Образовательные программы СИБУРа для школьников и учителей

Авторы:

Воротникова Ю. С.. Адрес: Москва. Место работы: Корпоративный университет СИБУРа.

Аннотация

Компания СИБУР обращает большое внимание на реализацию различных программ в области образования, нацеленных на стимулирование у школьников интереса к предметам естественно-научного цикла, в частности, выделяет гранты на реализацию образовательных проектов в рамках программы «Формула хороших дел». В статье представлены эти проекты.

Ключевые слова:

интерес к химии, СИБУР, программа «Я люблю химию».


Методика и обмен опытом

О моделях обучения химии в современной школе

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Степанов С. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Московский городской педагогический университет.

Аннотация

В статье рассматривается сущность репродуктивной и продуктивной моделей обучения химии, а также последствия реализации учителем этих моделей.

Ключевые слова:

модели обучения химии, репродуктивное обучение, творческое познание, воспитание созидающей личности.


Методика и обмен опытом

Мини-проекты на уроках

Авторы:

Кузьмина Т. В.. Адрес: Тверская обл., с. Киверичи. Место работы: Киверичская СШ.

Аннотация

Чаще всего учащиеся разрабатывают проекты во внеурочное время в течение нескольких месяцев, а то и года. На уроках же можно организовать работу школьников над мини-проектами. В качестве примера приведён урок усвоения новых знаний по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций».

Ключевые слова:

проектная деятельность, классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена, усвоение новых знаний.

Список литературы
  • Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • http://www.metod-kopilka.ru/proekt_uroka_po_himii_v_8_klasse_po__teme_klassifikaciya_himicheskih_reakciy_po_chislu_i-24926.htm

  • http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/01/07/publichnaya-prezentatsiya-po-teme-proektnaya-deyatelnost-na


Методика и обмен опытом

К методике обучения решению задач на вывод формулы вещества

Авторы:

Ларионова В. М.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности структуры и содержания задач на вывод формулы вещества, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ по химии. Раскрываются затруднения, возникающие у учащихся Калужской области при решении задач данного типа, и возможные причины допускаемых ошибок. С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержания школьного курса химии обозначены возможности и основные направления совершенствования умений решать расчётные задачи на вывод формулы вещества.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен по химии, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, химические задачи, качество обучения химии, умение решать расчётные задачи по химии.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx

  • 2. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2014 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2014.

  • 3. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2015 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2015.

  • 4. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989.

  • 5. Подрезова И. М. Методы решения задач по химии. Задачи на вывод химической формулы вещества. Открытый урок. «Первое сентября». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/529470/по УВР

  • 6. Ахметов М. А. Задачи на вывод формулы вещества: самоучитель (Серия: готовимся к ЕГЭ по химии). – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.

  • 7. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: – М.: Дрофа, 2002.

  • 8. Шатенштейн А. И. Теории кислот и оснований: История и современное состояние. – М., Л.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1949.


Методика и обмен опытом

Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Стаханова С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Аннотация

В статье рассматриваются изменения в экзаменационной модели Единого государственного экзамена по химии, имевшие место в 2017 г. Приводится информация о новых типах заданий в экзаменационной работе 2018 г., рассматриваются методические подходы к оцениванию новых заданий. Статья будет полезна не только для учителей, но и для старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по химии в 2018 г.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен по химии, реакции окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена, сокращённые ионные уравнения реакций, критерии оценивания экзаменационных заданий.

Список литературы
  • 1. Демонстрационный вариант Контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • 2. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy


Методика и обмен опытом

Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов»

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский технологический университет.

Браташ Г. С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский технологический университет.

Аннотация

Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме по теме «Получение и собирание газов». Показаны преимущества использования данной образовательной технологии.

Ключевые слова:

задания в тестовой форме, краткие учебные тексты, педагогическая технология, методы получения и собирания газов, получение кислорода в лаборатории, получение азота, довузовская подготовка.

Список литературы
  • 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические измерения. – 2012. – № 2. – С. 75–91.

  • 2. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в новых аттестационных технологиях // Педагогические измерения. – 2014. – № 4. – С. 3–15.

  • 3. Ганина Н. В. Тексты и задания в тестовой форме по теме «Промышленные способы получения веществ» // Педагогические измерения. – 2012. – № 1. – С. 90–97.

  • 4. Ганина Н. В. Учебные тексты и тестовые задания к ним // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 41–46.

  • 5. Ганина Н. В. Квантованные учебные тексты по химии как новая учебная технология в системе самоподготовки // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2013. – т.1. – С. 169–170.

  • 6. Ганина Н. В. Тестовые задания при смешанном обучении // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 28–31.


Методика и обмен опытом

О реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения

Авторы:

Жукова Н. В.. Адрес: г. Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева.

Садомская Е. Г.. Адрес: Республика Мордовия. Место работы: Анненковская основная общеобразовательная школа.

Аннотация

В статье рассмотрено использование принципа индивидуализации обучения в условиях преподавания химии в малочисленной сельской школе, приведены дифференцированные задания на примере раздела «Атомы химических элементов» (8 класс).

Ключевые слова:

принцип индивидуализации обучения, дифференциация обучения, методы обучения химии, малочисленная школа.

Список литературы
  • 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998.

  • 2. Суворова Г. Ф. Своё неповторимое лицо // Народное образование. – 1996. – № 7. – С. 51-53.

  • 3. Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для рук. и учителей сел. шк. – М.: АРКТИ, 2000.

  • 4. Хайрутдинова Р. С. Технологический подход как средство индивидуализации обучения в сельской школе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2002.


Консультация

Химия без логических разрывов. Гидролиз солей как реакция, обратная реакции нейтрализации

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одарённости детей РАО, Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Аннотация

Гидролиз солей в водных растворах рассматривается с позиций химического равновесия – как реакция, обратная реакции нейтрализации. Приведены ионно-молекулярные уравнения гидролиза, в том числе ступенчатого. Обсуждается применимость основных качественных и количественных закономерностей химического равновесия к описанию гидролиза солей. Приведён метод расчёта рН в растворе гидролизующейся соли.

Ключевые слова:

гидролиз солей, нейтрализация, химическое равновесие, принцип Ле Шателье, сильные и слабые кислоты и основания, степень гидролиза, константа гидролиза, рН раствора соли.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие // Химия в школе. – 2016. – № 2. – С. 9-17.

  • 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Кислотно-основное равновесие в растворах и шкала рН // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 45-52.

  • 3. Справочник биохимика: Пер. с англ. / Досон Р., Элиот Д., Элиот У., Джонс К. – М.: Мир, 1991. – С. 371.

  • 4. Справочник химика / Под ред. Никольского Б. П. - М.: Химия, 1965, том III. – С. 79-80, 176.

  • 5. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Превращения энергии в химических реакциях // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 6-13.

  • 6. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 113.

  • 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru / Коллекции / Предметные коллекции. Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты / Гидролиз / Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.


Внеурочная деятельность

Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием

Авторы:

Панфилова Л. В.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Нелюбина Е. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассматривается проблема применения моделирования при проведении практических работ на внеурочных занятиях с экологическим содержанием. Даны рекомендации по проведению практических работ по моделированию экологического состояния водоёма, воздуха, почвы, состояния деревьев в окрестностях автодороги; элементов экосистемы по выбору.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, экологическое содержание, методика обучения химии, моделирование.

Список литературы
  • Нелюбина Е. Г., Сафина Л. Г., Кузнецова Г. В. Современные педагогические технологии обучения химии: учебно-методическое пособие. – Самара: Из-во СГСПУ, 2016.

  • Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/

  • Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Специалист, 2009.

  • Nelyubina E. G., Safina L.G., Panfilova L. V. et al. In-University quality management system of education based on the competence approach // International Review of Management and Marketing. Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences. – 2016. – No. 1S. – Vol 6. – рp. 165-171.


Химический эксперимент

Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории

Авторы:

Бухарова А. В.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 37.

Аннотация

В статье представлен опыт использования современного цифрового оборудования в проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов. Приведена последовательность выполнения работы по определению количества вещества с использованием датчика цифровой лаборатории Vernier и программного приложения LogerPro.

Ключевые слова:

современные цифровые лаборатории, датчики, учебный проект.

Список литературы
  • 1. Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв – Изд-во Московского ун-та, 1961.

  • 2. Жилин Д. М. Учебные проекты С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – Москва, 2011.

  • 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. – Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.


Химический эксперимент

Адаптивно-инновационный подход при организации лабораторных работ

Авторы:

Казарова О. А.. Адрес: Новгород. Место работы: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

Пчёлина Е. А.. Адрес: Новгород. Место работы: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при организации лабораторных работ по химии: обоснованного и системного применения педагогических технологий; индивидуализации обучения; использования оригинальных методов и инструментов диагностики универсальных учебных действий.

Ключевые слова:

адаптивно-инновационный подход, лабораторные работы репродуктивного, частично-поискового, поискового характера, виды учебных ситуаций, методы и приёмы активного обучения, мозговой штурм, диагностика универсальных учебных действий.

Список литературы
  • 1. Казарова О. А. Адаптивно-инновационные технологии в экологическом образовании: монография / О. А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.

  • 2. Казарова О. А. Система адаптивно-инновационных педагогических технологий в вузе и школе: учебное пособие / О.А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014.

  • 3. Морева Н. А. Технология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  • 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.


Химический эксперимент

Микромасштабные опыты для внеурочной деятельности

Авторы:

Давыдов В. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Аннотация

В статье описаны разработанные автором эксперименты, выполняемые по микромасштабной технологии, позволяющей значительно сократить расход реактивов, а также время на подготовку и проведение опытов. Микромасштабные опыты по сжиганию железа в кислороде, а также получению и химическим реакциям хлора рекомендуются для использования во внеурочной работе по химии.

Ключевые слова:

микромасштабная технология, химический эксперимент, сжигание железа в кислороде, получение хлора, химические реакции хлора.

Список литературы
  • 1. Обендрауф В. Микромасштабный эксперимент по-австрийски // Химия в школе. – 2005. – №3. – С. 57-63.

  • 2. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. II. – М.: Просвещение, 1975.

  • 3. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. – М.: «Химия», 1969.