Методика и обмен опытом

Об использовании дидактических иллюстраций как средства обучения

Авторы:

Банников С. В.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Донской государственный технический университет.

Федотова О. Д.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Донской государственный технический университет.

Латун В. В.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Эртель А. Б.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Аннотация

Учебники, включённые в Федеральный перечень и допущенные к использованию в общеобразовательных организациях, являются универсальным средством обучения, с помощью которого учитель имеет возможность достичь результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС и положениями Примерных основных образовательных программ общего образования. Достижению результатов обучения на предметном, метапредметном и личностном уровнях способствует не только текстовый компонент учебников, но и визуальный ряд дидактических иллюстраций, который расширяет возможности познания и восприятия тематической информации, а также служит средством обучения на основе использования универсальных и специфических педагогических технологий.

Ключевые слова:

Учебник, визуальный ряд, дидактическая иллюстрация, классификация.

Список литературы
  • 1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fgosreestr.ru/.

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования. https://минобрнауки.рф/документы/.

  • 3. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 11-17.

  • 4. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 7-15.


Наука и промышленность

Взрыв гремучего газа: кинетика и механизм реакции

Авторы:

Лаптенков Б. К.. Адрес: Чебоксары. Место работы: ЧГУ им. И. Н. Ульянова.

Аннотация

В статье представлены основные сведения по химической кинетике цепных разветвлённых реакций, приведены элементарные процессы, протекающие при цепном самовоспламенении смеси водорода с кислородом.

Ключевые слова:

Химическая физика, химическая кинетика, температура, давление, цепные разветвлённые реакции, активные центры, самовоспламенение, скорость реакции.

Список литературы
  • 1. Семёнов Н. Н. Развитие теории цепных реакций и теплового самовоспламенения. — М.: Знание, 1969.

  • 2. Манелис Г. Б. Химфизики. — Черноголовка: ИПХФ РАН, 2011.

  • 3. Лаптенков Б. К. Кинетика и механизм процессов горения: Учеб. пособие. — Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1984.


Методика и обмен опытом

О методических приёмах формирующего оценивания

Авторы:

Нелюбина Е. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Панфилова Л. В.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В работе рассмотрены современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся по химии. Приводится характеристика и особенности использования методических приёмов «Сигналы рукой», «Индекс карточки», «Цветовой индекс» на уроках химии при изучении темы «Простые вещества» в 8 классе.

Ключевые слова:

Химия, методика обучения химии, формирующее оценивание, методический приём, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • 1. Шаталов М. А. Об оценивании образовательных результатов // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 13-21.

  • 2. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014. - № 1. – С. 171–175.

  • 3. Пинская М. А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

  • 4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие. – М.: Логос, 2010.

  • 5. Воронцов А. Б., Цукерман Г. А. Контроль и оценка в учебной деятельности. – М., 2003.

  • 6. Дзенис А. В. Формирующее оценивание при обучении в стационаре // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 8-11.

  • 7. Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 20-26.


Методика и обмен опытом

Ищем выход…

Авторы:

Морзунова И. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научного образования корпорации «Российский учебник».

Аннотация

Вместо учебников О. С. Габриеляна корпорация «Российский учебник» предлагает две линии УМК по химии: УМК В. В. Лунина и УМК Н. Е. Кузнецовой.

Ключевые слова:

Учебники по химии, Корпорация «Российский учебник».


Методика и обмен опытом

Качественные задачи как средство повышения познавательного интереса

Авторы:

Колчанова Л. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Буржинская Т. Г.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена формированию интереса к химии посредством составления и решения качественных задач, в которых должны содержаться сведения, способствующие повышению познавательного интереса школьников, дополняющие или уточняющие имеющиеся у них знания или затрагивающие их практическую деятельность.

Ключевые слова:

Интерес, качественные задачи, эксперимент, учащиеся.

Список литературы
  • Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. - 2018. - № 2. - с. 14-18.

  • Павлов И. И. Фантастические сюжеты как контекст химических задач // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 34-37.

  • Пильникова Н. Н., Толетова М. К. Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности // Химия в школе. - 2014. - № 4. - С. 34-36.


Методика и обмен опытом

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: Академия дополнительного профессионального образования «Перспектива».

Аннотация

Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.

Ключевые слова:

Тестовые задания, стандартизированные тесты, установление обратной связи.

Список литературы
  • Дерябина Н. Е. Строение атома. Системно-деятельностный подход к методике преподавания. — ИПО «У Никитских ворот». – М., 2011.


Методика и обмен опытом

Из опыта развития исследовательской компетенции старшеклассников

Авторы:

Савчик Е. А.. Адрес: Тула. Место работы: Центр образования № 39.

Аннотация

В статье изложены современные педагогические принципы и методики преподавания предмета «Химия», применяемые с целью формирования исследовательской компетентности у учащихся старшей школы. Приведены конкретные примеры организации работы на уроке и внеурочной деятельности для формирования исследовательских навыков у учащихся старшей школы при изучении предметов естественно-научного цикла.

Ключевые слова:

Исследовательская компетентность старших школьников, формирование исследовательских навыков у учащихся старшей школы при изучении предметов естественно-научного цикла.

Список литературы
  • Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 327.

  • Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта Наука, 2008.

  • Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.

  • Воронова Т. А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования // М. Н. Скаткин и современное образование: (Материалы конф.): В 2 т. / Под ред. В. А. Мясникова; Сост. Л. Б. Прокофьев. – М., 2000. – Т.2. – С. 184.

  • Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 27-30.

  • Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 55-60.

  • Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Как организовать самостоятельное исследование // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 46-49.

  • Самойленко Г. Ю., Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Исследовательский проект экологической направленности // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 55-57.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения номенклатуры неорганических кислот

Авторы:

Серокурова Ю. Л.. Адрес: с. Лесниково, Курганская обл.. Место работы: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева.

Аннотация

В статье подробно рассмотрена номенклатура различных неорганических кислот, предложены схемы их наименования, представлены задания для самостоятельной работы.

Ключевые слова:

Номенклатура, общие формулы кислот, бескислородные кислоты, кислородсодержащие кислоты, степень окисления элемента, ортокислоты и метакислоты.


Методика и обмен опытом

Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

В статье представлен конспект урока по теме «Фосфор и его соединения» с использованием работы в сменных группах. Такая форма проведения урока повышает интерес к изучению предмета, позволяет включать в деятельность всех учащихся.

Ключевые слова:

Фосфор, аллотропия фосфора, соединения фосфора, работа в группах.

Список литературы
  • Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 38.

  • Щукина Т. В. К методике изучения галогенов // Химия в школе. – 2015. - № 4. - С. 45-47.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Типы химических реакций. Реакции обмена»

Авторы:

Бочковская А. Г.. Адрес: г. Новоульяновск, Ульяновская обл.. Место работы: Меловская основная общеобразовательная школа.

Аннотация

Предложена разработка урока изучения нового материала в 8 классе по программе О. С. Габриеляна. Этот материал завершает изучение раздела «Изменения, происходящие с веществами».

Ключевые слова:

Реакции обмена, реакция нейтрализации, индикатор, условия протекания реакций.

Список литературы
  • Ахметов М. А., Зорова Е. Ю. Методика изучения реакций ионного обмета: системно-деятельностный подход // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 3-7.

  • Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. - С. 11-17.

  • Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 7-13.

  • Пономарёва Т. Н.,; Демидов В. А. Как провести урок по теме «Реакции ионного обмена» // Химия в школе. – 2014. - № 1. - С. 33-36.


Методика и обмен опытом

Настольные игры как средство повышения эффективности процесса обучения

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Каунасский технологический университет.

Телешов С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 635.

Чесунене Р.. Адрес: Вильнюс, Литва. Место работы: СШ им. М. Даукшаса.

Саулене И.. Адрес: Вильнюс, Литва. Место работы: СШ им. М. Даукшаса.

Аннотация

Описано использование учениками бумажных карточек, предназначенных для построения формул ионных соединений и записи уравнений химических реакций. Показано, что в 1927 г. русский методист B. Н. Верховский предложил простой метод повышения эффективности изучения химии. Учащиеся предложили использовать вместо белых цветные бумажные карточки и кости домино. Ученики, которые принимали участие в играх с карточками, получали значительно более высокие отметки, чем ученики, которые не участвовали в играх.

Ключевые слова:

Активные методы обучения, настольные карточки, история химии, графические формулы, уравнения химических реакций.

Список литературы
  • 1. Ruddick K. R, Parryl A. B. An interlocking building block activity in writing formulas of ionic compounds // Journal of Chemical Education, 2012, 89 (11), p. 1436−1438.

  • 2. Chimeno J. S., Wulfsberg G. P., Sanger M. J., Melton T. J. The Rainbow. Wheel and Rainbow Matrix: Two Effective Tools for Learning Ionic Nomenclature // Journal of Chemical Education, 2006, 83 (4), p. 651−654.

  • 3. Ryan S., Herrington D. B. Sticky Ions: A Student-Centered Activity Using Magnetic Models to Explore the Dissolving of Ionic Compounds // Journal of Chemical Education, 2014, 91 (6), p. 860−863.

  • 4. Boyd-Kimball D. Adaptive Instructional Aids for Teaching a Blind Student in a nonmajors College Chemistry Course // Journal of Chemical Education, 2012, 89 (11), p. 1395−1399.

  • 5. Richard S. S., Hicks O’Dell, Schultz L. D. Elements A Card Game of Chemical Names and Symbols // Journal of Chemical Education, 2008, 85, p. 514−515.

  • 6. Morris T. A. Go Chemistry: A Card Game To Help Students Learn Chemical Formulas // Journal of Chemical Education, 2011, 88, p. 1397−1399.

  • 7. Marticke R. Spielend lernen im Chemieunterricht.  Aulis Verlag, 2010, p. 43.

  • 8. Верховский В. Н. Химическая азбука: Наглядное пособие для всех начинающих изучать химию. - Л.: Образование, 1927.

  • 9. Телешов С. В. Изобретательская азбука Верховского // Химия: методика преподавания. – 2005. - № 8. – С. 22−34.


Внеурочная деятельность

Игра «Шесть чувств»

Авторы:

Севостьянова Л. Н.. Адрес: р.п. Ильиногорск, Нижегородская область. Место работы: СШ №3.

Аннотация

В статье представлено описание внеурочного мероприятия – командной игры для учащихся 9 классов, ориентированной на интеграцию знаний по химии, экологии, биологии, ОБЖ.

Ключевые слова:

Игра, работа в малых группах, зрение, обоняние, осязание, вкус, слух, интуиция, рефлексия.

Список литературы
  • 1. Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx

  • 2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2008.

  • 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2008.

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2014.

  • 5. Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» — М.: Дрофа, 2011.

  • 6. Титова И. М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.

  • 7. Шаталов М. А., Кузнецов Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. — М.: Вентана-Граф, 2012.


Внеурочная деятельность

О разработке проектов учащимися начальных классов

Авторы:

Бухарова А. В.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 37.

Аннотация

В статье представлен опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов, как часть знакомства с новым предметом. Приведен вариант объяснения понятий «кислотность среды», описано выполнение работы «Природные индикаторы».

Ключевые слова:

Пропедевтика, проектная деятельность, кислотность среды, природные индикаторы.

Список литературы
  • 1. Леенсон И. А. Удивительная химия. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2015.

  • 2. Назарова Т. С, Грабецкий А. А. Химический эксперимент в школе. — М. 1987.

  • 3. Савина Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. — М.: АСТ, 1996.

  • 4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.


Внеурочная деятельность

Учебное исследование гальваностегии и её применения

Авторы:

Kузнецова А. В.. Адрес: Лобня, Московская область. Место работы: СОШ № 10.

Мартынова Т. Ю.. Адрес: Лобня, Московская область. Место работы: СОШ № 10.

Губенко А. А.. Адрес: Лобня, Московская область. Место работы: СОШ № 10.

Аннотация

В статье подробно описана методика учебного исследования «Гальваностегия как практическое применение электролиза». Особое внимание уделяется организации экспериментальной части исследования.

Ключевые слова:

Методы, учебное исследование, эксперимент, гальваностегия.

Список литературы
  • Пильникова Н. Н. Индивидуальный проект обучающегося по химии. 10-11 классы: учебно-методическое обеспечение маршрута. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2016.

  • Ролдугина Е. Н., Поддубецкая Н. Н. Об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Химия в школе. — 2015. — № 3. — С. 21-24.


Из истории химии

Географическое происхождение названий некоторых химических элементов

Авторы:

Плужник О. М.. Адрес: Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Короткова А. В.. Адрес: Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Потемкина Н. М.. Адрес: Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Аннотация

В статье описана история присвоения названий отдельным химическим элементам по месту их открытия.

Ключевые слова:

Периодическая таблица, химический элемент, названия химических элементов.

Список литературы
  • 1. 2019 год провозглашён Международным годом Периодической таблицы химических элементов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

  • https://ru.unesco.org/news/2019-god-provozglashen-mezhdunarodnym-godom-periodicheskoy-tablicy-himicheskih-elementov

  • 2. Короткова А. В., Потемкина Н. М. Происхождение названий и история открытия химических элементов. Перспективы развития Периодической системы // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 14 февраля 2014 г.). — С. 206-211.

  • 3. 4 новых элемента внесли в периодическую таблицу Д. И. Менделеева // Вестник ОНЗ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onznews.wdcb.ru/news16/nov16/Page-16.html

  • 4. Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 5-11.


Из истории химии

Американский бизнесмен против российского учёного

Авторы:

Слабин В. К.. Адрес: Юджин, США. Место работы: Университет Орегона.

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, способствовавшие разработке, патентованию и распространению в школах и университетах США так называемой периодической таблицы химических элементов Флинна; судьба именного понятия (эпонима) «таблица Менделеева» проиллюстрирована выявленной ранее аналогией в поведении эпонимов и молекул.

Ключевые слова:

Гуманизация, эпоним, именное понятие, история науки, таблица Менделеева.

Список литературы
  • 1. Slabin U., Krasitski V. For humanization and historicism: How well university students know and what they think about chemical eponyms // Journal of Baltic Science Education. — 2017. — № 2. — Vol. 2. — P. 250-265.

  • 2. Flinn periodic table [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.flinnsci.com/flinn-periodic-table/vpd0069/

  • 3. Slabin U. Verkhovsky eponyms in the epoch of educational ethnocentrism // Proceedings of the 2nd International Baltic Symposium on Science and Technology Education (BalticSTE2017). 12-15 June 2017. Šiauliai, Lithuania. — P. 122-124.

  • 4. Поповский М. А. Управляемая наука. — London: Anchor Press, 1978.

  • 5. Slabin U. Scientific eponym in educational Universe // Journal of Baltic Science Education. — 2017. — № 2. — Vol. 2. — P. 144-147.


Химический эксперимент

Исследование ароматических кислот на уроках в медицинском классе

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1253.

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В статье рассматривается изучение химических свойств ароматических кислот и их производных в классах медицинского профиля. Эти кислоты и их производные широко используются в медицинской практике качестве лекарственных препаратов. Предложена методика исследовательского эксперимента, как важнейшего условия организации продуктивной познавательной деятельности учащихся на занятии по химии.

Ключевые слова:

Учебное исследование, химический эксперимент, медицинский класс, ароматические кислоты, бензойная кислота, салициловая кислота, ацетилсалициловая кислота.

Список литературы
  • 1. Агрономов А. Е. Избранные главы органической химии. – М.: Химия, 1990.

  • 2. Беликов В. Г. Учебное пособие по фармацевтической химии. – М.: Медицина, 1979.

  • 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В., Жилин Д. М., Зимина А. И., Оржековский П. И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • 3. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с немецкого. – Л.: Химия, 1985.

  • 4. Корчагин М., Головнер В. Н. Синтез этилсалицилата из аспирина // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 69-70.

  • 5. Некрасов В. В. Руководство к малому практикуму по органической химии. – М.: Химия, 1975.

  • 6. Рево А. Я. Практикум по органической химии. Качественные микрохимические реакции. Учебное пособие для медицинских вузов. – М.: Высшая школа, 1971.


Химический эксперимент

Химический эксперимент как средство развития критического мышления

Авторы:

Чан Тхи Тхань. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены примеры лабораторных опытов по темам «Кислотно-основные свойства. Реакция ионного обмена в растворе» и «Гидролиз солей», применение которых направлено на развитие у учащихся критического мышления.

Ключевые слова:

Образование вьетнама, критическое мышление, химический эксперимент, учебно-познавательная задача, ионный обмен, кислотно-основные свойств, гидролиз солей.

Список литературы
  • 1. Фан Тхи Луен. Развитие критического мышления учащихся средних школ посредством обучения математических уравнений и неравенств. Кандидатская диссертация. – Вьетнамский образовательный институт, 2008.

  • 2. Нго Ву Тху Ханг. Воспитание критического мышления учащихся для повышения эффективности общего образования // Научный журнал Ханойского государственного университета: исследования в области образования. – 2018. – Том 34. – № 1. – С. 58-63.

  • 3. Чинь Ле Хонг Фыонг. Развитие способности критического мышления с помощью метода обучения «проб и ошибок» в обучении химии // Научный журнал Анзангского университета. – 2016. – Том 12 (4). – С. 17-27.

  • 4. Нгуен Суан Чыонг, Лe Мау Куен, Фам Ван Хоан, Ле Чи Киен. Химия: учебник: 11 класс. – М.: Просвещение, 2016.

  • 5. Кузнецова Н. Е, Шаталов М. А., Эстрин Э. Р. Проблемное обучение химии: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.

  • 6. Нечитайлова Е. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. – 2011. – № 6. – С.12-17.

  • 7. Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Химический эксперимент в технологии развитития критического мышления // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С.47-50.