Когнитивный подход как основа развития профессионализма учителя

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Основная цель статьи в том, чтобы показать значимость когнитивной науки для развития профессионализма учителя. Автор акцентирует внимание на особенностях современного этапа развития системы образования, указывая на необходимость знаний в области практической психологии и физиологии для современного учителя.

Ключевые слова:

когнитивная наука, педагогическая технология, практическая психология, физиология, средства обучения.

Список литературы
  • 1. Когнитивный подход. Научная монография / Отв. ред. – академик РАН В. А. Лекторский. ‑ М.: «Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.

  • 2. Friesen, N., Feenberg. A. ‘Ed Tech in Reverse’: Information technologies and the cognitive revolution // Educational Philosophy and Theory, volume 39, No. 7, 2007.

  • 3. Брунер Д. Культура образования. — М.: Просвещение, 2006.

  • 4. Левина Л. С. О профессиональном стандарте педагога: интервью с Евгением Александровичем Ямбургом, директором центра образования № 109 Москвы // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 2-7.

  • 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.

  • 6. Обучение получит нетрадиционную ориентацию // Московский комсомолец URL: http://www.mk.ru/social/2013/07/28/890658-obuchenie-poluchit-netraditsionnuyu-orientatsiyu.html (дата обращения: 06.12.15).


Консультация

Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие.

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одарённости детей РАО, Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Аннотация

В статье обсуждаются методические трудности, возникающие при изучении в школе темы «Скорость химической реакции и химическое равновесие». Рассматриваются способы составления кинетических уравнений, определения константы скорости реакции. Приводится иллюстративный материал на примере кинетических параметров некоторых гомогенных и гетерогенных реакций. Обсуждается роль энергии активации в протекании химических реакций. Даются примеры задач на скорость реакции и химическое равновесие.

Ключевые слова:

скорость химической реакции, закон действующих масс, кинетическое уравнение, гомогенные и гетерогенные реакции, константа скорости, порядок реакции, элементарная реакция, энергия активации, катализ, химическое равновесие, константа равновесия.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А. В. Серия статей «Химия без логических разрывов»: О волновой модели атома // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58. Современная Периодическая система // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 54-60. Превращения энергии в химических реакциях // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 6-13.

  • 2. Ильин И. Теория и опыт // Химия и жизнь. – 1979. – № 1. – С. 87.

  • 3. Ерёмин В. В., Каргов С. И., Кузьменко Н. Е. Задачи по физической химии. - Ч. 2. - Гл. 1. Химическая кинетика. 1. Основные понятия и постулаты химической кинетики / Под ред. В. В. Лунина. – М.: МГУ. – Режим доступа: – www.chem.msu.su/rus/teaching/eremin/1-2.html

  • 4. Филсет С. Экспериментальные основы химической кинетики / Кемпбел Дж. Современная общая химия. – М.: Мир, 1975. – Т. 2. – С. 186, 197.

  • 5. Справочник химика / Под ред. Б. П. Никольского. - М.: Химия, 1965. - Т. III. - С. 865-869, 878.

  • 6. Бажин Н. М., Пармон В. Н. Начала физической химии. – М.: ИНФРА-М, 2015.

  • 7. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии для детей и взрослых. – М.: Центрполиграф, 2015. – Интернет-версия: – www.hemi.nsu.ru – Глава 9.

  • 8. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.


Методика и обмен опытом

Учителю и учащимся о ЕГЭ-2016

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральная комиссия разработчиков КИМ ЕГЭ по химии.

Снастина М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральная комиссия разработчиков КИМ ЕГЭ по химии.

Аннотация

В статье рассматриваются структура экзаменационной модели ЕГЭ 2016 г., даны комментарии к изменениям, принятым в сравнении с работой 2015 г., приведены характеристики КИМ для проведения ЕГЭ в 2016 г. и заданий, которые будут включены в варианты экзаменационной работы, а также общие рекомендации по выполнению заданий различного типа.

Ключевые слова:

КИМ ЕГЭ 2016 г, изменения в экзаменационной модели, формат заданий, уровень сложности заданий.


Методика и обмен опытом

Каким быть УМК к курсу по выбору

Авторы:

Горбенко Н. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

В статье представлен учебно-методический комплект к курсу по выбору для учащихся старших классов «Химические аспекты экологии».

Ключевые слова:

школьное химическое образование, курс по выбору, химия, экология.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – М.: Просвещение, 2013. - (Стандарты второго поколения).

  • 2. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Программа курса по выбору «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2016.

  • 3. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Химические аспекты экологии: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. — М.: Русское слово — учебник, 2015.

  • 4. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Рабочая тетрадь к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. В. Шустовой, Н. В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2015.

  • 5. Горбенко Н. В., Тупикин Е. И., Шустов С. Б. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. В. Шустовой, Н. В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2015.

  • 6. Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. ‑ № 7. – С. 16.


Методика и обмен опытом

Системно-деятельностный подход при изучении водорода

Авторы:

Гнатенко Е. В.. Адрес: г. Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

Пичугина Г. А.. Адрес: г. Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

Калашникова И. А.. Адрес: г. Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

Аннотация

Данная статья представлена в виде разработки конспекта нетрадиционного урока по теме «Водород». Конспект разработан на основе системно-деятельностного подхода с учетом стилей учения учащихся. Данная разработка может быть применена как на уроках в 8 классе, так и 9, 11 классах.

Ключевые слова:

стиль учения, конспект урока, водород, методика преподавания.


Методика и обмен опытом

Усвоение новых знаний: урок погружения

Авторы:

Афонина Р. Ф.. Адрес: Красногорский р-н, Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Богданова С. А.. Адрес: Красногорский р-н, Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Аннотация

Авторы предлагают интегрированный урок химии и физики по теме «Физические и химические свойства воды». Это урок погружения, структурированный на основе интегральной технологии. Этим занятием учитель физики повторяет и расширяет знания учащихся о физических свойствах веществ на примере воды, учитель химии начинает изучение химических свойств воды.

Ключевые слова:

урок погружения, вода, физические свойства, химические свойства, изучение нового материала.

Список литературы
  • 1. Гузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии // Химия в школе. ‑ 2003. № 10. – С. 16‑24.

  • 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2011.

  • 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/


Методика и обмен опытом

Обобщение по теме "Неметаллы"

Авторы:

Шишина В. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1250.

Аннотация

Цель урока – поиск нестандартной формы обобщения большого объёма материала. Для достижения цели используются межпредметные связи, творческие задания, практические умения учащихся. Материал урока способствует развитию у учащихся умения устанавливать логические связи, переходить от частного к общему. Разнообразие методов обучения (словесный, иллюстративный, наглядный, проблемно-поисковый) делают урок современным и развивающим. Предложенная форма урока универсальна, так как ее можно использовать при изучении любой подгруппы элементов.

Ключевые слова:

неметаллы, обобщение, частное и общее, свойства веществ, генетическая связь.

Список литературы
  • Воробьёва Н. Е. Неизвестное в известном // Химия в школе. – 2014. ‑ № 2. – С. 39‑41.

  • Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. ‑ № 7. – С. 16‑19.

  • Сараева Н. М. Урок в 9-м классе по теме «Металлы» // Химия в школе. – 2013. ‑ № 2. – С. 38‑40.

  • Стёпина И. И. О развитии у учащихся способности схематизации // Химия в школе. – 2014. ‑ № 8. – С. 26‑27.


Методика и обмен опытом

Из опыта организации повторения и обобщения материала

Авторы:

Журавлёва Т. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 309.

Аннотация

Данная работа адресована учителям химии 9 класса, но может быть использована при обобщении материала за курс средней школы и подготовке школьников к экзаменам. По каждой теме приведены 10-12 упражнений с множественным выбором. Они направлены на закрепление знаний по таким вопросам, как строение атома, положение элемента в Периодической системе химических элементов, физические и химические свойства веществ, а также их получение и применение. Учитель может использовать данные упражнения в качестве домашнего или контрольного задания.

Ключевые слова:

упражнения с множественным выбором ответа, строение атома, положение элемента в Периодической системе химических элементов, физические и химические свойства веществ, получение и применение веществ.

Список литературы
  • Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.


Методика и обмен опытом

Когнитивная технология: диагностика усвоения знаний

Авторы:

Ваганова А. В.. Адрес: г. Железногорск, Красноярский край. Место работы: СШ № 90.

Аннотация

В статье приводятся примеры заданий для диагностики усвоения знаний учащимися с использованием методик «Аналогии», поиск существенных признаков, работа с «Картой понятий», «Исключение лишнего», «Множественный выбор» по теме «Кислородсодержащие органические вещества».

Ключевые слова:

задания, методика «Аналогии», поиск существенных признаков, работа с «Картой понятий», «Исключение лишнего», «Множественный выбор», кислородсодержащие органические вещества.

Список литературы
  • Литература

  • Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения // Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь,.2011.

  • www.in-exp.ru/authors/Бершадская%20Е.А.%20Бершадский%20М.Е..html


Химический эксперимент

К изучению свойств растворов.

Авторы:

Толетова М. К.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Борисов А. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Филонова К. Ю.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Гуляева Е. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 579.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по изучению свойств растворов в школьном курсе химии. Представлена дополнительная информация по осмотическим явлениям. Особое внимание обращается на проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента в системах с полупроницаемыми плёнками.

Ключевые слова:

раствор, растворитель, диффузия, осмос.

Список литературы
  • Болдырев А. И. Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии: Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1976.

  • Скворцова Н. Н., Горбунова В. В., Балашев К. П. Химия: Учебное пособие для студентов вузов нехимических специальностей, обучающихся по естественно-научному направлению. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.


Химический эксперимент

«Домашняя химия»: как снизить опасность её использования

Авторы:

Макарова А. С.. Адрес: Москва. Место работы: РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Васильева Е. Г.. Адрес: Москва. Место работы: РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

Авторы предлагают информационно-образовательные материалы для учащихся различных возрастных групп по теме «Опасные химические вещества в быту».

Ключевые слова:

химия в быту, опасные вещества в быту, информационно-образовательные материалы, обучающие карточки.


Внеурочная деятельность

Театрализованное занятие для старшеклассников «Вспоминая былое»

Авторы:

Сергеева Е. П.. Адрес: Москва. Место работы: Образовательный комплекс дизайна и технологий.

Аннотация

Театрализованный урок по химии в 10 классе, построенный на основе интеграции знаний по химии, истории, литературе, музыке позволяет не только закрепить знания по теме «Диеновые углеводороды» (синтез С.В.Лебедева – получение бутадиена из спирта, производство бутадиенового каучука), но и вспомнить страницы истории, связанные с Великой Отечественной войной. Урок способствует активному, комплексному усвоению знаний, направлен на развитие коммуникативных качеств и творческих способностей обучающихся, позволяет в эмоциональной и запоминающейся форме закрепить в памяти обучающихся факты, являющиеся необходимой частью самосознания гражданина и патриота своей Родины.

Ключевые слова:

бутадиеновый каучук, спирт, химическая промышленность, химический завод, автопокрышка (шина), военный самолёт, грузовик (полуторка), артиллерийский снаряд, химические войска, дымовая завеса.


Внеурочная деятельность

Ток-шоу «Химия вчера, сегодня, завтра»

Авторы:

Садриева Г. К.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 155.

Аннотация

Автор рассказывает о внеклассном мероприятии «Химия: вчера, сегодня, завтра», проведённом в виде ток-шоу с учащимися 11-го класса. В ходе мероприятия используются компьютерная презентация, видеофрагменты, подготовленные учащимися. Старшеклассники ведут дискуссию, отстаивают свою точку зрения.

Ключевые слова:

внеклассное мероприятие, ток-шоу, химия.


Из истории химии

Предшественница атомного века (К 120-летию со дня рождения Иды Ноддак).

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

В статье рассказывается о жизни и деятельности известного немецкого химика и физика Иды Ноддак. Её основные исследования относятся к области неорганической химии, геохимии редких и рассеянных элементов, космохимии и рентгеноспектральному анализу. И. Ноддак прославилась двумя важными достижениями в науке: совместно с мужем В. Ноддаком она открыла новый химический элемент рений, а также вошла в историю науки как учёный, первым высказавшим идею деления ядер урана под действием нейтронов.

Ключевые слова:

И Ноддак, открытие рения, деление ядер урана под действием нейтронов.

Список литературы
  • Венецкий С. И. О редких и рассеянных. – М.: Металлургия, 1987.

  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Гернек Ф. Пионеры атомного века. (Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга.) - М.: Прогресс, 1974.

  • Казаков Б. Превращение элементов. – М.: Знание, 1977.

  • Популярная библиотека химических элементов. - В 2-х кн. – М.: Наука, 1982.

  • Рич В. Охота за элементами. – М.: Химия, 1982.

  • Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.

  • Фигуровский Н. А. Открытие химических элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.

  • Юнг Р. Ярче тысячи солнц. – М.: Атомиздат, 1960.