Система образования Ленинградской области: концептуальные основы и подходы к проектированию изменений

Авторы:

Тарасов С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

Аннотация

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области представляет региональный номер журнала, в котором представлен уникальный опыт, накопленный учителями и преподавателями химии Ленинградской области за многие годы.

Ключевые слова:

Ленинградская область, система образования, профессионализм, качество образования, качество жизни.


Наука и промышленность

Химический комплекс Ленинградской области: история и перспективы

Авторы:

Истомина Е. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

В статье дается краткая характеристика двух промышленных гигантов – отраслей основной химии и нефтехимии Ленинградской области. Рассматривается история создания и факторы размещения заводов, перечисляются основные источники сырья и выпускаемые продукты, прослеживаются генеральные потоки экспорта товара.

Ключевые слова:

Химическая промышленность, нефтехимия, производство минеральных удобрений, Ленинградская область.

Список литературы
  • 1. Экономика Ленинградской области: учеб. Пособие для 10 кл. / под ред. С. Д. Волкова. — СПб.: Специальная литература, 2007.

  • 2. Путеводитель по промышленности Ленинградской области: ежегодник / Сеть PwS совместно с Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. — СПб., 2013.

  • 3. КИНЕФ. URL: http://www.kinef.ru

  • 4. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С. В. Васильева, О.В. Гаврилова. — М.: Изд-во МГУ, 2004.

  • 5. Минерально-химическая компания «ЕвроХим». URL: www.eurochem.ru


Наука и промышленность

Молекулы XXI века

Авторы:

Карцова А. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет, Академическая гимназия СпбГУ.

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые примеры органических молекул с необычными свойствами и строением (ферроцен, краун-соединения, дендримеры). Особое внимание уделено новым аллотропным модификациям углерода, их открытию, свойствам, строению и сфере применения.

Ключевые слова:

краун-соединения, дендримеры, ферроцен, фуллерен, нанотрубки, графен.

Список литературы
  • 1. Дмитриев И. С. Молекулы без химических связей. — Л.: Химия, 1980.

  • 2. Корнилов М. Ю. Карбо-алмаз и карбо-графит. // Химия и жизнь. — 2010. — № 2. — С. 34–35.

  • 3. Карцова А. А. Покорение вещества. — СПб: Химиздат, 1999.

  • 4. Эткинс П. Молекулы. — М.: Мир, 1991.

  • 5. Wolinsky J. B., Grinstaff M. W. Therapeutic and diagnostic applications of dendrimers for cancer treatment. // Advanced Drug Delivery Reviews. — 2008. — V. 60. — P. 1037–55.

  • 6. Kroto H. et al. C60: Buckminsterfullerene // Nature. — 1985. — V. 318. — P. 162.

  • 7. Кац Е. А. Фуллерены, углеродные нанотрубки и нанокластеры. Родословная форм и идей. — М.: Изд-во Книжный дом «Либроком», 2009.

  • 8. Морозова Н. И. Неисчерпаемый углерод: нанотрубки. // «Потенциал». — 2014. — № 1, 2. — С. 15–21.

  • 9. Pan Z. et al. Very long carbon nanotubes // Nature. — 1998. — V. 394. — P 638.

  • 10. Раков Э. Г. Нанотрубки-рекордсмены.// Химия и жизнь. — 2016. — № 1. — С. 14—19.

  • 11. Hirihara K. et al. One-Dimensional Metallofullerene Crystal Generated Inside Single-Walled Carbon Nanotubes // Phys.Rev.Lett. — 2000. — V. 85. — P. 5384.


Методика и обмен опытом

Об оценивании образовательных результатов

Авторы:

Шаталов М. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

Статья посвящена вопросам оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов, подлежащих достижению в процессе обучения каждому учебному предмету согласно ФГОС ОО. При этом основной акцент сделан на оценивании уровня сформированнности универсальных учебных действий как важнейшего компонента метапредметных образовательных результатов.

Ключевые слова:

предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, система оценивания образовательных результатов, параметры оценивания образовательных результатов, метапредметные задания, самооценка, современные системы оценивания.

Список литературы
  • 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

  • 2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005.

  • 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г.).

  • 4. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.

  • 5. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2008.

  • 6. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. – М.: Логос, 2010.

  • 7. Шамова Т. И., Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.


Методика и обмен опытом

Проблемно-поисковый метод при изучении химических реакций

Авторы:

Дегтярь Л. Н.. Адрес: пос. Войсковицы, Гатчинский район, Ленинградская область. Место работы: Войсковицкая СОШ №1.

Аннотация

В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Химические реакции» (8 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Урок построен на основе метапредметной технологии формирования проблемно-поисковых универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения.

Ключевые слова:

проблемный урок химии, химические реакции, признаки химических реакций и условия их протекания, экзотермические и эндотермические реакции.

Список литературы
  • 1. Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / М. А. Шаталов, М. Б. Лебедева; под общ. ред. М. А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.

  • 2. Шаталов М. А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: формирование универсальных учебных действий в процессе обучения: методические рекомендации. – СПб.: ЛОИРО, 2012.

  • 3. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М.: 5 за знания, 2008.

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: ДРОФА, 2014.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Многоликий углерод»

Авторы:

Мордвинова Н. В.. Адрес: Луга. Место работы: СШ №4.

Аннотация

В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Многоликий углерод» (9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Логика построения урока предполагает его проведение в компьютерном классе, что способствует формированию IKT-компетентности школьников в процессе обучения химии.

Ключевые слова:

урок химии, ИKT-технологии на уроках химии, углерод как химический элемент, углерод как простое вещество, окислительно-восстановительная двойственность углерода, аллотропия углерода.

Список литературы
  • Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / Под общ. ред. М. А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.


Методика и обмен опытом

Использование химических задач в формировании культуры здорового образа жизни

Авторы:

Чекмарева А. М.. Адрес: Сосновый Бор. Место работы: СШ №7.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по охране и укреплению здоровья учащихся при обучении химии в средней школе, в частности при решении расчетных и качественных задач.

Ключевые слова:

культура здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающая деятельность учителя химии, химические задачи со здоровьесберегающим компонентом.

Список литературы
  • Гильманшина С. И., Мухаметшина Р. М. Пути интеграции химических и валеологических знаний // Химия в школе. – 2003. – № 9.

  • Еремеев В. И., Подгайская И. Б. Химия вокруг нас // Химия в школе. – 2002. – № 3.

  • Ерыгин Д. П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1989.

  • Зазыбин А. Г. Химические элементы в организме человека // Химия в школе. – 1996. – № 4.

  • Кавиева В. В. Валеологический компонент в школьном курсе химии // Химия в школе. – 2001. – № 7.

  • Кукушкин Ю. Н. Рассказы о химии и веществах. – СПб.: Синтез, 1995.

  • Макаров К. А. Медицинская химия. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 1996.

  • Назаренко В. М. Экологизированный курс химии // Химия в школе. – 1996. – № 1.

  • Осипова Т. А. На вопросы кулинара отвечает химия // Химия в школе. – 2002. – № 5.

  • Радецкий А. М. Дидактический материал по химии: 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2000.

  • Савинкина Е. В. Химия. Сборник задач. 8-9 классы. – М.: Аст-пресс, 2001.

  • Синягина Н. Ю., Кузнецов И. В. Как сохранить и укрепить здоровье. – М.: Новый учебник, 2003.

  • Харлампович Г. Д., Семёнов А. С., Попов В. А. Многоликая химия. – М.: Просвещение, 1992.

  • Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1993.


Методика и обмен опытом

Об окислительно-восстановительных реакциях в органической химии

Авторы:

Башмаков В. Я.. Адрес: Тихвин. Место работы: Лицей №8.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений. Особое внимание уделено особенностям окисления органических соединений, а также генетической взаимосвязи между ними. Предложена подборка заданий по данной проблематике на основе материалов ЕГЭ по химии, вступительных экзаменов на химический факультет МГУ, олимпиадных заданий разных уровней.

Ключевые слова:

органическая химия, окислительно-восстановительные реакции, окисление углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, генетическая взаимосвязь между классами органических соединений.


Методика и обмен опытом

Учим решать задачи: определение типа образующихся солей

Авторы:

Цурикова С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

В статье представлен математический способ решения задач на растворы, предполагающего определение типа и состава образующихся солей – кислых, средних. Предлагаемый способ существенно сокращает и упрощает путь решения подобных задач и может быть полезен учащимся при подготовке к ЕГЭ по химии.

Ключевые слова:

химические задачи, задачи на растворы, кислые и средние соли в задачах на растворы, методика решения задач на растворы, математический способ решения.


Химический эксперимент

Экспериментальные задания при изучении темы «Гидролиз солей»

Авторы:

Введенская А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

В статье представлены дифференцированные экспериментальные задания по теме «Гидролиз солей». Предложенные задания могут стать основой практических работ, демонстрационных и лабораторных опытов при изучении химии на базовом и на углублённом уровнях. Представлены задания для домашнего эксперимента по данной теме.

Ключевые слова:

химический эксперимент, домашний эксперимент, гидролиз, определение реакции среды растворов солей при гидролизе, факторы, влияющие на смещение равновесия гидролитических реакций, сравнительная характеристика степени гидролиза, влияние обратимого гидролиза солей на направление химических реакций, полный необратимый гидролиз солей.


Химический эксперимент

Возможности школьной естественно-научной лаборатории для организации исследовательской деятельности

Авторы:

Семёнова Е. А.. Адрес: г. Гатчина. Место работы: СШ №9.

Аннотация

В статье представлен опыт организации работы школьной естественнонаучной лаборатории. Рассмотрены возможности использования современного оборудования для организации урочной и внеурочной деятельности в классах химико-биологического профиля.

Ключевые слова:

школьная естественно-научная лаборатория, датчики, цифровой микроскоп, сканирующий зондовый микроскоп, химический практикум, учебные проекты и исследования по химии.

Список литературы
  • 1. Беспалов П. И. и др. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • 2. Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Лабораторные работы по химии. — М.: Институт новых технологий, 2012.

  • 3. Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2010. — № 6 — С. 64–67.

  • 4. Зимина А. И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента // Химия в школе. — 2010. — № 10 — С. 59–66.


Внеурочная деятельность

О сопровождении проектной деятельности учащихся

Авторы:

Ткаченко Л. Т.. Адрес: Гатчина. Место работы: Гатчинский лицей № 3.

Аннотация

В статье представлен опыт системной работы автора по формированию у школьников опыта проектной деятельности в предметной области «Химия».

Ключевые слова:

проект, проектная деятельность, учебные проекты по химии.


Внеурочная деятельность

Межпредметная игра «Эрудицион»

Авторы:

Жалова Е. В.. Адрес: Гатчина. Место работы: Гатчинский лицей №3.

Аннотация

В статье представлен опыт работы учителей Гатчинского муниципального района Ленинградской области по подготовке и проведению межпредметной игры «Эрудицион» по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география) среди учащихся 8 классов. Приведены примеры заданий, предложенных школьникам в разные годы проведения данной игры.

Ключевые слова:

дидактические игры, интеллектуальный марафон, межпредметная игра «Эрудицион».


Из истории химии

Анилин: от истории вещества к его изучению в школе

Авторы:

Лёвкин А. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по организации процесса изучения анилина в 10 классе при активном использовании исторического материала. Автор рассматривает проблемы химии, которые решали учёные в XIX-XX вв.

Ключевые слова:

исторический подход к обучению химии, анилин, синтез красителей, лекарственных и взрывчатых веществ.

Список литературы
  • 1. Califano Salvatore. Storia della chimica. Volume II. — Torino, Bollati Boringhierri, 2011.

  • 2. Лекутер П. Пуговицы Наполеона: семнадцать молекул, которые изменили мир. — М.: АСТ: CORPUS, 2014.

  • 3. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. — М.: Издательство «Первое сентября», 1999.

  • 4. Карцова А. А., Лёвкин А. Н. Химия. 10 класс. — М.: Вентана-Граф, 2010.

  • 5. Миттова И. Я., Самойлов А. М. История химии с древнейших времён до конца XX века. Т.2. — Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2012.