Формулы профессии и судьбы

Авторы:

Редько Т. С.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Gimnasium № 24.

Аннотация

В образовании нет и не может быть случайных людей. Приобщение к этой профессии предопределяется не случаем, не сиюминутным интересом, не прагматизмом. Выбор педагогической профессии – выбор судьбы, инвестиция в будущее, а также сознательная ответственность.

Ключевые слова:

химия, развитие личности, путь к познанию, критическое мышление, радость общения.


Наука и промышленность

О деструкции пестицидов в соках

Авторы:

Оробинская В. Н.. Адрес: Пятигорск. Место работы: Северо-Кавказский федеральный государственный университет, филиал в Пятигорске.

Аннотация

Разработана лабораторная установка фотореактора, проведены предварительные испытания показавшие, что УФ-воздействие на сок (экстракт) снижает содержание фосфорорганических пестицидов, повышает экологическую безопасность целевого продукта. Экспериментально установлены технологические параметры обработки: длительность импульса УФ-облучения — 10-6-10-3 с, диапазон длины волн 190-260 нм, частота - 1-1,3 Гц, время обработки - 20 мин.

Ключевые слова:

токсикология, пестициды, гербициды, химические средства защиты растений, УФ-облучение, фотореактор.

Список литературы
  • 1. Ракитский В. Н. Токсикология пестицидов // Токсикологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 21-23.

  • 2. Гигиенические нормативы ГН 1.2.2583-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень), дополнение № 13 к ГН 1.2.1323 (приложение)».

  • 3. ГОСТ 30710 – 2001. Плоды, овощи и продукты их переработки / Методы определения остаточных количеств фосфорорганических пестицидов.


Методика и обмен опытом

Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа»

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по реализации модели технологии смешанного обучения «Автономная группа» в средней школе. Данная модель представлена как эффективная для организации инклюзивного образования, в рамках которого учитываются возможности и потребности учащихся с разным уровнем познавательных способностей. В статье сформулированы основные принципы организации работы на основе модели «Автономная группа» в классе и показан пример планирования уроков. Также в статье показана роль дистанционной поддержки школьного курса при работе с данной моделью технологии смешанного обучения и приведен пример организации платформы дистанционной поддержки на основе Moodle.

Ключевые слова:

смешанное обучение, инклюзивное образование, модель «Автономная группа», система дистанционной поддержки, Moodle.

Список литературы
  • 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.

  • 2. Профессиональный стандарт педагога (проект) // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 13.08.14).

  • 3. Кондаков М. Л., Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник Образования URL: http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (дата обращения: 13.08.14).

  • 4. http://interneturok.ru

  • 5. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

  • 6. Третьяк Т. М., Левина Н. С. Организация дистанционной поддержки учебного процесса в средней школе // Школьные технологии. – 2013. - № 1. – С. 86-89.

  • 7. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. – С. 42-45.

  • 8. Нечитайлова Е. В. Инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся // Химия в школе. – 2012. - № 7. – С. 12-16.

  • 9. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. – 2012. - № 5. – С. 14-20.


Методика и обмен опытом

О типологии уроков в свете требований ФГОС

Авторы:

Банников С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово».

Новикова С. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово».

Костенчук И. А.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово».

Аннотация

Целостность урока, его логика задаётся его ведущей целью, которой соответствует основной элемент образовательного процесса. Этот элемент однозначно определяет тип урока. Система уроков разных типов должна обеспечивать восприятие, осмысление, закрепление, применение знаний и учебных действий на практике. Авторы предлагают типологию уроков, выстроенную в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом традиций российской школы.

Ключевые слова:

типы уроков, Федеральные государственные образовательные стандарты.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/938

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365

  • 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  • 4. Гузеев В. В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков // Химия в школе. – 2002. - № 1. - С. 17-25.

  • 5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. – М.: Русское слово, 2013.

  • 6. Рабочая программа к учебнику И. И. Новошинскиого, Н. С. Новошинской «Химия». 8 класс / Авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2013.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Крахмал»

Авторы:

Шальнев Н. А.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Училище олимпийского резерва, СШ № 95.

Аннотация

В статье автор рассказывает о самом удачном уроке химии в 10 классе. Автор показывает методику проведения урока, работу учащихся и результаты совместной деятельности.

Ключевые слова:

органическая химия, крахмал, строение, состав, биополимер, опыт, рефлексия.


Методика и обмен опытом

Как мы повторяем основы химической технологии

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: Москва, Зеленоград. Место работы: СШ № 618.

Аннотация

В статье предлагаются материалы для подготовки учащихся к выполнению вопроса А25 ЕГЭ. Описана методика повторения темы «Химические производства». Приведены тексты для повторения химических производств и примеры тестовых заданий.

Ключевые слова:

подготовка к экзамену, химические производства.


Методика и обмен опытом

Обучение школьников решению расчётных задач по химическим формулам

Авторы:

Бажина И. А.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Шарафиева Л. М.. Адрес: Казань. Место работы: СШ № 69.

Волкова Т. И.. Адрес: Казань. Место работы: СШ № 70.

Аннотация

При решении расчетных задач необходимо учитывать количественные (мольные, массовые или объемные) отношения веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции. Эту информацию можно получить, обращаясь к химическим формулам. Ее могут использовать школьники или студенты при решении всех видов расчетных задач. При этом отпадает необходимость «натаскивать» их на способы решения типовых расчетных задач, которые мы считаем неэффективной формальностью.

Ключевые слова:

химическая формула, мольные, массовые, объёмные отношения веществ, участвующих в реакции и образующихся в результате реакции.


Химический эксперимент

Новые подходы к организации химического эксперимента

Авторы:

Левина С. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Симонова М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Сычёв В. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Карпенко И. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

Для обеспечения раскрытия интеллектуального потенциала школьника в условиях внедрения ФГОС ООО преподаватели кафедры химии Челябинского государственного педагогического университета разработали инструктивные карточки для проведения лабораторного эксперимента, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной работе.

Ключевые слова:

химический эксперимент, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Список литературы
  • Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум: Уч. пос. / Пер. с англ. Под ред. Д. Л. Рахманкулова. – М.: Химия, 1995.

  • Сиборг Г. Лабораторный практикум для средней школы / Пер. с англ. Под ред. М. Е. Девяткиной. – М.: Мир, 1973.


Химический эксперимент

Комплексная безопасность жизнедеятельности при обучении химии

Авторы:

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Орлова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье раскрывается суть понятий «комплексная безопасность жизнедеятельности», «экологическая безопасность», «химическая безопасность», рассматриваются особенности формирования основ химической и экологической безопасности на уроках химии.

Ключевые слова:

комплексная безопасность жизнедеятельности, химическая безопасность, экологическая безопасность, экологизированный эксперимент.

Список литературы
  • 1. Соломин В. П. Безопасность жизнедеятельности: актуальные проблемы / В. П. Соломин, М. С. Пак // Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы ХII всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2008 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 6-13.

  • 2. Пак М. С. Вопросы безопасности при обучении химии / М. С. Пак, И. А. Орлова, Д. К. Бондаренко // Безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 5. - С. 44-48.

  • 3. http://www.rus-green.ru/publications/Book_Fed_3.pdf.


Химический эксперимент

Анаэробный гликолиз мышечной ткани и его качественное определение

Авторы:

Жукова Н. И.. Адрес: Уссурийск, Приморский край. Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики.

Цой Е. А.. Адрес: Уссурийск, Приморский край. Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению анаэробного распада углеводов – гликолиза и гликогенолиза. Предлагаемые опыты качественного определения гликолиза могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

мышечная ткань, гликолиз, гликогенолиз, глюкоза, гликоген, крахмал, молочная кислота.

Список литературы
  • 1. Волков Н. И., Песен Э. Н., Осипенко А. А., Корсун С. Н. Биохимия мышечной деятельности. – Киев: Олимпийская литература, 2000.

  • 2. Шапиро Л. К. Практикум по биологической химии. – Минск: Вышэйшая школа, 1976.


Из истории химии

Вклад российских учёных в развитие химии взрывчатых веществ

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития химии органических нитросоединений в нашей стране до начала XX в. Существенную роль в развитии этой отрасли науки в нашей стране сыграли работы Д. И. Менделеева, Н. Н. Зинина, В. Ф. Петрушевского, С. П. Вуколова.

Ключевые слова:

история химии, химическая технология органических веществ, Д И Менделеев, Н Н Зинин, В Ф Петрушевский, С П Вуколов.

Список литературы
  • Авербух А. Я. Василий Фомич Петрушевский (1829–1897). – Л.: Наука, 1976.

  • Авербух А.. К 100-летию изобретения динамита // Вопросы истории естествознания и техники. - 1965. - Вып. 19. - С. 128-131.

  • Андрусев М. М., Андрусева Е. М. Н. Н. Зинин, В. В. Марковников. Выдающиеся русские химики-органики XIX в. – М.: Просвещение, 1977.

  • Багал Л. Семён Петрович Вуколов // Журнал прикладной химии. - 1941. - Т. 14. - № 4-5. - С. 517-520.

  • Дмитриев И. С. «Особая миссия» Менделеева: факты и документы // Вопросы истории естествознания и техники. - 1996. - № 3. - С. 126-141.

  • Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984. – С. 531.

  • Менделеев Д. И. Собр. соч. - Т. XXV. - Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1952.