Как разорвать замкнутый круг

Авторы:

Турчен Д. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А.И.Герцена.

Аннотация

Автор высказывает свое мнение о причинах снижения уровня российского химического образования и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова:

причины снижения уровня российского химического образования, профилизация обучения, подготовка абитуриентов и студентов.

Список литературы
  • Кузнецов В.И., Третьякова Л.Г. Гуманизация ¬ ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе. - 1991. - №3.

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004.

  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. - М.: экзамен, 2001.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Природные яды

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-западный государственный университет.

Аннотация

В статье рассказывается о ядах животного происхождения — токсичных веществах белковой и небелковой природы.

Ключевые слова:

яды животного происхождения, токсины, бактериальные токсины.


Методика и обмен опытом

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Авторы:

Журин А. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье дан краткий исторический обзор формирования учебно-материальной базы обучения химии. Рассмотрен статус «Перечней учебного оборудования» советской и современной российской школы. Проанализированы Требования к условиям реализации основных образовательных программ проектов Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, требования к условиям реализации основных образовательных программ, кабинет химии, оборудование кабинета химии.

Список литературы
  • 1. Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система // Вопросы школоведения. М.: Просвещение, 1982. С. 183–222.

  • 2. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для средней школы // Химия в школе: Сб. нормат. документов / Сост. В. И. Сушко; Под ред. М. А. Прокофьева и И. Н. Черткова. М.: Просвещение, 1987. С. 141–163.

  • 3. Аннотированные перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России: Образоват. обл. «Естествознание»: биология, физика, химия / Рос. акад. образования, Ин-т общ сред. образования, Центр средств обучения; [авт.-сост. А. Г. Восканян, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал]. М.: Кириллица, 2004.

  • 4. Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ: физика, биология, химия, география / [В. М. Константинов и др.]. М.: Варсон, 2004.

  • 5. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Ч. III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения: Нормативный документ. Издание официальное. М.; СПб.: ЗАО «Крисмас+», 2006.

  • 6. Материально-техническая база образовательного учреждения общего среднего образования: Нормативный документ. Ч. II. Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям НД МТБ РАО 2-2004 (Издание официальное). М.: ИМСО РАО, 2004.

  • 7. Семёнова А. В столице двойку поставили не ученикам, а школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=422304 [Текст]; http://www.vesti.ru/videos?vid=316099 [Видео].

  • 8. Рачевский: современное оснащение школы 874 не улучшило обучения детей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rian.ru/edu_schools/20110121/324486698.html.

  • 9. Московский учколлектор учебно-наглядных пособий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos-uk1.ru/index.php.

  • 10. Два законопроекта – две концепции образовательной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolin.ru/odv/recommend/2011-01-12.htm.


Учебник, который мы выбираем

Авторы:

Оржековский П. А..

Мещерякова Л. М..

Аннотация

Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.

Ключевые слова:

учебник химии, учебно-методический комплект.


Физические свойства металлов

Авторы:

Халадова Р. Т.. Адрес: г. Грозный. Место работы: СШ № 38.

Аннотация

Урок по теме «Физические свойства металлов» (9-й класс) был проведён в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», который проходил в Магнитогорске. Его автор – учитель химии из Грозного, вошла в пятерку лучших учителей года и увезла в Чечню малого хрустального пеликана. Предлагаем конспект этого урока. На нём помимо учебной темы учитель должен был раскрыть и метапредметную: «Рисунок и схема».

Ключевые слова:

металлы, физические свойства металлов, рисунок, схема.


Из опыта изучения темы «Металлы»

Авторы:

Кальянова Н. М.. Адрес: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Место работы: Профессиональный лицей № 15.

Латыпова Г. Ф.. Адрес: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Место работы: Гимназия № 1.

Бартули Г. В.. Адрес: С. Колывань, Алтайский край. Место работы: Колыванская СШ.

Аннотация

Авторы делятся опытом проведения различных уроков по теме «Металлы».

Ключевые слова:

металлы, щелочные металлы, поделочные камни, технология развития критического мышления, региональный компонент.

Список литературы
  • Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: Алтайское книж¬ное издательство, 1986.

  • Романов А. Н., Харламов С. В. Горная Колывань. Барнаул, 1999.

  • Савельев Н. Я. Сыны Алтая и Отечества. Ч. I. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.

  • Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Л.: Детская литера¬тура, 1975.


Интегрированный урок химии биологии и обществознания

Авторы:

Плахов А. И.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества – профилактике алкогольной аддикции среди подростков. Автор раскрывает роль школы и учителя-предметника в решении этой проблемы. В статье предлагается разработка интегрированного урока с использованием современных информационно-коммуникативных технологий в помощь учителю и классному руководителю при проведении профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения школьников.

Ключевые слова:

интегрированный урок, аддиктивное поведение, профилактика алкогольной аддикции, деградация личности.

Список литературы
  • Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.government.ru/media/2010/1/13/27086/file/2128-p.doc.

  • Бурыкина М. Ю., Сазонов С. Н. Зависимое поведение. Причины, механизмы, пути преодоления. Брянск: Курсив, 2008.

  • Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.


Медиаурок по теме «Спирты»

Авторы:

Войнова Т.А.. Адрес: г. Рубцовск, Алтайский край. Место работы: КСШ.

Аннотация

Приведена разработка урока химии в 9 классе по теме «Спирты». Концепция урока разрабатывалась на курсах повышения квалификации АКИПКРО г.Барнаула группой учителей химии.

Ключевые слова:

спирты, медиаобразование.


Обобщающий контроль знаний: реакции органических соединений с водой

Авторы:

Подковырина Т. А.. Адрес: Йошкар-Ола. Место работы: Марийский государственный университет.

Аннотация

Реакции органических соединений с водой имеют исключительно большое значение, поэтому тесты, проверяющие знание этих реакций, обязательны при итоговой оценке знаний школьников по органической химии. Предлагаемые разработки могут оказаться полезными учителям химии при организации контрольных мероприятий и подготовке к ЕГЭ. Представленные тесты имеют один или, большей частью, несколько правильных ответов.

Ключевые слова:

органические соединения, вода, гидролиз, гидратация.


Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстами

Авторы:

Горбенко Н. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

Одним из возможных путей формирования ключевых компетентностей личности может стать применение в учебной деятельности при изучении химии ситуационных задач - заданий, помещенных в жизненный контекст и содержащих личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания, их можно рассматривать как одну из форм работы с текстами.

Ключевые слова:

компетенции, ситуационные задачи.

Список литературы
  • 1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008.

  • 2. Асанова Л. И., Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся // Актуальные проблемы химического образования: Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород. НГПУ. С. 191–195.


Учащимся начальной школы о Периодической системе элементов

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт- Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Предложена разработка урока естествознания (природоведения) в 4-м классе «Знакомство с Периодической системой», который можно проводить в апреле. Данный урок логическое продолжение уроков по темам «Тела и вещества» и «Физические и химические явления».

Ключевые слова:

Периодическая система химических элементов, урок химии в начальной школе.

Список литературы
  • Анацко О. Э. Урок по теме «Тела и вещества» // Химия в школе. – 2007. № 3. – С. 50 51.

  • Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2005.


Химическое лото

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Челябинск. Место работы: СШ № 129.

Аннотация

Автор предлагает лото по теме «Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома» для учащихся 8-го класса. Эту же игру можно использовать при обобщении знаний в конце первого года изучения химии и при повторении характеристики химического элемента в 9-м классе.

Ключевые слова:

химические элементы, лото.


Консультация

Об изомерах и изомеризации

Авторы:

Бабков А.В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Попков В.А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты явления изомерии: изомерия в неорганической химии, возможность взаимного превращения изомеров и реальное соотношение междц полученными и теоретически возможными изомерами.

Ключевые слова:

изомеры, изомеризация, химическое строение, цис-транс-изомеры, энантиомеры, таутомерия.


Химический эксперимент

Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии

Авторы:

Беспалов П.И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Химики-органики используют аналогию при получении различных препаратов. Важное место аналогии занимают и в учебном процессе. На примерах конкретных реакций показано применение аналогий.

Ключевые слова:

аналогии, химический эксперимент, демонстрационный эксперимент, реакция Дюма, пиролиз.

Список литературы
  • Рева А.Я., Зеленкова В.В. Малый практикум по органической химии. - М.: Высшая школа, 1980.

  • Современный жнциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1977.

  • Файгл Ф. Капельный анализ органических веществ. - М.: Госхимиздат, 1962.

  • Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. - М.: Школьная пресса, 2000.


Как на самом деле реагирует метан с хлором

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Автор анализирует литературу, в которой описана эта реакция, и приводит экспериментальные данные.

Ключевые слова:

метан, хлор, хлорирование метана при нагревании, продукты замещения водорода на хлор.

Список литературы
  • Глинка Н. Л. Общая химия. - 23-е изд. - М.: Химия, 1984.

  • Марч Дж. Органическая химия: реакции, механизмы и структура. - Т. 3. - М.: Мир, 1987.

  • Менделеев Д. И. Основы химии. - СПб, 1895. - С. 220.

  • Партингтон Дж. Р. Химия в жизни. М.: ОНТИ, 1935. - С. 354.

  • Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. - Т. 1. - М.: Госхимиздат, 1963. - С. 170.

  • Bedford C. W. The production of the lower chlorides of methane from natural gas. J. Ind. Engineer. Chem., 1916, 8, No 12, p. 1090.

  • Conklin A. R., Kramme A., Wollaston G. Free Radical Chlorination of Methane: a Demonstration. J. Chem. Ed., 60 (7) pp. 597-599.

  • McBee E. T., Hass H. B., Neher C. M., Strickland H. Chlorination of Methane. Ind. Eng. Chem., 1942, 34 (3), pp 296–300.

  • Speight J. G. Chemical and process design handbook. McGraw-Hill Professional, 2002, p. 1.21.

  • Szmant H. H. Organic Building Blocks of the Chemical Industry. John Wiley and Sons, 1989, pp. 67-68.

  • http://jchemed.chem.wisc.edu/JCESoft/CCA/CCA3/MAIN/CLPR/PAGE1.HTM Chemistry comes alive, v.3.


Внеклассная работа

Викторина «Химия и общество»

Авторы:

Гилязова И. Б.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Устинова Т. Б.. Адрес: Омск. Место работы: СШ № 23.

Аннотация

В качестве внеклассного мероприятия предлагаем викторину «Химия и общество». Темы раундов: «Химия и пища», «Химия и медицина», «Химия и промышленность», «Химия и красота», «Химия и здоровье», «Химия и быт».

Ключевые слова:

игра, викторина, применение веществ.

Список литературы
  • Галичкина О. В. Занимательная химия. – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Слесарев В. И. Химия: основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2000.


По старинке хватит жить – надо химию учить!

Авторы:

Грибанова И. Н.. Адрес: Воронежская обл.. Место работы: Базовская СШ.

Аннотация

Автор предлагает сценарий внеклассного мероприятия по актуальной теме «Химия в быту», которое может быть проведено в рамках недели химии или приурочено к празднованию Дня смеха 1 апреля.

Ключевые слова:

моющие и чистящие средства.


Из истории химии

О химиках и о химии: цена открытий и прогресса

Авторы:

Красицкий В. А.. Адрес: Минск. Место работы: Университет.

Аннотация

Среди большого числа профессий, связанных с естественными науками, совершенно особое место занимает профессия химика. Пожалуй, именно химики чаще всего подвергают свою жизнь опасности. Посвятив себя химии и занимаясь ею, они постоянно рискуют своим здоровьем и даже жизнью, имея дело с широким кругом опасных веществ, среди которых есть ядовитые и взрывчатые, самовоспламеняющиеся и радиоактивные.

Ключевые слова:

несчастные случаи при химических работах, отравления, травмы, взрывы.

Список литературы
  • Волков Д. Н., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М., 1991.

  • Ключевич А. С. Карл Карлович Клаус. - Казань, 1972.

  • Красногоров В. Юстус Либих. - М., 1980.

  • Кюри Е. Мария Кюри. - М., 1973.

  • Лос К. Синтетические яды. - М., 1963.

  • Манолов К. Великие химики. Т. 1–2. - М., 1985.

  • Маршалл В. К. Основные опасности химических производств. - М., 1989.

  • Могилевский Б. Л. Живи в опасности! Повесть о великом химике Гемфри Дэви. - М., 1970.

  • Стёпин Б.Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М., 1994.

  • Фигуровский Н. А., Ушакова Н. Н. Товий Егорович Ловиц. - М., 1988.

  • Эгли К., Рюст Е. Несчастные случаи при химических работах. - Л., 1926.