С чего начинается образование?

Авторы:

Иоффе А. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт развития образования, Центр общего образования; Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

Аннотация

Статья посвящена таким важным аспектам образования, как атмосфера в классе, мотивирование обучающихся, выстраивание рефлексии и обратной связи. Обращается внимание на общие принципы и индивидуальные особенности профессиональной деятельности каждого учителя.

Ключевые слова:

мотивация, рефлексия, целеполагание, успешность, проектное мышление, организационная культура.

Список литературы
  • 1. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999.

  • 2. Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска. - М.: Советская Россия, 1976.

  • 3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.

  • 4. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.

  • 5. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. - М.: Эксмо, 2005.

  • 6. Занюк С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.

  • 7. Салтыков-Щедрин М. Е. Мелочи жизни // Собрание сочинений в 20 т. – Т. 16. - Кн. 2. – М.: Художественная литература, 1974.

  • 8. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. - СПб.: Питер, 2004.

  • 9. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012.

  • 10. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2006.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Химия солёного, кислого и горького вкуса

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

В статье рассказывается о молекулярных механизмах вкусовой трансдукции. Приводятся данные о вкусовых рецепторах, участвующих в распознавании солёного, кислого и горького вкусов. Рассмотрены некоторые физиологические аспекты вкусовой трансдукции. Даются понятия о рецепторах солёного, кислого и горького вкусов, а также об их строении. Рассказано о роли и механизме действия ионных каналов. Охарактеризованы различные группы соединений, отвечающих за возникновение ощущений солёного, кислого и горького.

Ключевые слова:

вкусовая трансдукция, хеморецепция, вкусовые рецепторы, ионные каналы, АТФ, гликозиды, кукурбитацины, алкалоиды, горькие кислоты, битрекс.

Список литературы
  • Ашкинази Л. Анатомия вкуса // Наука и жизнь. – 2003. – № 8. - С. 16–20.

  • Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.

  • Благутина В. В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 34–38.

  • Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. вузов. – СПб.: Академия, 2011.

  • Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 38–40.

  • Плужников М. С., Рязанцев С. В. Среди запахов и звуков. – М.: Молодая гвардия, 1991.

  • Романов Р. А., Кабанова Н. В., Малкин С. Л. и др. Неселективные потенциал-зависимые каналы во вкусовых клетках типа II // Биологические мембраны. – 2009. – Т. 26(1). - С. 64–74.

  • Романов Р. А., Яценко Ю. Е., Кабанова Н. В. и др. Потенциал-зависимые Ca2+-каналы вкусовых клеток типа III // Биологические мембраны. – 2009. – Т. 26(4). С. - 258–264.

  • Романов Р. А., Быстрова М. Ф., Рогачевская О. А. и др. Идентификация ионных каналов TRPM5 во вкусовых клетках типа II // Нейрофизиология. – 2011. – Т. 43(3). - С. 201–210.

  • Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.


Методика и обмен опытом

Об организации проектно-исследовательской деятельности

Авторы:

Ролдугина Е. Н.. Адрес: Краснинский р-н, Липецая обл.. Место работы: СШ с. Красное.

Аннотация

В статье рассматриваются этапы интеграции проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, предлагаются варианты организации данной работы на различных ступенях обучения.

Ключевые слова:

проектно-исследовательская деятельность, проблемная ситуация, проблемно-диалогические методы, универсальные учебные действия .

Список литературы
  • 1. Пахомова Н. Ю. Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы: Монография. - М.: Изд-во СГУ, 2011.

  • 2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы средства обучения // http://kaykentruo.dagschool.com/storage/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf

  • 3. Методы постановки учебной проблемы на уроках русского языка с целью развития интеллектуальных способностей учащихся // http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/04/

  • 4. Тяжёлая вода и её физические свойства // http://www.watermap.ru/articles/tjazhelaja-voda-fizicheskie-svojstva


Методика и обмен опытом

Об организации проектно-исследовательской деятельности

Авторы:

Поддубецкая Н. Н.. Адрес: г. Железногорск, Красноярский край. Место работы: СШ № 98.

Аннотация

В статье представлен опыт использования метода проектов на уроках по теме «Силикатная промышленность» (9-й класс). Практика подтверждает высокую эффективность этого метода. Учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, работы с дополнительной литературой и интернет-ресурсами, написания отчёта, подготовки презентации и защиты проекта. В результате развиваются информационная и коммуникативная компетенции учащихся, происходит их профессиональное самоопределение.

Ключевые слова:

метод проектов, проектная деятельность, силикатная промышленность.

Список литературы
  • 1. Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф, 2007.

  • 2. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008. - № 2. - С. 23-28.

  • 3. Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе. – 2006. - № 6. - С. 48-52.

  • 4. Нечитайлова Е. В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. – 2008. - № 5. - С. 47-49.


Методика и обмен опытом

Профессия учителя через призму химических знаний

Авторы:

Вахитова Г. Г.. Адрес: г. Зеленодольск, Республика Татарстан. Место работы: Гимназия № 10.

Аннотация

Урок составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень). Класс обучается по одночасовой программе (авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская). Появилась идея - вызвать интерес старшеклассников к уроку и профориентации через поставленные цели и задачи: обобщить тему «Моносахариды» и дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний. Используемая проектная технология (ролевая и игровая) направлена на предварительный сбор информации к уроку для представления вниманию аудитории; моделирование и решение деловых задач; создание ситуации успеха каждого обучающегося. На всех этапах урока прослеживается позитивная мотивация и интерес учащихся к учебно-познавательной и творческой деятельности.

Ключевые слова:

современный учитель, глюкоза, сладости, манера изложения, способность к импровизации, ораторское искусство.


Методика и обмен опытом

О современных методах преподавания химии

Авторы:

Магеррамов A. М.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Бакинский государственный университет.

Азизов А. Т.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Бакинский государственный университет.

Абышов Н. А.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный комплекс им. Г. Алиева.

Гумбатова А. Н.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Курсы «PARTNER».

Аннотация

В статье показана роль современных методов обучения в совершенствовании преподавания химических дисциплин.

Ключевые слова:

активное/интерактивное обучение, цели обучения, учебные технологии, учитель, умения.


Методика и обмен опытом

К вопросу об изучении химического равновесия

Авторы:

Тагиев Т. И.. Адрес: Азербайджанская Республика. Место работы: Гянджинский государственный университет.

Аннотация

Применение современных технологий позволяет вовлечь всех обучающихся в образовательный процесс, повысить их заинтересованность, достигнуть наиболее значимых результатов. Эти технологии часто основаны на организации групповой работы с учащимися. В качестве примера рассмотрен урок по теме «Химическое равновесие и факторы, влияющие на смещение равновесия».

Ключевые слова:

современные технологии, обратимые реакции, равновесие реакции, сдвиг равновесия, принцип Ле Шателе, обсуждение информации, обобщение.

Список литературы
  • Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 39.

  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  • Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: Учебник. – Баку, 2013.

  • Хомченко Г. П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. - М. 1978.

  • Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М., 2000.


Методика и обмен опытом

Исторический подход в обучении органической химии

Авторы:

Раджабов Х. М.. Адрес: г. Ургенч, Узбекистан. Место работы: Ургенчский государственный университет им. Ал-Хорезми.

Аннотация

Использование исторических сведений – важный приём усиления гуманистической направленности обучения, способствующий не только усвоению учебной информации, но и правильному пониманию путей развития науки. Приведены некоторые сведения исторического характера, которые можно использовать при изучении отдельных тем раздела «Углеводороды».

Ключевые слова:

исторический подход, принцип историзма, дидактические материалы, исторические сведения, историко-биографические данные об учёных-химиках.

Список литературы
  • Быков Г. В. История органической химии. Открытие важнейших органических соединений. – М.: Наука, 1978.

  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Омонов Ҳ. Т. Кимё таълими ва қадриятлар // ТошДТУ хабарлари. – Тошкент, 2005. Махсус сон. – Б. 294-296.

  • Шокиров Х., Тўраева С. Мактаб кимё дарсликларини яратиш мезони. – Тошкент: УзПФИТИ, 1994.

  • Эшчанов Э. У., Машарипов А. М., Ражабов Х. М. Талабаларнинг кимёга қизиқишини кучайтиришда тарихий материалларнинг аҳамияти // Хоразм Маъмун Академияси ва жаҳон фани равнақи: Республика илмий-амалий конференция материаллари. – Урганч-Хива: Хоразм Маъмун Академияси, 2006. – Б. 127-128.


Химический эксперимент

Исследование качества крахмала

Авторы:

Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Бельгибаева А. М.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Ефремов А. Н.. Адрес: Омск. Место работы: Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа.

Аннотация

В статье приведены методики и результаты определения показателей качества крахмала. Определение показателей качества разных видов крахмала осуществлялось в рамках учебно-исследовательской работы школьников и носило сравнительный характер. Учащиеся определяли водородный показатель рН, влажность, кислотность, температуру клейстеризации и молекулярную массу нескольких видов крахмала.

Ключевые слова:

крахмал, крахмальные зёрна, фракции крахмала, показатели качества крахмала.

Список литературы
  • Андреев Н. Р. Структура, свойства, классификация нативных крахмалов, 2009. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.sergey-osetrov.narod.ru /Raw_material/ Structure_ characteristic _ categorization_starch.htm (дата обращения: 2014)

  • ГОСТ 10163-76. Крахмал растворимый. Технические условия. Введ. 01.01.1977. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. - С. 7.

  • ГОСТ 7698-93. Крахмал. Правила приёмки и методы анализа. Введ. 01.01.1995. – Минск: Межгосударственый совет по стандартизации, метрологи и сертификации, 2003. - С. 13.

  • Ким А. М. Органическая химия. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

  • Кочетков Н. К., Бочков А. Ф., Дмитриев Б. А. и др. Химия углеводов. – М.: Химия, 1967. – С. 354.

  • Практикум по коллоидной химии: Учебное пособие / Под ред. М. И. Гельфмана. – СПб.: Лань, 2005.

  • Филиппович Ю. Б. Основы биохимии: Учеб. для хим. и биол. спец. пед. ун-тов и ин-тов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1999.

  • Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебник. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2009.

  • ISI 25-2e. Получение крахмала из клубней, 1998. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.nprb.ru/starch_from_tubers.htm. (дата обращения: 2014)


Внеклассная работа

Химический турнир по теме «Металлы»

Авторы:

Минина С. Н.. Адрес: г. Азов. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор представляет сценарий химического турнира по теме «Металлы». Организация и проведение этого мероприятия позволяет учащимся проявить познавательную активность, выявить интеллектуальные, театральные, коммуникативные способности, определить вектор интереса к определенным дисциплинам. Литература и химия, математика и естественные науки, история и география тесно переплетаются в конкурсных заданиях турнира, отличительной чертой которого является межпредметность.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, культурологический подход, межпредметные связи, познавательный интерес, коммуникативность, деятельностный подход.


Из истории химии

Гемфри Дэви – выдающийся английский учёный начала ХIХ в.

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося английского химика и физика начала ХIХ в. Гемфри Дэви. Рассказывается о его детских и юношеских годах, об исследовании свойств «веселящего газа» и вкладе в создание респираторной терапии. Особый акцент сделан на электрохимические исследования Дэви и, в частности, на получение с помощью электрического тока ряда щелочных и щёлочноземельных металлов. Рассказывается о работах Дэви по исследованию галогенов, созданию безопасной шахтёрской лампы, защите корпусов военных кораблей от коррозии. Также говорится о несчастных случаях, произошедших с Дэви при работе в лаборатории.

Ключевые слова:

история химии, Гемфри Дэви, открытие химических элементов.

Список литературы
  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Манолов К. Великие химики. В 2-х т. Т. 1 / Пер. с болг., 3-е изд., испр., доп. – М.: Мир, 1985.

  • Могилевский Б. Л. Живи в опасности. Повесть о великом химике Гемфри Дэви. – М.: Детская литература, 1970.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Humphry_Davy

  • http://www.critical.ru/calendar/1712Davy.htm

  • http://him.1september.ru/article.php?ID=200403801

  • http://www.nndb.com/people/028/000083776/

  • http://ria.ru/beznarko_danger/20120918/753267022.html

  • http://stodoc.ru/sec2.php?s_uid=9427