Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Аннотация

Публикуется текст «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.

Ключевые слова:

Концепция преподавания учебного предмета «химия».


Методика и обмен опытом

Международного года периодической таблицы: официальная церемония закрытия

Авторы:

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье рассказывается об официальной церемонии закрытия Международного года периодической таблицы химических элементов, которая состоялась 5 декабря 2019 г. в Токио (Япония). Подводятся итоги празднования Международного года периодической таблицы в России и в мире. Дан краткий обзор экспонатов интерактивной выставки. Показано, что проведение Международного года периодической таблицы элементов способствовало укреплению престижа и популяризации российской науки.

Ключевые слова:

Международный год периодической таблицы химических элементов, Официальная церемония закрытия, Д И Менделеев, периодический закон, периодическая система, популяризация российской науки, интерактивная выставка.

Список литературы
  • 1. Reedijk J., Tarasova N. The International Year of the Periodic Table // Chemistry International. — 2019. — Vol. 41. — Issue 1. — Pp. 2-5.

  • 2. Тарасова Н. П. Международный год периодической таблицы химических элементов // Вестник РФФИ. — 2019. — № 1(101). — С. 39-42.

  • 3. Соболев А. Е. Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 17-21.

  • 4. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Деятельность Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области в рамках Международного года периодической таблицы химических элементов // Современные достижения и проблемы химической науки и образования: Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием (Махачкала, 3-4 октября 2019 г.). — Махачкала: ДГУ, 2019. — С. 133-136.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: Опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Материалы 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (Санкт-Петербург, 14-16 апреля 2016 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С. 20-27.

  • 6. Siegrist M., Bearth A. Chemophobia in Europe and reasons for biased risk perceptions // Nature Chemistry. — 2019. — Vol. 11. — Pp. 1071-1072.


Методика и обмен опытом

Изучение закономерностей Периодической системы химических элементов

Авторы:

Романова В. О.. Адрес: Саратов. Место работы: Лицей № 2.

Аннотация

Представлена разработка урока обобщения и систематизации знаний в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока - создание условий для систематизации и обобщения знаний об изменении основных характеристик химических элементов в Периодической системе химических элементов, проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.

Ключевые слова:

Химический элемент, Периодическая система химических элементов, химический квест.


Методика и обмен опытом

Использование инновационных технологий для развития химических способностей учащихся

Авторы:

Селезова Е. В.. Адрес: г. Железногорск, Красноярский край. Место работы: Краевая школа-интернат по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики».

Аннотация

В статье предложена методика изучения темы «Вода» (9 или 11 класс) с применением инновационных образовательных технологий, обеспечивающая развитие химической и проектно-исследовательской компетенций обучающихся.

Ключевые слова:

Вода, инновационные технологии, проблемное обучение.

Список литературы
  • 1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.

  • 2. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования // Almamater. Вестник высшей школы. – 2010. - № 7 (август). – С. 36-39.

  • 3. Селезова Е. В. Развитие высокомотивированных учащихся в процессе профильного обучения химии в КГАОУ «Школа космонавтики» // Современные подходы к работе с высокомотивированным старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 27-28 октября 2016; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – С.124.

  • 4. Селезова Е. В., Безрукова Н. П. Развитие проектно-исследовательской компетенции в школах для одарённых детей на основе средового подхода // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - C.136-140.

  • 5. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – C. 264.

  • 6. Викторова Л. Из чего сделана биобутылка для воды BonAqua? // Химия и жизнь. – 2015. - № 4.

  • 7. Мухаметшина Т. Г. Практическая работа «Определение качества водопроводной и бутилированной воды» // Химия в школе. – 2009. - № 7. – С. 61-63.

  • 8. Капецкая Г. А. Интеллектуальная игра «Мир воды» // Химия в школе. - 2006. - № 2. – С. 72-74.

  • 9. Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека» // Химия в школе. - 2006. - № 2. – С. 18-26.

  • 10. Никитина М. А., Петровичев А. А., Петровичева Т. В., Фомичёв С. В. Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и её свойствах // Химия в школе. – 2005. - № 1. – С. 36-42.

  • 11. Половняк В. К., Хайбрахманова Д. Ф. Вода, которую мы пьём // Химия в школе. - 2013. - № 3. – С. 51-54.

  • 12. Мухаметшина Т. Г. Как мы исследуем свойства воды // Химия в школе. - 2017. - № 5. - С. 29-32.


Методика и обмен опытом

Развитие мотивации как надёжный путь к достижению успеха

Авторы:

Дранишникова Л. И.. Адрес: г. Дзержинск, Нижегородская обл.. Место работы: СОШ № 27.

Аннотация

В статье представлен опыт работы педагога по подготовке школьников к успешной сдаче ГИА.

Ключевые слова:

Гиа, мотивация, химия, система работы, консультации, выпускники, родители, сотрудничество.

Список литературы
  • Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 35-38.

  • Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 17-23.

  • Трушина Н. Р. Слагаемые успеха // Химия в школе. – 2019. - № 3. - С. 30-31.

  • Халикова Ф. Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 22-24.


Методика и обмен опытом

О преемственности в обучении расчётным умениям

Авторы:

Матвеева Э. Ф.. Адрес: Астрахань. Место работы: Астраханский государственный университет.

Семёнова Е. Б.. Адрес: Астрахань. Место работы: Астраханский государственный университет.

Кривенцева Л. А.. Адрес: Астрахань. Место работы: Астраханский государственный университет.

Аннотация

В статье рассматривается проблема преемственности школьных и вузовских знаний и умений в решении расчётных задач. Проведён анализ научно-методической литературы. Выстроена технология обучения на основе принципов сотрудничества и преемственности, эффективности контроля и управления учебной деятельностью студентов, самостоятельности и активности. Проведён пилотный педагогический эксперимент, позволяющий акцентировать внимание на формировании у студентов стремления к успешной учебной деятельности и активной позиции в освоении новых знаний и умений. В статье представлена программа по обучению расчётным умениям по химии студентов-иностранцев и даны примерные сценарии занятий.

Ключевые слова:

Преемственность, расчётная задача, технология обучения, рабочая программа, компетенция, методика решения расчётных задач.

Список литературы
  • 1. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности школьников как ведущая цель обучения химии // Поволжский педагогический поиск. – 2016. – № 3 (17). – С. 26-38.

  • 2. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 32–38.

  • 3. Андреева Н. П., Егорова К. Е., Кириллова Н. К. Методика решения задач по химии: учебно-методическое пособие. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК им. С. Н. Донского-II, 2016.

  • 4. Матвеева Э. Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс): учебно-методическое пособие. – М.: КНОРУС: Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2016.

  • 5. Злотников Э. Г. Решение стандартных задач нестандартным способом // Химия в школе. – 2011. – № 2. – С. 42–46.

  • 6. Жукова Н. И. Основные подходы к решению расчётных задач // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 41-42.

  • 7. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. – 2017. - № 4.- С. 29-32.

  • 8. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 21-24.

  • 9. Шмелёва Л. Г. Из опыта обучения решению задач повышенной сложности // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 36-37.

  • 10. Шабаршин В. М. Решение расчётных задач с использованием обобщающих таблиц // Химия в школе. – 2002. – № 6. – С. 52–54.

  • 11. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. – 2010. – № 6. – С. 50–56.

  • 12. Васильева П. Д., Емцова О. М. Технология УДЕ при решении расчётных задач // Химия в школе. – 2013. – № 8. – С. 38–43.

  • 13. Матвеева Э. Ф., Кривенцева Л. А., Семёнова Е. Б. Практикум по решению расчётных задач по химии: учебно-методическое пособие. – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2018.


Методика и обмен опытом

О методическом обеспечении процесса обучения решению задач

Авторы:

Емельянова Е. О.. Адрес: Липецк. Место работы: ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Тушева Г. Г.. Адрес: Липецк. Место работы: СШ № 60.

Аннотация

В статье предложены задания-вопросы, выполняющие накопительно-информационную функцию и позволяющие подготовить учащихся к решению задач. Задания-задачи наделены преобразующе-инструментальной функцией и обеспечивают усвоение способов решения задач разного уровня сложности с использованием определённой формы записи условия задачи в виде таблиц и стехиометрических схем.

Ключевые слова:

Растворимость, кристаллизация, способы решения задач.

Список литературы
  • 1. Химия-2006: Вступительные экзамены в МГУ / Под общей редакцией проф. Н. Е. Кузьменко и проф. В. И. Теренина. – М.: Химический факультет МГУ, 2006.

  • 2. Магдесиева Н. Н., Кузьменко Н. Е. Учись решать задачи по химии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.

  • 3. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие для вузов. – М.: Интеграл-Пресс, 2005.


Методика и обмен опытом

Как создать информационное пространство урока

Авторы:

Шилина Л. Я.. Адрес: г. Новопавловск, Ставропольский край. Место работы: СОШ № 13.

Аннотация

Статья знакомит с возможностями грамотного подхода при работе с информацией на уроке и может быть полезна в практической деятельности учителя.

Ключевые слова:

Информация, информационное поле урока, мышление, метод словесных ассоциаций, теория архетипов, интуиция.

Список литературы
  • 1. Энциклопедия для детей «Аванта+»: Человек: Т. 18: Ч. 2. – М., 2003.

  • 2. Юнг К. Г. Психологические типы или психология индивидуализации. – М.: Академический проект, 2019.


Химический эксперимент

Экспериментальные задания при изучении темы «Минеральные удобрения»

Авторы:

Сивкова Г. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В статье дана информация о классификации и значении минеральных удобрений. Предложены экспериментальные задания, расчётные задачи и задания ЕГЭ по данной тематике.

Ключевые слова:

Минеральные удобрения, химический эксперимент, выход продукта реакции, задание № 26 ЕГЭ.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю. Контролирующая функция школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 47-50.

  • 2. Сивкова Г. А., Белая Е. А., Никитин А. В. Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. — 2018. — № 5. — C. 40-45.


Химический эксперимент

Эмпирический подход к нанохимическому эксперименту

Авторы:

Фомичев В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Лобанов А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрена организация нанохимического эксперимента по получению материалов, применяющихся в медицине. Предложено описание опытов по синтезу гидроксиапатита в условиях школьной лаборатории.

Ключевые слова:

Эмпирический подход, химический эксперимент, биоинженерия, костная ткань, гидроксиапатит.

Список литературы
  • 1. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Проблемный эксперимент при ознакомлении с костной биоинженерией // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 62-65.

  • 2. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Наноразмерный гидроксиапатит — синтез и перспективы в реконструктивной хирургии // Химия, физика, биология: пути интеграции: материалы конф. — Москва: ИХФ РАН, 2019. — С. 75.

  • 3. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Безотходное получение гидроксиапатита медицинского и биологического назначения // Химическая безопасность. — 2019. — Т.3. — № 6. — С. 56-63.


Внеурочная деятельность

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Авторы:

Ахромушкина И. М.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Валуева Т. Н.. Адрес: Тула. Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Аннотация

В статье приведены задания, разработанные для II (районного) этапа олимпиады по химии. В соответствии с компетентностным подходом в заданиях представлены не только предметные, но и метапредметные аспекты, в частности, направленность на использование познавательных универсальных учебных действий и овладение методологией познания.

Ключевые слова:

Олимпиада по химии, предметные и метапредметные образовательные результаты, познавательные УУД.

Список литературы
  • 1. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин: Учебное пособие. — С-Пб.: Лань, 2016.

  • 2. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. — М.: ИОСО РАО. 1997.

  • 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.


Внеурочная деятельность

Роль игровой технологии в формировании социальной компетентности

Авторы:

Бессараб Е. Л.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

Статья посвящена роли игры в решении проблемы формирования социальной компетентности старших подростков во внеурочной деятельности. Приведены описания игр, затрагивающих вопросы профориентации, общения подростков с родителями и между собой.

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность, игровые технологии, социальная компетентность, профессии будущего.

Список литературы
  • 1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru/

  • 2. Глазков В. А. Организация длительных образовательных игр как инструмент успешной социализации детей и подростков: метод. рекомендации. — Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015.

  • 3. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: СПб АППО, 2005.

  • 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-50.

  • 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998.


Внеурочная деятельность

Исследование качества молока

Авторы:

Самехова Н. А.. Адрес: Уфа, Республика Башкортостан. Место работы: Школа № 116.

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения учебного исследования качества молока по органолептическим и физико-химическим показателям с использованием датчика pH цифровой лаборатории Архимед, а так же некоторых качественных реакций на примеси.

Ключевые слова:

Методика исследования, органолептические показатели, физико-химические показатели, датчик pH цифровой лаборатории Архимед.

Список литературы
  • 1. Артеменко А. И. Органическая химия и человек: Теоретические основы: Углубл. курс. — М.: «Просвеще-ние», 2000. — C. 68–70.

  • 2. Барабанщиков Н. В. Контроль качества молока на ферме. — М.: Агропромиздат, 1986.

  • 3. Волков В. Н., Солодова Р. И., Волкова Л. А. Определение качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. — 2002. — No 1. — C. 57–63.

  • 4. Детская энциклопедия: «Аргументы и факты — детям». Молоко и... — ЗАО «Аргументы и факты». — 2001. — No 8.

  • 5. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. — М.: Высшая школа, 1989.

  • 6. Каневская Л. Я. Питание школьника. — М.: Медицина, 1989. — C. 15–17.

  • 7. Культура питания: Энцикл. Справочник. — 2-е изд. Белорус. Энцикл.; Под ред. И. А.Чаховского. — Мн.: БелЭн, 1993. — C. 183–184.

  • 8. Проскурина И. К., Шшумилова л. А. Дисицы-на Д. С. Опыты по определению качества молока и молочных породуктов // Химия в школе. — 2016. — No 6.— С. 45 –49.


Из истории химии

Разные судьбы трёх русских химиков

Авторы:

Шульчус А.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Каунасский технологический университет.

Телешов С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 189.

Аннотация

В статье рассказывается о судьбах трёх русских учёных, занимавшихся проблемой синтеза искусственного каучука – С. В. Лебедева, И. И. Остромысленского и В. Н. Ипатьева.

Ключевые слова:

Этанол, бутадиен, каучук, Лебедев, Остромысленский, Ипатьев.

Список литературы
  • 1. Лебедев С. В. О получении дивинила непосредственно из спирта / В кн.: Сергей Васильевич Лебедев. Жизнь и труды. — Ленинград: ОНТИ ХИМТЕОРЕТ, 1938. — С. 491514.

  • 2. Остромысленский И. И. О конденсации спиртов и альдегидов в присутствии водоотщепляющих веществ и о механизме этого процесса // Журнал Русского Физико-Химического Общества. — 1915. — № 47. — С. 14941506.

  • 3. Ipatief W. N. Pirogenetische Contactreactionen organische Verbidungen // Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft. — 1901. — № 34. — С. 596-599.

  • 4. Ипатьев В. Н. Пирогенетические контактные реакции с органическими веществами // Журнал Русского Физико-Химического Общества. — 1901. — № 33. — С. 632643.

  • 5. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и под давлением (курс лекций, читанных в Чикагском университете в 1932 г.). Вып. 1 (лекции 114). — Ленинград, 1934.

  • 6. Ипатьев В. Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Т. 1: 18671917. Нью-Йорк, 1945. / В кн.: Академик В. Н. Ипатьев. Кн.1. — М.: Калвис, 2011.

  • 7. Tret’yakov V. F., Talyshinskii R. M. et al. Initiated Conversion of Ethanol to Divinyl by the Lebedev Reaction // Petroleum Chemistry. — 2014. — Vol. 54. — № 3. — P. 195–206.

  • 8. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и под давлением. — Ленинград: Изд-во АН СССР, 1936.

  • 9. Jacoby M. Vladimir Ipatieff is the catalysis superhero you’ve never heard of // Chemical & Engineering News. — 2019. — Vol. 97. — Iss. 19. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cen.acs.org/people/profiles/Vladimir-Ipatieff-catalysis-superhero-ve/97/i19

  • 10. Nicholas Ch. P. Dehydration, Dienes, High Octane, and High Pressures: Contributions from Vladimir Nikolaevich Ipatieff, a Father of Catalysis // ACS Catal. — 2018. — № 8. — P. 8531−8539.

  • 11. Pines H. My mentor, Ipatieff // Chemtech. — 1981. — Vol. 11. — № 2. — P. 78-82.


Из истории химии

Что такое температура?

Авторы:

Бобринёв Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1514.

Аннотация

Автор прослеживает историю возникновения понятия «температура» и создания прибора, измеряющего её.

Ключевые слова:

Температура, тепловые явления, термоскоп Галилея, тепловое равновесие, температурная шкала Фаренгейта, термометр.

Список литературы
  • 1. Кричевский И. Р. Понятия и основы термодинамики. – М.: Химия, 1970.

  • 2. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.

  • 3. Спасский Б. И. История физики: ч. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1956.

  • 4. https://dic.academic.ru