И будет Вам счастье...

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Главный редактор поздравляет читателей журнала с новым годом.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.


Наука и промышленность

Химия вкуса

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Они бывают сладкими, горькими, кислыми, солёными, терпкими, жгучими, мятными, щелочными, металлическими, вяжущими, мучнистыми, острыми, клейкими… Речь идёт о вкусовых ощущениях. Разнообразие этих ощущений связано с необычно сложной физиологией вкусового аппарата человека и «химией» процессов восприятия вкуса.

Ключевые слова:

сладкий вкус, вкусовые рецепторы, вкусовой анализатор.

Список литературы
  • Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.

  • Благутина В. В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 34–38.

  • Бронштейн А. И. Вкус и обоняние. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

  • Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека: Учебник для мед. вузов. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: СпецЛит, 2001.

  • Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ.; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.

  • Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 38–40.

  • Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.

  • Лекутер П., Берресон Д. Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир. – М.: Астрель, 2012.

  • Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. А. Н. Бакулева, Ф. Н. Петрова. – М., 1961.

  • Садовский А. С. Мясной вкус // Химия и жизнь. - 2005. -.№ 4 - С. 33–34.

  • Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.


Наука и промышленность

ИЮПАК переходит на позиции «зелёной химии» и устойчивого развития.

Аннотация

Вице-президентом ИЮПАК впервые избрана представительница России Н. П. Тарасова, основатель и руководитель Института химии и проблем устойчивого развития, а также кафедры ЮНЕСКО «зелёная химия» для устойчивого развития.

Ключевые слова:

ИЮПАК, «зелёная химия», устойчивое развитие.


Методика и обмен опытом

Использование кластеров в процессе обучения

Авторы:

Маршанова Г. Л.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Пичугина Г. В.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

Аннотация

В статье проводится анализ опыта использования учителями кластеров в обучении школьников и предпринимается попытка изложить собственный взгляд на этот методический прием. Уточняется сущность термина «кластер», показываются виды и формы работы с кластерами на уроках химии с примерами из собственной практики преподавания.

Ключевые слова:

кластер, графическое представление информации.

Список литературы
  • 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

  • 2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.

  • 3. Павлищева А. Ю. Из опыта использования кластеров // Химия в школе. – 2010. № 6. – С. 28 30.

  • 4. Технология «кластери» и её модификации http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=676 – 04 июля 2013 г.

  • 5. Урлапова О. И. Обобщающий урок в начальной школе по курсу «Окружающий мир» http://festival.1september.ru/articles/512956/ – 17 июня 2011г.

  • 6. http://dic.academic.ru/contents.nsf/eng_rus/ - 03 июля 2013 г.

  • 7. http://mirphysics.com/termin-klaster – 17 июля 2013 г.

  • 8. Миндлин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров _ http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep01-11/2-a – 04 июля 2013 г.

  • 9. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. Ч. 3. – М.: Мир, 1969.


Методика и обмен опытом

Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральный институт педагогических измерений.

Снастина М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Федеральный институт педагогических измерений.

Аннотация

В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы, задания с развёрнутым ответом, система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.


Методика и обмен опытом

Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения.

Авторы:

Кандаурова А.В.. Адрес: Тара. Место работы: Филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

Кравченко М.В.. Адрес: Тара. Место работы: Гимназия № 1 им. А. М. Луппова.

Аннотация

В условиях снижения мотивации учащихся к изучению химии применение интерактивных технологий и приемов способствует на фоне развития интереса к предмету, формированию у учащихся навыков социального взаимодействия как необходимой надпредметной компетенции. Предлагаются варианты оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Ключевые слова:

Интерактивное обучение, социальное взаимодействие, способы оценивания, предметные и личностные результаты, социальный опыт.

Список литературы
  • 1. Актуальные вопросы введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. Т. С. Горбунова, Ю. А. Бурдельная, Т. Н. Тишина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011.

  • 2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999.

  • 3. Чепель Т. Л., Яковенко Т. Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации // http://www.concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2

  • 4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. – № 7. – С. 12–18.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения металлов

Авторы:

Федотова Р. В.. Адрес: Тюменская обл., село Викулово. Место работы: Викуловская СШ № 2.

Аннотация

Предложен урок по теме «Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы» (9-й класс), на котором учащиеся знакомятся с группой типичных металлов, в которой ярко выражены закономерности изменения свойств в зависимости от порядкового номера элемента.

Ключевые слова:

урок химии, металлы IIА группы.


Методика и обмен опытом

Как провести урок по теме «Реакции ионного обмена»

Авторы:

Пономарёва Т. Н.. Адрес: Тюмень. Место работы: СШ № 89.

Аннотация

Предложены разработки двух уроков по теме «Реакции ионного обмена» (8-й класс).

Ключевые слова:

реакции ионного обмена, профессиональная ориентация, урок-практикум.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок химии и географии

Авторы:

Мастюга С. С.. Адрес: г. Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания. Место работы: СШ № 17.

Дз. Ревазова И.. Адрес: г. Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания. Место работы: СШ № 17.

Аннотация

Предложен интегрированный урок (химия и география) с применением ЭОР. Цель его обобщить, систематизировать и закрепить знания о нефти.

Ключевые слова:

нефть, нефтепродукты, интегрированный урок.

Список литературы
  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2004.

  • Войошников В. Д., Войошникова Н. А. Книга о полезных ископаемых. М., 1991.

  • Максаковский В. П. География. – М.: Просвещение, 2009.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-химиков

Авторы:

Нукетаева Д. Ж.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Матаев М. М.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Мырзахметова Н. О.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Куанышева Ж.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский государственный женский педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены кредитная система обучения применяемая ВУЗе как средство повышения мобильности студентов, предполагающая развитие у обучающихся способности к самоорганизации, познавательной и образовательной самостоятельности, саморазвитию, навыкам критического мышления.

Ключевые слова:

кредитная система обучения, модульная технология обучения, учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплинам, профессиональная компетентность студентов, педагогическая практика.

Список литературы
  • 1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011‑2020 гг. ‑ Астана, 2010.

  • 2. Назарбаев Н. А. Послание Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». ‑ Астана, 2012.

  • 3. Скибицкая И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании. ‑ 2012. ‑ № 12.

  • 4. Матушкин Н. Н., Пахомов С. И., Столбова И. Д. Формирование компетенций на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. ‑ 2011. ‑ № 1.


Методика и обмен опытом

Контрольная работа с использованием контекстных задач

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

Предложены 2 варианта контрольной работы по теме «Химические реакции» в 11 классе в формате ЕГЭ с использованием контекстных задач.

Ключевые слова:

тесты, контекстные задачи, химические реакции, химическое равновесие, скорость химических реакций, гидролиз солей.


Методика и обмен опытом

Игры для пятиклассников по темам «Вода», «Воздух», «Почва».

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Разработка трёх уроков-игр. Позволяет повторить и обобщить большой объём материала.

Ключевые слова:

игра, вода, воздух, почва, химические и физические явления.

Список литературы
  • Пакулова В. М. Природоведение. Природа живая и неживая. 5 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.


Химический эксперимент

К изучению карбоновых кислот.

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Предлагаем разработку одной из тем элективного курса «Органические вещества на нашей кухне» для учащихся старших классов.

Ключевые слова:

исследовательский проект, карбоновые кислоты.


Химический эксперимент

Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.

Авторы:

Волкова С. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Куприянова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений учащихся по химии моделируется в процессе решения качественных задач.

Ключевые слова:

качественные задачи на конструирование и моделирование процессов, приборов, универсальные учебные умения, конструкторские умения, проектирование, моделирование, конструирование, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Горбунова Т. В., Терешков В. А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. – 2007. - № 2 (44). – С. 42-51.

  • 3. Герус С. А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

  • 4. Ризванов А. К. Химические опыты в познании основ науки // Химия в школе. – 2007. – № 1. – С. 55–63.

  • 5. Всё что вы хотели знать про светодиоды. Интернет-журнал о моддинге. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modmag.net/articles/info/vse-chto-vi-hoteli-znat-pro-svetodiodi


Внеклассная работа

Эколого-химическая характеристика родников: исследовательская работа.

Авторы:

Алексеенко А.А.. Адрес: г. Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Баян Е.М.. Адрес: г. Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Сажнева Т.В.. Адрес: г. Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы исследовательской деятельности учащихся по химии, определена роль преподавателя на каждом из них, описан алгоритм осуществления данного вида деятельности в рамках школьной программы. При этом с проведением каждого проекта компетенции учителя развиваются вместе с компетенциями учащихся, так как проектная деятельность нетрадиционна, разносторонняя, требует регулярного поиска решений и стимулирует к получению новых знаний.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, компетенции, экологический проект, роль учителя, химия.

Список литературы
  • 1. Беседина Л. Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. – 2012. – № 7. – С. 21 24.

  • 2. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 51 55.

  • 3. Котикова И. В. О развитии познавательной активности учащихся // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 77 79.

  • 4. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, 2006. – С. 218.


Внеклассная работа

Об использовании интерактивных игр

Авторы:

Иванова О.А.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольский индустриальный институт Тюменского нефтегазового университета.

Чабарова Б.М.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

В статье рассматриваются активные и интерактивные форм обучения химии, способствующие повышению интеллектуальной активности учащихся и увеличивающие эффективность урока. Предложена разработка интерактивной игры на основе биографических данных и научной деятельности Д.И. Менделеева.

Ключевые слова:

игровые технологии, методика преподавания химии, современный урок.

Список литературы
  • Воронкова Л. В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  • Ковалёва Т. М. Инновационная школа: аксиома и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  • Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Роспедагенство, 1996.


Из истории химии

Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Приведены юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Ключевые слова:

юбилейные даты из истории химии.