, 2004.

  • 17. Тюкавкина И. А. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2002.

  • 18. Щербина А. Э., Матусевич Л. Г. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2014.

  • 19. Тренировочная работа № 1 по химии. 11 класс. (24.10.12 г.) – МИОО, 2012.

  • 20. Галочкин А. И., Ананьина И. В. Органическая химия: Учебное пособие для вузов. - Т. 1, 2. – М.: Дрофа, 2010.

  • 21. Химическая энциклопедия. - Т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1989–1998.

  • 22. Тематическая диагностическая работа: теория строения, углеводороды. 10 класс. (05.12.14 г.) – СтатГрад, 2014–2015.

  • 23. Тренировочная работа № 1 по химии. 11 класс. (25.10.13 г.) – СтатГрад, 2013.

  • 24. Диагностическая работа № 2 по химии. 11 класс. (19.04.13 г.) – СтатГрад, 2013.

  • 25. Тренинг по химии: свойства и способы получения углеводородов. – СтатГрад, 2015.

  • 26. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.

  • 27. Диагностическая работа № 1 по химии. 11 класс. (06.12.12 г.) – МИОО, 2012.

  • 28. Тренинг по химии: основные понятия органической химии. – СтатГрад, 2015.

  • 29. Тренировочная работа № 2 по химии. 11 класс. (30.01.14 г.) – СтатГрад, 2014.

  • 30. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1, 2. – М.: Химия, 1996.

  • 31. Иванов В. Г. и др. Органическая химия: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Мастерство, 2003.

  • 32. Петров А. А. Органическая химия: Учебник для вузов. – СПб.: Иван Фёдоров, 2002.


Из истории химии

Об изучении процессов сорбции

Авторы:

Ковалёв Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Лицей № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Аннотация

Рассматриваются ключевые исторические этапы изучения процессов сорбции. Представляется вклад отечественных учёных в изучение данных процессов. Освещаются основные теории, описывающие процессы сорбции.

Ключевые слова:

сорбция, адсорбция, теории адсорбции.

Список литературы
  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М.: Высшая школа, 1991.

  • Поляков Н. С. Адсорбция - дело всей жизни. К 100-летию со дня рождения академика М. М. Дубинина // Вестник Российской академии наук. - 2000. - Т. 70. - № 12. - С. 1094-1104.

  • Сало В. М. К открытию Т. Е. Ловицем явления адсорбции углем // Фармация. - 1985. - Т. 34. - № 2. - С. 82-84.

  • Фигуровский Н. А. Очерк возникновения и развития угольного противогаза Н. Д. Зелинского. - М., 1952.

  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. - M., 1969.

  • Фигуровский Н. А., Ушакова Н. Н. Товий Егорович Ловиц. 1757-1804 / Отв. ред. А. Н. Шамин. - М.: Наука, 1988. (Научно-биографическая серия).

  • Фрумкин А. Н. АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия химических наук. - Вып. 44. - 2 изд. - М., 1970.

  • Щукин Е. Д. Коллоидная химия: Учебник для университетов и химико-технологических вузов. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2004.


Химический эксперимент

Организация и проведение агрохимических опытов

Авторы:

Нелюбина Е. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

Аннотация

Организация научно-исследовательской работы — одна из основных форм творческой работы с учащимися, которая требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования, реализации принципа практического направления и использования экспериментальных методов исследования. Многие учителя сталкиваются с проблемой подбора экспериментальных методов исследования, которыми можно воспользоваться при выполнении научно-исследовательской работы, поэтому автором были разработаны методические рекомендации по организации и проведению агрохимических опытов в рамках осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности по химии, экологии и основам сельского хозяйства.

Ключевые слова:

агрохимия, научно-исследовательская работа, эксперимент, химия, методика агрохимического экспериментирования.

Список литературы
  • Американское химическое общество. Химия и общество / Пер. с англ. – М.: Мир, 1995.

  • Американское химическое общество. Химия и общество: Пособие для учителей / Пер. с англ. – М.: Мир, 1995.

  • Нелюбина Е. Г., Самарина Е. С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы // Самарский научный вестник. - 2013. - № 2 (3). - С. 42-43.

  • Нелюбина Е. Г. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла / В сборнике: Самарский институт индустрии питания и бизнеса в зеркале истории МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, 2013. - С. 82-92.

  • Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриенотов с ответами и решениями. – М.: АКРИ, 1999.

  • Скурлатов Ю. И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. – М.: Высшая школа, 1994.

  • Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. - М.: Просвещение, 1995.


Химический эксперимент

Практико-ориентированный проект по исследованию состава природных вод

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Кабирова Л. Р.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Пурина Е. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В статье представлены результаты химических исследований состава воды рек Уфа и Байки, с использованием хроматографического, вольт-амперометрического и других методов. Установлено, что полученные результаты находятся в пределах ПДК и характеризуют воду рек как экологически пригодную для употребления населением.

Ключевые слова:

загрязнение вод, pH, жёсткость воды, нефтепродукты, тяжёлые металлы, приборы, экология.

Список литературы
  • 1. Туровский И. С. Обработка осадочных сточных вод. - М.: Стройиздат, 1984.

  • 2. Косов В. И., Иванов В. Н. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. - Ч. 1. Охрана поверхностных вод: Уч. Пособие. - Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 1995.

  • 3. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши / Под ред. А. Д. Семёнова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977.

  • 4. Берне Ф., Кордонье Ж. Водочистка. Очистка сточных вод нефтепереработки. Подготовка водных систем охлаждения. — М.: Химия, 1997.

  • 5. Зенин А. А., Белоусова Н. В. Гидрохимический словарь. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988.

  • 6. Новиков Ю. И. Методы исследования качества воды водоёмов. - М.: Медицина, 1990.

  • 7. Вредные вещества. Неорганические соединения V-VIII групп: Справ. изд. / Под ред. В. А. Филова и др. — Л.: Химия, 1989.

  • 8. Вредные вещества. Неорганические соединения I-IV групп: Справ. изд. / Под ред. В. А. Филова и др. — Л.: Химия, 1988.

  • 9. Эйхлер В. Яды в нашей пище. - М.: Мир, 1993.

  • 10. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. — М., 1991.


Химический эксперимент

Загадка наномира

Авторы:

Докшина Н. В.. Адрес: Пенза. Место работы: СШ № 17.

Аннотация

В работе показана самоорганизация в наномире на примере колец Лизеганга. Описана методика получения периодических структур в школьной лаборатории. Определены условия формирования чёткой структуры периодического осаждения.

Ключевые слова:

наномир, нанотехнологии, колебательные реакции, самоорганизация, периодические процессы, кольца Лизеганга.