О способах повышения познавательной активности обучающихся

Авторы:

Васильева В. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский колледж сервиса и дизайна.

Аннотация

Студенты должны осваивать новый материал, получать новые знания через свою познавательную деятельность и уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности. С целью формирования общих компетенций выпускника, активизации учебно-познавательной деятельности студентов, совершенствования методики преподавания необходимо на учебно-воспитательных занятиях применять современные образовательные педагогические технологии, в частности технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология носит универсальный характер, позволяет эффективно работать любому учителю-предметнику. Каждый урок с применением данной технологии обеспечивает постепенное продвижение студентов к запланированным образовательным результатам. Данная технология позволяет представлять каждый этап урока в виде законченного модуля с чётко определёнными целями и задачами, а также планируемыми образовательными результатами. Такой подход даёт возможность отслеживать результаты деятельности каждого студента в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Ключевые слова:

деятельность, знания, организация собственной познавательной деятельности, самостоятельность, поиск информации, умения приобретать новые знания, умения использовать приобретённые знания в практической и профессиональной деятельности, современные педагогические технологии, образовательные результаты.

Список литературы
  • Селевко Г. Г. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  • Педагогические технологии: Методические рекомендации / Сост. А. П. Чернявская. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002.

  • Чернявская А. П., Байбородова Л. В.,.Серебренников Л. Н, Харисова И. Г., Белкина В. В., Гаибова В. Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.


Методика и обмен опытом

Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Степанов С. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский городской педагогический университет.

Аннотация

В статье проводятся аргументы в пользу реализации продуктивной модели обучения химии. Авторы раскрывают содержание опыта познания учеников при реализации учителем продуктивной модели обучения.

Ключевые слова:

продуктивная модель обучения, содержание опыта познания, способности к познанию.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 6-10.

  • 2. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000.

  • 3. Оржековский П. А., Шалашова М. М., Мещерякова Л. М. О структуре курса химии // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 12-18.


Методика и обмен опытом

Из опыта проведения урока-конференции

Авторы:

Валитова Р. Х.. Адрес: Тюменская обл., с. Салаирка. Место работы: Салаирская СШ.

Аннотация

Приведён конспект урока повторения курса химии 9 класса. Урок направлен на развитие познавательных интересов, на патриотическое воспитание обучающихся.

Ключевые слова:

победа, химия, музейный экспонат, наука.

Список литературы
  • Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя: Химия: 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  • Сгибнева Е. П., Скачков А. В. Современные уроки химии: 8-9 классы. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. - (Серия «Школа радости»).


Методика и обмен опытом

Контекстные задачи с межпредметным содержанием

Авторы:

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Снигирёва Е. М.. Адрес: г. Долгопрудный Московской обл.. Место работы: Физтех-лицей им. П. Л. Капицы.

Аннотация

В статье представлены примеры контекстных задач с межпредметным содержанием. Предложены критерии оценивания задач, позволяющие определить уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, контекстные задачи, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • 1. Марчик Т. П., Ефремов А. Л. Почвоведение с основами растениеводства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/pochva_s_osn_rast/glava-8-pochvennyj-vozdukh.htm

  • 2. Дрознин В. А., Карпов Г. А., Леонов В. Л., Сугробов В. М., Сугробова Н. Г. Жемчужина Камчатки - Долина гейзеров. Научно-популярный очерк, путеводитель. - Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2009.


Методика и обмен опытом

Деятельностный подход при изучении нового материала

Авторы:

Барнаковский Н. А.. Адрес: Рязань. Место работы: Школа № 3 «Центр развития образования».

Аннотация

Уроки с использованием деятельностного подхода позволяют не только повысить познавательную активность учащихся, но и критически осмысливать информацию, формулировать собственные заключения и оценочные суждения, аргументировать их. Использование таких уроков способствует личностному, познавательному и коммуникативному развитию учащихся, что в полной мере позволяет реализовывать элементы технологии сотрудничества - умению строить продуктивное взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, обеспечивающее образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Ключевые слова:

угарный газ, монооксид углерода, свойства, применение.

Список литературы
  • Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

  • Банников С. В., Новикова С. Н., Костенчук И. А. О типологии уроков в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 2. – С. 16-20.

  • Гузеев В. В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков // Химия в школе. – 2002. - № 1. - С. 17-25.


Методика и обмен опытом

Расчётные задачи как объект ученического исследования

Авторы:

Хрусталёв А. Ф.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский государственный университет.

Печерий А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Школа на Яузе.

Аннотация

Рассмотрены задачи из действующего учебника химии и приведены их оптимальные решения. Анализируются методические подходы к решению задач на расчёты по уравнениям химических реакций методом пропорций.

Ключевые слова:

исследовательская работа учащихся, решение расчётных задач, Основной государственный экзамен по химии.

Список литературы
  • 1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс.] URL: http://www.rg.ru/2013/12/13/matematika-site-dok/.html

  • 2. Хрусталёв А. Ф. Информатика в задачах математики и химии // Информатика в школе. – 2014. - № 9.

  • 3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: 10 класс: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.

  • 4. Химия: Курс для средней школы // Под общ. руководством Г. Сиборга. – М.: Мир, 1971. - С. 22

  • 5. Печерий А. А. Методика подготовки учащихся к решению расчётных задач при выполнении заданий ЕГЭ по химии // Актуальные проблемы химического образования: Сб. материалов VI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования». – М.: ИМИР, 2015. - С. 179-186.

  • 6. Печерий А. А. К методике решения расчётных задач // Химия в школе. - 2015. - № 10. - С. 24-29.

  • 7. Добротин Д. Ю., Гончарук О. Ю., Медведев Ю. Н. Химия: Тематические и типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2016.

  • 8. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение,1989.

  • 9. Ерыгин Д. П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высш. шк.,1989.

  • 10. Steven S. Zumdahl, Donald J. DeCoste. Introductory Chemistry: Sixth Edition. Boston, New York, Houghton Mifflin Company, 2008.


Методика и обмен опытом

Химия в школах Вьетнама: особенности организации самостоятельной работы учащихся

Авторы:

Нгуен Т. Т.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрена проблема организации самостоятельной работы по химии учащихся школ Вьетнама. Предложены примеры заданий для самостоятельной работы по семе «Серная кислота. Сульфаты».

Ключевые слова:

реформирование химического образования Вьетнама, самостоятельная работа школьников, самообучение, система заданий и упражнений.

Список литературы
  • 1. Нгуен Суан Чыонг и соавт. Химия: учебник: 10 класс. – М.: Просвещение, 2006. – С.140-143.

  • 2. Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии:9 класс к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Экзамен, 2015.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок по теме «Липиды»

Авторы:

Искра О. Ю.. Адрес: г. Бутурлиновка, Воронежская обл.. Место работы: CШ № 1.

Аннотация

Данная методическая разработка урока по органической химии является инновационной, так как в ней предусмотрена технология интегрированного учебного занятия по химии и биологии с помощью учебных схем (логико-структурных, схем-программ; информационных, проверочных и обобщающих опорных конспектов), а также предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий. Тема «Липиды» – сложная и важная тема курса органической химии, поэтому учителю необходимо мотивировать обучающихся к изучению данной темы в ходе организации их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что существенно повышает интерес к изучаемым предметам – химии и биологии. Разработка содержит много интересных и занимательных фактов, связанных со свойствами липидов. Она может оказать существенную помощь в организации уроков в профильных классах.

Ключевые слова:

липиды простые и сложные, фосфолипиды, гликолипиды, сфинголипиды, гидролиз водный и щелочной, гидрогенизация, биологические функции липидов, информационный опорный конспект.

Список литературы
  • Егоров А. С. Химия. Новое учебное пособие для поступающих в вузы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  • Осипова О. В., Шустов А. В. Биоорганическая химия. – М.: Эксмо, 2011.

  • Потапов В. М. Органическая химия. – М.: Химия, 2007.

  • Габриелян О. С., Пономарев С. Ю. Органическая химия: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 2007.


Методика и обмен опытом

Принцип аналогии при обучении органической химии

Авторы:

Бирюкова Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В статье авторы рассматривают принцип аналогии в строении и свойствах неорганических и органических веществ и рекомендуют применять этот принцип в процессе преподавания органической химии.

Ключевые слова:

профильное обучение, свойства неорганических веществ, свойства органических соединений, принцип аналогии, аналогия в строении и свойствах веществ.


Консультация

О взаимодействии металлов с кислотами

Авторы:

Шульчус А.. Адрес: Каунас. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

Предложенная усовершенствованная методика изучения реакций металлов с сильными кислотами позволяет ученикам систематизировать и расширить знания об окислительно-восстановительных реакциях в неорганической химии. Для улучшения усвоения знаний о растворении металлов в азотной кислоте предложены мнемонические схемы, позволяющие лучше понять состав образующихся газообразных продуктов.

Ключевые слова:

металлы, окислительно-восстановительные реакции, растворение в кислотах, мнемонические схемы.

Список литературы
  • 1. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. – 2011.  №10.  С. 48-51.

  • 2. Раткевич Е. Ю. и др. Об использовании понятия «Степень окисления» в курсе химии средней школы // Химия в школе. – 2012.  № 4.  С. 8-12.

  • 3. Турчен Д. Н. Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. – 2012.  №2.  С.42-48.

  • 4. Шульчус А. О растворении меди в кислотах // Химия в школе.  2014.  № 5.  С. 26-28.

  • 5. Неорганическая химия. В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова / T. 2: Химия переходных металлов.– М.: Академия, 2004. – C. 368.

  • 6. Mahadeo M. T. The action of nitric acid on metals // Journal of Chemical Education. – 1953.  Vol. 30. № 6.  P. 290.

  • 7. Pannu S. S. Nitric acid // Journal of Chemical Education. – 1984.  Vol. 61. № 2.  P.174176.

  • 8. Шульчус А. Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов // Химия в школе.  2013.  № 2.  С. 42-46.

  • 9. Шульчус А. ЭДС в теоритическом обосновании экспериментальных данных // Химия в школе.2013. № 8.С. 65-68.

  • 10. Sulcius A. Calculation of electromotive force in redox processes // World journal of chemical education. 2014.  Vol. 2 (2).  P. 21-25.

  • 11. Jensen W. B. The importance of kinetic metastability: some common everyday examples // Journal of Chemical Education. – 2015.  Vol. 92.  № 4. P. 649−654.

  • 12. DeMeo S. Does Copper Metal React with Acetic Acid? // Journal of Chemical Education.1997. № 74 (7).P. 884-886.

  • 13. Massey A. G. Comprehensive Inorganic Chemistry.London: Pergamon, 1973.  Vol. 3.  P. 18.

  • 14. Лёвкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Химия: 11 класс. Задачник. М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 15. Sulcius A. Reactions of metals in nitric acid: writing equations and calculating electromotive force of redox reaction // Journal of chemical education. 2015.  Vol. 92.  № 12. P. 1971-1972.

  • 16. Курамшин Б. К. О решении олимпиадных задач на вывод формулы вещества // Химия в школе. 2017. №6. С. 59-63.

  • 17. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. В 2-х т. – Т.1. Химия металлов. – М.: Мир, 1972.

  • 18. Naderi H., Abdollahy M., Mostoufi N. Kinetics of chemical leaching of chalcocite from low-grade copper ore: size-distribution behavior // Journal of Mining&Environment.2015. Vol.6.  № 1. P. 109-118.

  • 19. Vračar R., Vučkovic N., Kamberovic Ž. Leaching of copper(I) sulphide by sulphuric acid solution with addition of sodium nitrate // Hydrometallurgy 70. 2003. № 70. P. 143–151.

  • 20. Marcantonio P. Kinetics of dissolution of chalcocite in ferric sulfate solutions. Ph. D. thesis.  University of Utah, USA, 1975.


Химический эксперимент

Подготовка к ГИА: использование экспериментальных заданий

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Трусихина Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1285.

Аннотация

Предложена методика экспериментальной подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии. Разработана серия опытов, нацеленных на изучение химических свойств соединений различных металлов, представленных в кодификаторе ЕГЭ.

Ключевые слова:

химический эксперимент, соединения: алюминия, цинка, меди, железа, марганца, окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена.

Список литературы
  • 1. Головнер В. Н. Семь превращений в одной пробирке // Химия в школе. — 2000. — № 3. — С. 61–64.


Химический эксперимент

Об организации метапредметных практикумов

Авторы:

Румянцев Б. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Пояркова О. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Лицей № 1574.

Мирюгина Т. А.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольская социально-педагогическая академия.

Телешов С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 189.

Аннотация

В статье рассмотрен потенциал метапредметных практикумов для достижения метапредметных результатов обучения. Приведено содержание практикума «Индикация. Виды индикаторов».

Ключевые слова:

метаметодика, метапредметный практикум, индикаторы.

Список литературы
  • 1. Подходова Н. С., Титова И. М. Метаметодика как новое научное направление // Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. – СПб., 2004.

  • 2. Телешов С. В. История химического школьного эксперимента / Сборник научных статей VIII Международной научно-методической конференции «Методика преподавания химических и экологических дисциплин». 26-27 ноября 2015 г. – Брест: БрГТУ, 2015. – С. 184-187.

  • 3. Румянцев Б. В., Пояркова О. Ю. Формирование представлений о точности измерений с помощью лабораторных опытов на уроках химии / Chemistry education – 2017 / International scientific practical conference proceedings. 18 April 2017. – Каunas, 2017. – P. 22-25.

  • 4. Петрушевский В. Ф. Практические занятия по химии в старшем специальном классе Пажеского Его Императорского Величества корпуса курса 1868/69 учебн. года // Педагогический сборник. Книжка X. – Санкт-Петербург, 1869. – С. 545-549.

  • 5. Телешов С. В. Новые идеи столетней давности // Директор школы. – 1999. – № 7. – С. 49-54.


Внеурочная деятельность

Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 4.

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А .И. Герцена.

Аннотация

Авторы уточняют понятие «внеурочная деятельность по химии» в соответствии с новыми вызовами в образовании, формулируют главную цель внеурочной деятельности по химии и рассматривают её понятийный аппарат, назначение и связь с другими организационными формами современного химического образования. Вычленены важнейшие этапы и содержание внеурочной деятельности по химии.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность школьников по химии, новые вызовы, главная цель и понятийный аппарат внеурочной деятельности по химии, этапы и содержание внеурочной деятельности.

Список литературы
  • 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • 2. Давыдов В. Н. Теория и методика интегративно-проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии: Дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2002.

  • 3. Внеклассная работа по химии. 8-11 кл. / Под ред. Э. Г. Злотникова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

  • 4. Пак М. С., Давыдов В. Н., Толетова М. К., Зелезинский А. Л. Внеурочная работа по химии в современной школе. Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

  • 5. Пак М. С. Теоретические основы внеурочной работы по химии // Дидактика химии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – С. 191-203.

  • 6. Пак М. С. Внеурочная работа как форма организации обучения химии // Теория и методика обучения химии: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2017. – С. 246-264.

  • 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности // Вестник образования России. – 2017 – № 19. – С. 25-40.

  • 8. Шульгин А. Т. Формирование творческих способностей старшеклассников в системе дополнительного химического образования детей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009.

  • 9. Исаев Д. С., Пак Е. Б., Егорова Н. Ю. Положение о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера педагогическим работникам школы // Инновации в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2011. – С. 104-118.

  • 10. Isaev D., Sobolev A. Educational project «Khimonya» as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 2284-2289.

  • 11. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 20-27.

  • 12. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационный подход к внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы науки, производства и химического образования: Сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Э. Ф. Матвеевой. – Астрахань, 2017. – С. 138-142.

  • 13. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная Ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 35.


Внеурочная деятельность

Практико-ориентированные задачи при подготовке к олимпиадам

Авторы:

Кузнецова А. В.. Адрес: г. Пенза. Место работы: Медицинский институт Пензенского государственного университета.

Фирстова Н. В.. Адрес: г. Пенза. Место работы: Педагогический институт Пензенского государственного университета.

Волкова Н. В.. Адрес: г. Пенза. Место работы: Педагогический институт Пензенского государственного университета.

Вернигора А. Н.. Адрес: г. Пенза. Место работы: Педагогический институт Пензенского государственного университета.

Аннотация

Авторы предлагают задачу повышенной сложности, в условии которой подробно обсуждается химия стрептоцида как полифункционального органического соединения, и ответы к ней. Химические реакции рассматриваются с позиций органической и аналитической химии.

Ключевые слова:

стрептоцид, органическая аналитическая химия фармацевтический анализ качества.

Список литературы
  • 1. Арзамасцев А. П. Фармацевтическая химия. – М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • 2. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. – М.: «Медпресс-информ», 2007.

  • 3. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия в 4-х т.Т.3. – М.: Бином, 2014.

  • 4. Белобородов В. Л., Зурабян С. Э., Лузин А. П., Тюкавкина Н. А. Органическая химия. В 2 кн. Кн. 1: Основной курс. – М.: Дрофа, 2002.