Актуальная тема

Воспитание основ здорового образа жизни

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

Пропаганда здорового образа жизни — одно из основных направлений воспитательной работы в школе, в том числе и на уроках химии. Одно из направлений этой работы — использование проектной методики на основе информационных технологий.

Ключевые слова:

информационные технологии, здоровый образ жизни, конференция, наркозависимость.


Учебник, который мы выбираем

Авторы:

Журин А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

Аннотация

В заочном круглом столе редакции журнала принимают участие авторы учебников, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Ключевые слова:

учебник химии, содержание обучения.

Список литературы
  • 1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. — С. 23.

  • 2. Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М.: Педагогика, 1983. — С. 58.

  • 3. Назарова Т. С. Кабинет химии в школе: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2011. — С. 9.

  • 4. Тяпкин Б. Г. Графической материал научно-технической книги и особенности его редактирования: диссертация … кандидата филологических наук. — М., 1969. — С. 9–10.

  • 5. Соколова И. С. Соотношение вербальных и невербальных способов представления информации в учебных изданиях химической тематики / Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2002. — № 4. — С. 145–152.

  • 6. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 356.

  • 7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  • 8. Пасечник В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: автореферат… доктора педагогических наук. — М., 1994. — С. 14.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.


Методика и обмен опытом

Как оценивать личностные результаты учащихся

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Абрамкина Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1522.

Аннотация

Переход на новые образовательные стандарты ставит задачу комплексного оценивания результатов образовательной деятельности учащихся. В статье освещается опыт работы по оцениванию личностных результатов учащихся, обозначенных требованиями ФГОС, достигаемых на уроках химии.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, оценивание результатов образовательной деятельности учащихся, личностные качества обучающихся.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы): Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. (Серия «Библиотека психолога»). – С. 594 595.

  • 3. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ. – С. 61 62.

  • 4. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997.

  • 5. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – С. 244 249.

  • 6. Кузнецова Н. Е., Титова И. М. и др. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2003. – С. 201 202.

  • 7. Ахметов Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – С. 120 121.

  • 8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. С. 257 261.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Органические вещества как пищевые добавки»

Авторы:

Бочарова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ «Школа здоровья» № 1008.

Аннотация

Данный урок является завершающим в теме «Кислородосодержащие органические вещества» в курсе органической химии. Урок разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов с использованием элементов здоровьесбережения. Одним из таких элементов было привлечение внимания учащихся к пищевым добавкам, большинство которых имеют органическую природу и принадлежат к изученным классам органических веществ. Это приводит к осознанию необходимости и возможности идентифицировать эти вещества и определять их наличие в продуктах питания. Урок проводился в рамках городского семинара по здоровьесбережению. Учащиеся проявили высокую активность на уроке особенно при выполнении химического эксперимента и составлении синквейна. Автор надеется вызвать интерес коллег к данной проблеме.

Ключевые слова:

познавательная деятельность, кислородсодержащие органические вещества, пищевые добавки.

Список литературы
  • Остроумов И. Г., Боев А. С., Габриелян О. С. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 10 11 класс. М.: Просвещение, 2006.

  • Габриелян О. С. Химия. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.

  • Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н., Титова И. М. Химия 10, профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.


Методика и обмен опытом

Из опыта реализации деятельностного подхода к обучению

Авторы:

Зенкина С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Академия социального управления.

Зимова Л. Н.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности обучения химии с использованием уникальных возможностей информационных технологий. Активное обучение на основе деятельностного подхода может осуществляться в виртуальных химических лабораториях на основе технологии виртуальной реальности и интерактивного трехмерного представления объектов. Показаны примеры цифровых образовательных ресурсов, позволяющие осуществлять деятельностный подход к обучению.

Ключевые слова:

виртуальные химические лаборатории, деятельностный подход к обучению, технология интерактивного трехмерного представления объектов, демонстрационный эксперимент, информационное моделирование.

Список литературы
  • Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

  • Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Агентство «Социальный проект», 2007.

  • http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  • http://school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Методика и обмен опытом

Проверь свои способности к изучению химии

Авторы:

Генералова Т. Я.. Адрес: г. Минусинск. Место работы: СШ № 16.

Аннотация

Автор предлагает программу курса по выбору для учащихся 9-го класса. Изучение данного курса ориентирует учащихся на выбор естественно-научного профиля в старшей школе.

Ключевые слова:

курс по выбору, изучение веществ, практическая работа.

Список литературы
  • Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М., 1987.

  • Алексин О. А. Основы гидрохимии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1970.

  • Алексин О. А. Химия океана. – Л.: Гидрометеоиздат, 1966.

  • Алексинский В. Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980.

  • Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003.

  • Астафуров В. И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение,1982.

  • Глинка Н. А. Общая химия. – Л.: Химия, 1988.

  • Голубов И. Р, Новиков Ю. В. Окружающая среда и её охрана. – М.: Просвещение, 1985.

  • Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984.

  • Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.

  • Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Дрофа, 1996.

  • Леенсон И. А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.

  • Мар Е. П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972.

  • Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995.

  • Очкин А. В, Фадеев Г. Н. Химия защищает природу. - М.: Просвещение, 1984.

  • Риманенко Е. Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

  • Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998.

  • Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. – М.: Просвещение,1972.

  • Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.

  • Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

  • Энциклопедический словарь юного химика / Сост. Крицман В. А. и др. – М.: Педагогика, 1982.

  • Энциклопедия для детей. Химия, т. 17. – М.: Аванта +, 2000.

  • Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Методика и обмен опытом

Методика формирования обобщённых умений экспериментальной работы с газами

Авторы:

Марухленко С. А.. Адрес: г. Злынка, Брянская обл..

Аннотация

Автор рассказывает о программе курса по выбору, нацеленного на формирование у учащихся обобщённых умений работы с газами (умения конструировать прибор и разрабатывать методику эксперимента по получению, собиранию, хранению и распознаванию газов).

Ключевые слова:

газы, получение газов, собирание газов, эксперимент.


Методика и обмен опытом

Секреты получения натурального мыла и стеариновой свечи в школьной лаборатории

Авторы:

Чинаева В. М.. Адрес: Республика Татарстан, с. Актаныш. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Саяпова А. А.. Адрес: Республика Татарстан, с. Актаныш. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Шаехова А. Н.. Адрес: Республика Татарстан, с. Актаныш. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Аннотация

Описаны история мыла, его применение способ промышленного производства, а также приведена методика изготовления мыла и свечи в школьной лаборатории и в домашних условиях.

Ключевые слова:

мыло, стеарин, свеча, исследование.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М., 1995.

  • Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л. А. Савина. — М.: Издательство АСТ, 1999.

  • Зиновьев А. А. Химия жиров. — М., 1990.

  • Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. — М., 2001.


Консультация

О составлении названий органических соединений.

Авторы:

Серокурова Ю. Л.. Адрес: г. Курган. Место работы: Сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева.

Аннотация

В статье рассмотрены основные правила наименования ациклических, алициклических (циклоалканов и их производных) и ароматических соединений по систематической номенклатуре.

Ключевые слова:

номенклатуры iupac, название органического соединения, старшая функциональная группа, главная углеродная цепь.


Химический эксперимент

Фруктовые соки: определение химического состава и качества.

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены пищевая ценность и методы определения химического состава и качества фруктовых соков. На основе полученных данных по органолептическим и физико-химическим показателям: внешний вид, вкус, цвет, сухой остаток, рН, содержание кислот и витамина С, дана оценка яблочного сока различных производителей.

Ключевые слова:

яблочный сок, пищевая ценность, органолептические и физико-химические показатели, методы определения, оценка качества.

Список литературы
  • 1. Блинникова О.М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие. – Мичуринск: Изд. МичГАУ, 2007.

  • 2. ГОСТ Р 52186-2003. Государственные стандарты показателей качества фруктовых соков.

  • 3. Крищенко В.П. Методы оценки качества растительной продукции. М.: Колос, 1983.

  • 4. Методы биохимического исследования растений. Л.: Агропромиздат. (ленинградское отделение), 1987.

  • 5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991.

  • 6. Солодова Н.И., Волкова Л.А., Волков В.Н. Определение сахаров в овощах и фруктах // Химия в школе. — № 2. — 2000. — С. 73-76.


Химический эксперимент

Вода, которую мы пьём.

Авторы:

Половняк В. К.. Адрес: Казань.

Хайбрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань.

Аннотация

Проведены исследования источников питьевой воды и образцов минеральной бутилированной воды. Предложен метод определения жёсткости воды и дан сравнительный анализ питьевой воды из различных источников по жёсткости и примесям на примере г. Казани.

Ключевые слова:

вода, проблема чистой пресной воды, мировые стандарты на питьевую воду.

Список литературы
  • Ахманов М.А. Вода, которую мы пьём. — Санкт-Петербург.— ИК «Невский проспект». — 2002. — 189с.

  • Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4 т.— Т. 2: Загрязнение воды и воздуха. — М.: Мир, 1995.

  • Вода питьевая. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

  • Барковский В.Ф., Горелик С.М., Городенцева Т.Б. Физико-химические методы анализа. — М.: Высшая школа, 1972.

  • Фомин Г.С. Вода. Химический контроль //Энциклопедический справочник Госстандарта России. — М.: ЗАО «ОСТ АКВА». — Черноголовка, 2000.


Химический эксперимент

Практико-ориентированный проект «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм»

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Пурина Е. C.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Имаева Т. В.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В статье предлагается методика определения тяжелых металлов в почвах разных географических точек Бирска и Бирского района методом бумажнай хроматографии с целью обнаружения в почве наличия ионов тяжёлых металлов.

Ключевые слова:

тяжёлые металлы, почва, проявитель, анализируемый раствор.

Список литературы
  • Лыгин С.А., Имаева Т.В., Лыгина Р.И. Реализация практико – ориентированного проекта «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм», // Химия в школе. 2011. № 5, с 62-67

  • Каримова И. Ф., Имаева Т. В. «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм (на примере томата)» // Материалы XV Международной Экологической Студенческой Конференции, Новосибирск, 2010, с. 142 – 143.

  • Усова Н. Т. «Определение содержания тяжёлых металлов в снеге и почве» //Химия в школе. 2002. № 3

  • Титова И.В., Шаповалова Н.А., Артеменко А. И. Практикум по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. М., 2006.

  • Карпова М.А., Имаева Т.В. «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм (на примере огурцов)» //50–я Международная Студенческая Научная Конференция (школьная секция), Новосибирск, 2012, с. 67–68


Химический эксперимент

Технология развития универсальных учебных действий в ходе практических работ.

Авторы:

Селиверстова И. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 214.

Безшкурая Ю. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 324.

Аннотация

Развитие таких универсальных учебных действий, как самотоятельное определение целей, самостоятельное планирование деятельности, умение создавать обобщения, делать умозаключения и другие, возможно в рамках технологии, реализуемой нами на практических работах «Решение экспериментальных задач».

Ключевые слова:

технология обучения, практическая работа, универсальные учебные действия, организация самостоятельной работы учащихся.


Химический эксперимент

Использование микроволнового излучения при проведении органических синтезов.

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Иванин И. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Шлапаков Н. С.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

В данной статье нами предлагаются некоторые эксперименты, которые возможно проводить в микроволновой печи в условиях школьной лаборатории: осушка кристаллогидратов и синтезы некоторых флуоресцентных органических красителей.

Ключевые слова:

микроволновая печь, синтез, флуоресцентные красители.


Химический эксперимент

Роль химических опытов при обучении детей в условиях больничного стационара

Авторы:

Жадаев А. Ю.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 99.

Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

На примере химического эксперимента ясно видно, что процесс обучения химии и лечения в условиях больничного стационара, местами выступая дублёрами, во многом взаимодополняют друг друга. Химический эксперимент играет ведущую роль в процессе вовлечения детей в условиях больничного стационара в систему обучения не только химии, но и других дисциплин. Успешное обучение в этом случае является залогом скорейшего выздоровления, а также социальной и физической адаптации.

Ключевые слова:

химический эксперимент, адаптация, процесс обучения, лечение.

Список литературы
  • 1. Жадаев А. Ю. Обучение химии в условиях больничного стационара // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: III Всероссийская научно-практическая конференция. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 67.

  • 2. Методика постановки и применения химических опытов на уроках в образовательных учреждениях: методическое пособие / Г. М. Карпов и др. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. — С. 20-21.


Из истории химии

Мари-Анн Лавуазье – женщина, стоявшая у истоков современной химии.

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и деятельности М.-А.Лавуазье – жены и помощницы знаменитого французского химика А.Лавуазье, выполнявшей при нем обязанности секретаря, переводчика, редактора и иллюстратора его книг. Рассказывается о её детских и юношеских годах, замужестве за Лавуазье. Подчеркиваются заслуги мадам Лавуазье в переводе на французский язык книг английских химиков, которые значительно помогли Антуану быть в курсе текущих событий в химии того времени, а также в ниспровержении теории флогистона. Рассматривается вклад мадам Мари-Анн в издание и оформление знаменитой книги Лавуазье «Элементарный курс химии». Обсуждаются её попытки по освобождению Лавуазье из тюрьмы, усилия по изданию научного наследия ученого – «Мемуаров химии», рассказывается о жизни Мари-Анн после казни Лавуазье.

Ключевые слова:

история химии, Мари-Анн Лавуазье, женщины в химии.

Список литературы
  • Eagle C. T., Sloan J. Marie Anne Paulze Lavoisier: The Mother of Modern Chemistry // The Chemical Educator, October 1998. - V. 3, I.5, p. 1-18.

  • Rayner-Canham М., Rayner-Canham G. Marie Anna Pierrette Paulze Lavoisier. Women in Chemistry, Massachusetts: American Chemical Society and Chemical Heritage Foundation, 1998, р.17-22.

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Marie-Anne_Pierrette_Paulze

  • http://www.answers.com/topic/marie-paulze-lavoisier

  • folioverso.ru/misly/2009_11/dmitriev4.htm


Внеклассная работа

Путешествие в мир интересных явлений

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

В период освоения в школах Федеральных государственных образовательных стандартов актуальной становится организация внеурочной деятельности школьников. Автор представляет образовательную программу внеурочной деятельности учащихся пятых классов научно-познавательного направления, которая позволит развить у обучающихся познавательный интерес к химии.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность школьников, образовательная программа, развитие познавательного интереса к химии.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  • Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  • Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии: Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1977.

  • Баталин А. Х., Олифсон Л. Е. Юным химикам. Занимательные опыты по химии. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1970.

  • Батурицая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Книга для учащихся. – Мн.: Нар. асвета, 1991.

  • Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994.

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  • Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).

  • Малышкина В. Занимательная химия. – СПб: Тригон, 1998.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

  • Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. – М.: Яуза-пресс, 2011.

  • Асмолов А. Г. , Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  • Штремплер Г. И. Химия на досуге. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990.


Внеклассная работа

Командная игра: «Вредным привычкам – нет!».

Авторы:

Широва М. Ф.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1965.

Аннотация

В настоящее время проблема употребления различных веществ, влияющих на психику человека, как никогда актуальна. Один из путей — профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. Важно, чтобы активное участие в подготовке и проведении мероприятий принимали учащиеся. Автор предлагает игру «Вредным привычкам – нет!» для учащихся 8–10-го классов.

Ключевые слова:

вредные привычки, табакокурение, алкоголь, наркотики.