Когда забрезжит свет в конце тоннеля?

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Главный редактор журнала размышляет о ситуации в стране.

Ключевые слова:

Ситуация в стране.


Наука и промышленность

Природные яды

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-западный государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены природные яды растительного и животного происхождения, которые известны издавна и находили применение в «военных» целях (отравленные стрелы и т. д.) и в медицине ещё до того, как стало возможным их выделение и был установлен их состав. Природные ядовитые вещества подразделяются на яды и токсины. Токсины представляют собой ядовитые вещества животного, растительного или бактериального происхождения. Как правило, это белковые вещества. Токсины, вызывающие отравление, а не инфекционное заболевание, можно отнести к химическим ядам.

Ключевые слова:

природные яды растительного и животного происхождения, токсины, алкалоиды.


Методика и обмен опытом

Химия в структуре общего образования

Авторы:

Журин А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения РАО.

Аннотация

В статье дан краткий исторический обзор положения химии как учебного предмета в структуре основного и среднего (полного) образования с момента включения химии в учебные планы школ России до проекта ФГОС-2. Рассмотрен статус учебных планов советской школы и Базисных учебных планов стандартов первого и второго поколений и приводится альтернативный Базисный учебный план.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, Базисный учебный план.


Учебник, который мы выбираем

Авторы:

Габриелян О. С..

Аннотация

Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.

Ключевые слова:

учебник химии, учебно-методический комплект.


Личностно ориентированное обучение: развитие общеучебных умений и навыков

Авторы:

Иванова О. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Якунина И. И.. Адрес: Москва. Место работы: Лицей № 1580.

Аннотация

Одним из наиболее перспективных подходов к обучению в современных условиях модернизации российского образования является личностно-ориентированный подход к образовательному процессу. В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах и средствах обучения, а о технологиях обучения. Это подтверждает то, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе. В статье анализируются возможности личностно-ориентированных педагогических технологий с точки зрения развития личностных качеств через развитие общеучебных умений.

Ключевые слова:

личностно ориентированные технологии, общеучебные умения.

Список литературы
  • 1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

  • 2. Зинченко В. П. Психологические основы педегогики. – М., 2002.

  • 3. Хуторской А. В. Ключевые компетентции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

  • 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1989.

  • 5. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. – М.: Знание, 1995.

  • 6. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск, 2009.

  • 7. Васильева Т. С., Елемесова И. А. Использование технологии разноуровневой дифференциации в условиях начальной школы (внутренняя дифференциация) // http://festival.1september.ru/articles/501471.


О применении метода case-study в процессе обучения

Авторы:

Каширина Т. М.. Адрес: пос. Солнечнодольск, Изобильненский р-н, Ставропольский край. Место работы: СШ № 16.

Аннотация

Многие отдельные элементы этого метода давно и успешно используются в общеобразовательных школах. Принцип проблемного обучения, являющийся преимуществом case-study, широко используется на уроках химии. Большой опыт накоплен нашими учителями по научно-исследовательской деятельности учащихся, что является хорошим фундаментом для формирования исследовательских кейсов.

Ключевые слова:

метод case-study, обучающий кейс, исследовательский кейс, практический кейс.


Из опыта организации учебной работы учащихся

Авторы:

Попкова Е. Г.. Адрес: г. Ртищево, Саратовская обл.. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

Успех индивидуальной и групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения распределять своё внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ученик в отдельности ощущали заботу учителя.

Ключевые слова:

групповая форма организации учебной деятельности, индивидуальной форма организации учебной деятельности.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебина «Химия. Вводный курс. 7 класс». – М.: Дрофа, 2007.

  • Карсонов В. А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах. – Саратов, 2005.


Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера

Авторы:

Абышов Н. А.. Адрес: Баку. Место работы: Школа современного образовательного комплекса им. Г. Алиева.

Аннотация

В статье исследованы проблемы, встречающиеся в последнее время в процессе обучения химии по базисной программе в средних образовательных школах, и пути их решения. Обсуждены методы, позволяющие зародить в учениках интерес к химии. Приведены виды заданий, имеющихся во вновь подготовленном интерактивном учебнике Химия-8, показана эффективность внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения химии.

Ключевые слова:

обучение химии, интерактивный учебник химии, задания по химии, игровые задания, внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения химии.

Список литературы
  • 1. Журин А. А. Парадоксы обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2007. – № 9 – С. 2–5.

  • 2. Абышов Н. А. Исследование корреляции результатов интерактивных экзаменационных тестовых заданий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2009. – С. 230–233.

  • 3. Зайцев О. С. Методика обучения химии. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  • 4. Абышов Н. А. Использование современных информационных технологий в обучении химии // Proceedings of the Sixth International Conference «Internet-Education-Science». – Vinnytsia. – 2008. – C. 120–124.


Контроль качества знаний при помощи катенатестов

Авторы:

Курдюмова Т. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 838.

Курдюмов Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Аннотация

С целью повышения полноты контроля знаний целесообразно проводить тестовые испытания, в которых в качестве банка заданий используются катенатесты. Катенатесты представляют собой цепочечные задания, состоящие из серии сравнительно несложных вопросов, которые охватывают все основные разделы выбранной темы.

Ключевые слова:

катенатест, контроль знаний.

Список литературы
  • 1. Васильев В. B., Тягунова Т. Н. Основы культуры адаптивного тестирования. – М., ИКАР, 2003.

  • 2. Курдюмова Т. Н. Поливариантное экспресс-тестирование // Химия в школе. – 1996. – № 2. – С. 38–40.

  • 3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., Интеллект-центр, 2001.


Наш подход к изучению основных классов неорганических соединений

Авторы:

Ильичёва Е. В.. Адрес: Пос. Воротынец, Нижегородская обл.. Место работы: Средняя школа.

Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет.

Аннотация

Формирование химических понятий происходит в направлении: химический эксперимент → наблюдение → материальная модель → создание мыслительного образа объекта → вербальный образ → знаковая модель. При этом сначала формируются представления о химических явлениях, затем их образ и далее понятия. Поэтому авторы предлагают рассматривать свойства неорганических соединений основных классов сначала на эмпирическом уровне, затем проговаривать и только потом облекать в символическую форму (составлять уравнения реакций). Это позволяет уменьшить количество абстрактных представлений и символико-графических средств на первых этапах изучения химии и, следовательно, облегчить восприятие химических понятий.

Ключевые слова:

основные классы неорганических соединений.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий в обучении химии. – М.: Просвещение, 1989. – С. 64.

  • 2. Зайцев О. С. Учебники по химии для профильных классов: преимущества и недостатки // Химия: приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 2. – С. 29.

  • 3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Перевод с франц. – М.: Мир, 1992.

  • 4. Борисова Е. М., Дубровина И. В. и др. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет: Педагогическая наука – реформе школы / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. – М.: Педагогика, 1988.

  • 5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000.


Из опыта изучения серы и её соединений

Авторы:

Малькова Н. В.. Адрес: г. Йошкар-Ола. Место работы: СШ № 15.

Егорова В. П.. Адрес: г. Елизово, Камчатский край. Место работы: СШ № 9.

Евсеева Г. А.. Адрес: г. Спасск, Пензенская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Авторы приводят разработки уроков изучения серы и ее важнейших соединений, таких, как диоксид серы, сероводород.

Ключевые слова:

сера, соединения серы.


Решение стандартных задач нестандартным способом

Авторы:

Злотников Э. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им А. И. Герцена.

Аннотация

Некоторые химические задачи можно решать, используя значение разницы атомных или молекулярных масс. Автор рассматривает применение этого подхода на примере нескольких задач.

Ключевые слова:

решение задач, пластинка в растворе.


Консультация

К изучению кислотно-основного взаимодействия в школьном курсе химии

Авторы:

Хамитова А. И.. Адрес: Казань. Место работы: Физико-математический лицей № 131.

Хабибуллина А. Б.. Адрес: Казань. Место работы: Физико-математический лицей № 131.

Яблочкина Т. К.. Адрес: Казань. Место работы: Физико-математический лицей № 131.

Аннотация

Кислотно-основное взаимодействие один из фундаментов химического знания, поскольку позволяет характеризовать свойства многих классов химических соединений. Формирование представлений о кислотно-основном взаимодействии начинается в 8-м классе и имеет своё логическое завершение в вузовском курсе химии. Предложенный в статье подход к изучению кислотно-основного взаимодействия не только снимает ряд затруднений у учащихся в процессе изучения химии, но и формирует прочную теоретическую базу для успешного обучения в химико-технологическом вузе.

Ключевые слова:

кислота, основание, кислотно-основное взаимодействие, амфотерность, амфотерное соединение.


Химический эксперимент

Исследование влияния загрязнённости воздуха на состояние снега

Авторы:

Мирахмедов Д.. Адрес: Челябинск. Место работы: СШ № 129.

Пильникова Н. Н.. Адрес: Челябинск. Место работы: СШ № 129.

Аннотация

«Нужен, как воздух», - так говорим мы о чём-то жизненно необходимом. Мы – жители воздушного океана. Подобно рыбе, погибающей без воды, мы не можем жить без глотка воздуха. И наша жизнь напрямую зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Целью исследовательской работы было изучение влияния загрязнённости воздуха Челябинска на состояние снега.

Ключевые слова:

загрязнённость воздуха, загрязняющие вещества, снег, талая вода.

Список литературы
  • Артеменко А. И., Малеванный В. А., Тикунова И. В. Справочное руководство по химии. - М.: Высшая школа, 1993.

  • Барсукова З. А. Аналитическая химия: Учебник для техникумов. - М.: Высшая школа, 1990.

  • Боев В. М., Быстрых В. В. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения / Источник: http://hp.orenburg.ru/ ~gsen/stat83.htmhttp://hp.orenburg.ru/ ~gsen/stat83.htm .

  • Пильникова Н. Н. Основы химического анализа на примере анализа воды: Учебное пособие для учащихся. - Челябинск, 2004.

  • Таубе П. Р., Баранова А. Г. Практикум по химии воды: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1971.

  • Химия: Справочные материалы: Книга для учащихся / Ю. Д. Третьяков и др. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1994.


Из опыта работы клуба «Агрохимком»

Авторы:

Глебова Н. Н.. Адрес: Вологодская обл.. Место работы: Светицкая СШ.

Аннотация

Мы не случайно выбрали объектом исследований почвы. Во-первых, мы живём в сельской местности и кому, как не нам, лучше знать её особенности. Во-вторых, на вопросы изучения почв обращается очень мало внимания. Мы считаем, что не надо забывать о том, что основное необходимое условие существования всего живого на Земле - почвы. Ведь они занимают одно из центральных мест при формировании экологической ситуации в биогеоценозах. Именно поэтому почвоведение занимает важное место в системе наук о биосфере.

Ключевые слова:

агрохимические исследования почв, влажность почвы кислотность почвы, содержание питательных элементов в почвах.


Из истории химии

О химиках и о химии: цена открытий и прогресса

Авторы:

Красицкий В. А.. Адрес: Минск. Место работы: Университет.

Аннотация

Среди большого числа профессий, связанных с естественными науками, совершенно особое место занимает профессия химика. Пожалуй, именно химики чаще всего подвергают свою жизнь опасности. Посвятив себя химии и занимаясь ею, они постоянно рискуют своим здоровьем и даже жизнью, имея дело с широким кругом опасных веществ, среди которых есть ядовитые и взрывчатые, самовоспламеняющиеся и радиоактивные. У современного химика сравнительно мало шансов пострадать в лаборатории. В прошлом же химики довольно беспечно относились к вопросам безопасности.

Ключевые слова:

цена открытий, профессия химика, вопросы безопасности, ядовитые вещества, отравления, травмы.


Внеклассная работа

Химико-экологическая сказка «Живая вода»

Авторы:

Ношина А. В.. Адрес: Вологодская обл.. Место работы: Ботовская СШ.

Аннотация

Предложен сценарий химико-экологической сказки, которую можно показать на химическом вечере, приуроченном к Всемирному дню воды (22 марта).

Ключевые слова:

вода, сказка, опыты.


Химический КВН

Авторы:

Шакирова С. М.. Адрес: г. Тетюши, Республика Татарстан.

Аннотация

Автор предлагает сценарий внеурочного мероприятия по химии – заседания Клуба весёлых и находчивых химиков.

Ключевые слова:

КВН, внеклассная работа по химии.