О создании индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников

Авторы:

Сафина Л. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассматривается необходимость внедрения в образовательный процесс школы элективных курсов по химии как индивидуальных образовательных маршрутов на старшей ступени обучения школьников. Описаны методические рекомендации к проведению занятий элективных курсов по химии в разных формах, а также описано, как активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятиях.

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность, элективные курсы, химия, профильное обучение.

Список литературы
  • 1. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Химия. - М.: Дрофа, 2007.

  • 2. Якунина И. И. Из опыта использования личностно ориентированных технологий обучения // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 19–22.

  • 3. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении. – Казань. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazanоbr.ru/nоdе/78 (дата обращения: 09.03.2018).

  • 4. Анкушева Н. П. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации // Химия в школе. — 2014. — № 4. — С. 37–39.

  • 5. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2012.


Наука и промышленность

Угольная энергетика России

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены современные способы добычи и обогащения угля, классические и отечественные технологии его использования в теплоэнергетике.

Ключевые слова:

Уголь, угольный метан, добыча, обогащение, сжигание, термококс.

Список литературы
  • 1. Итоговое заседание расширенной Коллегии Минэнерго России. 06.04.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://energybase.ru/

  • 2. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/ 2014/06/27/ ugol-site-dok.html

  • 3. Плакиткина Л.С. Кузнецкий угольный бассейн: состояние в 2015 г. и перспективы развития добычи угля в период до 2035 г. // Уголь Кузбасса. — 2016. — № 01. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uk42.ru/index.php?id=2667.

  • 4. О перспективах добычи в России угольного газа, перспективный газ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/ production/extraction/metan/

  • 5. Усольцева И.О., Передерин Ю.В., Крайденко Р.И. Обогащение углей: современное состояние технологий // Ползуновский вестник. — 2017. — № 3. — С. 131-136.

  • 6. ГОСТ Р 54204-2010 Ресурсосбережение. Каменные и бурые угли. Наилучшие доступные технологии сжигания.

  • 7. Бурдуков А.П. и др. Использование механоактивированных углей микропомола в энергетике // Ползуновский вестник. — 2010. — № 1. — С. 93-98.

  • 8. Долинский А.А., Халатов А.А. Водоугольное топливо: перспективы использования в теплоэнергетике и жилищно-коммунальном секторе // Ком-мунальная и промышленная теплоэнергетика. — 2007. — № 5. — С. 70-79.

  • 9. Промтов М.А. Перспективы применения кавитационных технологий для интенсификации химико-технологических процессов // Вестник ТГТУ. — 2008. — Т. 14. — № 4. — С. 861-869.

  • 10. Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984.

  • 11. Исламов С. В топку с пользой. Уголь не навредит природе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/gazeta/rg-spec/2016/12/22/2.html

  • 12. OOO «Термококс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: termokoks.ru


Наука и промышленность

О способах получения водорода

Авторы:

Осадченко И. М.. Адрес: Волгоград. Место работы: Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции.

Лябин М. П.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Аннотация

В статье приведены сведения о различных методах получения водорода, используемых в лаборатории и в промышленности.

Ключевые слова:

Водород, получение водорода.

Список литературы
  • 1. Осадченко И.М. Основные направления развития способов получения газообразного водорода, его свойства и применение // Альманах-2017. – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2017. — С. 135-144.

  • 2. Тунгусова Л.И. и др. Сравнительные оценки различных методов гидролизного получения водорода // Химическая промышленность. — 2003. — Т. 80 — № 9 — С. 14-18.


Методика и обмен опытом

О реализации метапредметного подхода при обучении химии

Авторы:

Панькина В. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Жукова Н. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Ляпина О. А.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Аннотация

Авторы статьи указывают на необходимость использования метапредметного подхода при изучении химии. На основе анализа литературы представлены структура и содержание метапредметов «Знание» и «Знак». С использованием обозначенных категорий рассматривается учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках химии при изучении темы «Оксиды».

Ключевые слова:

Метапредметный подход, метапредмет «Знание», метапредмет «Знак».

Список литературы
  • 1. Баринова Е. А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 8. – С. 9 – 14.

  • 2. Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование. – 2013. – № 4. – С. 157–171.

  • 3. Кононенко Л. В., Самбурова Е. В., Юнусов Х. Б. Метапредметность: опыт, реализуемый в жизни // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 50-54.

  • 4. Прокудина Ю. А. Концептуальные подходы к формированию метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Университета Российской академии образования. – 2012. – № 1. – С. 35–37.

  • 5. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.

  • 6. Панькина В. В., Жукова Н. В., Синичкин Д. Е. Формирование исследовательских умений у учащихся 9-х классов на уроках химии // Перспективы науки и образования. – №2 (32). - 2018. – С. 129-133. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/

  • 7. Каверина А. А. Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов // Химия в школе. – 2017. - № 10. - С. 11-18.


Методика и обмен опытом

Учим выпускников размышлять

Авторы:

Стрельникова Е. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 57.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые типичные ошибки выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по химии, причины этих ошибок и способы их профилактики.

Ключевые слова:

Егэ по химии, типичные ошибки, подготовка к ЕГЭ по химии.


Методика и обмен опытом

О формировании навыков смыслового чтения

Авторы:

Александрова Е. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития навыков смыслового чтения при работе с химическими текстами. В качестве примера автор приводит короткий текст о Мёртвом море и разнообразные учебные задания на основе данного текста.

Ключевые слова:

Смысловое чтение, Мёртвое море, растворы, растворимость, биологическая роль растворов, экология.

Список литературы
  • 1. Асанова Л.И., Снигирёва Е.М. Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач // Химия в школе. — 2016. — № 9. — С. 10-14.

  • 2. Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 20–26.

  • 3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2012.

  • 4. Мёртвое море / Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/MERTVOE_MORE.html

  • 5. Лопатина А.Б. Особенности химического состава Мёртвого моря и свойства комплекса DN-1 // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 11-2. — С. 149-152.

  • 6. Мёртвое море умирает вновь / Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/mertvoe-more-umiraet-vnov


Методика и обмен опытом

Развитие регулятивных умений для повышения качества химических знаний

Авторы:

Кортунов Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье дано краткое описание методики развития саморегуляции учебной деятельности учащихся при освоении школьного курса химии. Приведены примеры заданий с предметным содержанием, ориентированных также на оценку регулятивных умений.

Ключевые слова:

Саморегуляция учебной деятельности, регулятивные умения, дифференцированные задания.

Список литературы
  • 1. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). – М.: Когито-Центр, 2004.

  • 2. Seyhan S. G. Effects of self-regulatory strategy on prospective teachers’ chemistry self-efficacy according to class level and gender // Journal of Education and Training Studies. – 2016. – Vol. 4. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.11114/jets.v4i3.1213

  • 3. Кортунов Г.М., Боровских Т.А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.

  • 4. Кортунов Г.М., Боровских Т.А. Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2018. – № 5. – С. 9-12.


Методика и обмен опытом

Об организации учебно-исследовательской деятельности

Авторы:

Дробышев Е. Ю.. Адрес: г. Макеевка. Место работы: СШ № 4.

Чернышев Д. А.. Адрес: Донецк. Место работы: Донецкий национальный университет.

Аннотация

Учебно-исследовательская деятельность в школе – один из эффективных инновационных способов обучения, дающий хорошие результаты как в плане мотивации учащихся, так и в плане развития их исследовательских навыков, исследовательского поведения личности в целом. В статье описаны дидактические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности по таким видам, как проектная, проектно-исследовательская, исследовательская. Приводятся цели и образовательные результаты по каждому виду учебно-исследовательской деятельности, их сходства и различия.

Ключевые слова:

Учебно-исследовательская деятельность, инновации в обучении, проектная деятельность школьников, проектно-исследовательская деятельность школьников.

Список литературы
  • 1. Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 27-30.

  • 2. Миронова А. М. Исследовательская деятельность как способ развития интеллектуально одарённых школьников // Вестник ТГПУ. – 2016. - № 12 (177). – С. 28-32.

  • 3. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2008. - № 5. – С. 123-126.

  • 4. Паршутина Л. А. Формирование естественно-научной грамотности учащихся в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. - № 2. – Т. 1. – С. 58-64.

  • 5. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. - № 42. – С. 30-35.

  • 6. Семёнова Е. А. Возможности школьной естественно-научной лаборатории для организации исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 60-64.

  • 7. Галахова О. Б. Исследовательская деятельность учащихся в условиях дополнительного образования // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 70-74.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения комплексных соединений

Авторы:

Клименко М. Е.. Адрес: г. Хабаровск. Место работы: Гимназия № 3 имени М. Ф. Панькова.

Аннотация

Автор предлагает разработку трёх уроков по данной теме. Приведено содержание лекции, задания для закрепления материала и методика проведения опытов по получению комплексных соединений.

Ключевые слова:

Комплексные соединения, задания для закрепления, получение комплексных соединений.

Список литературы
  • Бабков А. В., Доброхотов Д. А., Попков В. А. Комплексные соединения с полидентатными лигандами // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С. 4-7.

  • Дубцова Ю. Ю., Дубинин Ю. В. Химический практикум как элемент профильного естественно-научного образования // Химия в школе. – 2017. -. № 2. - С. 51-53.

  • Медведев Ю. Н., Исайчев М. В. Изополисоединения в современной координационной химии // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 4-10.


Методика и обмен опытом

Расчётные задачи: химические превращения в газовых смесях

Авторы:

Ларионов П. М.. Адрес: Минск. Место работы: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.

Аннотация

В статье рассмотрена методика решения задач на химические превращения в газовых смесях, обозначены основные ошибки, возникающие в ходе решения, а также даны рекомендации, которые позволяют упростить решение задач. На конкретных примерах рассмотрены типовые задачи, в ходе описания которых можно отследить логику решения.

Ключевые слова:

Газовые смеси, химические превращения, закон сохранения энергии.

Список литературы
  • Врублевский А. И. Тренажёр по химии. - Минск: Красико-Принт, 2009.

  • Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 25-32.

  • Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. - № 10. – С. 33-38.


Методика и обмен опытом

Формирование элементов медицинских знаний при обучении химии

Авторы:

Тагиев Т. И.. Адрес: Гянджа, Азербайджанская Республика. Место работы: Гянджинский государственный университет.

Аннотация

В результате проведённых исследований установлено, что на уроках химии в общеобразовательных школах возможно осуществлять обобщение медицинских знаний.

Ключевые слова:

Медицинские знания, здоровье, обучение химии, медицинские понятия, обобщение, загрязнение, загрязнители, отрава, отравление.

Список литературы
  • 1. Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7 класса общеобразовательных школ. - Баку, 2017.

  • 2. Тагиев Т. И. Использование основ медицинских знаний при изучении химии // Химия в школе. – 2017. - № 2. - С. 8-00.

  • 3. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: Учебник для студентов. - Баку, 2014.


Методика и обмен опытом

О системе домашних заданий с использованием Интернета

Авторы:

Городенская А. С.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1357.

Аннотация

Статья посвящена проблеме выполнения учащимися домашних заданий по химии. Показана важность самостоятельного выполнения домашних заданий не только для успешного освоения предмета, но и для развития познавательной активности школьника. Представлены способы повышения интереса к домашней работе по химии и вовлечения всех учащихся в активную, самостоятельную познавательную деятельность.

Ключевые слова:

Домашняя работа, самостоятельность, познавательный интерес, информация, познавательная активность.

Список литературы
  • Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 21–23.

  • Нечитайлова Е. В. Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 18–??.

  • Пухальская Н. В., Шерман М. М. Дистанционный межшкольный исследовательский проект // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 74–79.


Консультация

О квантово-химических моделях атомов и молекул

Авторы:

Яблоков В. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Захарова О. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Аннотация

В статье рассматриваются квантово-химические модели атомов, молекул, позволяющие понять сущность химических превращений вещества на атомном и молекулярном уровне его организации.

Ключевые слова:

Атом, молекула, типы химических связей, атомная орбиталь, гибридизация атомных орбиталей, модели химических реакций.

Список литературы
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: «Лабиринт», 1999.

  • Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: «Смысл», 2000.

  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003.

  • Прокофьев В.Ф. Человек — управляемый биокомпьютер? // Вестник международной академии наук (русская секция). — 2008. — №1. — С. 1-21.

  • Яблоков В.А., Захарова О.М. Системная организация содержания обучения химии // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. —2016. — № 5(23). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3174.

  • Яблоков В.А., Захарова О.М. Квантово-химические модели атомов и молекул // Universum: Психология и образование: научный журнал. — 2017. — №5 (35). — С. 20-26.


Внеурочная деятельность

Исследование средств для бритья на занятиях элективного курса

Авторы:

Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье представлены материалы для организации учебного исследования косметической продукции для бритья. Теоретические сведения включают описание классификации, органолептических и физико-химических показателей средств для бритья. Экспериментальная часть содержит методики изучения упаковок, органолептического исследования, обнаружения некоторых компонентов (непредельные карбоновые кислоты, глицерин, этанол), количественного определения показателей качества (водородный показатель (рН), пенное число и устойчивость пены, плотность масел для бритья).

Ключевые слова:

Парфюмерно-косметические изделия, средства для бритья, маркировка упаковок, органолептическое исследование, непредельные карбоновые кислоты, глицерин, этанол, водородный показатель (рН), пенное число и устойчивость пены, плотность масел для бритья.

Список литературы
  • 1. Алёхина Е.А. Изучение состава и определение качества губных помад // Химия в школе, – 2010, – № 1. – С. 52-59.

  • 2. Алёхина Е.А. Исследование парфюмерно-косметической продукции на занятиях элективного курса по химии // Химия в школе. – 2018. – № 8. – С. 51-58.

  • 3. ГОСТ 31692-2012. Продукция косметическая для бритья. Общие технические условия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200098758.

  • 4. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200008312.

  • 5. ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические. Метод определения водородного показателя, рН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200022365.


Внеурочная деятельность

Исследуем качество мёда

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СОШ №109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермская ГАТУ им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

В статье предложен материал для организации исследовательской деятельности школьников. Авторы описывают исследование органолептических и некоторых физико-химических свойств мёда с целью оценки качества этого полезного пищевого продукта.

Ключевые слова:

Мёд, органолептический анализ, физические и химические показатели качества, определение качества мёда.

Список литературы
  • 1. ГОСТ 19792-2017. Мёд натуральный. Технические условия.

  • 2. ГОСТ25629-2014. Пчеловодство. Термины и определения.

  • 3. Захарова Н.И. Советы покупателю при выборе мёда. – М.: Просвещение, 2004.

  • 4. Чепурной И.П. Заготовка и переработка мёда. – М.: Агропромиздат, 1987.

  • 5. Солодова Н.И., Волкова Н.А., Волков В.Н. Как определить качество мёда // Химия в школе. – 2001. – № 2. – С. 64–68.

  • 6. ГОСТ 31774-2012. Мёд. Рефрактометрический метод определения воды.

  • 7. Микеладзе И.П. Исследование качества мёда // Химия в школе. – 2013. – № 1. – С. 54-59.

  • 8. ГОСТ 31770-2012. Мёд. Метод определения электропроводности (с поправкой).

  • 9. ГОСТ Р 54386-2011 Мёд. Методы определения активности сахаразы, диастазного числа, нерастворимого вещества.

  • 10. ГОСТ 32167-2013. Мёд. Метод определения сахаров.


Из истории химии

Периодический закон: история и современность

Авторы:

Фадеев Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Лебедев Ю. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Аннотация

Статья посвящена 150-летию открытия Д.И. Менделеевым периодического закона. Подробно рассмотрены история открытия, три периода в изучении периодичности, современное понимание периодического закона.

Ключевые слова:

Периодический закон, электронное строение атома, нуклидо-электронные системы, анти-материя.

Список литературы
  • 1. Менделеев Д. И. Основы химии. Изд.13-е (5-е посмертное). – М.- Л.: Гос. научно-техническое издательство химической литературы, 1947. – Т. 2 – С. 80.

  • 2. Менделеев Д. И. Основы химии. 8-е издание, вновь исправленное и дополненное, – СПб., Типо-литография М. П. Фроловой, 1906.

  • 3. Баринов С. М. и др. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины. // Под ред. Ю. А. Лебедева. – М.: Русский язык, 1987. – С. 478.

  • 4. Anderson C. D. The positive electron // Phys. Rev. – 1933. – Vol. 43. – P. 491.

  • 5. Chamberlain O. et al. Observation of Antiprotons // Phys. Rev. – 1955. – Vol.100. – P.947.

  • 6. Грушина А. Антиводород: новая эра экспериментов с антиматерией // Наука и жизнь. – 2017. – №1.

  • 7. Ahmadi M. et al. Observation of the 1S–2S transition in trapped antihydrogen // Nature. – 2017. – Vol. 541. – Pp. 506-510.