С верой и надеждой – в новый год.

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Обращение к читателям журнала.

Ключевые слова:

Новый год.


Наука и промышленность

Производные гидразина и их значение в природе

Авторы:

Сибриков С. Г.. Адрес: г. Ярославль. Место работы: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Казин В. Н.. Адрес: г. Ярославль. Место работы: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Аннотация

Приведены вопросы строения производных гидразина, история получения данных соединений, природные аналоги и их источники. Указанные природные соединения широко используется в синтезе лекарственных веществ.

Ключевые слова:

гидразин, гидразобензол, фенилгидразин, природные производные гидразина, пиперазиновая кислота, гирометрин, алкалоиды и их аналоги.

Список литературы
  • Греков А. П. Органическая химия гидразина. – Киев: Техника, 1966.

  • Иоффе Б. В., Кузнецов М. А., Потехин А. А. Химия органических производных гидразина. – Л.:Химия, 1979.


Методика и обмен опытом

Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий.

Авторы:

Мещерякова Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Институт открытого образования.

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Институт открытого образования.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Институт открытого образования.

Аннотация

Личностные и метапредметные результаты достигаются посредством участия школьников в различных видах деятельности, включающей универсальные учебные действия четырёх блоков: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Следовательно, необходимо создание системы дидактических заданий для усвоения химического содержания, обеспечивающих возможность осуществления совокупности УУД на каждом этапе усвоения. Авторы делятся опытом разработки такой системы заданий на примере заданий по теме «Физические свойства веществ с различными видами связи» (9-й класс).

Ключевые слова:

метапредметные результаты, результаты личностного развития, типология заданий, химическая связь, типы кристаллических решёток.

Список литературы
  • 1. Поташник М. М. Требования к современному уроку: Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2011.

  • 2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Методика и обмен опытом

Из опыта использования интерактивных опорных схем

Авторы:

Григорьева Г. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1226.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Лагутин М. Б.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Предложена методика использования интерактивных опорных схем на уроках химии в 8-м классе, центральным элементом которой является развитие монологической речи школьника. Проанализирована динамика развития речевых умений школьников и связь с качеством знаний учащихся по химии. Выявлены условия успешного применения разработанной методики.

Ключевые слова:

опорная схема, ориентировочная основа деятельности, речь, монолог, интерактивный компонент.

Список литературы
  • 1. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — М.: Педагогика, 1989.

  • 2. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990.

  • 3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х тт. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  • 4. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. О составлении опорных сигналов при обобщении знаний // Химия в школе. — 1994. — № 6. — С. 37–41.

  • 5. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Комплект обобщающих схем-конспектов по теме «Электролитическая диссоциация» // Химия в школе. — 1991. — № 5. — С. 25– 30.

  • 6. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. — М.: Изд-во МПГУ, 2003.

  • 7. Волович М. Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. — М.: Российский открытый университет, 1992.

  • 8. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

  • 9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — С. 105.

  • 10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975.

  • 11. Радаева О. В. Развитие речи учащихся на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. — 2004. — № 6. — С. 20–22.

  • 12. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — С. 14–16.


Методика и обмен опытом

Как организовать самостоятельную работу одарённых учащихся

Авторы:

Дранишникова Л. И.. Адрес: г. Дзержинск, Нижегородская обл.. Место работы: СШ № 27.

Аннотация

Для развития способностей одаренных школьников большие возможности предоставляет продуманная организация их самостоятельной деятельности, которая опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу самих учащихся. Рассмотрены различные формы их самостоятельной работы академически одарённых школьников.

Ключевые слова:

одарённые школьники, самостоятельная работа.

Список литературы
  • 1. Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М., 1991.

  • 2. Дранишникова Л. И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников // Химия в школе. — 2008. — № 4. — С. 2–4.


Методика и обмен опытом

Инновационные технологии в работе с одарёнными детьми

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В работе представлены способы активизации учебно-познавательной деятельности одарённых учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов, а также предложены методические рекомендации педагогам средних образовательных учреждений по использованию инновационных технологий в работе с одарёнными по химии детьми.

Ключевые слова:

одарённые дети, пропедевтический этап изучения химии, инновационные технологии.

Список литературы
  • 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения 15.03.2012).

  • 2. Путин В. В. О наших экономических задачах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.putin2012.ru/events/149/ (дата обращения 15.03.2012).

  • 3. Безрукова Н. П., Звягина А. С., Оспенникова Е. В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования // Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / Под общ. ред. Е. В. Оспенниковой. — М.: Университетская книга, 2008.

  • 4. Кузнецова Н. Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования // Химия в школе. — 2009. — № 3. — С. 10–17.

  • 5. Дранишникова Л. И. Активизация мыслительной деятельности учащихся с признаками одарённости на учебных занятиях по химии // Профильная школа. — 2008. — № 2. — С. 42–48.


Методика и обмен опытом

И снова о ЕГЭ...

Авторы:

Чернобельская Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Педагогический Государственный Университет.

Аннотация

Идея проведения Единого государственного экзамена была осознана ещё в 50-е годы прошлого столетия, но современную форму приобрела только в наше время. Однако сложившаяся система не удовлетворила педагогическую общественность, и возникла необходимость её усовершенствоввать. В статье даётся анализ причин неудачного применения данной формы ЕГЭ и вносятся предложения по его усовершенствованию.

Ключевые слова:

проблемы государственного экзамена по химии, задания тестового типа, проектная деятельность.

Список литературы
  • 1. Хомченко Г. П. Химия для поступающих в вузы. Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1993.

  • 2. Капуцкий Ф. Н. Пособие по химии для поступающих в вузы. — Минск, Высшая школа, 1965.

  • 3. Немкова О. Г., Решетникова Л. П., Кузяков Ю. Я., Володина М. А., Чуранов С. С. Пособие по химии для поступающих в вузы. — Изд. МГУ, 1967.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Чуранов С. С. Общая и неорганическая химия. Пособие для поступающих в вузы и для учащихся подготовительных курсов. — Изд. МГУ, 1977.

  • 5. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учебник для студентов педвузов. — М.: Дрофа, 2010. — С. 149.

  • 6. Боровских Т. А. Об индивидуализации обучения химии в школе // Наука и школа. — 2008. — № 6. — С. 25–29.

  • 7. Борунова Е. Б., Чернобельская Г. М. О выпускных экзаменах в школах Великобритании // Химия в школе — 2008. — № 4. — С. 54–61.

  • 8. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе.— 2008. — № 2. — С. 23–26.

  • 9. Нечитайлова Е. В. Как организовать проектную деятельность учащихся // Химия в школе.— 2010. — № 7. — С. 19–24; Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 47–49.

  • 10. Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе.— 2007. — № 2. — С. 34–36.

  • 11. Широва М. Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности // Химия в школе. — 2008. — № 2. — С. 29–33.

  • 12. Хачатрян И. Н. Мотивация проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2006. — № 6. — С. 52–57.


К юбилею Г. М. Чернобельской

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

Исполнилось 80 лет Галине Марковне Чернобельской — известному учёному, доктору педагогических наук, профессору Московского педагогического государственного университета.

Ключевые слова:

Г М Чернобельская, юбилей.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок химии и английского языка по теме «Азот»

Авторы:

Новикова Г. С.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 4.

Дедюлина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 4.

Аннотация

Учащиеся на английском языке рассказывают о научной деятельности Г. Дэви, а также о «веселящем газе» и азотном отравлении водолазов.

Ключевые слова:

Гемфри Дэви, азот, азотный наркоз, «веселящий газ».


Методика и обмен опытом

Модульный урок по теме «Кислород. Озон. Аллотропия»

Авторы:

Илларионова А. А.. Адрес: Новороссийск, Краснодарский край. Место работы: Гимназия № 5.

Аннотация

Использование технологии модульного обучения даёт возможность сделать школьников активными участниками урока, а не пассивными слушателями, формирует умения работать с учебным материалом, самостоятельно пошагово добывать знания, делать выводы. Автор предлагает разработку модуля для проведения урока в 9-м классе по программе авторов И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской.

Ключевые слова:

модульное обучение, кислород, озон, аллотропия.


Методика и обмен опытом

Инновационная технология «Бумеранг»: изучение фосфора

Авторы:

Низомова С. А.. Адрес: Ташкент, Узбекистан. Место работы: УзНИИ Педнаук.

Аннотация

В данной статье дано несколько вид опросов по новой или по пройденной теме. Опрос учеников проводится в групповом виде, индивидуальном виде, с применением наглядных пособий, зарисовок чертежей, экспериментальных задач, а также демонстрационных экспериментов. В результате использования несколько типов педагогических, интерактивных, инновационных методов эффективность обучения возрастает и улучшается качество обучения.

Ключевые слова:

инновационные технологии, активные методы обучения, приёмы обучения.

Список литературы
  • Ишмухамедов Р., Абдукадыров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании. — Ташкент, 2008.

  • Ходиев Б., Голиш Л. Организация методов и приёмов в процессе самостоятельной учёбы. — Ташкент, 2010.

  • Низомова С. Использование инновационных технологий при обучении химии. — Ташкент, 2011.


Методика и обмен опытом

Обобщение знаний в игровой форме

Авторы:

Борзова З. В.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров.

Гайдарова М. Г.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров.

Аннотация

Первая часть занятия построена по аналогии с игрой «За семью печатями». Во второй части каждый играет за себя. Темы: научная деятельность Д. И. Менделеева, Периодическая система химических элементов.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, Периодическая система химических элементов, игра.


Методика и обмен опытом

Заметки с международной конференции по химическому образованию

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Участие в конференции позволяет сделать вывод, что на Западе есть довольно много интересных идей, которые можно было бы аккуратно адаптировать для российской системы образования.

Ключевые слова:

международная конференция по химическому образованию.

Список литературы
  • 1. Baddock M., Bucat R. Effectiveness of a Classroom Chemistry Demonstration using the Cognitive Conflict Strategy // International Journal of Science Education, 2008, v. 30, No. 8, p. 1115–1128.

  • 2. Жилин Д. М. Инструктивизм и конструктивизм — диалектически противоположные стратегии обучения // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 26–36.

  • 3. Abraham M. R. Inquiry and the Learning Cycle Approach / Pienta, N. J., Cooper, M. M., Greenbowe, T. J. (Eds). Chemists’ Guide to Effective Teaching. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ, 2005; p. 41–52.

  • 4. Kirschner P. A., Sweller J., Klark R. E. Why Minimal Guidance During Instruction Does Not Work: An Analysis of the Failure of Constructivist, Discovery, Problem-Based, Experiential, and Inquiry-Based Teaching // Educational Psychologist, 2006, v. 41, No. 2, p. 75–86.

  • 5. Жилин Д. М. Заметки с международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. — 2012. — № 10. — С. 44.


Химический эксперимент

Экспериментальное исследование генетических связей между классами органических соединений.

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Предложена система химических экспериментов, нацеленных на формирование осознанных знаний школьников о генетических связях между классами органических соединений. Представленная методика организации учебного исследования в форме лабораторных опытов, не требующих специального оборудования, с доступными веществами, непродолжительных по времени, позволяет систематизировать, обобщить и повторить ключевые вопросы органической химии при подготовке школьников к единому государственному экзамену.

Ключевые слова:

генетическая связь, классы органических соединений, ЕГЭ, учебное исследование, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (последнее обращение 10.05.2012).

  • 2. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций. // Химия в школе. 2012, № 1. С. 74 – 80.

  • 3. Аверина А. В., Снегирева А. Я. Лабораторный практикум по органической химии. — М.: Высшая школа, 1980. — 184 с.

  • 4. Титов Н. А., Оржековский П. А. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ. // Химия в школе. 2010, № 10. С. 17 – 22.

  • 5. Аналитический отчёт Федерального института педагогических измерений о результатах ЕГЭ-2011. Химия. [Электронный ресурс]: http://fipi.ru/binaries/1193/2.4.%20him-11-11.pdf )(последнее обращение 12.05.2012).

  • 6. Нейланд О. Я. Органическая химия. — M.: Высшая школа, 1990. — С. 95 – 96.

  • 7. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов / Под ред. И.М. Скурихина и М. Н. Волгарева. — М.: Агропромиздат, 1987. — С. 107.

  • 8. Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. Том II. — М.: Гос. науч.-техн. изд-во химической литературы, 1957. — С. 318 – 321.

  • 9. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника. — М.: Школьная Пресса, 2000. — С. 73.


Химический эксперимент

Исследование качества мёда

Авторы:

Микеладзе И. П.. Адрес: п. Речной, Кумёнский р-н, Кировская обл.. Место работы: СШ п. Речной.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема фальсификации меда. Описываются различные виды, состав и свойства мёда. Приведена методика исследования качества продукта. Даются рекомендации хранения меда в домашних условиях и определения признаков некачественного товара. В заключение сформулировано правило приобретения натурального продукта.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, свойства мёда, аромат, цвет, вкус, фальсификация мёда.

Список литературы
  • Кузьмина К. А. Лечение пчелиным мёдом и ядом. 6-е изд. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973.

  • Сушанский А. Г., Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. Т. 1. Питание для здоровья – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

  • www.medoviy.ru

  • www.medonosnie.ru

  • www.beehoney.com.ua


Химический эксперимент

К изучению свойств алканов.

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1259.

Аннотация

Дано описание нестандартной по содержанию практической работы по теме «Свойства алканов», ориентированной на базовый уровень изучения органической химии. Выполняя работу, учащиеся исследуют процессы горения и галогенирования алканов. Предложенный подход позволяет повысить наглядность обучения при знакомстве с предельными углеводородами. В статье приводятся инструкции по выполнению работы для учащихся и методические указания по проведению работы для учителя.

Ключевые слова:

алканы, химические свойства алканов, галогенирование алканов.

Список литературы
  • 1. Э.Е. Нифантьев Органическая химия. 11 (10) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.

  • 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010 – 192 с.

  • 3. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Органическая химия. 11 (10) класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

  • 4. О.С. Габриэлян Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.


Из истории химии

История добычи и первичной переработки нефти в России

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история добычи и первичной переработки нефти в Российской империи, определены причины, сдерживавшие развитие этой зарождающейся отрасли промышленности. Показан вклад Д. И. Менделеева в развитие «нефтяного дела» в России. Проанализированы взгляды отечественных учёных того времени на природу возникновения нефти.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, нефть, химия нефти.

Список литературы
  • Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 1-3 / под ред. С. И. Вольфковича. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948, 1949, 1951.

  • Менделеев Д. И. Нефть // Энциклопедический словарь. Т. XXА. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Петербург, 1897. – С. 938-952.

  • Менделеев Д. И. Сочинения. Т. Х, XI. – Л.; М.: Изд-во АН СССР, 1949.

  • Менделеев Д. И. Основы химии. – М.; Л.: Гостехиздат, 1932.


Из истории химии

Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва.

Аннотация

Приведены юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Ключевые слова:

Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.


Внеклассная работа

Из опыта организации проектной деятельности школьников

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 362.

Аннотация

Статья посвящена методике организации проектной деятельности школьников по химии. В качестве примера описан практико-ориентированный проект по исследованию антацидных препаратов.

Ключевые слова:

проектная деятельность школьников, реакция нейтрализации, антациды, титрование.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа-вуз» // Наука и школа. — 2012. — № 2. — С. 112–115.

  • 2. Farber R. Antacids. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://serendip.brynmawr.edu/sci_edu/farber/pdf/antacid.pdf

  • 3. Katz D. A. Titration: Standardization of a Base and Analysis of Stomach Antacid Tablets / D. A. Katz, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chymist.com/Analysis_of_Stomach_antacids151.pdf

  • 4. Исследование состава и механизма действия антацидных препаратов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portfolio.1september.ru/work.php?id=594483


Внеклассная работа

Игра «Химическая лихорадка»

Авторы:

Гапоненко О. К.. Адрес: г. Сургут, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 32.

Аннотация

Предложена игра, составленная на основе всем известной телевизионной игры «Золотая лихорадка» (8–9-й классы). Для её проведения достаточно урока (40–45 мин), в ней участвует весь класс.

Ключевые слова:

игра, химические элементы.

Список литературы
  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга для домашнего чтения. — М.: Химия, 1994.

  • Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993.