Как сделать химию любимым предметом?

Авторы:

Глущук Е. Л.. Адрес: г. Стаханов, Луганская обл.. Место работы: Учебно-воспитательный комплекс № 29.

Аннотация

Проблема заключается в том, что система школьного химического образования претерпела существенные организационные изменения. Поэтому учителям необходимо повышать свой образовательный уровень, использовать интерактивные методы, осваивать инновационные технологии в преподавании химии. Учитель должен дать такой объем химических знаний, который наполнит конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Основополагающим принципиальным подходом должна быть мотивация учащихся, которая достигается за счет проведения предметных недель, химических вечеров, квестов, участия в научных конкурсах, олимпиадах. Учащиеся должны увидеть всю многогранность одного из важнейших естественно-научных предметов.

Ключевые слова:

интерактивные методы, инновационные технологии, химические знания, мотивация учащихся.


Методика и обмен опытом

Об организации практико-ориентированной деятельности в процессе обучения

Авторы:

Кетова Н. Ю.. Адрес: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.. Место работы: Основная школа № 73.

Аннотация

Для организации практико-ориентированной деятельности на уроках применяют задания прикладного характера, выполнение которых подразумевает достижение учащимися конкретных результатов, имеющих практическое применение в жизни. Их используют, исходя из времени, отводимого на каждую тему, а также типов проводимых уроков.

Ключевые слова:

практико-ориентированная деятельность, задания прикладного характера, проектная деятельность.

Список литературы
  • 1. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. - М: «Большая Российская энциклопедия», 1993.

  • 2. Ваулина Н. М. О мотивации изучения химии // Химия. - 2008. - № 2. – С. 13-19.

  • 3. Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2007.


Методика и обмен опытом

Использование основ медицинских знаний при изучении химии

Авторы:

Тагиев Т. И.. Адрес: Гянджа, Азербайджан. Место работы: Гянджинский Государственный Университет.

Аннотация

В результате проведённых исследований установлена возможность изучения сведений из области медицины в курсе химии в общеобразовательных школах. Определены критерии отбора содержания и принципы раскрытия вопросов, связанных с медициной, в процессе преподавания химии в общеобразовательных школах.

Ключевые слова:

обучение химии, медицинские знания, токсические воздействия, отравление, болезни, отрицательное влияние, здоровье, гигиенические условия, медицинские понятия, загрязнение среды, загрязнитель, отравление, мероприятия.

Список литературы
  • 1. Государственная стратегия Азербайджанской Республики по развитию образования». Распоряжение президента Азербайджанской Республики от 21 октября 2013 г.

  • 2. Программы по предмету «Химия» (для VII-XI классов) для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики.

  • 3. Конин П. В. Идея как форма мышления. - Киев, 1963. - С. 64.

  • 4. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: учебник. – Баку, 2012-2013.


Методика и обмен опытом

Формирование культуры здоровья средствами учебног предмета

Авторы:

Андреева И. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования РАО.

Аннотация

На основе требований ФГОС выявлены условия формирования культуры здоровья средствами учебного предмета химии. Определены дидактические возможности достижения личностных результатов в вопросах ценностного отношения к здоровью в содержании химического образования, реализуемые посредством достижения научной грамотности обучающихся.

Ключевые слова:

ФГОС, содержание химического образования, научная грамотность, здоровье, формирование культуры здоровья, здоровый образ жизни, контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной итоговой аттестации (ГИА).

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

  • 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: учеб-ник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  • 4. Спиридонова Е. Г. Организация практической деятельности учащихся // Химия в школе. - 2005. - № 4.

  • 5. Суханов Н. Ю., Чернобельская Г. М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. – 2002. - № 2.

  • 6. Добротин Д. Ю. Методические возможности освещения проблем здоровья и здорового образа жизни на уроках химии в 8-9 классах // Химия в школе. - 2013. - № 6.

  • 7. Добротин Д. Ю. Методические подходы к формированию знаний о здоровье на уроках химии в старшей школе //Химия в школе. - 2016. - № 5.

  • 8. Контрольно-измерительные материалы ГИА по химии. [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html; http://www.1variant.ru/2011-10-27-02-55-42/107-2012-08-21-19-34-55/343--2013-.html

  • 9. Ковалева Г. С. Международное исследование PISA-2006 // Народное образование. - 2008. - № 7.

  • 10. Андреева И. Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. - 2011. - № 10.

  • 11. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественно-научного образо-вания // Педагогика. - 2015. - № 8.

  • 12. TIMSS-2007: International Science Report: Findings from IEA’s Trends in International Mathematics and Science Study at the Fourth and Eighth Grades. [Электронный ресурс]. URL: http://timss.bc.edu/TIMSS2007/intl_reports.ht

  • 13. Разумовский В. Г. Научный метод познания и его образовательный потенциал // Педагогика. - 2011. - № 2.

  • 14. Оржековский П. А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии // автореф. дисс. … д. пед. наук, 1998.

  • 15. Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. - 2014. - № 8.


Методика и обмен опытом

Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: ИППО МГПУ.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы стандартизированных процедур оценивания качества образовательной подготовки учащихся по химии, методические подходы к проверке заданий с развернутым ответом вариантов основного государственного экзамена по химии и анализируются спорные аспекты оценивания работ учащихся.

Ключевые слова:

методическая грамотность, Основной государственный экзамен по химии, задания с развёрнутым ответом, критерии оценивания.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю. Актуальные проблемы качества школьного химического образования и пути их решения // Вестник московского городского педагогического университета. – 2016. – № 2 (22). – С. 116-122.

  • 2. Добротин Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. – С. 221-224.

  • 3. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Гончарук О. Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен. Химия. (2016). Комплекс материалов для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-центр, 2015.

  • 4. Маршанова Г. Л. Анализ результатов экзамена: проблемы, выводы и рекомендации // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. ???


Методика и обмен опытом

К изучению электролиза расплавов и растворов электролитов

Авторы:

Дорохова З. Г.. Адрес: Сосновый Бор, Ленинградская обл.. Место работы: Сосновоборская частная школа.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей электролиза расплавов электролитов, а также их растворов как на растворимом, так и на нерастворимом аноде. Предложена подборка заданий на электролиз разной степени сложности.

Ключевые слова:

электролиз, электролиз расплавов и растворов электролитов, процессы на катоде и аноде, количественные характеристики электролиза.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Соединения галогенов»

Авторы:

Шадрина Е.А.. Адрес: пос. Тельмана, Ленинградская область. Место работы: Тельмановская СШ.

Аннотация

В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Соединения галогенов» (9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Особенность его построения связана с организацией учебно-познавательной деятельности учащихся на основе маршрутного листа.

Ключевые слова:

урок химии, маршрутный лист ученика, галогеноводороды, соляная кислота, хлорид натрия, качественные реакции на галогенид-ионы.


Методика и обмен опытом

Современные типы заданий в практике обучения

Авторы:

Раевская М. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский институт развития образования.

Аннотация

Даны определения контекстной задачи, ситуационной задачи, кейса, компетентностно-ориентированной задачи, выделены общие черты и различия для указанных типов задач. Приведены примеры заданий с химическим содержанием, предложены направления использования заданий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении химии.

Ключевые слова:

контекстная задача, ситуационная задача, кейс, компетентностно-ориентированная задача, мини-проект.

Список литературы
  • 1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.

  • 2. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  • 3. Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстом // Химия в школе. – 2011. – № 3. – С. 48−50.

  • 4. Денищева О. Л. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // Оценка качества образования. – 2008. – № 4. – С. 17-23.

  • 5. Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 17−24.

  • 6. Шалашова М. М. Оценка качества школьного образования: инновационный инструментарий // Химия в школе. – 2011. − № 10. – С. 20-27.

  • 7. Шингарева М. В. Компетентностно-ориентированная задача как специфический вид учебной задачи // Наука и современность. − 2011. − № 13. − С. 94–98.

  • 8. Огородников В. Э., Аршанский Е. Я. Ситуационные задачи в практико-ориентированном обучении // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 21−28.

  • 9. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В. и др. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. – СПб: НИУ ИТМО, 2014.

  • 10. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. − Киев: Центр инноваций и развития, 2002.


Консультация

Роль растворителей в химических процессах

Авторы:

Волкова М. А.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Марфин Ю. С.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы многообразия растворителей, их классификации, влияния на протекание химических реакций, а также возможностей использования растворителей для управления химическими реакциями. Информация может быть полезна учителям химии при подготовке соответствующих тематических уроков, а также широкому кругу читателей, желающих расширить свои познания в химической науке.

Ключевые слова:

растворитель, классификация, сольватохромизм, управление химической реакцией.

Список литературы
  • 1. Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 112 с.

  • 2. Уразаев В. Г. Растворители. — Технологии в электронной промышленности. — 2006. — № 1. — С. 44–49.

  • 3. Москва В. В. Растворители в органической химии. — Соросовский образовательный журнал. — 1999. — № 4. — С. 44–50.

  • 4. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. — М.: Высшая школа, 1982. — 294 с.

  • 5. Крестов Г. А. Термодинамика процессов в растворах. — Л.: Химия, 1984. — 272 с.

  • 6. Крестов Г. А., Афанасьев В. Н., Ефремова Л. С. Физико-химические свойства бинарных растворителей. — Л.: Химия, 1988. — 688 с.

  • 7. Хираока М. Краун-соединения. Свойства и применения. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — 363 с.

  • 8. Стид Дж. В., Этвуд Дж. Л. Супрамолекулярная химия. В 2 т. — М.: Академкнига, 2007. — 480 с.

  • 9. Briggner L. E., Wadso I. Some thermodynamic properties of crown ethers in aqueous solution // The Journal of Chemical Thermodynamics. — 1990. — № 22. — Р. 143–148.

  • 10. Jozwiak M. The effect of properties of water-organic solvent mixtures on the solvation enthalpy of 12-crown-4, 15-crown-5, 18-crown-6 and benzo-15-crown-5 ethers at 298.15 K // Thermochimica Acta. — 2004. — № 417. — P. 31–41.

  • 11. Кузьмина И. А., Шарнин В. А. Сольватация краун-эфиров в неводных средах // Журнал общей химии. — 2011. — Т.81. — № 11. — С. 1865–1868.

  • 12. Кузьмина И. А. и др. Термохимия сольватации эфира 18-краун-6 в бинарных растворителях метанол-ацетонитрил // Журнал физической химии. — 2013. — Т. 87. — № 7. — С. 1090–1092.

  • 13. Райхардт К. Растворители и эффекты среды в органической химии. — М.: Мир, 1991. — 763 с.

  • 14. Лакович Дж. Основы флуоресцентной спектроскопии. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — 486 с.

  • 15. Седов И. А., Столов М. А., Соломонов Б. Н. Сольвофобный эффект и взаимосвязь между энергией Гиббса и энтальпией сольватацией // Journal of Physical Organic Chemistry. — 2011. — P. 1088–1096.


Химический эксперимент

Проблемный эксперимент в совершенствовании теоретических знаний учащихся

Авторы:

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

В статье раскрывается потенциал практического применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Приведены примеры проблемных экспериментов по теме «Гидролиз солей».

Ключевые слова:

проблемно-развивающее обучение, усовершенствованная методика, систематическое проведение опытов, новые проблемные эксперименты.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.

  • 2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. — М.: Школа-Пресс, 1998.


Химический эксперимент

Химический практикум как элемент профильного естественно-научного образования

Авторы:

Дубцова Ю. Ю.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Гимназия № 3.

Дубинин Ю. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН.

Аннотация

Специальные дополнительные курсы по химии для школьников способствуют более глубокому усвоению теоретического материала общего курса, позволяют расширить знания в рассматриваемой научной области, и дают практические навыки проведения различных экспериментов. В данной статье описан опыт успешной реализации специального курса «Химический практикум» в Гимназии № 3 в Академгородке (г. Новосибирск).

Ключевые слова:

химия, практикум, естественные науки, спецкурс, образование.


Внеурочная деятельность

Подготовка учащихся к школьному и муниципальному этапам олимпиады по химии

Авторы:

Глущенко Е. Г.. Адрес: Тихвин. Место работы: МОУ «СОШ №1».

Аннотация

В статье раскрывается опыт подготовки учащихся к первому и второму этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии. Представлены примеры задач, предлагаемых ученикам на разных этапах работы с ними.

Ключевые слова:

Всероссийская олимпиада школьников по химии, школьный и районный этапы, подготовка к олимпиаде по химии.

Список литературы
  • 1. Доронькин В. Н. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы. — Ростов н / Д.: Легион, 2011.

  • 2. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. — М.: Издательство МЦНИМО, 2014.

  • 3. Лунин В. В., Архангельская О. В. , Тюльков И. А. Химия. Всероссийские олимпиады. — М.: Издательство «Просвещение», 2010.

  • 4. URL: http://chem.rusolymp.ru;www.chem.msu.ru


Внеурочная деятельность

Количественное определение витамина С в биологическом материале

Авторы:

Жукова Н. И.. Адрес: Уссурийск, Приморский край. Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики.

Аннотация

Предлагается простой и удобный количественный метод определения витамина С в различном биологическом материале с помощью доступных в школьном кабинете химии реагентов с достаточной точностью.

Ключевые слова:

проектная деятельность школьников, витамин C, титрование, реактив Тильманса.

Список литературы
  • 1. Кролевец А. А. Витамины с пользой для здоровья // Химия в школе. — 2008. — № 3. — С. 7–16.

  • 2. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. — М.: Высш. школа, 1991.

  • 3. Солодова В. И., Волкова Л. А., Волков В. Н. Определение витамина C в овощах и фруктах // Химия в школе. — 2002. — № 6. — С. 63–66.

  • 4. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянов Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.

  • 5. Шапиро Д. К. Практикум по биологической химии. 2-е изд. — Минск: Вышэйш. школа, 1976.

  • 6. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. Р., Мамедова З. И. Аналитическая химия и. технохимический контроль в общественном питании. — М.: Высш. школа, 1980.