В новый год не без хлопот...

Авторы:

Левина Л.С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Главный редактор журнала размышляет о преобразованиях в системе образования.

Ключевые слова:

система образования.


Наука и промышленность

Нобелевские лауреаты по химии 2010 г.

Авторы:

Левина Л.С..

Аннотация

Нобелевскую премию по химии 2010 г. получили учёные из Японии и США: Ричард Хек, Эйити Нагиси (в русскоязычной научной литературе его фамилия пишется «Негиши») и Акира Судзуки награждены за разработку «катализируемых палладием реакций кросс-сочетания». Нобелевский комитет поясняет, что лауреаты «разработали новые, более эффективные пути связывания атомов углерода для синтеза сложных молекул, которые могут сделать лучше нашу повседневную жизнь».

Ключевые слова:

Нобелевская премия, реакции кросс-сочетания, катализ, паллдиевыйкатализатор, селективность.


Методика и обмен опытом

ЕГЭ-2011: документы, регламентирующие структуру и содержание контрольныхизмерительных материалов

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ.

Аннотация

Статья содержит обстоятельную информацию об официальных документах, которые подготовлены Федеральной комиссией по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по химии в 2011 г.: кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, спецификации и демонстрационном варианте КИМ. Также приведен план экзаменационной работы ЕГЭ 2011 г. Эти материалы помогут учителям более эффективно ориентировать учебный процесс на усвоение учащимися основного содержания школьного курса химии, а также подготовить выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена по химии в 2011 г.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, нормативные документы.


К изучению правила Марковникова

Авторы:

Самойлов И. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 419.

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье говорится о правиле Марковникова, которое объясняет направление реакций присоединения полярных молекул типа НХ к двойным и тройным углерод- углеродным связям. Даётся современная трактовка правила Марковникова на основании статического и динамического подходов. Статья снабжена заданиями, проверяющими использование правила Марковникова.

Ключевые слова:

правило Марковникова, индуктивный эффект, карбокатион, перекисный эффектХараша.


Учебник, который мы выбираем

Авторы:

Левина Л.С..

Аннотация

Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образоваттельном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.

Ключевые слова:

учебник химии, учебно-методический комплект.


Урок по теме «Железо и его соединения»

Авторы:

Богомолова В. С.. Адрес: с. Красная Горка, Пензенская обл.. Место работы: Средняя школа.

Аннотация

Предложен урок, на котором учащиеся 9-го класса получают полное представление о железе как химическом элементе и простом веществе, а также о его соединениях.

Ключевые слова:

урок, железо, соединения железа.


Из опыта проведения уроков в 8-м классе

Авторы:

Чикулаева Л. И.. Адрес: г. Октябрьск, Самарская обл.. Место работы: СШ № 2.

Лагунова С. Ю.. Адрес: г. Вологда. Место работы: СШ № 30.

Аникина И. Н.. Адрес: г. Октябрьск, Самарская обл.. Место работы: СШ № 9 «Образовательный центр».

Аннотация

Предложены разработки уроков по теме «Важнейшие классы неорганических соединений», в частности, с использованием технологии здоровьесбережения.

Ключевые слова:

здоровьесберегающие технологии, классы неорганических веществ, изучениенового материала, кислоты.


Урок - ролевая игра «Влияние медицинских препаратов на здоровье человека»

Авторы:

Кузьмина О. В.. Адрес: Мурманск. Место работы: Политехнический лицей.

Беляева Е. И.. Адрес: Мурманск. Место работы: Политехнический лицей.

Аннотация

Предлагаемая ролевая игра позволяет не только расширить и углубить знания учащихся по теме «Карбоновые кислоты», но и раскрыть роль химических знаний в решении важных проблем, провести профориентационную работу. Учащиеся играют роли врачей химико-биологической лаборатории (две группы), членов экспертной комиссии (две группы), двух пациентов, а учитель - главного врача поликлиники.

Ключевые слова:

ролевая игра, медицинские препараты, здоровье человека.


Межпредметные связи как основа развития активной познавательнойдеятельности

Авторы:

Тагиев И. Б.. Адрес: Баку. Место работы: Бакинский государственный университет.

Аннотация

В статье рассматривается открытый урок применения межпредметных и внутрипредметных связей при объяснения учебного материала. Автор раскрывает и рассматривает важность связи между дисциплинами на примере свойств плодов оливок как восприятия учебной информации, а также понимание физико- химических и биохимических процессов в производстве продуктов питания. В статье также автор отводит важную роль повышению познавательной деятельности учащихся с применением открытых уроков на основе меж- и внутрипредметных связей.

Ключевые слова:

химия, биохимия, межпредметные и внутрипредметные связи, интеграция, методология, пищевая ценность, познавательная деятельность.

Список литературы
  • Медведева М. В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии //

  • Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6.

  • Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии //

  • Химия в школе. – 2010 – № 2. – С. 10–15.

  • Гусейнов Н. Технология консервирования фруктов и овощей. – Гянджя, 1999.


Как мы решаем задачи на определение формулы органического вещества

Авторы:

Голованова Н. А.. Адрес: г. Сургут, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

В статье предложен один из способов решения задач на определение формулы органического вещества. .i) Summary:

Ключевые слова:

расчётные задачи, определение формулы органического вещества.


Консультация

Коррозия металлов: теория и практика

Авторы:

Строкатова С.Ф.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Лавникова И.В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Андросюк Е.Р.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Аннотация

Незначительная коррозия любой детали может полностью вывести из строя приборы и установки. Очень велики потери из-за коррозии – снижается производительность и срок работы оборудования, повышается его аварийность, нарушаются технологические процессы. В связи с этим исследование механизма процесса коррозии и разработка методов защиты от нее имеют большое народнохозяйственное значение.

Ключевые слова:

металлы, коррозия металлов, химическая коррозия, электрохимическаякоррозия, гальванопара, способы защиты от коррозии.


Химический эксперимент

Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическимхарактеристикам почвы

Авторы:

Терещенко О. В.. Адрес: Мурманск. Место работы: Педагогический университет.

Рязанцева М. В.. Адрес: г. Гатчина, Ленинградская обл.. Место работы: Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

Предлагается эксперимент по изучению антропогенного загрязнения почвы, который можно проводить на пришкольном участке, в парке, лесу или в школьной лаборатории. Рассмотренные методы изучения почвы вполне доступны, обеспечены наглядностью, не требуют дорогостоящей материально-технической базы и вполне могут проводиться учащимися 8-го класса самостоятельно.

Ключевые слова:

окружающая среда, мониторинг загрязнения окружающей среды, почва, гумус, химический анализ почвы.

Список литературы
  • 1. Александрова Н. И, Вилкова И. Э., Логунова Г. И. Лабораторный практикум

  • по профессиональной экологии. - Спб.: Институт профтехобразования РАО,

  • 1997. - С. 9-16.

  • 2. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения.

  • - М.: ГИЦ Владос, 2001. - С. 47-51.

  • 3. Семенкова И. Г, Соколова Э. С. Фитопатология. - М.: Изд. центр

  • «Академия», 2003. - С. 171.

  • 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - Т. 2. - М.: Мир, 1990. - С.

  • 129.

  • 5. Алексеев С. В., Беккер A. M. Изучаем экологию экспериментально. - СПб.:

  • СПбГУПМ, 1993. - С. 34.


Защита документов от подделки с использованием цветных реакций

Авторы:

Половняк В. К.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Хаибрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Аннотация

Тиражируемые документы – бюллетени для голосования, лотерейные билеты, банковские документы, всевозможные бланки часто подделывают с помощью ксерокопирования. Чтобы избежать этого и защитить документы от подделки, можно использовать цветные химические реакции. Рассмотрены некоторые цветные реакции ионов Fe2+ и Fe3+, которые потенциально можно использовать для химической защиты документов от подделки.

Ключевые слова:

цветные реакции, ионы железа, окрашивание раствора, кодирующий раствор, проявляющий раствор.

Список литературы
  • Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1998.

  • Блок Н. И. Качественный химический анализ. - М.: ГХИ, 1952.

  • Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. - М.: Мир, 1983.

  • Зайцев О. С. Общая химия. Строение веществ и химические реакции. - М.:

  • Химия, 1990.

  • Кукушкин Ю. Н. Химия координационных соединений. - М.: Высшая школа, 1990.

  • Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1971.

  • Рабинович В. А., Хавин З. Я. Краткий химический справочник. - Л.: Химия,

  • 1978.

  • Угай Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1997.

  • Хьюи Д. Ж. Неорганическая химия. Строение вещества и реакционная

  • способность. - М.:Химия, 1997.

  • Шарло Г. Методы аналитической химии. - Ч. 2. - М.: Химия, 1969.


Внеклассная работа

Из опыта проведения недели химии

Авторы:

Микеладзе И. П.. Адрес: п. Речной, Кировская обл..

Аннотация

В данной статье описывается подготовка к неделе химии в школе, программа проводимых мероприятий в рамках недели, включающая подробную разработку классного часа «Посвящение в химики». Внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 8-х классах, но данную разработку можно использовать и в 7- х классах, если учащиеся приступили к ознакомительному курсу химии.

Ключевые слова:

внеклассная работа, химический классный час «Посвящение в химики».

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М., Просвещение, 1980.

  • Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга

  • учителя химии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  • Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

  • Злотников Э. Г., Махова Л. В. и др. Урок окончен – занятия продолжаются. –

  • М.: Просвещение, 1992.


Использование тематических викторин в практике обучения

Авторы:

Александрова Е. И.. Адрес: г. Чебоксары. Место работы: Лицей № 44.

Аннотация

Предложены вопросы тематической викторины «Элементы, металлы и неметаллы» для учащихся 9-го класса.

Ключевые слова:

викторина, химический элемент, металл, неметалл.


Чем занять ученика

Авторы:

Ижогина Е. Ю.. Адрес: г. Воронеж. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали и правильно применяли в дальнейшем термины и определения, разработаны задания, которые предполагают заполнение пропусков в тексте.

Ключевые слова:

самостоятельная работа, определения понятий.


Из истории химии

Развитие химических знаний в России до середины XVIII в.

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Толкачёва Т. К.. Адрес: Калуга.

Аннотация

В работе проанализирован уровень развития химических знаний в России с XI по середину XVIII в. Показан преимущественно практический характер этих знаний: развиваются элементы технической и медицинской химии.

Ключевые слова:

история химии, химические ремёсла, старейшие химические производства, развитие производств.