Конкурс «Учитель года России-2014» глазами членов жюри

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва.

Кружалов В. В.. Адрес: Москва.

Колесниченко С. В.. Адрес: Москва.

Аннотация

Главный редактор и члены жюри журнала делятся впечатлениями об очередном конкурсе «Учитель года России».

Ключевые слова:

конкурс «Учитель года России-2014», жюри конкурса.


Наука и промышленность

Проблемы и способы утилизации фосфогипса

Авторы:

Шелудько Г. П.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Институт строительства, транспорта и машиностроения.

Гончаров В. М.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Институт строительства, транспорта и машиностроения.

Голиков С. В.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Институт строительства, транспорта и машиностроения.

Аннотация

Рассматривается проблема утилизации фосфогипса, которая носит сложный и комплексный характер и требует знания химии неорганических материалов, химии и технологии выскомолекулярных и полимерных материалов, стройматериалов, вопросов экологии и охраны окружающей среды.

Ключевые слова:

фосфогипс, утилизация, отвалы, складирование, переработка.

Список литературы
  • 1. Кержнер А. М. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 8 (353) 2008 г.).

  • 2. Воробьёв Х. С. Состояние и перспективы использования вторичных продуктов и отходов промышленности в производстве строительных материалов // Строительные материалы. - 1985. - № 10. - С. 6-7.

  • 3. Баженов Ю. М., Шубейкин П. Ф., Дворник Л. И. Применение промышленных отходов в производстве строительных материалов. - М.: Стройиздат, 1986.

  • 4. Гордашевский П. Ф., Долгарёв Л. В. Производство гипсовых вяжущих материалов из гипсосодержащих отходов. - М.: Стройиздат, 1987.

  • 5. Ахметов А. С., Дмитриева Н. В. Применение фосфогипса в дорожном строительстве // Технология минеральных удобрений. - Ленинград, 1992. - С. 113-115.


Методика и обмен опытом

Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В настоящей статье предпринята попытка использования для систематизации методов обучения не с помощью построения классификации, а путем применения научного метода типологии. Предложен ряд типологий методов обучения по различным признакам. Используемые типология помогут учителю сориентироваться при выборе методов обучения.

Ключевые слова:

методы обучения, система методов обучения, научные методы познания, классификация, типология.

Список литературы
  • 1. Общая методика химии / Под ред. Л. А. Цветкова. ‑ М.: Просвещение, 1981.

  • 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения в восьмилетней и средней школе. ‑ М.: Учпедгиз, 1963.

  • 3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.

  • 4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1986.

  • 5. Зарецкий В. К., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.

  • 6. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: Книга для учащихся 8‑11 классов. - М.: Аркти, 1998.

  • 7. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А, Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. ‑ М.: Аркти, 1999.

  • 8. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.

  • 9. Денисова А. В., Оржековский П. А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления // Химия в школе. – 2011. - № 6. - С. 32-36.

  • 10. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - М.: КНОРУС, 2008.


Методика и обмен опытом

К методике изучения теории химического строения

Авторы:

Хальзова С. А.. Адрес: г. Борисоглебск, Воронежская обл.. Место работы: Борисоглебский технолого-экономический техникум.

Аннотация

Предложен урок по теме «Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова» из курса органической химии (10 класс). Автор использует проблемный метод обучения.

Ключевые слова:

молекулярная формула, структурная формула, изомерия, изомер, углеродный скелет.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Рациональное питание»

Авторы:

Орлова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Румянцева Е. М.. Адрес: Кировск, Ленинградская обл.. Место работы: СШ № 2.

Корсунова Л. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ «Тутти».

Аннотация

Авторами представлена разработка заключительного урока по теме «Химия и пища» в рамках курса по выбору «Химия, здоровье и красота».

Ключевые слова:

теория сбалансированного питания, теория адекватного питания, рациональное питание.

Список литературы
  • Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. - 2005. - № 1.

  • Орлова И. А., Румянцева Е. М., Корсунова Л. С. Курс по выбору «Химия, здоровье и красота» // Химия в школе. 2013 г. – № 7. – С. 38.

  • Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. Пищевая химия: Учебник для вузов. - СПб.: ГИОРД, 2004.

  • Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л.: Наука, 1991.

  • Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Типы кристаллических решёток»

Авторы:

Бочарова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 41.

Аннотация

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нацеливает учителя на создание условий для достижения метапредметных образовательных результатов, обусловленных формированием у учащихся универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Задача учителя современной школы - овладеть способами организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, направленной на формирование и развитие УУД. Автор предлагает урок изучения и первичного закрепления новых знаний, умений и способов действий. Он проводится в 8-м классе в рамках изучения темы «Химическая связь. Строение вещества». На нём используются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ключевые слова:

кристаллические решётки, свойства веществ, технология развития критического мышления.


Методика и обмен опытом

К вопросу о корректном использовании некоторых терминов

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

В недавнем времени в школе в качестве единственного источника теоритического материала использовали бумажный учебник. Но в настоящее время всё больше ученики изучают интернет-учебники. Но и в тех, и в других иногда используются термины, несоответствующие их химической сущности, например термины «радикал», «гидроксид аммония» и другие.

Ключевые слова:

интернет-учебник, радикал, гидроксид аммония, реакции амфотерных гидроксидов.

Список литературы
  • 1. Дерябина Г. И., Кантария Г. В. Интерактивный мультимедиаучебник. Органическая химия. – Самара, 1998 – 2014. – Режим доступа: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

  • 2. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. Интернет-учебник. – Новосибирск, НГУ, 2013. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb189.htm

  • 3. Каверина А. А., Снастина М. Г. Рекомендации по усовершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 28–38.

  • 4. Jensen W. B. Why Is “R” Used To Symbolize hydrocarbon substituents?– Journal of chemical education. – 2010. – No. 4. – V. 87. – Р. 360–361.

  • 5. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 368.

  • 6. Yoke J. Ammonium hydroxide does not exist // Journal of Chemical Education. – 1989. – No. 3. – Р. 310.

  • 7. Hawkes St. J. Formula for ammonia monohydrate // Journal of Chemical Education. – 2004. – No. 11. – Р. 1569.

  • 8 Кузнецова Л. М. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003. – С. 82.

  • 9. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – M.: Высшая школа, 1988. – С. 332.

  • 10. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 т. Т. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2007.– С. 670.

  • 11. Неорганическая химия. Химия переходных элементов: Учебник для вузов. 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Академия, 2008. – С. 400.


Методика и обмен опытом

Математический способ вычисления количества связей в молекулах

Авторы:

Аббасов З. С.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: СШ № 3 Бинагадинского района.

Аннотация

В статье впервые решена проблема математического вычисления количества общих связей в химических соединениях.

Ключевые слова:

число химических связей, графическая формула, валентность элементов, энтальпии.

Список литературы
  • 1. Salahov M. S, Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 2 (22). S. 70-75.

  • 2. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Üzvi birləşmələr valentlik rabitələrinin hesablanması // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 3 (23). ‑ S. 3-12.

  • 3. Salahov M. S., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Pedaqoji universitet xəbərləri. Bakı. - 2008 - № 5. - S. 12-17.

  • 4. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Reaksiyalar zamanı kimyəvi rabitə saylarının dəyişməsinin riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. - 2008. - 4 (24). - S. 34-40.

  • 5. Салахов М. С., Багманов Б. Т., Аббасов З. С., Джафарова Н. А. Модели для визуализации фуллеренов Сn и числа валентных связей // Молодой учёный. - 2013. - № 4 (51). –С. 130-132.


Методика и обмен опытом

О приёмах формирования интереса к изучению химии

Авторы:

Плешкова Н. А.. Адрес: Дубна, Московская обл.. Место работы: Международный университет природы, общества и человека «Дубна».

Аннотация

В статье раскрыты условия и приёмы преподавания, способствующие формированию у школьников интереса к школьному предмету химия на основе нестандартного подхода к организации учебной деятельности по изучению химической номенклатуры и терминологии. Показано положительное влияние активных форм деятельности учащихся на познавательный процесс.

Ключевые слова:

химия, нестандартный подход, терминология, обучение, эффективность, методы, содержание, формы, учащиеся, совершенствование, навыки, интерес.

Список литературы
  • 1. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. Изд.3, перераб. 1981. Мягкая обложка. 192 с., Букинист Полиграфкомбинат им. Я Коласа. 220005, Минск

  • 2. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М., 1981. С.240.

  • 3. http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/P_44.html#_ftn10 08.01.2014 [Библиотека <Вехи>] Флоренский с. 28

  • 4. http://www.ozhegov.org/words/40988.shtml1 15.07.2013 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

  • 5. http://www.clow.ru/a-anim/284.html 04.12.2013


Методика и обмен опытом

Тесты по химии: впервые в отечественной методике

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университе тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В работе рассматривается историко-педагогический аспект создания тестов по химии в Советской России в 1920-1930-е годы. Изучена классификация видов контроля и тестов в 1920-е годы, предложенная первыми составителями тестов. Проведен сравнительный анализ с существующей классификацией. Приведены примеры первых тестов по химии по различным темам школьного курса, которые использовались для учета достижений учащихся в начале XX в. Показана практическая направленность первых отечественных тестов по химии.

Ключевые слова:

тесты по химии, тестирование, тестовый педагогический контроль, учёт успешности.


Химический эксперимент

Новые подходы к организации химического эксперимента

Авторы:

Левина С. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Симонова М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Сычёв В. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Карпенко И. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

Для обеспечения раскрытия интеллектуального потенциала школьника в условиях внедрения ФГОС ООО преподаватели кафедры химии Челябинского государственного педагогического университета разработали инструктивные карточки для проведения лабораторного эксперимента, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной работе.

Ключевые слова:

химический эксперимент, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.


Химический эксперимент

Научно-исследовательская работа в рамках элективного курса «Химия нефтепродуктов»

Авторы:

Лосева Н. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в Тобольске.

Аннотация

В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся практико-ориентированного направления на примере химии нефтепродуктов. Показаны методики определения некоторых показателей качества нефтепродуктов, осуществление которых возможно в условиях школьной лаборатории.

Ключевые слова:

химмотология, элективный курс, показатели качества нефтепродуктов.

Список литературы
  • Ахметов С. А. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. - Уфа: Гилем, 2002.

  • Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л. Химмотология. - М.: Химия, 1986.

  • Кондрашева Н. К. и др. Методы исследований химмотологических и экологических свойств моторных топлив: лабораторный практикум по химмотологии и экологии / Под ред. А. Ф. Ахметова. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2008.

  • Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. - М.: Химия, 1975.


Химический эксперимент

Из опыта реализации практико-ориентированного проекта

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Филиал Башкирского государственного университета в Бирске.

Денисова О. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Филиал Башкирского государственного университета в Бирске.

Пурина Е. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Филиал Башкирского государственного университета в Бирске.

Аннотация

В статье предлагается методика определения нитратов в овощах и фруктах учащимися на внеклассных занятиях по химии. Рассматривается вопрос пагубного влияния нитратов на организм человека.

Ключевые слова:

нитраты, нитриты, овощи, ПДК, нитрат-тестер.

Список литературы
  • 1. Денисова О. С., Лыгин С. А. Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: Материалы X международной заочной научно-практической конференции (06 мая 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. Секция 7. Химия. - С. 86-90.

  • 2. Воленко Е. Н. Определение нитратов в овощах - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-194192.html (Дата обращения 30. 01. 2013.)

  • 3. Джалолова Ф. С. Вредное воздействие нитратов на организм человека - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://nsportal.ru/ap /drugoe/ library/vrednoe-vozdeistvie-nitratov-na-organizm-cheloveka (Дата обращения 30. 01. 2013.)


Внеклассная работа

Образовательная программа внеурочной деятельности «Озеро просит о помощи»

Авторы:

Владимирова Т. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Аннотация

Естественно-научная внеурочная деятельность школьников способствует формированию системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира, развитию личности обучающихся. В рамках внеурочной деятельности школьники включаются в проектную и исследовательскую работу, направленную на формирование универсальных учебных действий.

Ключевые слова:

проектная и исследовательская деятельность, экологическое исследование озера, естественные науки, экологическая культура.

Список литературы
  • 2. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5–11 классы / Под. ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – (Современная школа управления и воспитания).

  • 3. Кузнецова Н. Е., Майш Е. Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. – 2004. - № 5. - С. 12-18.

  • 4. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность в разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – (Работаем по новым стандартам).

  • 5. Захаров С. Г. Мы изучаем озёра: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования. - Челябинск, 2001.


Из истории химии

Радиоактивность по Менделееву

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

В статье даётся точка зрения Д. И. Менделеева на явление радиоактивности.

Ключевые слова:

Дмитрий Иванович Менделеев, Анри Беккерель, радиоактивность.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 2. Беленький М. Д. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 2010.

  • 3. Трифонов Д. Н. Последствия одного визита. - http://him.1september.ru/article.php?ID=20020160