Первый Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии

Авторы:

Лунин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тюльков И. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аннотация

Съезд учителей химии прошел с целью восстановления единства среди преподавателей химии средней и высшей школы, а также как механизм согласования качества образования, наполнения его новыми научными знаниями и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными и для школы, и для вуза.

Ключевые слова:

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии.


Методика и обмен опытом

Компетентностный подход: проблемы и перспективы

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Арзамас. Место работы: АГПИ им. А. П. Гайдара.

Аннотация

Развитие идей компетентностного подхода в образовании ставит задачу изучения каждым учителем особенностей организации учебно-воспитательного процесса, технологий обучения и контроля требуемых результатов. В данной статье автор попытался осветить некоторые аспекты обозначенной проблемы.

Ключевые слова:

компетентностный подход в образовании, компетенция, компетентность, виды компетенций учащихся, признаки компетенций.

Список литературы
  • 1. Приказ Минобразования РФ «О программе модернизации педагогического образования» № 1313 от 01.04.2003 г.

  • 2. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.


Урок по теме «Классификация простых веществ»

Авторы:

Мещерякова Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Статья представляет методическую разработку урока по теме «Классификация простых веществ». Данный урок является вторым в цикле уроков, посвящённых обучению учащихся научному методу классификации. Структура и содержание урока позволяют формировать как предметные знания ( классификация простых веществ на металлы и неметаллы) и умения (определение принадлежности простого вещества к определённому классу на основании совокупности свойств), так и общеучебные умения – выявлять классификационный признак на основании сравнения различных объектов.

Ключевые слова:

методика обучения, методы познания, классификация, урок приобретения новых знаний, самостоятельная познавательная деятельность учащихся, металлы, неметаллы.

Список литературы
  • 1. Мещерякова Л.М. Обучение учащихся методам познания // Химия в школе. - 2012. - № 1.

  • 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия 8. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: АСТ: Астрель, 2006.


Обобщение знаний о химическом равновесии и условиях его смещения

Авторы:

Ларина С. В.. Адрес: г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 26.

Ключевые слова:

химическое равновесие, обратимые реакции.


Интеграция при изучении химии: история и современность

Авторы:

Иванова О. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Толстолужинская С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: ЦО № 1475.

Аннотация

Авторы приводят результаты контент-анализа статей по проблеме интеграции при изучении химии, рассматривают современные формы преподавания, имеющие интегрированный характер. Особое внимание уделено характеристике интеграции основного и дополнительного образования, в основе которой лежит интеграция методов, приёмов, действий и содержания.

Ключевые слова:

история интеграции, интегрированный характер, интеграция основного и дополнительного образования по химии.

Список литературы
  • 1. Коменский Я. А. Избранные сочинения. – М.: Учпедиздат, 1955.

  • 2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983.

  • 3 Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  • 4. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.

  • 5. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: Издательство ЛГУ, 1961.

  • 6. Добров Г. М. Наука о науке. – Киев: Наукова думка, 1969.

  • 7. Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. – М.: Мысль, 1985.

  • 8. Чепиков М. Г. Интеграция наук. – М.: Мысль, 1988.

  • 9. Подповетная Е. В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Государственно-общественный характер управления образованием как механизм формирования духовно-нравственных ценностей: Материалы Международной научно-практической конференции: Секция 5. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.

  • 10. Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. – Днепропетровск, 1992.

  • 11. Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. – 1997. – № 4.

  • 12. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. – 1998. – № 2.

  • 13. Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – № 16(71).


Использование филателистического материала в процессе обучения

Авторы:

Иванова И. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В учебном процессе в школе и вузе можно использовать филателистический материал. В статье показано, как можно использовать филателистический материал при изучении применения водорода.

Ключевые слова:

филателия, почтовые марки, дирижабли.

Список литературы
  • Дмитриев Э. М. Чем коллекционеры почтовых марок обязаны химикам // Химия и жизнь. — 1966. — № 1. — С. 71–72.

  • Дмитриев Э. М. Чем филателия отблагодарила химиков // Химия и жизнь. — 1966. — № 2. — С. 72–75.

  • Жданов А. Р., Жданов Р. И. Очерки химической филателии // Химия и жизнь. — 2001. — № 9. — С. 53.

  • Иванова И. С., Громов Ю. В. Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии: Учебно-методическое пособие. — СПб.: «Издательство «ЛЕМА», 2011.

  • Подольный И. А. Портрет героя на почтовой марке // Химия в школе. — 2005. — № 8. — С. 78–80.

  • Тепляков М. М. Менделеевская тема в филателии // Химия и жизнь. — 1981. — № 10. — С. 88.

  • Тяхт В. В. Не по зубцам // Химия и жизнь. — 1981. — № 10. — С. 89–92.


Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

Классическая взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ существует не только на макро-, но и на микро-уровне. Как и свойства веществ, свойства атомов определяются их строением. Эту зависимость необходимо уметь раскрывать. В статье предложена наглядная схема, отражающая различные причинные зависимости на уровне атомов. Приведён блок заданий, направленных на установление взаимосвязей на уровне атомов и включения этих зависимостей в систему более сложных отношений.

Ключевые слова:

строение и свойства атомов, зависимости.

Список литературы
  • 1. Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. ‒ М.: Дрофа, 2007.

  • 2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 3. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. ‒ М.: Просвещение, 1985.

  • 4. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 2, 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1970.

  • 5. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 20, 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

  • 6. Эмсли Дж. Элементы. ‒ М.: Мир, 1993.

  • 7. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 8, 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1972.


Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Авторы:

Маршанова Г. Л.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В настоящее время администрация образовательного учреждения требует от каждого учителя рабочую программу, составленную в соответствии с требованиями новых ФГОС. В статье рассматривается, как оформить рабочую программу и что целесообразно в неё включить.

Ключевые слова:

рабочая программа учителя химии, новые образовательные стандарты, федеральный государственный образовательный стандарт.

Список литературы
  • 1. http://standart.edu.ru/

  • 2. Программы и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Химия. 8–11 классы / Авт.-сост. Л. М. Кузнецова, Э. Е. Нифантьев, П. А. Оржековский. — М.: Мнемозина, 2010.

  • 3. Рабочие программы по химии: 8–9 классы / Сост. Н. П. Трегубова. — М.: ВАКО, 2011.

  • 4. Химия. 8–11 классы: рабочие программы к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Базовый уровень /Авт.-сост. О. В. Карасёва, Л. А. Никитина. — Волгоград: Учитель, 2011.

  • 5. http://www.fipi.ru/

  • 6. http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html

  • 7. http://www1.ege.edu.ru/images/stories/ege_2011/kod_2011/khi_kodif_2011.pdf

  • 8. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/

  • 9. Примерные программы учебных предметов. Химия. 8–9 классы: проект // М.: Просвещение, 2011.

  • 10. Примерные программы учебных предметов. Химия. 10–11 классы: проект // М.: Просвещение, 2010.

  • 11. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений общего образования / Институт содержания и методов обучения РАО; под ред. М. В. Рыжакова. — М.: Дрофа, 2012.


Федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год

Авторы:

Костенчук И.А..

Аннотация

Приведен федеральный перечень учебников по химии, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году.

Ключевые слова:

федеральный перечень учебников.


Организация исследования неорганических и органических кислот

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Челябинск. Место работы: СШ № 147.

Аннотация

На уроках химии исследовательская деятельность неразрывно связана с экспериментом. Лабораторные опыты по изучению определённых явлений или свойств веществ (смесей), знакомых учащимся из повседневной жизни, позволяют им во время урока совершать маленькие открытия. Автор рассказывает о проведении групповых лабораторных работ, на которых каждая группа получает особое задание.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, кислоты, соляная кислота, муравьиная кислота.


Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПК и ПРО.

Аннотация

Значительная часть участников ЕГЭ по химии испытывает трудности в решении задач на растворы. В статье предлагается система обучения решению расчетных задач, в которой понятия формируются с опорой на наглядность, а расчетные формулы выводятся учащимися самостоятельно.

Ключевые слова:

обучение решению расчётных задач, вычисления, растворы, наглядность.

Список литературы
  • 1. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. — М.: Учпедгиз, 1956. – С. 85.

  • 2. Ахметов М. А., Исаева О. Н., Пильникова Н. Н. О месте наглядных средств обучения при формировании у школьников химических понятий // Starptautiskas, Zinetniski Metodokas Konferences «Kimijas Izglitiba – 2009» Paksti Krajums, Riga, 2009. — pp. 190–195.

  • 3. Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц // Химия в школе. — 2005. — № 4. – С. 56–58.


Консультация

Проблемы классификации неорганических веществ

Авторы:

Четверин В. Б.. Адрес: Москва. Место работы: ЦО № 548 «Царицыно».

Аннотация

В данной татье содержится краткий обзор вариантов классификации неорганических веществ, которые встречаются в различных пособиях и учебниках. Проанализированы наиболее распространённые проблемы классификации, имеющиеся неточности и несоответствия, а также предложен единый системный подход к классификации оксидов, гидроксидов и водородных соединений неметаллов по их кислотно-основным свойствам. Приводится соответствующая схема объединённой классификации. Классы кислот и оснований при этом рассматриваются как объединяющие классы (надклассы), включающие по функциональному признаку представителей разных классов. Показана связь классификации с объяснением кислотно-основных свойств веществ.

Ключевые слова:

неорганические вещества, проблемы классификации, кислотно-основный признак.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Л. М. От анализа к синтезу, от классификации к систематизации // Химия в школе. - 2011. - № 5. - С. 00-00.

  • 2. Габриелян О. С. и др. Общая химия-11 (с углублённым изучением химии). - М.: Просвещение, 2005.

  • 3. Лёвкин А. Н., Карцова А. А. Химия. Учебно-справочные материалы. - М.; С.Пб.: Просвещение, 2011.

  • 4. Кузьменко Н. Е. и др. Начала химии. - М.: Экзамен, 2010.

  • 5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия-10 (профильный уровень). - М.: Русское слово, 2008.

  • 6. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия. Справочник. - М.: Аст-пресс-школа, 2011.

  • 7. Еремин В. В. и др. Химия-10 (профильный уровень). - М.: Дрофа, 2008.

  • 8. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия-11 (профильный уровень). - М.: Дрофа, 2009.

  • 9. Белов Н. В. Репетитор по химии. - М.: Астрель, 2011.

  • 10. Семёнов И. Н. и др. Химия. - С.Пб.: Химиздат, 2000.

  • 11. Третьяков Ю. Д. и др. Неорганическая химия. - Т. 1, 2. - М.: Академкнига, 2007.

  • 12. Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Интеграл-Пресс, 2002.

  • 13. Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия. Основной курс. – М.: Дрофа, 2002.

  • 14. Лидин Р. А. и др. Химические свойства неорганических веществ – М.: Колосс, 2003.


Химический эксперимент

Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента

Авторы:

Зимина А. И.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1287.

Аннотация

Предложена тематика лабораторных опытов, практических работ и демонстраций с использованием цифровых лабораторий. Показано, что применение данного оборудования на уроках химии позволяет организовать познавательную деятельность учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта нового поколения, интегрировать в обучение элементы научного исследования. Рассмотрены конкретные примеры лабораторных опытов, при выполнении которых взаимодействие учащихся с компьютером занимает минимум времени, основное внимание обращено на изучение веществ.

Ключевые слова:

цифровые лаборатории, датчики, химический эксперимент, лабораторный опыт, учебное исследование, образовательный стандарт.

Список литературы
  • 1. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55–63.

  • 2. Зимина А. И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента // Химия в школе. - 2010. - № 10. - С. 59–66.

  • 3. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 8–9 классы. — М.: Просвещение, 2010.

  • 4. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2010.

  • 5. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2011. - № 8. - С. 43–50.

  • 6. Evaporation and Intermolecular Attractions // Vernier Software & Technology. URL: http://www2.vernier.com/sample_labs/CWV-09-COMP-evaporation_intermolecular_attractions.pdfhttp://www2.vernier.com/sample_labs/CWV-09-COMP-evaporation_intermolecular_attractions.pdf (дата обращения: 20.01.2012).


Мыслительные стереотипы и условия их преодоления

Авторы:

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Университет им. И. Г. Петровского.

Аннотация

В статье рассматривается проблема существования у учителей химии мыслительных стереотипов. В результате проведённого исследования был выявлен стереотип: малорастворимые в воде соли не подвергаются гидролизу. На примере исследования раствора карбоната кальция показана ошибочность данного суждения. Приведена методика работы с учителями по его переосмыслению. Доказано, что наиболее эффективно преодоление стереотипов учителями и накопление ими опыта педагогического творчества осуществляется в процессе решения экспериментальных творческих задач.

Ключевые слова:

стереотип, гидролиз, малорастворимые в воде соли, карбонат кальция, экспериментальная творческая задача, педагогическое творчество.

Список литературы
  • 1. Адамс Дж. Л. Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей: Пер. с анг. – 4 изд. – М.: ЭКСМО. 2008.

  • 2. Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.

  • 3. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

  • 4. Гороновский И. Т., Назаренко Ю. П., Некряч Е. Ф. Краткий справочник по химии. - 4 изд. – Киев: Наукова думка, 1974.

  • 5. Гамер П., Джексон Д., Серстон И. Очистка воды для промышленных предприятий: Пер. с англ. канд. - М.: Изд-во литературы по строительству, 1968.


О некоторых реакциях лабораторного получения хлора

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Исследованы три классические реакции получения хлора: взаимодействием соляной кислоты с перманганатом калия, оксидом марганца(IV) и дихроматом калия. Показано, что эти реакции протекают гораздо сложнее, чем описано в учебниках. Перманганат калия и оксид марганца(IV), взаимодействуя с 36%-ной соляной кислотой при комнатной температуре, восстанавливаются до MnCl3. С 20%-ной соляной кислотой при комнатной температуре перманганат калия образует оксид марганца(IV), который реагирует только при нагревании. С дихроматом калия в значительной доле идёт побочная реакция с образованием CrO2Cl2, который по разным признакам можно принять за хлор.

Ключевые слова:

реакции лабораторного получения хлора, соляная кислота, перманганат калия, оксид марганца(IV), дихромат калия.

Список литературы
  • 1. Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Химия, 1988.

  • 2. Venable F. P., Jackson R. D. The Reaction between Hydrochloric Acid and Potassium Permanganate // Journal of American Chemical Society. - 1920. - № 42. - P. 237-239.

  • 3. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1989.

  • 4. Liu K. J., Lester H., Peterson N. C. Kinetics of the Permanganate Ion-Chloride Ion Reaction // Inorganic Chemistry. - 1966. - № 5. - P. 2128-2131.

  • 5. Золотов Ю. А., Иофа Б. З., Чучалин Л. К. Экстракция галогенидных комплексов металлов. - М.: Наука, 1973.

  • 6. Taube H. Catalysis by Manganic Ion of the Reaction of Bromine and Oxalic Acid. Stability of Manganic Ion Complexes // Journal of American Chemical Society. - 1948. - № 70. - Р. 3928–3935.

  • 7. Rosseinsky D. R., Nicol M. J., Kite K., Hill R. J. Manganese(III) and its hydroxo- and chloro-complexes in aqueous perchloric acid: comparison with similar transition-metal(III) complexes // Journal of the Chemical Society, Faraday Transactions 1. - 1974. - № 70. - Р. 2232-2238.

  • 8. Holmes W. B. The Action of Hydrochloric Acid on Manganese Dioxide // Journal of American Chemical Society. - 1907. - № 5. - Р. 1278-1288.

  • 9. Holmes W. B. The Action of Hydrochloric Acid on Manganese Dioxide // Journal of American Chemical Society. - 1908. - № 30. - Р. 1192-1193.

  • 10. Реми Г. Курс неорганической химии. - Т. 2. - М.: Мир, 1966.


Внеклассная работа

Химическая сказка «Царевна Несмеяна»

Авторы:

Бобылёва В. А.. Адрес: г. Таштагола, Кемеровская обл.. Место работы: ОШ № 6.

Бобылёва Е. И.. Адрес: г. Таштагола, Кемеровская обл.. Место работы: ОШ № 6.

Аннотация

Внеклассная работа — важное звено в работе учителя химии, особенно на начальном этапе обучения. Именно от первого впечатления о вновь изучаемой дисциплине зависит, сохранится ли у ребят устойчивый интерес к этой области знаний. Заинтересовать восьмиклассников позволят, прежде всего, элементы занимательности, игры и театрализации. Предложен сценарий сказки, сопровождающейся демонстрацией эффектных опытов.

Ключевые слова:

химическая сказка, занимательные опыты.

Список литературы
  • Золотников Э. Г. Урок окончен – занятия продолжаются.— М.: Просвещение, 1992.


Из истории химии

История развития электрохимии в России: изучение химических источников тока

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье приводится краткий очерк истории развития электрохимии в России. Рассмотрены исследования отечественных учёных по совершенствованию конструкций и технологий производства гальванических элементов.

Ключевые слова:

электрохимия, гальванизм, гальванический элемент.


Майкл Фарадей — для химии

Авторы:

Сергеева Г. С.. Адрес: Чита. Место работы: Забайкальский государственный университет.

Аннотация

Первый период творчества Майкла Фарадея был связан в основном с химией. Впечатляюще выглядит перечень достигнутых им результатов. Среди них определение химического состава известняка, изучение влияния различных добавок на качество стали. Фарадей впервые получил многие газы в жидком состоянии, а также этилсерную кислоту. Из отходов светильного газа он выделил бензол и изучил его важнейшие свойства. М. Фарадей сформулировал законы электролиза, которые легли в основу новой химической дисциплины − количественной электрохимии. Огромны заслуги Фарадея в области физики − он создатель учения об электромагнитном поле.

Ключевые слова:

великий учёный, количественный анализ, электрохимия, бензол, свойства, стекло, электромагнетизм, сжижение газов.