Не будем опускать руки

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1259.

Аннотация

Член редколлегии журнала заслуженный учитель РФ В. Н. Головнер размышляет о целях и содержании образования, роли, которую сыграл в изменении образовательной парадигмы Единый государственный экзамен, о необходимости систематического изучения в школе начал различных наук, т. е. получения универсального образования, отличающего истинно образованного человека, а также о развитии личности средствами предмета.

Ключевые слова:

цели образования, Единый государственный экзамен, выбор профиля обучения, изучение химии в школе, образованный человек, развитие личности.


Методика и обмен опытом

О проверке экспериментальных умений учащихся

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Институт педагогики и психологии образования МГПУ.

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

Молчанова Г. Н.. Адрес: г. Истра, Московская обл.. Место работы: Котеревская СШ.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность включения в контрольные измерительные материалы основного государственного экзамена (ОГЭ) стандартизированных заданий, направленных на проверку экспериментальных умений; отражено соответствие содержания раздела "Экспериментальная химия" примерной программы основного общего образования, контролируемым в рамках экзамена, элементам содержания. Приведены примеры заданий, которые иллюстрируют подходы к их формулированию, а также подходы к их оцениванию.

Ключевые слова:

основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, стандартизированные задания, кодификатор, планируемые результаты, элементы содержания, химический эксперимент, экспериментальные умения, вещество, химическая реакция.

Список литературы
  • Добротин Д. Ю. О формировании познавательной деятельности при изучении понятия «вещество» //Химия в школе. - 2004. - № 10. - С. 23-29.

  • Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю. и др. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. - М.: Дрофа, 2008.

  • Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Методические материалы по организации и проведению эксперимента в рамках Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников IX классов по химию. - М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2013.

  • Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.


Методика и обмен опытом

К вопросу о подготовке будущего учителя

Авторы:

Нарушевич В. Н.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аршанский Е. Я.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

В статье обосновывается использование интегративного подхода к организации профессионально-методической подготовки будущих учителей биологии и химии. Сегодня в белорусских вузах подготовка будущих учителей биологии и химии осуществляется в рамках единой педагогической специальности «Биология и химия». Эта специальность предполагает 4-летний срок обучения, в результате чего выпускники получат квалификацию «Преподаватель биологии и химии». Появление такой специальности свидетельствует о необходимости поиска единых подходов к организации профессионально-методической подготовки студентов по биологии и химии, устранении дублирования учебного материала. Это же требование диктуется и необходимостью усиления практико-ориентированной направленности при подготовке будущего учителя биологии и химии.

Ключевые слова:

интегративный подход в образовании, система методической подготовки учителя, методика обучения биологии и химии.

Список литературы
  • 1. Нарушевич В. Н., Аршанский Е. Я. Интегративный подход.к методической подготовке будущих учителей биологии и химии.// Веснiк ВДУ. – 2011. - № 3. – С. 120-124.

  • 2. Аршанский Е. Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс - педвуз - профильный класс»: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 2005.

  • 3. Методика преподавания химии: типовая учебная программа / Министерство образования Республики Беларусь, регистр. номер ТД-А.415/тип., 25.07.2012.

  • 4. Методика преподавания биологии и школьный эксперимент: типовая учебная программа / Министерство образования Республики Беларусь, регистр. номер ТД-А.343/тип., 03.01.2011.

  • 5. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984.

  • 6. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е., Чубаро С. В. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. ‑ Мн.: Книжный дом, 2004.

  • 7. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И. П. Пономаревой. – М.: Академия, 2003.

  • 8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


Методика и обмен опытом

Необыкновенное путешествие капли воды

Авторы:

Байбакова Ю. А.. Адрес: г. Волжский, Волгоградская области. Место работы: СШ № 30 им. Медведева С. Р..

Аннотация

Предложен урок изучения и первичного закрепления материала для учащихся 8-го класса (по программе О. С. Габриеляна). Цель урока: систематизировать основные представления о воде, её свойствах и значении в природе и жизни человека.

Ключевые слова:

урок-путешествие, вода, универсальные учебные действия.


Методика и обмен опытом

Обобщающий урок в форме интеллектуальной игры

Авторы:

Федоренко И. Г.. Адрес: Санкт-Петербург.. Место работы: СОШ № 98.

Аннотация

Одно из условий успешного обучения – умение вызвать интерес к предмету, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, сделать уроки разнообразными. Этому способствуют игровые технологии. Благодаря им, уроки проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, что повышает здоровьесберегающую направленность урока, развивает коммуникативные способности. Автор предлагает разработку обобщающего урока в форме интеллектуальной игры, который целесообразно проводить в конце изучения курса органической химии.

Ключевые слова:

игровые технологии, интеллектуальная игра по химии, обобщающий урок по курсу органической химии.

Список литературы
  • Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. ‑ М.: Дрофа, 2005.

  • Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. ‑ М.: Дрофа, 2004.

  • Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. ‑ М.: Дрофа, 2012.

  • Гаврусейко Н. П. Проверочные работы по органической химии. ‑ М.: Просвещение, 1991.

  • Емельянова Е. О., Иванова Р. Г. Именные реакции в органической химии. ‑ М.: Вентана-Граф, 2010.


Консультация

Элемент № … «единственный и самый»

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от серебра до ксенона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.

Ключевые слова:

атом, элемент, вещество, серебро, кадмий, индий, олово, сурьма, теллур, иод, ксенон.


Химический эксперимент

Фракционирование крахмала на занятиях элективного курса

Авторы:

Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье описаны строение, свойства, методики выделения крахмала из растений и его очистка, приведены источники крахмала, названы методы и описаны модифицированные методики фракционирования крахмала. Фракционирование крахмала может быть осуществлено учащимися на занятиях элективного курса с целью наглядного усвоения признака качественной реакции на крахмал.

Ключевые слова:

крахмал, фракции крахмала, амилоза, амилопектин, строение крахмала, свойства крахмала, источники крахмала, методы фракционирования крахмала, модифицированные методики фракционирования крахмала.

Список литературы
  • Алехина Е. А., Бельгибаева А. М., Ефремов А. Н. Исследование качества крахмала // Химия в школе. - 2015. - № 3. - С. 44-50.

  • Артеменко А. И. Органическая химия: теоретические основы (углублённый курс). – М.: Просвещение, 1997.

  • Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.

  • Ким А. М. Органическая химия. – Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

  • Кочетков Н. К., Бочков А. Ф., Дмитриев Б. А. и др. Химия углеводов. – М.: Химия, 1967.

  • Моррисон Р. Бойд Р. Органическая химия / Под ред. И. К. Коробицыной. – М.: Мир, 1974.

  • Полевицкий Н. И. Как добыть сахар, крахмал, патоку из картофеля, овощей, зерна, плодов и ягод. – Пермь: Панорама, 1992.

  • Рихтер М., Аугустат З., Ширбаум Ф. Избранные методы исследования крахмала. – М.: Пищевая промышленность, 1975.

  • Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения: Учебник для вузов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.

  • Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2009.

  • Шалыгин С. П., Алехина Е. А., Бельгибаева А. М. Номенклатура и классификация органических соединений: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Омск: ООО «ИТЦ», 2012.


Химический эксперимент

Количественное определение углеводов в растительном материале

Авторы:

Жукова Н. И.. Адрес: Уссурийск, Приморский край. Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики.

Аннотация

Работа посвящена количественному определению углеводов в растительном материале. Предлагаемые в работе опыты определения глюкозы, фруктозы и сахарозы могут быть использованы учителями химии, биологии, экологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

растительный материал, углеводы, редуцирующие и нередуцирующие сахара, глюкоза, фруктоза, сахароза, титрометрический метод Вильштеттера и Шудля.

Список литературы
  • 1. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. — М.: Высшая школа, 1991.

  • 2. Петров К. П. Методы биохимии растительных продуктов. — Киев: Вища школа, 1978.

  • 3. Шапиро Д. К. Практикум по биологической химии. - 2-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1976.


Химический эксперимент

Образовательный экскурс в химию углеводов

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрен материал для проведения образовательного экскурса на тему «Сладкий разговор», который может быть использован для организации внеурочной деятельности. Предложены опыты, демонстрирующие уникальные свойства сахаров. Подобран интересный теоретический материал о способах получения и использования сахаросодержащих продуктов.

Ключевые слова:

кристалл сахара, инвертированный сахар, вкусовой дальтонизм, люминесценция, пироэффект, триболюминесценция.

Список литературы
  • Баталин А., Олифсон Л. Юным химикам. - Свердловск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1970.

  • 3онис С. А., Мазуров С. М. Лабораторно-лекционные опыты и демонстрационные материалы по органической химии. - М.: Высшая школа, 1961.

  • Меньшиков В. В., Сутягин А. А., Лисун Н. М. Школа и вуз: из опыта организации образовательного туризма // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 55-61.

  • Орлик Ю. Г. Химический калейдоскоп: Книга для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Народна асвета, 1988.

  • Рейнбольдт Г. Техника химического демонстрационного эксперимента. – М.: Главная редакция химической литературы, 1935.

  • Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии. Методика и техника: Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Школьная Пресса, 2000.


Из истории химии

Маргарита Перей – женщина, открывшая франций

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и деятельности известного французского учёного, первооткрывателя химического элемента франция, первой женщине, избранной во Французскую академию наук с момента её основания в 1666 г., Маргарите Катерине Перей. Рассказывается о начале научной деятельности М. Перей в лаборатории М. Кюри, о её работе по очистке источников актиния и получению его концентрированных образцов. Описаны попытки учёных разных стран обнаружить элемент № 87, предсказанный Д. И. Менделеевым ещё в 1871 г. Рассмотрена история открытия франция, деятельность М. Перей в послевоенные годы, её работа в Центре ядерных исследований в Страсбурге. Обсуждено влияние работы с радиоактивными элементами на здоровье М. Перей.

Ключевые слова:

история химии, Маргарита Перей, открытие франция.

Список литературы
  • Венецкий С. И. О редких и рассеянных. Рассказы о металлах. - М.: Металлургия, 1981.

  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Популярная библиотека химических элементов. - М.: Наука, 1974.

  • Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.

  • Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.

  • http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830906000.html

  • www.bookrags.com/biography/marguerite-perey-woc/

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Francium


Внеурочная деятельность

Большое химическое путешествие

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: Зеленоград, г. Москва. Место работы: СОШ № 618.

Аннотация

Автор предлагает материалы для игры «Большое химическое путешествие». Её можно проводить в форме общественного смотра знаний в 8-м классе, а также как урок повторения в 9-м классе. В игре участвуют все учащиеся класса.

Ключевые слова:

химическая игра, правила игры, вопросы.


Внеурочная деятельность

Химия в профессии: исследование качества лечебных средств против перхоти

Авторы:

Васильева В. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский колледж сервиса и дизайна.

Аннотация

Перхоть – самое распространенное заболевание кожи головы. Миллионы людей, посещая салоны красоты, парикмахерские доверяют свою красоту и здоровье своих волос парикмахерам. Работа в этой сфере обслуживания требует знаний по химии, которые позволяют обоснованно выбирать средства парфюмерно-косметической промышленности и применять их в своей профессиональной деятельности. Применение лечебных шампуней против перхоти было принято за основу исследовательского проекта. Обучающиеся исследовали несколько образцов лечебных шампуней, используя такие методы, как эксперимент и наблюдение. В статье приведено подробное описание данного проекта.

Ключевые слова:

перхоть, химический состав, шампуни против перхоти, исследовательский проект, парикмахер.