Закон «Об образовании»: хотели как лучше…

Авторы:

Левина Л.С.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Главный редактор журнала размышляет о том, что принципиально нового появилось в российском образовании.

Ключевые слова:

Закон «Об образовании».


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.


Консультация

Современная классификация неорганических соединений и химических реакций.

Авторы:

Стась Н. Ф.. Адрес: Томск. Место работы: Национальный исследовательский политехнический университет.

Аннотация

Предложен современный подход к классификации неорганических соединений, в которой основания и кислоты - соединения одного класса с точки зрения их состава, но противоположные по химическим свойствам. Рассмотрена амфотерность как свойство не только оснований, но и кислот. Проанализированы недостатки показателя амфотерности, используемые в химической литературе. Предложена классификация амфотерных оснований на слабоамфотерные и сильноамфотерные. Проанализированы самые общие классификации химических реакций неорганической химии на основно-кислотные и окислительно-восстановительные реакции. Предложены простые правила для самостоятельного составления полуреакций в окислительно-восстановительных реакциях. Проведено сравнение предлагаемых в учебной литературе методов определения стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Список литературы
  • 1. Стась Н. Ф. Терминология и символика атомно-молекулярного учения // Современные проблемы науки и образования. - 2012. – № 4.

  • URL: http://www.science-education.ru/104-6481 (дата обращения: 20.06.12).

  • 2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.

  • 3. Гуляницкий А. Реакции кислот и оснований в аналитической химии / пер. с польск. – М.: Мир, 1975.

  • 4. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1997.

  • 5. Стась Н. Ф., Свинцова Л. Д. Химия растворов: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2006.

  • 6. Савельев Г. Г., Смолова Л. Д. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2004.


Методика и обмен опытом

Чему учить и как учить?

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.

Аннотация

В статье подвергаются критическому анализу некоторые теоретические представления методики обучения химии, которые часто воспринимаются учителями как бесспорные истины. Показывается, к каким негативным последствиям приводит реализация учителями существующих педагогических стереотипов.

Ключевые слова:

педагогический стереотип, методы познания, обучение, научные представления.


Методика и обмен опытом

Об использовании кейс-метода

Авторы:

Иванова О. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Якунина И. И.. Адрес: Москва. Место работы: Лицей № 1580 (при МГТУ им. Н. Э.Баумана).

Аннотация

В данной статье рассмотрен один из активных методов обучения, который направлен на подготовку обучающихся решать практические задачи, находить выход из различных жизненных ситуаций, требующих химических знаний и навыков. Описаны целевые установки, сущность кейс- метода (case-study), рассмотрены виды кейсов, их структура, подходы к разработке кейсов, подготовка и организация процесса обучения с использованием кейс-метода, функции учителя и деятельность обучающихся, а также достоинства и ограничения использования данного метода.

Ключевые слова:

кейс-метод, кейс-технология, виды кейсов, ситуация.

Список литературы
  • 1. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 108–110.

  • 2. Метод кейс решений (case-study) — создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема // http://www.cases.ru/, май 2005.

  • 3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) // www.casemethod.ru.

  • 4. Давиденко В., Федянин Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7 — С. 52–55.

  • 5. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок химии и английского языка «Личность в науке. Открытие кислорода»

Авторы:

Новикова Г. С.. Адрес: г. Ростов. Место работы: СШ № 4.

Дедюлина А. А.. Адрес: г. Ростов. Место работы: СШ № 4.

Аннотация

Предлагаем разработку интегрированного урока химии и английского языка. Учащиеся 9-го класса выполняли лабораторную работу по теме «Получение кислорода и изучение его физических свойств. Идентификация кислорода», знакомились с биографиями Г. Кавендиша и Дж. Пристли.

Ключевые слова:

интегрированный урок химии и английского языка, открытие кислорода, получение кислорода, Г Кавендиш, Дж Пристли.

Список литературы
  • Азерников В. З. Неслучайные случайности. ‒ М.: Детская литература, 1972.

  • Азимов А. Краткая история химии. ‒ М.: Мир, 1983.

  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. ‒ М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  • Манолов К. Великие химики. ‒ М.: Мир, 1986.


Методика и обмен опытом

Интегрированные уроки: работа с одарёнными детьми

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В работе представлены основные подходы к использованию технологии интегрирования учебных дисциплин как эффективной формы работы с одарёнными по химии детьми на этапе пропедевтического изучения предметов естественно-научного цикла на примере урока «Что такое время?».

Ключевые слова:

одарённые дети, технология интегрированных уроков, пропедевтика химии.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 2. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.

  • 3. Долгань Е. К. Инновации и современные технологии в обучении химии. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2000.


Методика и обмен опытом

Урок толерантности

Авторы:

Демидов В. А.. Адрес: г. Киров. Место работы: СШ № 51.

Аннотация

Понятие толерантности удобнее рассматривать в рамках предметов историко-обществоведческого цикла, однако уроком толерантности может стать и урок химии. Автор предлагает разработку такого урока.

Ключевые слова:

толерантность, история открытия химических элементов.

Список литературы
  • Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1971–1976 — Т. 1, 14, 23, 28.

  • Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. — М.: Мир, 1988.

  • Шретер В.и др. Химия: справочник. — М.: Химия, 1989.

  • Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика, 1982.


Методика и обмен опытом

Урок в 9-м классе по теме «Металлы»

Авторы:

Сараева Н. М.. Адрес: г. Лобня, Московская обл.. Место работы: Лицей.

Аннотация

Автор предлагает разработку урока-семинара для учащихся 9-го класса. Разработанный урок достаточно универсален, его можно провести при работе по любой программе и любому учебнику.

Ключевые слова:

урок приобретения новых знаний, работа в группах, классификация металлов, свойства металлов как элементов и веществ, восстановители.


Методика и обмен опытом

«Изменения в природе происходят...»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

В статье представлена разработка третьего урока в курсе химии 8 класса. На этом уроке важно не только дать учащимся новый материал, но и актуализировать знания, полученные учениками, ранее при изучении природоведения, биологии и физики. Цели урока: сформировать понятия «явление», «химическое явление», «физическое явление». Способствовать развитию умения делать выводы из наблюдаемых явлений, сравнивать и анализировать.

Ключевые слова:

явление, физическое явление, химическое явление.


Методика и обмен опытом

Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

В школе большое внимание уделяется окислительно-восстановительным реакциям. Основываясь на конкретных примерах в статье показана практическая возможность применения потенциалов металлов для более глубокого изучения элективного курса „Химия металлов: pастворение металлов в кислотах и коррозия металлов“. Подсчёт электроодвижущей силы окислительно-восстановительных реакций даёт теоритическую основу практическим работам учеников.

Ключевые слова:

потенциал, ряд активности, коррозия металлов.

Список литературы
  • 1. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. — 2011. — № 10. — С. 48-51.

  • 2. Раткевич Е. Ю., Базаев М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. Об использовании понятия «Степень окисления» в курсе химии средней школы // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 8-12.

  • 3. Турчен Д. Н. Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 42-48.

  • 4. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: 11 класс. — СПб: Книжный Мир, 2005. — С. 240.

  • 5. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. — М.: Мир, 1980. — С. 365.

  • 6. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно–развивающие oпыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами различной активности. Химия в школе, 2011, No. 8, с. 59-64.

  • 7. Киселёва Е. В. Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах. — Химия в школе, 2012, No. 5, с. 5861.

  • 8. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликберова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — С. 230.

  • 9. Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 2: Химия переходных металлов. — М.: Академия, 2004. — С. 368.

  • 10. Stransbury E. E., Buchanan R. A. Fundamentals of electrochemical corrosion. — ASM International, 2000. — р. 489.

  • 11. Sulcius A. Interpretation of voltaic cells in chemistry education. — J. Science Education, 2008, Vol. 9, No. 2, p. 114-116.

  • 12. Uhlig’s corrosion handbook // Edited by R. Winston Revie. — John Wiley & Sons, Inc., 2011, p. 1253.

  • 13. Тодт Ф. Коррозия и защита от коррозии. — Л.: Химия, 1967. — С. 710.

  • 14. Sanger M. J., Greenbowe T. J. An Analysis of College Chemistry Textbooks As Sources of Misconceptions and Errors in Electrochemistry. — Journal of chemical Education, 1999, Vol. 76, No. 6, p. 853–860.


Методика и обмен опытом

Метод электронного баланса: нюансы применения

Авторы:

Мартыненко Б. В.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирская государственная социально-педагогическая академия.

Михалёва М. В.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирская государственная социально-педагогическая академия.

Аннотация

В статье анализируется современная методика расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций разных типов, предлагаются некоторые дидактические уточнения в расстановке коэффициентов, без знания которых ученики делают досадные ошибки. Приведенный дидактический материал может оказать заметную помощь современному учителю при подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену по химии.

Ключевые слова:

окислители, восстановители, степень окисления, электронный баланс, коэффициенты, стандартная методика, дидактические уточнения.


Методика и обмен опытом

Лаборатория нерешённых проблем: из опыта работы методического объединения

Авторы:

Афонина Р. Ф.. Адрес: Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Шевнина Е. А.. Адрес: Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Аннотация

Авторы делятся опытом организации работы циклового методического объединения «Лаборатория нерешённых проблем», в котором принимают участие учителя химии, биологии, физики, информатики, географии, психолог. Работа объединения направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера. Учёт психологической совместимости позволяет коллегам-единомышленникам полнее реализовать свой потенциал.

Ключевые слова:

цикловое методическое объединение «Лаборатория нерешённых проблем», исследовательская работа.


Химический эксперимент

Практическая работа с цифровой лабораторией: кондуктометрическое определение константы диссоциации слабой кислоты

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Описана практическая работа по определению константы диссоциации слабой кислоты кондуктометрическим метолом. В этой работе измеряют электропроводность сильной и слабой кислоты при одинаковой концентрации. В предположении, что подвижность анионов одинакова (каковое предположение может дать погрешность в 20%) соотношение электропроводностей слабой и сильной кислоты одинаковой концентрации равно степени диссоциации, из которой константа диссоциации можно найти по закону разбавления Оствальда. Метод применим для определения констант диссоциации больше 3∙10-6 и даёт общую относительную погрешность около 20%.

Ключевые слова:

практическая работа, константа диссоциации, цифровая лаборатория AFS™, кондуктометрия.

Список литературы
  • 1. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. ― М.: Химия, 1989.

  • 2. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 85th Edition. ― p. 5-93 ― 5-95.


Химический эксперимент

Использование химического эксперимента при решении задач

Авторы:

Левшук А. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 84.

Аннотация

Решение задач занимает важное место в химическом образовании, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное понимание учащимися материала и вырабатывается умение самостоятельно применять приобретённые знания. Предлагается разработка системы семинарских занятий по решению задач для учащихся 8-11 классов, которые помогают учителю в организации полноценной познавательной деятельности учащихся, способствующей выработке у них стойкого навыка в решении задач.

Ключевые слова:

решение задач, групповая форма работы, исследовательская практическая работа.


Химический эксперимент

Использование микроволнового излучения в лабораторной практике

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Иванин И. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

В некоторых синтезах наличие компонентов, содержащих воду, бывает нежелательным. Авторы предлагают новый метод осушения веществ, имеющий ряд преимуществ, ― с помощью микроволновой печи.

Ключевые слова:

микроволновая печь, кристаллогидраты.


Химический эксперимент

Как хранить бром

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1259.

Аннотация

Описан простой способ хранения брома в школьной лаборатории, позволяющий избежать естественной утраты брома при хранении вследствие высокой летучести.

Ключевые слова:

бром, способ хранения, стеклянная трубка.


Внеклассная работа

«Своя игра» по теме «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева»

Авторы:

Чолак Н. А.. Адрес: г. Юхнов, Юхновский район, Калужская обл.. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

Для того чтобы расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить их к чтению дополнительной литературы, автор проводит игру, посвящённую Д. И. Менделееву. Игра состоит из двух раундов.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, игра, внеклассная работа.


Из истории химии

История изучения химии нефти в России

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития химии нефти в России в XIX − первой половине XX в. Существенную роль в развитии нефтехимии в этот период сыграли работы Д. И. Менделеева, В. В. Марковникова, Ф. Ф. Бейльштейна, М. И. Коновалова, Н. Д. Зелинского, С. С. Намёткина, В. Н. Ипатьева. Показано, что исследования в области химии нефти имели не только прикладной характер, но и способствовали развитию теоретических представлений в области органической химии.

Ключевые слова:

нефть, химия нефти, история химии, органическая химия.

Список литературы
  • Зелинский Н. Д. Избранные труды. – М.: Наука. 1968.

  • Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев − зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.

  • Марковников В. В. Избранные труды. – М.: Изд-во АН СССР, 1955.

  • Намёткин С. С. Исследования в области органической химии и химии нефти. – М.: Наука, 1979.