В окрестностях свободы и любви.

Авторы:

Демахин А. А.. Адрес: г. Сергиев Посад, Московская обл.. Место работы: Гимназия № 29.

Аннотация

Победитель конкурса Учитель года-2012 размышляет о любви к Родине.

Ключевые слова:

базовые ценности, патриотизм, свобода, любовь к Родине.


Методика и обмен опытом

Современный урок химии: дидактические основы и особенности построения.

Авторы:

Шаталов М. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения меняет взгляды на проектирование и проведение урока как основной формы организации обучения. В статье, на основе анализа феномена школьного урока с позиций ряда подходов (системного, системно-деятельностного, технологического, проблемного и др.), раскрываются дидактические основы и особенности построения современного урока химии. Приводится структура технологической карты урока.

Ключевые слова:

урок как основная форма организации обучения химии, классификации уроков химии, особенности построения современного урока, проблемный урок химии, технологическая карта урока.


Методика и обмен опытом

О формировании метапредметных умений

Авторы:

Корощенко А. С.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения РАО.

Аннотация

Метапредметные результаты – это умения, которые осваиваются учащимися на базе нескольких учебных предметов. Их достижение предполагает использование знаний из различных учебных предметов в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, развитию умений интегрировать знания. Приведены примеры заданий, выполнение которых способствует выработке метапредметных умений.

Ключевые слова:

изучение химии, метапредметные умения, задания.

Список литературы
  • Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. – 2002. – № 6.


Методика и обмен опытом

Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральный институт педагогических измерений.

Снастина М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральный институт педагогических измерений.

Аннотация

В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы, задания с развёрнутым ответом, система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.


Методика и обмен опытом

Неизвестное в известном.

Авторы:

Воробьева Н. Е.. Адрес: Завьяловский р-н, Удмуртская Республика. Место работы: Италмасовская СШ.

Аннотация

Современные Государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к организации учебного процесса на уроке. Учителю необходимо построить урок таким образом, чтобы научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания. Сделать это позволяет применение на уроках технологии развития критического мышления. В статье «Урок по теме «Неизвестное в известном» в 9 классе», автором которой является учитель химии Воробьева Н.Е., предлагается разработка урока в 9 классе в теме «Щелочные металлы». Учащиеся самостоятельно знакомятся с новой информацией о соединениях щелочных металлов - поваренной соли, соде, поташе, гидроксидах натрия и калия, глауберовой соли. Учатся систематизировать и структурировать изученный материал, применяя стратегии данной технологии.

Ключевые слова:

щелочные металлы, поваренная соль, сода, поташ, глауберова соль, гидроксиды натрия и калия.

Список литературы
  • 1. Леенсон И. А. Занимательная химия. Ч.1. – М: Дрофа, 1996.

  • 2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2004.


Методика и обмен опытом

Урок-практикум по теме «Химические свойства металлов»

Авторы:

Демидов В. А.. Адрес: г. Киров. Место работы: СШ № 51.

Аннотация

Предложен урок-практикум, на котором созданы условия для применения учащимися знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.

Ключевые слова:

металлы, ряд активности металлов, урок-практикум.


Методика и обмен опытом

Из опыта организации работы учащихся с текстом

Авторы:

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Снигирева Е. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский физико-технический институт (государственный университет).

Аннотация

Представлены примеры заданий на работу с различными видами текстов при изучении темы «Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица Д.И. Менделеева».

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, текст, периодический закон.

Список литературы
  • 1. Андрей Белый. На рубеже двух столетий. – М.: Художественная литература, 1989.

  • 2. Бучаченко А. Л. Химия как музыка. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2004.

  • 3. Сапожников А. Общая теоретическая химия. – СПб.: Тип. В. Демаков, 1906.


Методика и обмен опытом

Информационные технологии как способ активизации познавательной деятельности

Авторы:

Бояркина Ю. А.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной институт усовершенствования учителей.

Золотавина Е. А.. Адрес: г. Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: Заводоуковская СШ № 1.

Аннотация

В статье информационные технологии на всех ступенях образования рассматриваются как инструмент освоения информационного образовательного пространства, позволяющий осуществить переход к системно-деятельностной модели, реализация которой позволит поэтапно, начиная с изучения отдельных предметов, овладеть способами получения информации для решения учебных и производственных задач, сформировать готовность учащихся к деятельности по освоению информационного образовательного пространства.

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, познавательная активность.


Консультация

Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одаренности детей, Российская академия образования. Специализированный учебно-научный центр НГУ..

Аннотация

В статье обсуждаются научные и методические аспекты изучения темы «химическая связь». Подробно рассмотрена шкала электроотрицательности Полинга. Показано, что ковалентное связывание является общим фактором для металлической, ионной, координационной, донорно-акцепторной и водородной связи. Обсуждаются методические преимущества правила октета при первоначальном изучении теории химической связи. Показано, как «стандартные» исключения из правила октета могут быть объяснены с привлечением электроотрицательности атомов и метода резонанса.

Ключевые слова:

связь: ковалентная, металлическая, ионная, координационная, донорно-акцепторная, водородная, электроотрицательность, шкала Полинга, формулы Льюиса, правило октета, метод резонанса.

Список литературы
  • Список литературы

  • 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.

  • 2. Мануйлов А. В. Дидактика преодоления логических разрывов в преподавании химии в школе // Педагогические заметки. – 2008. – Т. 1, вып. 1. – С. 73-86. – Режим доступа: www.rused.net/folders/file/18.

  • 3. Allred, A. L. Electronegativity values from thermochemical data // J. Inorg. Nucl. Chem. – 1961. – Vol. 17. – P. 215-221.

  • 4. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. / Пер. с англ. В 2 т. – М.: Мир, 1982. – Т. 1. – С. 406.

  • 5. CRC Handbook of Chemistry and Physics, 87th Edition / Ed. D. R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 9.

  • 6. Мануйлов, А. В., Родионов, В. И. Основы химии: интернет-учебник. – Новосибирск: НГУ, 2013. – Режим доступа: www.hemi.nsu.ru.

  • 7. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 томах. – М.: Мир, 2002. – Т. 1. – С. 180, 166, 267.

  • 8. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. / Пер. с англ. В 3 т. – М.: Мир, 1969. – Т. 2. – С. 186, 69, 289.


Химический эксперимент

Об интеграции отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта.

Авторы:

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 197.

Аннотация

Интеграция отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта представлена как одно из направлений инновационного развития российского образования. Описание интеграции опыта практической деятельности дано на основе анализа системы обучения химии в Германии. Выделены критерии эффективного применения интеграции в педагогической деятельности.

Ключевые слова:

интеграция химико-педагогического опыта, педагогические инновации.

Список литературы
  • 1. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

  • 2. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.

  • 3. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  • 4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.

  • 5. Rahmenlehrplan für die Sekundarstufe I. Jahrgangsstufen 7 – 10. Chemie. – Potsdam, 2008.

  • 6. Asselborn, W., Jäckel, M., Risch, K. T.: Chemie heute. Klasse 8. –Hannover: Schroedel, 2002.

  • 7. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand // Journal of Chemical Education. – 1993. – V. 70. – No. 9. – P. 701 – 705.

  • 8. Иванова И. С., Григорьев А. Г. Тяжёлое пламя (эксперимент с весами и горящей свечой) // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 68–70.

  • 9. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.

  • 10. Barke, H.-D., Harsch, G.: Chemiedidaktik heute: Lernprozesse in Theorie und Praxis. – Berlin, Heidelberg: Springer, 2001.


Химический эксперимент

Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.

Авторы:

Волкова С. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения РАО.

Куприянова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения РАО.

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений школьников по химии моделируется в процессе решения качественных задач.

Ключевые слова:

качественные задачи на конструирование и моделирование процессов, приборов, универсальные учебные умения, конструкторские умения, проектирование, моделирование, конструирование, химический эксперимент.


Внеклассная работа

Межпредметная игра для восьмиклассников «Последний герой»

Авторы:

Боброва О. В.. Адрес: г. Москва, Зеленоградский АО. Место работы: СШ № 1913.

Аннотация

В игре участвуют учащиеся 8-х классов – две команды по 5 человек. Она состоит из шести испытаний. После каждого испытания число игроков уменьшается. В финал выходят двое.

Ключевые слова:

игра, команды, последний герой.

Список литературы
  • Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.,1994.

  • Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

  • Малышкина В. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.

  • Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995.

  • Сабунаев В. Занимательная зоология. – СПб.: Детская литература, 1986.

  • Сомин Л. Е. Увлекательная химия. – М.: Просвещение, 1978.

  • Шульгин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1987.


Внеклассная работа

«Три службы Родине»: к 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Авторы:

Кабардина Е. А.. Адрес: Тобольск. Место работы: СШ № 18.

Аннотация

Автор рассказывает о внеклассном мероприятии, рассчитанном на 35‑40 мин, которое было проведено для восьмиклассников в преддверии знаменательной даты.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, внеклассная работа.

Список литературы
  • Авербух А. Я. Д. И. Менделеев и развитие отечественной промышленности. – Л.: Знание, 1984.

  • Груздева В. Феномен Менделеева // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 58.

  • Д. И. Менделеев. Жизнь и деятельность. Информационные минутки: Методическое пособие / Сост. В. Н. Арканова. ‑ Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006.

  • Макареня А. А. Д. И. Менделеев – патриот своей Родины // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 19.

  • Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Д. И. Менделеев и культура России. ‑ Тюмень: РИКОМ, 1993.


Из истории химии

Благотворительная деятельность А. И. Менделеевой.

Авторы:

Суртаева Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье рассматривается благотворительная деятельность семьи Д. И. Менделеева, в частности его жены Анны Ивановны.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, А И Менделеева, благотворительность, меценатство.

Список литературы
  • 1. А. Б. Кустов Анна Ивановна Менделеева С.154-169 // Менделеевский сборник. СПБ.: С.-Петерб. Ун-та,1999

  • 2. А. И. Менделеева Менделеев. С.Пб,1928

  • 3. А. А. Макареня и др. Менделеев в воспоминаниях современников М.: Атомиздат, 1973

  • 4. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева Менделеев и культура России Тюмень: ТОГИРРО, 2005.