Наука и промышленность

Чёрная металлургия: актуальные проблемы отрасли.

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления модернизации черной металлургии в России: вывод мартеновских печей из производства, развитие бездоменной металлургии, строительство современных мини-заводов (НЛМК-Калуга), установка в доменных печах бесконусных загрузочных устройств вместо двухконусных, широкое внедрение установок непрерывного литья стали. Анализируется зарубежный опыт утилизации техногенных отходов в доменных печах.

Ключевые слова:

чугун, сталь, доменная печь, бездоменная металлургия, утилизация отходов.

Список литературы
  • 1. Обзор чёрной металлургии России 1998-2012 гг. и прогноз до 2020 г.

  • 2. Инженерная защита окружающей среды / Под общ. ред. Ю. А. Бирман, Н. Г. Вурдовой. – М.: Изд-во АСВ, 2002.

  • 3. Курунов И. Ф. Прямое получение железа и бездоменная металлургия чугуна в XXI веке // Металлург. – 2010. – № 6.

  • 4. Кудрявцев В. От руды к железу – прямым путём // Наука и жизнь. – 1985. – № 8.


Методика и обмен опытом

О проблемах формирования общеучебных умений

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения Российской Академии Наук.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при формировании метапредметных результатов обучения химии. Представлены некоторые выводы о влиянии различных факторов на уровень освоения общеучебных умений учащимися основной школы.

Ключевые слова:

метапредметные результаты, общеучебные умения, обобщённые логические умения, экспериментальные умения.

Список литературы
  • 1. Усова А. В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений. – Челябинск: ЧГПИ, 1994.

  • 2. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. ‑ М.: МГУ, 1984.

  • 3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. ‑ М.: Владос, 2004.

  • 4. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. ‑ 2011. ‑ № 4. ‑ С. 18‑22.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования познавательных универсальных учебных действий

Авторы:

Кирикович Т. Е.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Шлыкова О. В.. Адрес: Пермский край. Место работы: Полазненская СШ № 1.

Аннотация

В статье рассмотрена методика формирования у школьников на уроках химии в 8 классе познавательных универсальных учебных действий, в части построения информационных моделей знаний.

Ключевые слова:

познавательные универсальные действия, информационные модели знаний, методика преподавания химии в 8-м классе.


Методика и обмен опытом

Задания с элементами исследовательской деятельности

Авторы:

Комиссарова С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Многопрофильный технический лицей № 1501.

Аннотация

В статье рассмотрена классификация цепочек превращений по форме и по целям. Рассмотрены более подробно цепочки превращений, заданных вербально, технология их решения и принципиальные их отличия от классических цепочек превращений.

Ключевые слова:

цепочки превращений, исходная информация для выдвижения гипотезы, различные направления движения исходной информации.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование по теме «Жиры»

Авторы:

Хальзова С. А.. Адрес: г. Борисоглебск, Воронежская обл.. Место работы: Борисоглебский технолого-экономический техникум.

Аннотация

Предложен урок по теме «Жиры» из курса органической химии (10 класс). Урок проводится в форме исследования: учитель – организатор учебного процесса, а учащиеся – исследователи. Этот метод способствует лучшему усвоению материала.

Ключевые слова:

жиры как сложные эфиры, гидролиз и гидрирование жиров.

Список литературы
  • Данилова А. Г. Как организовать и провести урок-исследование // Химия в школе. ‑ 1999. ‑ № 7.

  • Денисова В. Г. Открытые уроки по химии. 8‑11 классы. ‑ Волгоград: Учитель, 2002.

  • Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника: Пособие для учителей. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.


Методика и обмен опытом

Программа курса «Эти волшебные минералы»

Авторы:

Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

В статье приведена программа интегрированного элективного курса. Цель курса – познакомить учащихся с основами минералогии, опираясь на полученные знания по неорганической химии. Курс рассчитан на 22 ч и может проводиться во втором полугодии 8 класса или в 9 классе. В данном элективном курсе большая роль отводится самостоятельной работе учащихся с интегрированными учебными текстами. Для каждого занятия автором разработаны учебные тексты, выполняющие инструкционную, информационную и мотивирующую функции. Работа с учебными текстами позволяет углубить, расширить знания по химии, географии, истории, литературе; ознакомиться с основами медицинских знаний, экологии, валеологии. Занятия элективного курса лучше проводить в кабинете химии, где имеются необходимое оборудование и реактивы. Также для занятий нужны коллекции минералов, таблицы, учебные тексты для занятий. В заключение приведен список литературы.

Ключевые слова:

галогенидные минералы, инструктивный текст, информационный текст, искусственные драгоценные камни, карбонатные минералы, классификации минералов, методы качественного анализа, мотивирующий текст, неорганическая химия, оксиды и гидроксиды, основы минералогии, пояснительная записка, практическая работа, самостоятельная работа учащихся, свойства минералов, силикатные минералы, состав минералов, строение минералов, сульфатные и фосфатные минералы, сульфидные и самородные минералы, учебные тексты, элективный курс.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  • Ахметов С. Камень твоей судьбы. – М., 1992.

  • Балицкий В. С., Лисицына Е. Е. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. – М.: Недра, 1981.

  • Бани Ч. Кристаллы, их роль в природе и науке. – М.: Мир, 1970.

  • Барская В. Ф., Рычагов Г. И. Практические работы по общей геологии. – М.: Просвещение, 1970.

  • Байкова В. М., Шульгин В. Н. Применение химического анализа для определения минералов // Химия в школе. – 1966. ‑ № 3.

  • Ефимов Е. М. Русский резной камень в Эрмитаже. – М., 1961.

  • Зеликович Э. С. Свет и цвет. – М., 1950.

  • Звезды и судьбы / Сост. Л. В. Гумун, Н. П. Наумкина. – М.: Исида, 1993.

  • Кринов Е. Л. Небесные камни. – М., 1950.

  • Куликов Б. Азбука камней-самоцветов. – М.: Недра, 1988.

  • Лазаренко Е. К. Курс минералогии. – М.: Просвещение, 1971.

  • Лебединский В. И. Камень и человек. – М.: Наука, 1974.

  • Рыбас М. Д. Найди свой камень. – М.: Рипол классик, 1999.

  • Смольянинов И. Н. Как определяют минералы по внешним признакам. – М.: Наука, 1951.

  • Соболевский В. И. Замечательные минералы. – М.: Просвещение, 1971.

  • Судо М. М. Геология для всех. – М.: Знание, 1980.

  • Судо М. М. Современная геология. – М.: Знание, 1976.

  • Ферсман А. Е. Воспоминание о камне. – М.: Наука, 1960.

  • Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. – М.: Наука, 1954.

  • Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – М.: Наука, 1951.

  • Ферсман А. Е. Путешествие за камнем. – Л., 1956.

  • Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. – М.: Просвещение, 1974.

  • Ферсман А. Е. Цвета минералов. – М.: Просвещение, 1937.

  • Финкельштейн Д. И. Природные и искусственные минералы. – М.: Просвещение, 1966.

  • Ходаков Ю. В. Архитектура кристаллов. – М., 1970.

  • Шаскольская М. П. Кристаллы. – М.: Наука, 1978.

  • Шубников А. В. Как растут кристаллы. – М., 1935.

  • Шубников А. В. Образование кристаллов. – М., 1947.

  • Элуэли Д. Искусственные драгоценные камни. – М.: Мир, 1981.


Методика и обмен опытом

Общественный смотр знаний

Авторы:

Кортунова Т. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский медико-экологический техникум.

Борисова Е. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский медико-экологический техникум.

Аннотация

Одним из эффективных способов создания мотивации к изучению дисциплины является использование разнообразных педагогических приёмов, например проведение уроков в такой нетрадиционной форме, как общественный смотр знаний. Предложена методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний и умений в форме общественного смотра знаний.

Ключевые слова:

общественный смотр знаний, теория электролитической диссоциации.

Список литературы
  • Воскресенский П. И. и др. Справочник по химии. – М.: Просвещение, 1974.

  • Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М.: Мир, 1988.

  • Ищенко А. А. Аналитическая химия. – М.: Академия, 2007.

  • Книга для чтения по неорганической химии в 2-х частях / Сост. В. А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993.

  • Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: «5» за знания, 2006.

  • Курганский С. М. Внеклассная работа по химии. – М.: «5» за знания, 2006.


Методика и обмен опытом

Творческий экзамен как способ оценки метапредметных результатов

Авторы:

Лупенкова А. А.. Адрес: г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия им. Ф. К. Салманова.

Иванова В. А.. Адрес: г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия им. Ф. К. Салманова.

Леханова Г. Н.. Адрес: г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия им. Ф. К. Салманова.

Савельева И. В.. Адрес: г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия им. Ф. К. Салманова.

Аннотация

Творческий экзамен проводился в гимназии в рамках промежуточной сессии с целью проверки уровня сформированности у учащихся 10-х классов метапредметных результатов. Для экзамена были выбраны четыре профильных предмета (физика, химия, биология, математика). Учащимся было предложено представить проект с решением исследовательской задачи по своему предмету, но при этом они должны были использовать общеучебные знания и умения. Обучающиеся не были ограничены в источниках знаний, в общении со специалистами, в консультациях с учителями по всем предметам. На подготовку учащимся было дано 10 дней. На экзамене гимназисты представили три проекта. Проект по химии и биологии показал умения учащихся находить правильную методику при выполнении эксперимента, сформированность исследовательских навыков, умение ставить задачи, составлять алгоритм деятельности, анализировать и делать выводы.

Ключевые слова:

массовая доля, молочный бутирометр, энергетическая ценность, эксперимент, опытные данные, кислотный метод Гербера, продукция, жирность, масса, динамометр, условие равновесия, котангенс угла, абсолютное отклонение, оценка относительного отклонения, учебный опыт, освещённость, математическое моделирование.


Методика и обмен опытом

Из опыта проведения фронтального зачёта

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: г. Москва. Место работы: СШ № 618.

Аннотация

В статье идёт речь о применении личностно ориентированного подхода при обучении химии. Рассказывается, как отобрать учебный материал, чтобы он был доступен для усвоения всем учащимся, и предлагается методика проведения зачётных уроков, на которых проводится проверка знаний каждого ученика.

Ключевые слова:

контроль знаний, зачёты, методика проведения.


Методика и обмен опытом

В стране химических задач

Авторы:

Бакланова Л. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: СШ № 82.

Аннотация

Предложена разработка урока-путешествия, цели которого закрепление умения учащихся решать задачи различными способами и демонстрация взаимосвязи теоретических знаний и практики. Он проводится в рамках изучения элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» (8-й класс).

Ключевые слова:

урок-путешествие, расчётные задачи, сказочные герои.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования вычислительных умений и их оценки.

Авторы:

Селивёрстова И. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 214.

Лютынская М. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 214.

Аннотация

На начальном этапе формирования расчетно-вычислительных умений в рамках темы «Растворы» оптимальное сочетание функций диагностики, контроля, учета, коррекции и оценки возможно в ходе использования определенной системы контрольно-измерительных материалов..

Ключевые слова:

расчётно-вычислительные умения, тема «Растворы», массовая доля растворённого вещества, оценивание расчётно-вычислительных умений, обучение химии в 8-м классе.


Методика и обмен опытом

О метапредметном подходе к решению задач

Авторы:

Деркач М. И.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский национальный технический университет.

Хрусталёв А. Ф.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский национальный технический университет.

Миленко Н. Н.. Адрес: Севастополь. Место работы: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, Севастополь.

Аннотация

На конкретном материале раскрывается содержание метапредмета «Задача».

Ключевые слова:

метапредмет «Задача».

Список литературы
  • 1. Хрусталёв А. Ф. Наш подход к решению задач с избыточными данными // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 48 51.

  • 2. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. – 2011. – № 9. – С. 30 35.

  • 3. Маршанова Г. Л. Сборник задач по органической химии. 10 11 классы. – М.: Издат-школа, 2000.

  • 4. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы – М.: Новая волна, 2008.

  • 5. Миленко Н. Н., Хрусталёв А. Ф. Геометрия молекул: математические расчёты // Химия в школе. – 2012. – № 7. – С. 26‑28.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Консультация

Закономерности химических реакций: терминология и символика.

Авторы:

Стась Н. Ф.. Адрес: Томск. Место работы: Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Аннотация

Статья посвящена проблеме единства терминологии и символики в учебных материалах по химии. В ней рассмотрены основные понятия и закономерности химической термодинамики и химического равновесия при изучении на первом курсе технического университета в учебных дисциплинах «Химия» и «Общая и неорганическая химия». Показано необоснованное использование различных терминов и символов для одних и тех же свойств химических веществ и закономерностей протекания реакций. Предложены современные обозначения термодинамических параметров и простые формулировки закономерностей реакций.

Ключевые слова:

химия, химическая термодинамика, химическое равновесие, формулировки законов, обозначения понятий.

Список литературы
  • 1. Стась Н.Ф. Терминология и символика атомно-молекулярного учения // Современные проблемы науки и образования, 2012. – № 4. URL: http://ww.sciece-education/ru/104-6401 (дата обращения:20.06.2012)

  • 2. Стась Н.Ф. Современная классификация неорганических соединений и химических реакций // Химия в школе, 2013. – № 1. – С. 6–12.

  • 3. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие для вузов. – М.: Химия, 2000. – 592 с.

  • 4. Савельев Г.Г., Смолова Л.Д. Общая химия: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 180 с.

  • 5. Угай А.Я. Общая и неорганическая химия: Учебник для студентов, обучающихся по направлению «Химия». – М.: Высшая школа. – 1997. – 527 с.

  • 6. Стёпин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия: Учебник для химических и химико-технологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа. – 1994. – 608 с.

  • 7. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 743 с.

  • 8. Никольский А.Б., Суворов А.В. Общая химия. – СПб.: Химия, 1997. – 624 с.

  • 9. Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высшая школа, 2006. – 557 с.

  • 10. Стась Н.Ф. Учебный комплекс для преподавания химии в технических университетах. / Тезисы докладов XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: В 5 т.; т. 4. – М.: Граница, 2007. – С. 335.

  • 11. Хаускрофт К.Е., Констебл Э.К. Современный курс общей химии. Пер с английского. В 2-х т. – М.: Мир, 2002. – 539 с.

  • 12. Химия: Справочное издание / В. Шретер, К.-Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др.: Перевод с немецкого. – М.: Химия, 1989.– 648 с.

  • 13. Зайцев О.С. Химия. Современный краткий курс. – М.: Агар, 1997. – 416 с.


Химический эксперимент

Экспериментальные умения как компонент итоговой аттестации выпускников основной школы.

Авторы:

Деглина Т. Е.. Адрес: г. Воскресенск. Место работы: Гимназия №1.

Сладков С. А.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 2016.

Аннотация

В данной статье проанализировано содержание ГИА по химии 2014, главной особенностью которого является усиление практико-ориентированной составляющей (задания С3 и С4). Выделены темы основной общеобразовательной программы курса химии, на которые необходимо обратить внимание при подготовке учащихся к выполнению химического эксперимента на экзамене.

Ключевые слова:

ФГОС, содержание Государственной итоговой аттестации (кодификатор, спецификация, демоверсия), мысленный и реальный химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – 48с.

  • 2. А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Г.Н. Молчанова «Методические материалы по организации и проведению эксперимента в рамках государственной ( итоговой ) аттестации (ГИА) выпускников IX классов по химии – М. ФГБНУ «ФИПИ», 2013

  • 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ в 2014 году

  • 4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

  • 5. Демонстрационный вариант № 2 контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

  • 6. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента в школе – М.: Просвещение, 1975.

  • 7. Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 192 с.

  • 8. Экзаменационные билеты по химии «Вестник образования России», №6, март 2007 года


Химический эксперимент

Из опыта реализации проекта «Река нам дарована судьбой».

Авторы:

Торосян В. Ф.. Место работы: Юргинский технологический институт Томского политехнического университета.

Аннотация

Моделирование процесса эмиссии ионов Fe3+ и Mn2+ в различные водные среды позволяет выявлять кинетические зависимости, необходимые для экологической оценки и прогноза воздействия металлургических шлакоотвалов на объекты гидросферы.

Ключевые слова:

научно-исследовательский проект, речные воды, поверхностные источники водоснабжения, проверка качества воды.

Список литературы
  • 1. Г.М. Рогов, О.Д. Лукашевич, В.К. Попов, Водно-экономические проблемы г. Томска в контексте экологической безопасности. Безопасность жизнедеятельности. – 2008. - № 1 – с.25-29.

  • 2.Фюлленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию / Г. Фюлленберг; Пер. с нем. А. В. Очкина; Под ред.К. Б. Заборенко. – М.: Мир, 1997. – 232 с.


Из истории химии

Современник Менделеева.

Авторы:

Елисеев В. В.. Адрес: пос. Добринка, Липецкая обл..

Аннотация

Статья о русском химике Леоне Николаевиче Шишкове.

Ключевые слова:

Леон Николаевич Шишков, учёный-химик, гремучая кислота, соли гремучей кислоты, дружба с Д И Менделеевым.


Внеклассная работа

Школьный конкурс «Лучший химик года»

Авторы:

Игнатьева С. Ю.. Адрес: г. Волгоград. Место работы: Гимназия №6.

Аннотация

В данной статье представлена разработка внеклассного мероприятия для учеников 10 класса, проведение которого продолжает развитие интереса изучения химической науки через решение творческих заданий по органической химии, цель - активизировать мыслительную деятельность и познавательную активность обучающихся, способствовать расширению у школьников кругозора и развитию смекалки, мышления, находчивости, сообразительности.

Ключевые слова:

Органические соединения, физические и химические свойства веществ, области применения органических веществ.