Тьюторство в процессе обучения

Авторы:

Серкова Т. П.. Адрес: ст. Старопавловская, Ставропольский край. Место работы: СШ № 9.

Аннотация

Многие классные руководители, психологи, социальные педагоги выполняют роль тьютора во внеурочной деятельности, а некоторые учителя-предметники используют такой подход в процессе обучения. В результате диагностики выявляются различные группы учащихся. В каждой из таких групп учитель должен стать тьютором.

Ключевые слова:

Тьютор, индивидуализация обучения.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Кремний – элемент здоровья и молодости

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Технический университет.

Аннотация

В работе рассматривается макроэлемент кремний и приведен обзор его фармацевтических свойств на организм человека. Показано, что применение продуктов питания, содержащих этот элемент позволяет решить некоторые вопросы по оздоровлению организма человека.

Ключевые слова:

Кремний, макроэлемент, влияние на организм.


Методика и обмен опытом

Современные подходы к обучению химии

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Иванова Р. Г.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Выполнение требований, выдвигаемых социумом, обеспечивается новыми подходами к отбору содержания и организации образовательного процесса, такими как интегративно-дифференцированный, проблемный, компетентностный и деятельностный. Особая роль отводится использованию компетентностного подхода в обучении химии. Наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме имеют ключевые компетентности: решения проблем, коммуникативная, информационная. Именно эти универсальные виды деятельности являются основой развития у детей их творческих способностей, возможности к самообразованию, обеспечивают их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности. Содержание и сам процесс обучения химии могут служить тем основанием, на котором формируется ключевые компетентности выпускников школы.

Ключевые слова:

базовое химическое образование, интегративно-дифференцированный, проблемный, деятельностный и компетентностный подходы.

Список литературы
  • 1. Ермаков Д. Откуда и куда ведёт компетентностный подход // Народное образование. – 2008. – № 7. – С. 181–187.

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2007. http://metod.dvpion.ru.

  • 3. Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Прудникова В. А. Парадигма актуального образования и компетентностные результаты. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение функционирования 12-летнего среднего образования». – Алматы: КазНПУ и РНПЦ, 2007. – Ч. 1. – С. 28–39.

  • 4. Ермаков Д. С. Проблематизация естественно-научного образования. HYPERLINK <http://www.en.edu.ru> http://www.en.edu.ru

  • 5. Бобров В. В. Актуальные проблемы современного содержания образования // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 182–197.

  • 6. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.

  • 7. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30 сентября. HYPERLINK <http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm> http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.


Использование технологии укрупнения дидактических единиц при обучении химии

Авторы:

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

Показана возможность использования технологии укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева при изучении химии в школе. Изложение включает в себя и теоретические положения, и практическое руководство по применению УДЕ на примере обучения решению задач по уравнению химических реакций. На материале школьного курса химии раскрывается значение понятий «укрупненная дидактическая единица», «многокомпонентное задание», «деформированная задача», «упражнение-триада», «обращенная система задач». Показана возможность использования многокомпонентных заданий в процессе обучения.

Ключевые слова:

укрупненная дидактическая единица, прямая и обратная задача, родственное и аналогичное понятие, деформированное задание, трансформированная задача, метод обратных задач, упражнение-триада, обращение системы задач.

Список литературы
  • 1. Эрдниев П. М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. – 1968. – № 10.

  • 2. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц. – М.: Педагогика, 1979.

  • 3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: Просвещение, 1986.

  • 4. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 1988.

  • 5. Эрдниев П. М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики в 1–2-м классах. – М.: Просвещение, 1992.

  • 6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  • 7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.


Привлечение художественной литературы к изучению химии

Авторы:

Ячменцева Н. М..


Неорганические соединения в роли пигментов

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский Государственный Университет.

Волкова Е. С.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский Государственный Университет.

Аннотация

Предложена разработка урока химии, на котором рассматриваются вопросы применения неорганических соединений в роли пигментов. На подготовительном этапе используются карточки с заданиями для групп учащихся.

Ключевые слова:

урок, пигменты, металлы, окраска, применение, эксперимент.

Список литературы
  • 1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии.– М.: Просвещение, 1996.

  • 2. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1998.

  • 3. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. – Л.: Химия, 1974.

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  • 5. Горловский И. А., Индейкин Е. А., Толмачёв И. А. Лабораторный практикум по пигментам и пигментированным лакокрасочным материалам: Учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1990.

  • 6. Ермилов П. И., Индейкин Е. А., Толмачёв И. А. Пигменты и пигментированные лакокрасочные материалы. – Л.: Химия, 1987.

  • 7. Минералогическая энциклопедия. – Л.: Недра, 1985.

  • 8. Некрасов Б. В. Основы общей химии. Т. 1. – М.: Химия, 1973.

  • 9. Ольгин О. М. Давайте похимичим. – М.: Детская литература, 2002.

  • 10. Практикум по неорганической химии: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1983.

  • 11. Сланский Богуслав Техника живописи. Живописные материалы. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

  • 12. Сомин Л. Е. Увлекательная химия: Пособие для учителей (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1978.

  • 13. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.

  • 14. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины / Под ред. Ю. А. Лебедева. – М.: Рус. яз., 1987.

  • 15. Фадеев Г. Н. Химия и цвет. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1977.

  • 16. Химическая энциклопедия. Т. 3. – М.: Большая российская энциклопедия, 1992.

  • 17. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Автор-составитель В. Н. Головнер. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  • 18. Шевчук В. Г. Занимательные опыты по химии. – Ярославское книжное издательство, 1960.


Урок по теме «Оксиды»

Авторы:

Малькова Н.В.. Адрес: г. Йошкар-Ола. Место работы: СОШ №15.

Аннотация

Урок изучения и первичного закрепления знаний с обучающимися 8 класса. На данном уроке обобщаются знания обучающихся о составе оксидов, рассматриваются классификация и свойства основных и кислотных оксидов. На этапе мотивации учебной деятельности обучающимся предлагается 3 шкатулки, в которых находятся вещества, относящиеся к теме урока. Химические свойства оксидов ребята изучают в группах. Задания группам содержится в инструктивных карточках. После изучения теоретического материала они проводят необходимый химический эксперимент, выступают по своей теме.

Ключевые слова:

оксиды, свойства оксидов, применение оксидов.


Как мы изучаем свойства кислот

Авторы:

Бочарова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1008.

Илларионова А. А.. Адрес: Новороссийск. Место работы: Гимназия № 5.

Аннотация

Предложены разработки урока в 9-м классе по теме «Химические свойства серной кислоты», а также урока в 8-м классе по теме «Химические свойства кислот» с использованием технологии педагогических мастерских.

Ключевые слова:

Кислоты, свойства серной кислоты, химические свойства кислот, технология педагогических мастерских.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8-й класс. – М.: «Русское слово», 2009.


Схемы-конспекты при изучении органической химии

Авторы:

Жигалко Ю. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Медицинский колледж РАМН.

Аннотация

В усвоении объёмного и описательного материала важную роль играют схемы-конспекты. Приведена разработка урока по теме «Диеновые углеводороды. Каучук. Резина» с использованием схемы-конспекта.

Ключевые слова:

Схема-конспект, диены, каучук, резина.


Об индивидуальном стиле деятельности учителя

Авторы:

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности поведения учителя химии в проблемно-конфликтных ситуациях. Дана характеристика авторитарного, технократического, либерального и демократического поведения учителей. Показано, что формирование одного из указанных стилей деятельности приводит к появлению у учителей педагогических стереотипов. Только занимаясь анализом своего поведения, учитель может сформировать стиль деятельности, отличающийся высокой степенью осмысленности. Помочь ему в этом сможет компьютерная программа, разработанная на кафедре химии МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Ключевые слова:

индивидуальный стиль деятельности, проблемно-конфликтная ситуация, педагогическое творчество, сотрудничество учителя и учащихся, авторитарное поведение, технократическое поведение, либеральное поведение, демократическое поведение, учитель-партнёр.

Список литературы
  • 1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика 1990.

  • 2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.

  • 3. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение 1993.

  • 4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Academia, 2004.

  • 5. Файдыш Е. А. Изменённые состояния сознания (Краткий путеводитель по внутренним мирам). – М.: ДЭОС, АО Корона-Лак, 1993.

  • 6. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1978.

  • 7. Загорский В. В. От «педагога» к Учителю. Как стать «звездой». – М.: Изд-во УНЦ ДО МГУ, 1998.

  • 8. Загорский В. В. Об опасности формирования технократического мышления при обучении химии // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 3. – С. 43–52.

  • 9. Макаренко А. С. Лекция «Семья и воспитание детей. 22.07.1938» // Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 4. – М., 1983–1986.


Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения

Авторы:

Лямин А. Н.. Адрес: г. Киров. Место работы: КИПК и ПРО.

Толетова М. К.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

Интегральные познавательные задания – эффективное методическое средство, обеспечивающее творческий уровень усвоения учебного материала. Формы их использования в современной школе могут быть различными. В статье рассматриваются примеры таких заданий.

Ключевые слова:

Интегральные познавательные задания.

Список литературы
  • 1. Лямин А. Н., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в современной школе // Химия в школе. – 2009. – № 10. – С. 15–20.

  • 2. Люкимсон П. Е. Использование художественной литературы на уроках химии // Химия в школе. – 1992. – № 3–4. – С. 24–26.

  • 3. Пак М. С. Познавательные задания по химии в формировании мотивации учения // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественно-научного цикла. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – С. 106–120.

  • 4. Ефимов А. В. Опыты со взрывом // Химия в школе. – 1992. – № 5–6. – С. 56–57.


Химические задачи с производственным содержанием

Авторы:

Круглова Т. С.. Адрес: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика. Место работы: Лицей № 18.

Аннотация

С целью развития у учащихся интереса к химии и химическому производству, формирования у них потребности и склонности к трудовой деятельности на химическом производстве автор проводит экскурсии на химические предприятия. Ученики знакомятся с основными закономерностями химической технологии, проблемами более полного использования сырья и энергии, производственных мощностей, сокращения отходов и борьбы с загрязнениями окружающей среды, повышения производительности труда. Приведены химические задачи с производственным содержанием, которые составляют старшеклассники на материале учебных тематических экскурсий.

Ключевые слова:

химические задачи с производственным содержанием.


Химический эксперимент

Принципы эффективного применения цифровых лабораторий

Авторы:

Дорофеев М.В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Зимина А.И.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1287.

Стунеева Ю.Б.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 528.

Аннотация

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования нового поколения, который активно внедряется в практику современной школы. Его применение позволяет разнообразить учебный химический эксперимент, уделить больше внимания количественной оценке изучаемого явления. Вместе с тем, существуют объективные причины, ограничивающие использование ЦЛ в школьном химическом образовании. На основе системного анализа выявленных проблем разработаны и апробированы методические принципы эффективного использования ЦЛ на уроках.

Ключевые слова:

Цифровая лаборатория, учебный химический эксперимент, методические принципы.

Список литературы
  • 1. Ануфриев В. Г. Нестандартное использование регистраторов NOVA 5000 на уроках химии для активизации познавательной деятельности учащихся // Тезисы выступления на Московском городском круглом столе «Использование цифровых технологий обучения химии», 14 февраля 2008 г. Публикация на сайте МИОО ( HYPERLINK <http://www.mioo.ru/projects/7/x30/002.doc> http://www.mioo.ru/projects/7/x30/002.doc).

  • 2. Комплектация и технические характеристики на официальных сайтах Лаборатории L-микро ( HYPERLINK <http://www.l-micro.ru/> http://www.l-micro.ru) и Института новых технологий ИНТ ( HYPERLINK <http://www.l-micro.ru/> http://www.int-edu.ru).

  • 3. Цифровая лаборатория «Архимед»: Методические материалы. — М.: Институт новых технологий, 2007.

  • 4. Жилин Д. М. Практикум L-микро: Руководство для студентов. — М.: Изд-во МГИУ, 2006.

  • 5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 72–102.


Интеграция знаний: химические модели для изучения природных явлений

Авторы:

Гильманшина С.И.. Адрес: Казань. Место работы: Татарский гуманитарно-педагогический университет.

Миннуллин Р.Р.. Адрес: Казань. Место работы: СШ № 119.

Аннотация

Статья посвящена интеграции геолого-химических знаний школьников. Для простоты и наглядности в качестве моделей геологического процесса образования минералов представлены химические системы. Доступно разобран механизм химических реакций получения чередующихся полос в виде колец Лизеганга, напоминающих рисунок агата. Описано четыре опыта. В соответствии с общими положениями теории химического равновесия рассчитаны условия осаждения, сделан акцент на технике их выполнения и анализе результатов.

Ключевые слова:

интеграция геолого-химических знаний школьников, кольца Лизеганга, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Большая энциклопедия природы. Т. 12: Камни и минералы. — М.: Мир книги, 2004. — С. 6–7.

  • 2. Годовиков А. А., Рипинен О. И., Моторин С. Г. Агаты. — М.: Недра, 1987.

  • 3. Гильманшина С. И. Основы аналитической химии. — СПб.: Питер, 2006.

  • 4. Рубина Х. М., Добринская М. А., Романчук Л. А. Практикум по физической и коллоидной химии. — М.: Высшая школа, 1972.

  • 5. Воюцкий С. С. Курс коллоидной химии. — М.: Химия, 1976.


Внеклассная работа

О проведении предметных недель в сельской школе

Авторы:

Булакова Н. А.. Адрес: Курган. Место работы: ИПКиПРО Курганской обл..

Сычёва Т. В.. Адрес: Белозёрский р-н, Курганская обл.. Место работы: Памятинская СШ.

Аннотация

Организуя работу по планированию и проведению предметных недель в школе, учителя порой сталкиваются с проблемой их недостаточного нормативно-правового обеспечения. В статье предложено положение о проведении предметных недель, отражающее особенности организации внеклассной учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе, а также разработки некоторых мероприятий, которые можно провести в рамках недели биологии и химии.

Ключевые слова:

Предметные недели, положение о проведении предметных недель, малокомплектная школа.

Список литературы
  • Бегляров Г. А. Химическая и биологическая защита растений. – М.: Колос, 1983.

  • Васильев В. А., Филлипова Н. В. Справочник по органическим удобрениям. – М.: Россельхозиздат, 1984.

  • Габриелян О. С. Формы организации учебных занятий в сельской школе // Химия в школе – 1994. – № 1. – С. 35–37.

  • Никонов Л. А. и другие.??? Химизация сельского хозяйства и её перспективы // Химия в школе. 1989. – № 3. – С. 10.

  • Постников А. В. Химизация сельского хозяйства. – М.: Россельхозиздат, 1989.

  • Справочник агронома по защите растений. – М.: Агропромиздат, 1990.

  • Туликов А. М. Сорные растения и борьба с ними. – М.: Московский рабочий, 1982.

  • Устименко Г. В. и др. Основы агротехники полевых культур– М.: Просвещение, 1984.

  • Устименко Г. В., Кононков П. Ф., Фирсов И. П., Раздымалин И. Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур: учебное пособие для учащихся 9–10 кл. – М.: Просвещение, 1991.


Заседание «круглого стола» на экологическую тему

Авторы:

Кортунова Т. А.. Адрес: р. п. Светлый Яр. Место работы: Волгоградский медико-экологический техникум.

Аннотация

В сложившейся экологической остановке важнейшая задача – экологическое воспитание населения, формирование экологического мышления. Во внеурочное время учащиеся техникума участвуют в просветительской деятельности среди населения, в реализации природоохранных программ. Так, они провели заседание «круглого стола» на тему «Сохраним окружающую среду».

Ключевые слова:

Экология, внеурочная деятельность, «круглый стол».


Химический серпантин

Авторы:

Бакланова Л. В.. Адрес: Новосибирск.

Аннотация

На уроке систематизации и обобщения знаний по теме «Основные классы неорганических веществ» в 8-м классе или при повторении в 9-м классе можно предложить учащимся игру «Химический серпантин».

Ключевые слова:

Игра, химические реакции.


Дорога длиной в жизнь: от гимназистки до академика

Авторы:

Соколова О.Н..