Федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год

Авторы:

Левина Л.С..

Аннотация

Приведен федеральный перечень учебников по химии, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году.

Ключевые слова:

федеральный перечень учебников.


Из истории химии

Дважды нобелевский лауреат

Авторы:

Жиров А. И.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье прослеживаются важнейшие этапы жизни и научной деятельности М. Кюри.

Ключевые слова:

Мария Кюри, Пьер Кюри, радиоактивность, полоний, радий, Нобелевская премия.

Список литературы
  • 1. Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1967.

  • 2. Склодовская-Кюри М. Радий и радиоактивность / Пер. с 2-го франц. изд. - М.: Творческая Мысль, 1905.

  • 3. Коттон Э. Семья Кюри и радиоактивность. - М.: Атомиздат, 1964.

  • 4. Mme P. Curie et M. A. Debierne. Compte Rendus (Academie des Sciences), 1910, 2 semestre. (T. 151, № 10) 523 –525.

  • 5. Энквист П. У. Книга о Бланш и Мари. - СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2006.


Юбилейные даты из истории химии в 2012 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва.

Аннотация

Приведены юбилейные даты из истории химии в 2012 г.

Ключевые слова:

Юбилейные даты из истории химии в 2012 г.


Методика и обмен опытом

ЕГЭ по химии: результаты экзамена 2011 г. и экзаменационная работа 2012 г.

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: ФКР по химии ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

Снастина М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: ФКР по химии ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

Аннотация

Авторы анализируют результаты ЕГЭ по химии 2011 г. и рассказывают об экзаменационной работе 2012 г.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, результаты ЕГЭ 2011 г, ЕГЭ 2012 г.


Curriculum vitae профессора Тыльдсеппа

Авторы:

Горскис М.. Адрес: Даугавпилс.

Телешов С.. Адрес: С.-Петербург.

Швиркст Я.. Адрес: Рига.

Аннотация

Наш юбиляр - доктор педагогических наук, Почётный профессор Тартусского университета Аарне Альберт-Романович Тыльдсепп. Статья знакомит читателей с жизью и профессиональной деятельностью выдающегося методиста.

Ключевые слова:

А Тыльдсепп, юбилей, учёный-методист.


Актуальные проблемы современной дидактики химии

Авторы:

Тыльдсепп А. А.. Адрес: Тарту, Эстония. Место работы: Тартуский университет.

Аннотация

Автор рассматривает общий подход к процессу обучения , который называют парадигмой обучения химии, предлагает модель формирования всеобщей химической грамотности и свои решения проблемы перегрузки учащихся учебным материалом.

Ключевые слова:

дидактика химии, парадигма обучения химии, формирование химической грамотности, перегрузка учащихся.

Список литературы
  • 1. STL Guidebook. Created by J. Holbrook and M. Rannikmäe for use in the ICASE European STA Meeting University of York 22nd July. 2000.

  • 2. Гаркунов В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.

  • 3. Dechsri P., Jones L. L., Heikkinen H. W. Effect of a Laboratory Manual Desing Incorporating Visual Information-Processing Aids on Student Learning and Attitudes // Journal of Research in Science Teaching. — 1997. — Vol. 34. — No. 9. Р. 891–904.

  • 4. Johnstone A. H. Thinking about thinking // International Newsletter on Chemical Education. — 1991. — Vol. 36. — Р. 7–11.


Интегративно-дифференцированный подход в обучении химии

Авторы:

Стихова А. М.. Адрес: Новороссийск. Место работы: Морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Аннотация

В статье дан анализ диалектического характера химического содержания. Приведены аргументы в пользу применения интегративно-дифференцированного подхода в обучении химии. Предложен алгоритм детализации взаимосвязи интеграции и дифференциации на материале учебной темы.

Ключевые слова:

диалектичность химического содержания, парные химические понятия, интегративно-дифференцированный подход, алгоритм детализации взаимосвязи интеграции и дифференциации.

Список литературы
  • 1. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.

  • 2. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  • 3. Стихова А. М. О преподавании общей химии на основе системы интегративно-дифференцированного обучения в вузе // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». —2010. — № 6 (14). — С. 152–154.

  • 4. Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Дис. … д-ра пед. наук. — Тюмень, 1999.


Фестивали педагогических идей в системе неформального образования

Авторы:

Ройтблат О. В.. Адрес: Тюмень.

Аннотация

В статье говорится о неформальном образовании и его месте в системе повышения квалификации. Рассматриваются возможности фестивалей педагогических идей как способа неформального образования.

Ключевые слова:

неформальное образование, повышение квалификации.


Интеграция в образовании и науке: история и современность

Авторы:

Иванова О.А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Толстолужинская С.Б.. Адрес: Москва. Место работы: ЦО №1475.

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к интеграции в отечественной и зарубежной литературе, раскрываются сущность, формы и содержание интеграции в педагогическом процессе. Отмечается, что интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которых – формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

Ключевые слова:

межпредметные связи, интеграция, этапы интеграции, виды интергации в образовании.

Список литературы
  • 1. Коменский Я. А. Избранные сочинения. – М.: Учпедиздат, 1955.

  • 2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983.

  • 3 Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  • 4. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.

  • 5. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: Издательство ЛГУ, 1961.

  • 6. Добров Г. М. Наука о науке. – Киев: Наукова думка, 1969.

  • 7. Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. – М.: Мысль, 1985.

  • 8. Чепиков М. Г. Интеграция наук. – М.: Мысль, 1988.

  • 9. Подповетная Е. В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Государственно-общественный характер управления образованием как механизм формирования духовно-нравственных ценностей: Материалы Международной научно-практической конференции: Секция 5. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.

  • 10. Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. – Днепропетровск, 1992.

  • 11. Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. – 1997. – № 4.

  • 12. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. – 1998. – № 2.

  • 13. Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – № 16(71).


Использование качественных задач для формирования учебной мотивации

Авторы:

Дерябина Н.Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аннотация

Предлагается использовать различного вида качественные задачи для формирования учебной мотивации у начинающих изучать химию. Приведена классификация занимательных качественных задач, примеры задач различных типов, показано место и характер их использования в школьном обучении. Предложены дополнительные пособия, содержащие справочный материал, необходимый для решения описываемых задач.

Ключевые слова:

качественные задачи, занимательные задачи.

Список литературы
  • 1. Дерябина Н. Е. Введение в химию: Учебник-тетрадь. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.

  • 2. Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.

  • 3. Дерябина Н. Е. Решение качественных задач: метод сужения объёма понятий // Химия в школе. — 2008. — № 7. — С. 36-39.


Химический характер житейских ситуаций: проблемно-творческие задачи

Авторы:

Кендиван О. Д.. Адрес: Кызыл. Место работы: Тывинский государственный университет.

Аннотация

В представленном материале рассмотрена методика внедрения компетентностного подхода в образовательную практику через использование проблемно-творческих задач.

Ключевые слова:

учебная творческая деятельность, проблемно-творческие задачи, ситуационно-проблемный подход.


Обучение учащихся методам познания

Авторы:

Мещерякова Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В статье предложены методические решения проблемы обучения учащихся методу классификации. При отборе содержания, выборе средств, методов и форм организации деятельности учащихся были учтены гносеологические особенности данного метода познания, что позволяет формировать не только предметные, но метапредметные умения.

Ключевые слова:

методика обучения, методы познания, классификация, урок приобретения новых знаний, познавательная деятельность учащихся.


Интерактивная доска на уроке химии

Авторы:

Белохвостов А.А.. Адрес: Витебск. Место работы: ВГУ им. П.М. Машерова.

Аршанский Е.Я.. Адрес: Витебск. Место работы: ВГУ им. П.М. Машерова.

Аннотация

Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках химии. Показаны примеры заданий, которые могут быть реализованы с использованием программного обеспечения интерактивных досок и разнообразных электронных средств обучения химии.

Ключевые слова:

интерактивная доска, электронные средства обучения химии.

Список литературы
  • 1. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева. – Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.

  • 2. Нечитайлова, Е. В. Go to the white-board, или Интерактивная доска на уроке химии/Е.В. Нечитайлова // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С.33-38.

  • 3. Соломон, Л.М. Дидактический материал к магнитной доске / Л.М. Соломон, Е.Ю. Степанов // Химия в школе. – 1982. – №1. – С.65-67.

  • 4. Черненко, А.П. Об использовании магнитной доски при изучении химии / А.П. Черненко // Химия в школе. – 1980. – №3. – С.52-55.


Консультация

Сила кислот

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

Рассмотрены некоторые характеристики протона как частицы, определяющей общие свойства кислот. Приведены формулы для равновесий диссоциации слабых кислот в водных растворах. Сила кислоты пропорциональна концентрации ионов Н+ при данной общей концентрации кислоты. Поэтому относительная сила слабой кислоты пропорциональна квадратному корню из константы кислотности. Обсуждаются структурные характеристики молекул кислот, определяющие возникновение кислотности в растворах, и влияющие на силу кислот. Необходимым условием является полярность связи водорода с кислородом или другим атомом в молекуле кислоты. В то же время, усиливаются кислотные свойства бинарных водородных соединений в группах галогенов и халькогенов при уменьшении полярности связи в них. Здесь существенной оказывается делокализация заряда электрона по объему аниона, понижающая вероятность обратного присоединения протона. В кислородных кислотах делокализация заряда происходит при наличии кратных связей. От этого решающим образом зависит сила неорганических и органических кислот.

Ключевые слова:

кислота, основание, протон, гидроксоний, константа кислотности, силовой показатель, делокализация заряда.

Список литературы
  • 1. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 1. - М.: Мир, 1982. - С. 485 сл.

  • 2. Попков В. А., Пузаков С. А. Общая химия. - М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С. 577 сл.

  • 3. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 1. - С. 239 сл.

  • 4. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 2. - С. 34 сл.

  • 5. Органическая химия. Кн. 1. Основной курс / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2003. - С. 138-150.


Внеклассная работа

Междисциплинарное занятие «Экодом»

Авторы:

Крицкая Е. Б.. Адрес: Краснодар. Место работы: КубГТУ.

Аннотация

Мощный инструмент, каким является имитационная игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмыслению важных жизненных вопросов, социальной адаптации. Пра¬вильно организованная игра на уроке экологии в школе позволяет развивать навыки самостоятельной деятельности, оказывает значительное влияние на формирование системы научных знаний, расширяет сферу их применения.

Ключевые слова:

имитационные игры, экодом, энергоэффективность, комфорт.


Химический эксперимент

Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Предложена система химических экспериментов, нацеленных на формирование осознанных знаний школьников об окислительно-восстановительных реакциях. На примере перманганата калия рассматривается поведение окислителя в реакциях с различными восстановителями. Анализируются продукты реакций, экспериментально устанавливается зависимость глубины восстановления окислителя от рН реакционной смеси.

Ключевые слова:

окислительно-восстановительная реакция, окислители, восстановители, ЕГЭ, учебное исследование, химический эксперимент.