Методика и обмен опытом

Путешествие по родному краю: мир химических элементов и веществ

Авторы:

Д. Д.. Адрес: г. Ульяновск. Место работы: Лицей при УлГТУ № 45.

Аннотация

Статья представляет сочинение одного из победителей федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 г.

Ключевые слова:

Химия, химические элементы, вещества, Ульяновская область.


Методика и обмен опытом

Сколько математики нужно в курсе химии

Авторы:

Л. И.. Адрес: Москва.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, связанные с недостаточной математической подготовкой старшеклассников и влияющие на результаты изучения химии. Приведены примеры заданий по химии, физике и математике, которые иллюстрируют требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, предъявляемые к предметным результатам освоения основной образовательной программы при изучении математики и естественных наук.

Ключевые слова:

Математическая подготовка, преобразование графической информации, расчётные химические задачи, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Список литературы
  • 1. Лисичкин Г. В., Гольдфельд М. Г. Постройте график! // Химия и жизнь. – 1970. № 4. - С. 83-88.

  • 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

  • 3. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия: 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.

  • 4. Габриелян О. С., Асанова Л. И. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. Углублённый уровень. 11 класс». - М.: Дрофа, 2016.

  • 5. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф, 2013.

  • 6. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=EA45D8517ABEB35140D0D83E76F14A41&theme_guid=ee1233059641e311b86b001fc68344c9&groupno=33

  • 7. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Профильный уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  • http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=2ef483029541e311b90c001fc68344c9&proj_guid=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B

  • 8. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Профильный уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  • http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B&theme_guid=2ef483029541e311b90c001fc68344c9&groupno=41&groupno=43

  • 9. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Физика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  • http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=38d100e29241e311a96a001fc68344c9&proj_guid=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38

  • 10. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2007.

  • 11. Аналитические материалы по результатам Национальных исследований качества образования по биологии и химии в 10 классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_fd637ba265c348719cd6d4237eb29fa7.pdf

  • 12. Рособрнадзор выявил серьёзные проблемы в преподавании химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4831615


Методика и обмен опытом

Внимание: ошибочные суждения в курсе химии

Авторы:

М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Аннотация

В статье рассмотрены распространённые в школьном курсе химии ошибочные мнения. Обсуждаются доказательства ошибок, причины их распространения, указывается правильная точка зрения, делаются выводы.

Ключевые слова:

Химия, общеобразовательная школа, заблуждения.

Список литературы
  • 1. Чукуров П. М. Гидроксиды меди // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.

  • 2. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Д. Ю. Добротина. – М.: Национальное образование, 2019.

  • 3. Ксензенко В. И., Стасиневич Д. С. Иод // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990 – Т.2. –.

  • 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://in-chemistry.ru/skachat-organicheskaya-himiya-tom-1-reut

  • 5. Гембицкий П. А. Стирол // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.

  • 6. Чукуров П. М. Меди оксиды // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. – М.: Сов. энцикл., 1990.

  • 7. Иоффе Д. В. Жиры животные // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.


Методика и обмен опытом

Практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебной деятельности

Авторы:

Л. В.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 1.

Аннотация

Применение практико-ориентированных заданий позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активный субъект учебно-познавательной деятельности. В статье раскрыты возможности и особенности применения практико-ориентированных задач для мотивации учебно-познавательной деятельности по химии, предложены практико-ориентированные задачи разных типов.

Ключевые слова:

Практико-ориентированные химические задачи, контекстные задачи, формирование компетентного поведения в повседневной жизни, стимулирование познавательных потребностей школьников.

Список литературы
  • 1. Хомякова И. Н. Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 32-34.

  • 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. - 2011. - № 4.- С. 23-27.

  • 3. Чекмарёва А. М. Использование химических задач в формировании здорового образа жизни // Химия в школе. - 2017. - № 1. - С. 31-39.

  • 4. Нечаев И. Рассказы об элементах. - М.: Детгиз, 1960.

  • 5. Бродерсен Г. Г. Производственная техно-химическая рецептура: Справочная книга для техников, химиков и кустарей / Под ред. проф. А. А. Калачёва.- М.-Л.: Государственное издательство, 1931.


Методика и обмен опытом

О реализации контекстного обучения при подготовке будущих учителей

Авторы:

И. С.. Адрес: Витебск. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Е. Я.. Адрес: Витебск. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

В статье представлена методическая система контекстного обучения будущих учителей химическим дисциплинам (на примере физической и коллоидной химии) и приведены примеры применения контекстного подхода при изучении общей и неорганической, органической и аналитической химии. Использование предложенного подхода способствует улучшению профессиональной подготовки будущих учителей химии.

Ключевые слова:

Химические дисциплины, контекстное обучение, предметно-специальные компетенции, предметно-методические компетенции, профессиональная компетентность.

Список литературы
  • 1. Борисевич И. С. Методическая система подготовки будущего учи-теля в процессе контекстного обучения химическим дисциплинам: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Минск, 2018.

  • 2. Борисевич И. С., Аршанский Е. Я. Физическая и коллоидная хи-мия: учеб. пособие / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Минск: Аверсэв, 2017.

  • 3. Шалашова М. М. Развитие профессиональных компетенций учителя-предметника // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 30-31.


Методика и обмен опытом

Химические изображения в геральдике городов России

Авторы:

А. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье раскрывается химическая составляющая в геральдике городов России. Рассмотрены встречающиеся на гербах городов символические изображения веществ и материалов, отражающих развитие исторических химических промыслов и химической промышленности страны.

Ключевые слова:

Химия, геральдика городов России.

Список литературы
  • 1. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. — М.: Планета, 1990.

  • 2. Символика регионов России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geraldika.ru

  • 3. Лукьянов П. М. Краткая история химической промышленности СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.

  • 4. Из истории мыловарения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.okrugshuya.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=45841

  • 5. Никитина Н. Шведские тайны русского города. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kashin-grad.ru/ugolok-kraeveda/statya85/

  • 6. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. — Ленинград: Госхимиздат, 1949.


Методика и обмен опытом

Как мы организуем проектную деятельность

Авторы:

А. А.. Адрес: Новороссийск. Место работы: Гимназия № 5.

Е. С.. Адрес: Новороссийск. Место работы: Гимназия № 5.

Аннотация

Эссе о химическом элементе написано ученицей к 150-летию создания периодического закона и Периодической системы химических элементов. Это результат творческого проекта, реализующего межпредметные связи между химией и литературой, объединяющего химические знания и литературные способности учащегося. Аналогичные проекты могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности по химии.

Ключевые слова:

Элемент, атом, модификации.

Список литературы
  • 1. Кузьмина Т. В. Мини-проекты на уроках // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 11-14.

  • 2. Мордвинова Н. В. Урок по теме «Многоликий углерод» // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 28-31.

  • 3. Самофалова Н. Н. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 55-58.


Методика и обмен опытом

О таблицах растворимости неорганических и органических веществ

Авторы:

Е. Ю.. Адрес: г. Макеевка. Место работы: Средняя школа № 4.

Аннотация

Таблица растворимости – важное справочное средство, используемое при обучении химии в школе. В отличие от других справочных материалов, таблицы растворимости из различных источников зачастую могут содержать противоречивые данные о растворимости. В статье приводятся некоторые противоречия, которые часто встречаются в таблицах растворимости неорганических веществ, а также предлагается вниманию читателей вариант реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся, заключающийся в составлении таблицы растворимости органических кислот и их солей в воде.

Ключевые слова:

Таблица растворимости, растворимость органических кислот и их солей в воде, растворимость неорганических веществ.

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Под. ред. проф. Н. Е. Кузьменко и акад. РАН В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.

  • 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  • 3. Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. - Т. 2: Химия непереходных элементов: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

  • 4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов ; Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Химия, 2000.

  • 5. Коган В. Б., Фридман В. М., Кафаров В. В. Справочник по растворимости. Т. 1. Бинарные системы. Книга первая. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961.

  • 6. Лукьянова Л. А. Готовность учителей к организации исследовательской деятельности школьников // Вестник ЧГПУ им И. Я. Яковлева. – 2016. - № 1 (89). – С. 122-130.

  • 7. Лебедева О. В. Формирование методической компетентности учителя в области организации исследовательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. - № 5 (2). – С. 403-406.

  • 8. Коган В. Б., Фридман В. М., Кафаров В. В. Справочник по растворимости. Т. 1. Бинарные системы. Книга вторая. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1962.

  • 9. Справочник химика. Основные свойства неорганических и органических соединений. Изд. 3-е испр. Т. 2. / Под ред. Б. П. Никольского. Л.: Химия, 1971.


Методика и обмен опытом

Об использовании в учебном процессе элементов исследования

Авторы:

Т. И.. Адрес: г. Гянджа, Азербайджанская Республика. Место работы: Гянджинский государственный университет.

Аннотация

В результате исследования установлено, что систематическое применение элементов исследования на уроках способствует не только умственному развитию, но и формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, творческие способности.

Ключевые слова:

Методика преподавания химии, элементы исследования, самостоятельность, умственное развитие, систематичность, демонстрационные опыты, лабораторные опыты, проблемные ситуации, обобщение, гипотезы.

Список литературы
  • 1. Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных школ. - Баку, 2019.

  • 2. Байбакова Ю. А. Из опыта проведения урока-исследования // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 32-35.

  • 3. Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 27-30.

  • 4. Общая методика обучения химии: пособие для учителей / под ред. Л. А. Цветкова. – М., 1981.

  • 5. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: ч. 1-2. - Баку, 2014-2015.


Методика и обмен опытом

Решение задач с буквенными обозначениями

Авторы:

Э. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье приводятся тексты задач с буквенными обозначениями, а иногда даже и без буквенных обозначений, но с запросом цифрового ответа. Приведены подробные решения этих задач на основе ранее опубликованных приёмов.

Ключевые слова:

Расчётные задачи, комбинированные задачи, буквенные обозначения.

Список литературы
  • 1. Злотников Э. Г. Решение задач по стехиометрической схеме // Химия в школе. – 2012. - № 5. – С. 37-41.

  • 2. Злотников Э. Г. Решение стандартных задач нестандартным способом // Химия в школе. – 2011. - № 2. – С. 42-46.

  • 3. Жукова Н. И. Основные подходы к решению расчётных задач // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 41-42.


Методика и обмен опытом

Эти нелюбимые задачи на «избыток-недостаток»

Авторы:

И. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

Задачи, в условии которых указано избыточное количество одного из реагентов, вызывают у обучающихся затруднения. Автор делится приёмами обучения решению таких задач.

Ключевые слова:

Задача, химическая реакция, реагент, продукт реакции, количество вещества, избыток вещества, недостаток вещества.


Методика и обмен опытом

Фонд Андрея Мельниченко: методические мастер-сессии для учителей

Аннотация

Информация о методических мастер-сессиях для учителей химии и физики, организованных в Кемерово, Невинномыске и Новомосковске Фондом Андрея Мельниченко при поддержке журнала «Химия в школе», департамента образования и науки Кемеровской обл. и управлений образованием администраций г. Невинномысска и Новомосковска.

Ключевые слова:

Фонд андрея мельниченко, мастер-сессия, инновационные практики преподавания естественно-научных предметов, обмен профессиональным опытом.


Консультация

Прогнозирование продуктов ОВР

Авторы:

Л. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Т. Г.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена совершенствованию умений прогнозировать продукты ОВР при выполнении выпускниками задания № 30 ЕГЭ по химии.

Ключевые слова:

Окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, восстановитель, окислитель, прогнозирование, продукты реакции.

Список литературы
  • 1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. Учебник. — СПб.: Лань, 2014.

  • 2. Веколова В. В. К изучению ОВР в курсе неорганической химии // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 44-46.

  • 3. Шульчус A. О взаимодействии металлов с кислотами. // Химия в школе. —2018. — № 2. — С. 39-42.


Внеурочная деятельность

Физико-химические методы исследования состава биологических объектов

Авторы:

О. К.. Адрес: Чита. Место работы: Читинская государственная медицинская академия.

Н. Н.. Адрес: Чита. Место работы: Читинская государственная медицинская академия.

Е. А.. Адрес: Чита. Место работы: Читинская государственная медицинская академия.

Аннотация

В статье рассматриваются спектрофотометрические и колориметрические методы исследования белковых молекул, имеющие многолетнюю историю и широко используемые в лабораторной практике. Но существует ряд принципиальных моментов, которые следует учитывать при выборе метода, и это позволит определять содержание белка с высокой степенью чувствительности и надёжности. Приведены также описания научно-исследовательского проекта с примерными расчётами и калибровочными графиками содержания белка в растворе для дальнейшего использования в проектной деятельности учащихся старших классов.

Ключевые слова:

Научно-исследовательская работа, исследование, проект, белки, аминокислоты, методы определения содержания белка, цветные реакции на белки.

Список литературы
  • 1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (в редакции от 29.06.2017).

  • 2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования — Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).

  • 3. Северина Е. С. Биохимия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — С. 592-597.

  • 4. Дроздова Т. М., Влощинский П. Е., Позняковский В. М. Физиология питания: Учебник. — М.: ДеЛи плюс, 2012.

  • 5. Lowry O. H. et al. Protein Measurement with the Folin Phenol Reagent // Journal of Biological Chemistry. — 1952. — Vol. 193. — P. 265-275.

  • 6. Bradford M. M. A Rapid and Sensitive Method for the Quantitation of Microgram Quantities of Protein Utilizing the Principle of Protein-Dye Binding // Anal. Biochem. — 1976. — Vol. 72. — P. 248-254.

  • 7. Биссвангер Х. Практическая энзимология. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — С. 182-184.

  • 8. Воскресенская О. Л., Алябышева Е. А., Половникова М. Г. Большой практикум по биоэкологии. Учебное пособие. Часть 1. — Йошкар-Ола: Мар.ГУ, 2006.


Внеурочная деятельность

Исследовательский проект «Определение содержания нитратов в овощах»

Авторы:

О. А.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева.

В. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева.

Н. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева.

Аннотация

Курс химии средней школы обладает большим потенциалом для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. В статье предложено описание учебно-исследовательского проекта по определению содержания нитратов в различных овощах (картофель, морковь и т.д.).

Ключевые слова:

Учебный исследовательский проект, экологическое образование, нитраты.

Список литературы
  • 1. Ляндзберг А. Р., Ашик Е. В., Кокорева А. В. Экологическая химия: дополнительные материалы к урокам // Химия в школе. — № 9. — 2015. — С. 18-22.

  • 2. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический. — Волгоград: Учитель, 2019.

  • 3. Нечаева Г. А. Элементы экологического мониторинга на уроках // Химия в школе. — 2015. — № 9. — С. 52-57.

  • 4. Самойленко Г. Ю., Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Исследовательский проект экологической направленности // Химия в школе. — 2017. — № 4. — С. 55-57.

  • 5. Алексеенко А. А., Баян Е. М., Сажнева Т. В. Эколого-химическая характеристика родников: исследовательская работа // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 70-73.


Химический эксперимент

Из опыта работы предметной школы «Юный химик»

Авторы:

О. М.. Адрес: г. Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

А. В.. Адрес: г. Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Н. М.. Адрес: г. Орехово-Зуево. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Аннотация

В статье приводятся пример занятия в предметной школе по химии для учащихся 10-11 классов по теме «Цветные реакции на белки и аминокислоты». Предложена техника и методика учебного эксперимента по данной теме.

Ключевые слова:

Аминокислоты, белок, качественные реакции, пептидные связи.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое обра-зование (с двумя профилями подготовки). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html

  • 3. Короткова А. В. Лабораторный практикум по био-логической химии для студентов фармацевтического факультета. Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий студентов фармацевтического факультета по биологической химии. — ГГТУ, 2015.

  • 4. Биохимия: Учебник. Под ред. чл.-корр. РАН. проф. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.


Химический эксперимент

Естественно-научный эксперимент в организации работы с младшими школьниками

Авторы:

А. И.. Адрес: Калининград. Место работы: Лицей № 23.

Аннотация

В статье раскрываются дидактические и методологические особенности естественнонаучного эксперимента в системе начального общего образования. Устанавливается роль эксперимента в качестве метода исследовательской деятельности в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Ключевые слова:

Естественно-научный эксперимент, исследовательская деятельность, младший школьник.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011.

  • 2. Мычко Е. И., Павлютенко А. И. Исследовательская активность младшего школьника в контексте требований современного образования. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования / Под ред. Е. А. Левановой. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта. — 2015. — Вып. 35. — С. 38-41.

  • 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

  • 4. Комплект лабораторного оборудования Cornelsen Experimenta. Тепловые явления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/Hjqin

  • 5. Комплект лабораторного оборудования Mekruphy GMBH. Тепловые явления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mekruphy.de/waerme-1.html


Химический эксперимент

Качественные реакции в учебно-исследовательской деятельности

Авторы:

Г. Г.. Адрес: станица Новопашковская. Место работы: Средняя общеобразовательная школа № 8 им. С. Г. Хребто.

Аннотация

В статье дано описание эксперимента по приготовлению почвенной вытяжки и проведению качественных реакций на катионы и анионы. Данный эксперимент рекомендуется для начальной стадии организации учебно-исследовательской работы по химии.

Ключевые слова:

Исследование почвы, почвенная вытяжка, кислотность почвы, качественные реакции.

Список литературы
  • 1. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. – 2018. - № 3. – С. 41-44.

  • 2. Самофалова И. А., Рогизная Ю. А. Лабораторно-практические занятия по химическому анализу почв: учебное пособие. — Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013.

  • 3. Прожорина Т. И., Затулей Е. Д. Лабораторный практикум для вузов. В 2 ч. — Воронеж, Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009.

  • 4. Пустовит С. О. Экспресс-анализ объектов окружающей среды: формирование познавательных умений учащихся // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 49-52.


Из истории химии

Роман инженера Толстого

Авторы:

И. А.. Адрес: Аксайский район. Место работы: Гимназия № 3 им. Н. Д. Гулаева.

Аннотация

В статье даётся представление о геохимической модели внутреннего строения Земли и её отражении в научно-фантастической литературе.

Ключевые слова:

А н толстой, «Гиперболоид инженера Гарина», оливиновый пояс, радий, радиоактивность.

Список литературы
  • 1. Rutherford E. Radio-activity. Cambridge, 1905.

  • 2. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 3. Аксёнов Г. П. Вернадский. — М.: Молодая гвардия, 2010.

  • 4. Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина. — Махачкала, Дагестанское кн. изд-во, 1970.

  • 5. Свердлов М. Как читать А. Н. Толстого? [Электрон-ный ресурс]. — Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=199900401

  • 6. Толстой А. Н. Аэлита. Союз пяти. — Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1981.

  • 7. Гаврилов В. П. Путешествия в прошлое Земли. — М.: Недра, 1987.

  • 8. Герасимов В. Писатели и наука. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=199900701